Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 16:47, контрольная работа
Древний Египет – первое государство на Земле, первая могущественная великая держава, первая империя, претендовавшая на мировое господство. Это было сильное государство, в котором народ был полностью подчинен правящему классу. Основными принципами, на которых строилась верховная власть Египта, были ее незыблемость и непостижимость.
Протест против смерти является важнейшей чертой культуры Древнего Египта. Египтяне считали «ненормальностью». Страстное желание бессмертия определило все мировоззрение египтян, пронизывало всю религиозную мысль Египта, сформировало древнеегипетскую культуру.1 Стремление к бессмертию явилось основой для возникновения заупокойного культа, который сыграл чрезвычайно большую роль в истории Древнего Египта – и не только религиозной и культурной, но и политической, экономической, военной. Именно на основе несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось вероучение, согласно которому смерть не означала конец: прекрасная жизнь на земле могла быть продлена вечно, умершего могло ждать воскрешение. Для этого одной из бессмертных душ усопшего необходимо было вновь соединиться со своим телом.
1.Особенности культуры Древнего Востока………………………………….3
1.1 Культура Древнего Египта…………………………………………………3
1.2 Религия………………………………………………………………………..5
1.3 Литература……………………………………………………………………7
1.4 Искусство……………………………………………………………………..7
2.Особенности духовной культуры Средневековья…………………………..9
2.2 Христианство – фундамент духовной культуры Средневековья………..9
2.3 Рыцарская культура……...............................................................................12
2.4 Фольклор Западноевропейского Средневековья…………………………14
2.5 Городская культура и карнавал…………………………………………..15
2.6 Храмовая культура………………………………………………………..17
3. Особенности культуры средневековой (Московской) Руси………………21
3.1 Влияние монголо-татарского нашествия на развитие русской культуры…………………………………………………………………………21
3.2 Историческая обусловленность и сущность идеи «Москва – третий Рим»………………………………………………………………………………36
4.Словарь понятий и персоналий…………………………………………….40
5.Список литературы……………………………………………………………49
Гвидо Кавальканти – флорентиец, один из крупнейших представителей «нового сладостного стиля» в поэзии (ок. 1259 -1300).
Гвидо Орланди – наиболее яркий представитель городской литературы (конец XIII в.).
Готфрид Страсбургский – немецкий поэт, написавший знаменитый роман «Тристан и Изольда» (умер около 1220 г.).
Джауфре Рюдель – один из наиболее известных авторов-трубадуров европейского средневековья (около 1140 – 1170).
Иннокентий III – наиболее могущественный папа периода XII – XIII вв. (1160 или 1161 – 1216 гг.).
Петр Абеляр – выдающийся магистр Франции XII в., философ, богослов и поэт, основавший целый ряд нецерковных школ (1079 – 1142).
Роджер Бэкон – виднейший университетский учёный Англии XIII в., который в качестве основного метода познания выдвигал не церковные авторитеты, а разум и опыт (ок. 1214 – 1292).
Фома Аквинский – выдающийся философ, принадлежавший к Доминиканскому ордену, сформулировавший пять доказательств бытия Бога (1225 или 1226 – 1274 гг.).
Фотий – патриарх, виднейший представитель византийской культуры, составитель «Мириобиблиона», автор богословских сочинений (ок. 810 или 820 – 890-е гг.).
Чеко Анджольери – один из наиболее ярких представителей городской литературы.
3.Словарь понятий и персоналий по теме: «Особенности культуры средневековой (московской) Руси»
Дань - первоначально натуральный или денежный побор, взимавшийся победителями с побежденных племён или государств.
Даньщики - сбор дани с русского населения был или поручен непосредственно татарским чиновникам, баскакам или данщикам.
Даруги – сборщики налогов и падатей с населения
Десятина - (лат. decima)- десятая часть урожая (или иных доходов), взимавшаяся с населения на содержание духовенства и храмов.
Князь - глава феодального монархического государства или отдельного политического образования (удельный Князь)
Кочевые племена – племена которые не имеют постоянного места жительства, а постоянно переходят из одного места в другое такие племена по большей части обитают в засушливых районах земли.
Крестоносцы – европейские солдаты которые были одеты в железные доспехи и нашивали на одежду знак креста отсюда и название крестоносцы (Крестовые походы).
Купцы - особый социальный слой, занимающийся торговлей в условиях господства частной собственности. Купец осуществляет покупку товаров не для собственного потребления, а для последующей продажи с целью получения прибыли, т. е. выполняет функции посредника между производителем и потребителем (или между производителями различных видов товаров).
Монарх - (греч. mónarchos, от mónos — один и archós — правитель, властелин), наследственный или выборный глава монархического государства (царь, император, король, негус, шах, султан и т. п.)
Орда - у тюркских и монгольских народов военно-административная организация, становище, стоянка кочевников. В эпоху средневековья — ставка, столица правителей государств. Отсюда название крупных тюркских и монгольских феодальных государств и союзов кочевых племён (например, Золотая О., Ногайская О.)
Половцы - Основным занятием было кочевое скотоводство. К 12 в. у Половцев начинают выделяться отдельные ремесленные специальности: кузнеца, меховщика, сапожника, седельника, лучника, портного и др. Жили Половцы в юртах. Зимой устраивали стоянки на берегах рек. Половцы верили в добрых и злых духов. Умершим ставили памятники - каменные статуи. В 11 в. Половцы находились на стадии разложения первобытного строя и образования классового (феодального) общества. У них уже вычленялись отдельные семьи, главы которых назывались беями. Семьи объединялись в роды, возглавлявшиеся беками. Роды объединялись в орды, во главе которых стояли солтаны. Несколько орд образовывали племя. Племенами управляли ханы. У Половцев существовало право кровной мести. Важную роль в их жизни, как и др. кочевников, играли грабительские войны. Войско Половцев состояло из лёгкой и тяжёлой конницы и отличалось большой подвижностью. В сражениях принимали участие и женщины. В 1054 Половцы впервые столкнулись с русскими. Многократно нападали на русские земли, нанося тяжёлые поражения войскам киевских князей (в 1068, 1092, 1093, 1096).
Религия - (от лат. religio - благочестие, набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, "священного", т. е. той или иной разновидности сверхъестественного.
Сараи - посёлок городского типа, центр.
Улус - крупное феодальное владение.
Хан – правитель монгольского народа (хан Батый, хан Ибака, хан Махмет)
Царь - (от лат. Caesar - цезарь, титул римских императоров), в России и Болгарии официальное название (титул) монархов. В России титул Царь впервые принял Иван IV Грозный в 1547. С 1721 русские Цари приняли титул императоров.
Экзархаты
- (от греч. éxarchos—глава, начальник, наместник),
в Византии в конце 6-7 вв. административно-
Явишася языцы – явившиеся народы.
Персоналии.
Вильгейм Завоеватель - Завоеватель (William the Conqueror) (1027 или 1028, Фалез, Франция, — 9.9.1087, Руан), английский король с 1066.
Владимировский Юрий Вселодович – во времена монголо-татарского нашествия был князем города Владимира (князь Владимировский).
Иван Калита - князь московский
Степан Разин - Степан Тимофеевич предводитель восставших в Крестьянской войне 1670—1671. Родился в семье зажиточного казака. В 1661 от имени Войска донского вместе с атаманом Ф. Буданом вёл переговоры с калмыками о заключении мира и совместных действиях против татар. В 1662—63 атаманом донских казаков совершил походы против крымских татар и турок. Идея восстания против феодально-крепостнических порядков в России возникла у Разина в связи с наступлением самодержавия на вольности донских казаков и, в частности, в связи с жестокой расправой князя Ю. А. Долгорукова над старшим братом Разина - Иваном. Весной 1667 Р. организовал поход казацкой голытьбы на Волгу и Каспийское море. Весной 1670 он возглавил новый поход на Волгу, который превратился в мощную крестьянскую войну, охватившую Поволжье и ряд других районов России. После поражения основных сил восставших под Симбирском (4 октября 1670) P., получивший ранение, ушёл на Дон и, укрепившись в Кагальницком городке, стал собирать силы для нового похода. Однако в апреле 1671 домовитые (богатые) казаки захватили и сожгли Кагальницкий городок. Разин был взят в плен и привезён в Черкасск, затем в Москву, где был казнён на эшафоте возле Лобного места.
Темучин или Чингисхан - Чингисхан (монг. Чингис хаан) — краткий титул монгольского хана из рода борджигинов племени монголов, объединившего разрозненные монгольские племена. Собственное имя, полученное при рождении - Темуджи́н, Темучи́н. Великий полководец, организовавший завоевательные походы монголов в Китай, Среднюю Азию и Восточную Европу. Основатель Монгольской Империи и её первый великий каган.[
Хан Батый - Бату, с (1208—1255), монгольский хан, сын Джучи, внук Чингисхана. После смерти отца (1227) стал главой Джучи улуса. Завоевав Дешт-и-Кипчак (Половецкая степь) (1236), возглавил поход в Восточную Европу (1237—43), сопровождавшийся массовым истреблением населения и уничтожением городов. В результате героического сопротивления русского народа, мужественно оборонявшего от захватчиков Рязань, Москву, Владимир, Козельск, Киев и другие города, войска Батыя понесли большие потери. В конце 1240 монголо-татары, уже истощённые в борьбе с Русью, вторглись на территорию древних государств Восточной Европы (Польши, Чехии, Венгрии, Далмации). Встретив сопротивление народов этих стран и не рискуя оставлять у себя в тылу завоёванные русские земли, Батый вынужден был весной 1242 начать поспешное отступление на В. Смерть великого монгольского хана Угедея (декабрь 1241) заставила Батыя возвратиться в улус Джучи для укрепления своего положения. В 1243 в низовьях Волги Батый основал феодальное государство - Золотую Орду со столицей Сарай-Бату, простиравшееся от Иртыша до Дуная.
Список использованной литературы
1.Авдеев В.И. История Древнего Востока. – М.: Центр, 1970.
2.Культурология: Учебное пособие / Составитель и ответств. Редактор А.А. Радугин. – М.: Центр, 1999.
3.Культурология: Учебное пособие для вузов. / Под ред. проф. А.Н.Марковой – 3-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАСА, 2001.
4.Розин В.М. Культурология: Учебник для вузов. – М.: Издат. группа «ФОРУМ-ИНФРА-М», 1999.
6.Учебный курс по культурологии. – Ростов-на-Дону: Изд-во «ФЕНИКС», 1996.
7.Пархоменко И.Т., Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах. М.: Центр, 2001.
8.Маркова А.Н. Культурология. История мировой культуры. М.: Юнити, 1995.
9.Кравченко А.И. Культурология: Словарь. М.: Академический Проект, 2001,
10. Сапронов П.А. Культурология. Курс лекций по теории и истории культуры. С.-Пб.: Союз, 1998.
11.Миркин З., Померанец Г. Великие религии мира. М., 1995 .
12.Иванов К.А. Многоликое средневековье. М., 1996.
13.Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.
14. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии. Курс лекций. М., 1997.
15. Мамонтов С.П. Основы культурологии. М., 2001.
16. Поликарпов В.С. Лекции по культурологи. М., 1997.
17.Версия математиков А. Фоменко и Г. Носовского.
18. Н.М. Карамзин, "Об истории государства Российского", М., 1982;
19.Л.Н. Гумилев, "От Руси к России", М., 1979;
20.С.Г. Пушкарев, "Обзор русской истории", М., 1989;
21. Э. Хара-Даван, "Чингис-хан", М., 1997;
22. В. Трепавло, "Татары на Руси", М., 1966;
23.Вопросы формирования русской народности и нации. Сборник статей Изд-во АН СССР, М-Л., 1958;
24. История России с древнейших времен до конца XVII века. /Под ред. А. Н. 25.Сахарова, А. П. Новосельцева. – М., 1996;
26. Рябцев Ю. С. Путешествие в Древнюю Русь: Рассказы о русской культуре. – М., ВЛАДОС, 1995.
27. Каргалов В. «Монголо-татарское нашествие на Русь» (Москва, 1966)
28. Забелин, М. Русский народ: его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. – М.: Центр, 1992.
1 Культурология: Учебное пособие для вузов. / Под ред. проф. А.Н.Марковой – 3-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАСА, 2001.стр. 22
2 Культурология: Учебное пособие для вузов. / Под ред. проф. А.Н.Марковой
3 Розин В.М. Культурологи: Учебник для вузов. – М.: Издат. группа «ФОРУМ-ИНФРА-М», 1999.стр. 108-109
4 Культурологи: Учебное пособие для вузов. / Под ред. проф. А.Н.Марковой – 3-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАСА, 2001.стр. 23-24
5 Культурология: Учебное пособие / Составитель и ответств. Редактор А.А. Радугин. – М.: Центр, 1999.стр. 119
6 Учебный курс по культурологии. – Ростов-на-Дону: Изд-во «ФЕНИКС», 1996.стр107
7 Культурология: Учебное пособие для вузов. / Под ред. проф. А.Н.Марковой – 3-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАСА, 2001.стр23-24
8 Культурология: Учебное пособие для вузов. / Под ред. проф. А.Н.Марковой – 3-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАСА, 2001.стр24.
9 Культурология: Учебное пособие / Составитель и ответств. Редактор А.А. Радугин. – М.: Центр, 1999.стр140.
10 Пархоменко И.Т., Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах. М.: Центр, 2001
Стр314.
11 Миркин З., Померанец Г. Великие религии мира. М., 1995, 534 с.
12 Маркова А.Н. Культурология. История мировой культуры. М.: Юнити, 1995, 223 с.
13 Кравченко А.И. Культурология: Словарь. М.: Академический Проект, 2001, 672 с.
14 Сапронов П.А. Культурология. Курс лекций по теории и истории культуры. С.-Пб.: Союз, 1998, 560 с.
15 Иванов К.А. Многоликое средневековье. М., 1996, 431 с.
16 Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990, 174 с.
17 Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии. Курс лекций. М., 1997, 285 с.
18 Мамонтов С.П. Основы культурологии. М., 2001, 230 с.
19 Поликарпов В.С. Лекции по культурологи. М., 1997, 588 с.
20 Версия математиков А. Фоменко и Г. Носовского.
21 Н.М. Карамзин, "Об истории государства Российского", М., 1982;стр82-84.
22 Версия математиков А. Фоменко и Г. Носовского.
23 Л.Н. Гумилев, "От Руси к России", М., 1979;стр16.
24 С.Г. Пушкарев, "Обзор русской истории", М., 1989;
25 Э. Хара-Даван, "Чингис-хан", М., 1997;стр34.
26 В. Трепавло, "Татары на Руси", М., 1966.стр19.
27 Вопросы формирования русской народности и нации. Сборник статей. – Изд-во АН СССР, М-Л., 1958;стр218.
28 Э. Хара-Даван, "Чингис-хан", М., 1997;стр56-59.
29 Вопросы формирования русской народности и нации. Сборник статей. – Изд-во АН СССР, М-Л., 1958;стр.334-335.
30 История России с древнейших времен до конца XVII века /Под ред. А. Н. Сахарова, А. П. Новосельцева. – М., 1996; стр.118-120.
31 Рябцев Ю. С. Путешествие в Древнюю Русь: Рассказы о русской культуре. – М., ВЛАДОС, 1995.стр223.
32 Вопросы формирования русской народности и нации. Сборник статей. – Изд-во АН СССР, М-Л., 1958;стр98-111.
Информация о работе Особенности культуры средневековой (Московской) Руси