Особенности традиционного мировоззрения цыган этнической группы русска рома

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 01:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Определить особенности традиционного мировоззрения цыган русска рома
Задачи: Показать основные образы и сюжеты мифологии русска рома,

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 3КУРС.doc

— 93.00 Кб (Скачать)

«Особенности  традиционного мировоззрения  цыган этнической группы русска рома»

Предмет изучения: Этническая группа цыган русска рома

Объект  изучения: Традиционное мировоззрение русска рома

Цель: Определить особенности традиционного мировоззрения цыган русска рома

Задачи: Показать основные образы и сюжеты мифологии русска рома,

Актуальность: Этническая группа цыган русска рома является самой большой, проживающей на территории России и Украины. Ещё в 1917 году русска рома были самыми образованными цыганами России. Ответы на вопросы о религиозной принадлежности русска рома показали, что 100% респондентов являются верующими, 100% - православными христианами. При этом глубоко верующими и соблюдающими все религиозные обряды считали себя  17%, верующими, но редко соблюдающими религиозные обряды - 83%человек. Мифологические сюжеты, сохранившиеся в настоящее время, сложились в результате длительной эволюции и связаны с разными периодами цыганской истории. К сожалению, из-за сложившегося стереотипа, и негативного отношения к цыганам, вопросы их культуры слабо освещены в научной литературе. Встречаются только отдельные небольшие работы и статьи общего характера. Эта тема мало изучена и недостаточно раскрыта в научной литературе. Поэтому данная работа обладает высокой актуальностью.

Литература: Серьёзным изучением вопроса цыганской культуры занимались несколько учённых, опираясь на работы которых написана данная работа.

           

Введение 

Предки  цыган покинули Индию, по-видимому, в конце 1-го тысячелетия. Первоначально осели в Передней Азии (на территории Ирана) и в Египте, на восточных окраинах Византийской империи. В начале 2-го тысячелетия продвинулись на Балканский полуостров. В начале XV—XVI вв. цыгане расселились по Европе (где первоначально принимались за выходцев из Египта), позднее — по Северной Африке, в XIX веке — в Северной и Южной Америке и Австралии. Первоначально доброжелательное отношение к цыганам в Европе сменилось преследованиями их как бродяг, промышляющих гаданием и попрошайничеством. Цыган объявляли вне закона, высылали за пределы государств. Во время 2-й мировой войны в Европе было уничтожено около 500 тысяч цыган. После войны многие перешли к оседлости.

«Цыгане»  — собирательный термин, такой  же, как «славяне», «кавказцы», «скандинавы» или «латиноамериканцы». К цыганам относятся несколько десятков разных народностей. (см.приложение рис.1). 
  В Россию цыгане пришли более 300 лет назад. Как и другие укоренившиеся ныне народы (например, калмыки) они получили императорское разрешение проживать в России и заниматься традиционными ремёслами (торговля, коневодство, гадание, пения и танцы). Через некоторое время эти цыгане стали называть себя русска рома, до сих пор это самая многочисленная из цыганских национальностей в России. К 1917 году русска рома были самыми интегрированными и образованными цыганами России. 
В разное время в Россию иммигрировали также кэлдэрары (котляры), ловари, сэрвы, урсари, влахи и другие цыгане. Поэтому понятия «Цыгане России» и «Русские цыгане»  не являются идентичными.

Этническая  группа цыган называется русска рома или халадытка рома (от цыганского слова халадэ - русские, солдаты; единственное число халадо). Эти цыгане - потомки синти, пришедших из Германии через Польшу и из Швеции на рубеже XVII-XVIII веков. Поскольку, находясь в странах Запада, цыгане данной общности из поколения в поколения нанимались в армию, они и в России какое-то время по инерции сохраняли эту традицию.

Основными занятиями у цыган этой этнической группы было барышничество лошадьми у мужчин и гадание, сопровождавшееся попрошайничеством - у женщин. Кроме того, большой популярностью у русского населения пользовалось цыганское пение; хоры давали цыганам во многих городах России средства к существованию. 
Русска рома делятся на ряд региональных групп, название которых происходит от русского наименования местности, например, смоленска рома, псковска рома, сибиряки. (см.приложение рис.2. 
По вероисповеданию цыгане этой группы, в основном, православные. В некоторых районах Белоруссии - католики.  
Характерно, что представители этой группы очень многие явления культуры заимствовали от русских, в частности, современный язык этих цыган отличается большим количеством русских заимствований. Кроме того, с момента появления на территории России, они стали носить русскую одежду и петь русские песни.
 
 

    1. Традиционное  мировоззрение:
 

Ответы  на вопросы о религиозной принадлежности русска рома показали, что 100% респондентов являются верующими, 100% - православными  христианами. При этом глубоко верующими  и соблюдающими все религиозные  обряды считали себя  17%, верующими, но редко соблюдающими религиозные обряды - 83%человек. Все респонденты отметили, что редко посещают церковь.  
В каждом цыганском доме есть иконы, особо почитаемые среди цыган. Мы уже говорили о том, что иконы - непременный атрибут цыганского жилища и даже цыганской кибитки. С помощью иконы можно было защититься от нечистой силы. Разнообразно было использование икон в семейной обрядности. Особо почитаются иконы Спасителя, Богородицы (Матери Божьей), Николая Угодника. Христианские сюжеты у цыган тесно переплелись с древними дохристианскими представлениями. В то же время в религиозно-мифологической картине мира отразились разнообразные архаичные представления о мироздании.  
Значительный пласт в религиозно-мифологической картине мира цыган составляют представления, связанные с природными явлениями. 
Мифологические сюжеты, сохранившиеся в настоящее время, сложились в результате длительной эволюции и связаны с разными периодами цыганской истории. Многие из этих сюжетов сохранились фрагментарно. Размытыми и не вполне логичными сохранились архаичные представления о появлении на земле человека. Нам удалось записать лишь фрагменты развернутого некогда мифа. «Бог, сын Бога, Петро и Матерь Божия, они на небе жили, а у них там лестницы, они слезли, посмотрели на землю. А на земле тогда никого не было. Потом они поднялись наверх и рассуждали. И через некоторое время принесла наша Матерь Божия ребенка. И через некоторое время на земле тоже появился такой ребенок. И они все пошли по местам. Они рассуждали, надо женить этого мальчика, чтобы он не постарел, чтобы была публика, чтобы людей было много, и свиньи и гуси, и куры, чтобы все были. И говорили, чтобы людей было так много, сколько у меня волос на голове, чтоб были полные города и районы. И надо поставить столько звезд на небе, сколько людей. И через некоторое время, прошло год, два, и появились люди помаленьку». Небесные светила - это родственники Бога. Солнце - его брат, луна, месяц и большая утренняя звезда (Венера) - его дочери.  
Звезды на небе, по представлениям русска рома, появились только тогда, когда на земле появились люди. И были такие времена, что людей на земле не было и не было тогда звезд на ночном небе, кроме луны, месяца и утренней звезды. Сколько звезд видно на ночном небе - столько людей живет на земле. Когда на земле рождается ребенок, на небе чуть-чуть зажигается его звезда, «маленько поживет, звезда побольше станет». Когда человек умирает, с неба падает его звезда.  
 
 
 

  1).Мифология,  основные образы  и сюжеты 
 

Одна  из сложных и интересных сторон народной жизни - система религиозно-мифологических представлений.

Христианские  сюжеты у цыган тесно переплелись  с древними дохристианскими представлениями. В то же время в религиозно-мифологической картине мира отразились разнообразные архаичные представления о мироздании.  
Значительный пласт в религиозно-мифологической картине мира цыган составляют представления, связанные с природными явлениями. Рассказы о происхождении некоторых из них нам удалось записать от старожилов в цыганском таборе. Мифологические сюжеты, сохранившиеся в настоящее время, сложились в результате длительной эволюции и связаны с разными периодами цыганской истории. Многие из этих сюжетов сохранились фрагментарно.  
Появление пятен на полной луне объясняют тем, что на луне живет пастух, который пасет стадо овец, о чем рассказывает цыганская легенда: «про луну рассказывали, что Луна круглая, там мужчина, пастух живет, и он водит с собой своих овец. Когда он был молодой, махонький, он попал туда, так и остался там. Он человеком родился на земле, но с крыльями, крылья были у него. Говорили, что он обычный человек, и он поднялся наверх, а там увидели его наверху и говорят: “Там человек летает”. И Бог, Николай Угодник и Матерь Божия судили его там, что с ним делать, спустить его на землю или оставить на небесах. И сказали: “Будешь у нас пастух!” Так он и остался на небе».  
Жизнь на небе во многом повторяет жизнь на земле. Поэтому на небе можно найти все то, что есть на земле. Одно из созвездий цыгане называют «Колодец» и объясняют это тем, что «им там тоже нужно вода, у них там тоже колодец есть».  
Небесные светила - это родственники Бога. Солнце - его брат, луна, месяц и большая утренняя звезда (Венера) - его дочери.  
Звезды на небе, по представлениям русска рома, появились только тогда, когда на земле появились люди. И были такие времена, что людей на земле не было и не было тогда звезд на ночном небе, кроме луны, месяца и утренней звезды. Сколько звезд видно на ночном небе - столько людей живет на земле. Когда на земле рождается ребенок, на небе чуть-чуть зажигается его звезда, «маленько поживет, звезда побольше станет». Когда человек умирает, с неба падает его звезда.  
Небесные жители, как и люди, не всегда живут мирно, часто у них случаются конфликты. Происхождение грома и молнии объясняют тем, что в это время «Бог и сатана дерутся». В другом варианте: на небе дерутся луна, солнце, месяц и звезды. Поэтому летом, когда эти небесные светила близко расположены друг к другу, гремит гром, и, наоборот, «зимой гром редко бывает, они все раздельно стоят, большая звезда внизу, луна наверху, а день короткий, солнце мало показывается».  
Когда гремит первый гром, каким-либо золотым предметом проводят по голове, по волосам ребенка, желают счастья, здоровья: «чтобы были счастливые, здоровые, богатые, чтобы жили долго». Если идет сильный дождь, град, на землю ставят топор лезвием вверх, «как бы небо режу, и дождь останавливается». 
Происхождение радуги связывают с Богородицей: «Это Матерь Божия танцует, делает себе танцы, радуется. Она, когда поет, танцует, три ленты пускает. Это хорошо, весь народ радуется, когда радуга выходит».  
Известен мифологический рассказ о происхождении снега: «Раньше не было того снега, а была мука. Тогда в те времена, лет триста, пятьсот тому назад, так было дело. А одна женщина дурная, у нее ребенок пачкался, взяла, бросила на муку, и мука стала грязная. Уже пошла не мука, а снег, дождь. Нам наша бабушка говорила, что раньше не было снега, а была мука белая, как снег».  
Размытыми и не вполне логичными сохранились архаичные представления о появлении на земле человека.

«Бог, сын  Бога, Петро и Матерь Божия, они  на небе жили, а у них там лестницы, они слезли, посмотрели на землю. А  на земле тогда никого не было. Потом  они поднялись наверх и рассуждали. И через некоторое время принесла наша Матерь Божия ребенка. И через некоторое время на земле тоже появился такой ребенок. И они все пошли по местам. Они рассуждали, надо женить этого мальчика, чтобы он не постарел, чтобы была публика, чтобы людей было много, и свиньи и гуси, и куры, чтобы все были. И говорили, чтобы людей было так много, сколько у меня волос на голове, чтоб были полные города и районы. И надо поставить столько звезд на небе, сколько людей. И через некоторое время, прошло год, два, и появились люди помаленьку».  
Многие сюжеты цыганской мифологии раскрывает народный сонник. Толкование снов позволяет раскрыть символику многих предметов в народной культуре. Хорошим предзнаменованием считалось приснившееся зеркало, обещавшее скорую свадьбу или скорые хорошие перемены в жизни. Увидеть лягушку означало, что в родне появится ребенок; увидеть птицу или летать во сне как птица - получишь известие; платок - получишь письмо; свинья, сало или мясо - к деньгам; хлеб или мука - к радости; вино - к радости, здоровью. Нехорошими считались сны, в которых виделись конь, рыба, цветы или вода. Вода предвещала слезы, а пить воду - к болезни. Увидеть во сне самовар - к болезни. Видеть себя голой или видеть свадьбу - нехороший сон, будут сплетни, смех, стыд, срам. Видеть во сне огонь - к смерти. Целый ряд мифологических представлений связан с животными и птицами. Например, курица у цыган считается чертовой матерью. Существует поверье, что черт ночью превращается в курицу. «Если во сне человеку приснилась курица и заговорила человеческим голосом - это чертова мать. Этот человек не должен есть яйца и куриного мяса, все, что связано с курицей. Если поешь - плохое бывает, обязательно заболевают дети. Снять обет или запрет можно было через пятнадцать-двадцать лет, когда вырастали дети. Для этого специально готовили курицу, накрывали стол, приглашали гостей и отказывались от обета. Все желают счастья, здоровья: “Чтобы кушала курицу на здоровье”. И уже начинают есть куриное мясо. Если не будет снов, значит, можно отказаться от обета. Но если после совершения ритуала вновь приснилась курица и заговорила с человеком, обет будет длиться всю оставшуюся жизнь».  
У русска рома, как и у всех цыган, существует представление о летучей мыши (лилияко), способной принести в дом счастье и богатство. Если летучая мышь залетела в дом или палатку, считалось, что «она на счастье пришла». «Надо взять золотой предмет, кольцо, серьгу, что попадется под руку, чуть-чуть надрезать шею летучей мыши и положить в тряпке в карман. Затем берут восковые свечи, золото, хлеб, летучую мышь и из всего этого катают комок в виде шара». Готовый талисман хранят за иконами либо в перине. Изготовление талисмана надо было держать в строгой тайне. Сделавшему талисман необходимо шесть недель оберегаться, остерегаться: «Его удача бьет, первый попавшийся человек будет его ругать, бить, лучше никуда не ходить, чтоб не били». После шести недель человеку будет сопутствовать удача, «пойдут дела, явятся деньги, явится золото».  
Принести счастье человеку могла и змеиная кожа, если ее найти. Считается, что змея оставляет кожу только счастливому человеку. Из найденной кожи с воском скатывали небольшой шарик, который затем «для счастья, для здоровья, для жизни» зашивали в подушках или перине.  
Образ птицы связан с душами умерших родственников. Залетела в дом птица - это душа умершего навестила родственников. После поминок оставшуюся еду разбрасывали в чистом месте или на крыше дома: «Птички приходят, едят, нам признак, что родители». Однако две птицы, по представлениям цыган, наделены особыми свойствами: одна из них приносит счастье, другая - беду. Эти птицы также души умерших, о чем повествуют цыганские легенды.
 
 
 

     

  а) Сказки 

Жанровый  состав фольклора русских цыган  довольно прост, если сравнивать его  с русским фольклором. К эпическим жанрам относятся сказки, легенды, былички. К поэтическим принадлежат лирические, бытовые, тюремные, свадебные, шуточные песни, плачи. К малым формам относятся пословицы, поговорки, толкование снов. Не найти в русско-цыганском фольклоре былин, баллад, исторических песен. Ко всему прочему, особенность цыганского народного творчества выражается отчасти в том, что цыгане абсолютно не склонны к аллегории, им не присущ отстранённый взгляд на мир, поэтому в фольклоре цыган нет сказок о животных. Действительно, окружающую природу цыгане воспринимают непосредственно, как данность. Насыщенная событиями жизнь не оставляет в их сознании места для аллегорического восприятия. Самый популярный вид цыганских сказок — страшилки. Обычными персонажами таких страшилок являются ожившие мертвецы и упыри, что, похоже, является отзвуком фольклора индийских предков, а также мелкие духи вроде леших и домовых, многие имеют печальное окончание. Есть также и поучительные сказки, и сказки-анекдоты.Различные образцы русско-цыганского фольклора, так или иначе, выдают своё русское происхождение.  
Сюжеты многих сказок русских и примечательно российских цыган заимствованы из русского (или вообще восточнославянского) фольклора и адаптированы к цыганской повседневности. Русска рома  рассказывают сказки: "Братец-козлёнок" (восходящую к хрестоматийной "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"), "Иван-царевич и серый волк", "Как дракон солнце проглотить хотел" (русская "Змей - похититель небесных тел") "12 уток" (украинская "12 уточек"), "Милага" (калека - цыг.) русская "Безручка") и многие, многие другие. Русские цыгане рассказывают сказки "Ворон-вороневич". "Девушка-лебедь" (те же "12 уточек") в сказке "Чубучко" использован сюжет о Иване-дураке, продавшем барана старому дереву.  
"В цыганском фольклоре можно обнаружить немало русской архаики, сохранившейся до наших дней. Цыганские персонажи "спорники" (детки с рожками, любящие наряды и веселье, и играющие в жилище роль талисмана) получили, на наш взгляд, своё название от русского глагола "спорить" ("помогать, способствовать, приносить пользу")".  
"В одной из сказок сибирских цыган мы встречаем домовых, имеющих собственные имена - Антипка Беспятый и Акулька Кривая. Скорее всего, эти персонажи пришли в цыганский фольклор из русского". 
В быличке сибирских цыган "Вэшитко" (леший - цыг.), рассказывающей о многочисленных приметах и способах уберечься от нечистой силы, под занавес звучит русский заговор от болезни коня:  
"Ходил Егорий-Храбрый на высокую гору, доставал двенадцать калёных стрел, убивал двенадцать дьяволов: поддужного, подпружного, чересседельного, подседельного, подхомутного, подвожжного, подуздечно-го, подщёточного, подкопытного, подколенного, подхвостного и подгривного".

Информация о работе Особенности традиционного мировоззрения цыган этнической группы русска рома