Особенности культуры средневековой (Московской) Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 16:47, контрольная работа

Краткое описание

Древний Египет – первое государство на Земле, первая могущественная великая держава, первая империя, претендовавшая на мировое господство. Это было сильное государство, в котором народ был полностью подчинен правящему классу. Основными принципами, на которых строилась верховная власть Египта, были ее незыблемость и непостижимость.
Протест против смерти является важнейшей чертой культуры Древнего Египта. Египтяне считали «ненормальностью». Страстное желание бессмертия определило все мировоззрение египтян, пронизывало всю религиозную мысль Египта, сформировало древнеегипетскую культуру.1 Стремление к бессмертию явилось основой для возникновения заупокойного культа, который сыграл чрезвычайно большую роль в истории Древнего Египта – и не только религиозной и культурной, но и политической, экономической, военной. Именно на основе несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось вероучение, согласно которому смерть не означала конец: прекрасная жизнь на земле могла быть продлена вечно, умершего могло ждать воскрешение. Для этого одной из бессмертных душ усопшего необходимо было вновь соединиться со своим телом.

Оглавление

1.Особенности культуры Древнего Востока………………………………….3
1.1 Культура Древнего Египта…………………………………………………3
1.2 Религия………………………………………………………………………..5
1.3 Литература……………………………………………………………………7
1.4 Искусство……………………………………………………………………..7
2.Особенности духовной культуры Средневековья…………………………..9
2.2 Христианство – фундамент духовной культуры Средневековья………..9
2.3 Рыцарская культура……...............................................................................12
2.4 Фольклор Западноевропейского Средневековья…………………………14
2.5 Городская культура и карнавал…………………………………………..15
2.6 Храмовая культура………………………………………………………..17
3. Особенности культуры средневековой (Московской) Руси………………21
3.1 Влияние монголо-татарского нашествия на развитие русской культуры…………………………………………………………………………21
3.2 Историческая обусловленность и сущность идеи «Москва – третий Рим»………………………………………………………………………………36

4.Словарь понятий и персоналий…………………………………………….40

5.Список литературы……………………………………………………………49

Файлы: 1 файл

культулорогия сдать.docx

— 105.43 Кб (Скачать)

Ко времени раннего Средневековья относится возникновение ересей. Так, сторонники еретического учения несторианства отрицали догмат о божественной сущности Христа, утверждая, что Иисус Христос и Дева Мария были смертными людьми. Другое еретическое учение – монофизитство, напротив, видело во Христе только Бога и отрицало в нём человеческую природу. Папство, возникшее в VIII в.,11 всегда активно сопротивлялось распространению ересей. Одним из орудий борьбы с ними была инквизиция, которая с XIII в. Действовала как регулярный церковный суд. Наряду с еретиками карались вольнодумство, ведьмы, колдуны, знахари, предсказатели будущего и ясновидцы, которых церковь обвиняла в связях с нечистой силой. Церковь учила, что дьявол вселяется в людей, прежде всего в женщин, и заставляет их творить зло. Обвинения в пособничестве дьяволу было достаточно для вынесения смертного приговора. Несчастных, как правило, сжигали на кострах. Такие процессы были почти массовыми в Западной Европе. В Испании, например, на кострах инквизиции погибли 30000 человек.

Огромную роль, как на Западе, так и на Востоке играло монашество: монахи брали на себя обязательства «ухода из мира», безбрачия, а также отказа от имущества. Однако уже к VI в. Монастыри превратились в сильные и нередко очень богатые центры, владеющие движимым и недвижимым имуществом. Многие монастыри были центрами образования и культуры. Так, в Англии в конце VII – начале VIII вв. в одном из монастырей на Северо-востоке жил, Беда Достопочтенный, один из наиболее образованных людей своего времени, автор первого крупного сочинения по английской истории. К Доминиканскому ордену принадлежал другой выдающийся философ Средневековья Фома Аквинский (1225 или 1226 – 1274 гг.), сформулировавший пять доказательств бытия Бога. В конце XIX в. Католическая церковь объявила Фому Аквинского вечным «авторитетом» в области религии, философии, истории, политики и права.

В начале XIII в. Возникли так называемые «нищие монашествующие ордены», монахи которых бродили по городам и селам и жили подаяниями, завоевывая «личной бедностью» сочувствие у народа, оказывая при этом большое влияние на народную культуру.

В XII – XIII вв. значительно расширилось влияние католической церкви и папства на жизнь общества. Наиболее могущественным папой этого периода был Иннокентий III. Только императорам разрешалось целовать его руку, все прочие должны были довольствоваться целованием креста на папской туфле. Римская католическая церковь выступала в роли арбитра в спорах между государствами, была крупнейшим финансовым центром мира, активно вела коммерческую и общеэкономическую деятельность. Примером может служить продажа индульгенций – грамот об отпущении грехов, как уже совершённых, так и будущих. Цена индульгенции зависела от тяжести преступления. 12

Многочисленное духовенство занимает свое особое место рядом с двумя другими социальными слоями средневекового общества – народом и воинами-рыцарями.

 

     2.3 Рыцарская культура

     

    Рыцарство (благородное дворянство) – это особое социальное сословие, особый социальный институт Средневековья. Оно сформировало свою уникальную культуру, состоящую из особого этикета, поединков, турниров, экстравагантных рыцарских обетов, умения играть на музыкальных инструментах и, наконец, соблюдения всех правил куртуазии (т. е. светскости). Вершиной культуры данного сословия стали рыцарский роман и рыцарская поэзия, которые с XII по XIV вв. являлись популярными жанрами европейской литературы. Повествуя о становлении рыцаря в борьбе с препятствиями и искушениями, данные литературные тексты вызывали у читателя интерес к индивидуальной судьбе, к человеческим чувствам и переживаниям. Героический рыцарский эпос представлен в мировой культуре представлен в мировой культуре такими литературными памятниками, как «Песнь о Роланде», в которой воспеваются военные подвиги графа Роланда, погибшего во время военного похода в Испанию; «Повесть о короле Артуре» - стихотворный роман о британском короле Артуре; «Повесть о нибелунгах» - важный памятник германской народной литературы XII – XIII вв., повествующий о нашествии гуннов на Бургундское королевство в начале V в., в основе которого лежат древние германские сказания; роман немца Готфрида Страсбургского «Тристан и Изольда», повествующий о пылкой любви двух молодых людей; романы Кретьена де Труа «Клижес» (1176) и «Ланселот, или Рыцарь телеги» (1176 – 1181 гг.). Рыцарскую поэзию олицетворяло творчество французских трубадуров и труверов, немецких миннезингеров, итальянских поэтов «нового сладостного стиля», возникшего в середине XIII в. и представленного в основном лирической поэзией – песнями, балладами, сонетами, написанными на итальянском языке. Основатель этого стиля – болонский поэт Гвидо Гвиницелли, а крупнейшие представители – флорентинцы Брунетто Латини и Гвидо Кавальканти. Главной тематикой их куртуазной поэзии являлся «культ дамы». Они воспевали идеальную любовь и преданное служение даме сердца, ради которой рыцари подвергались опасностям. Наиболее известные авторы – Бетран де Борн, Джауфре Рюдель, Арно Даниэль. Значительным явлением в литературе Франции XII – XIII вв. были ваганты и их поэзия. Вагантами называли бродячих поэтов. Особенностью их творчества была постоянная критика католической церкви и духовенства за алчность, лицемерие, невежество.13 Ваганты считали, что эти качества, обыкновенные для простого человека, не должны быть присущи святой церкви. Церковь в свою очередь преследовала и осуждала вагантов.

 

            2.4 Фольклор Западноевропейского Средневековья

  

   Литература была важнейшим элементом средневековой культуры. В период раннего Средневековья активно развивалась устная поэзия, особенно героический эпос, что было характерно, прежде всего, для Англии и стран Скандинавии. Певцы-музыканты, исполняющие эти песни, пользовались у англосаксов большим уважением. Крупнейшее произведение англосаксонского героического эпоса – поэма «Беовульф», написанная около 700 г. Однако специалисты считают, что во всей западноевропейской литературе этого периода эпическая народная поэзия Скандинавии не имеет себе равных по своему содержанию и силе. Важнейшим памятником скандинавского поэтического эпоса считается «Старшая Эдда» - сборник древненорвежских и древнеисландских песен мифологического и героического характера, сказаний о богах и героях. Записана «Эдда» была в XII в., с появлением в этих странах латинской письменности, но создана была значительно раньше. Особое место в литературе скандинавских народов занимают исландские саги. Одна из наиболее известных – это «Сага об Эрике Рыжем», рассказывающая об открытии исландцами Гренландии и Северной Америки.14

Важнейший памятник английской литературы XIII в. – знаменитые баллады о Робин Гуде, который и поныне остается одним из самых известных героев мировой литературы. Выдающимся событием этого периода можно считать активное развитие литературы на английском языке.

В конце XIII в. появляется первое прозаическое произведение на итальянском языке. Это было собрание новелл, сюжеты которых впоследствии использовал знаменитый Боккаччо при создании «Декамерона».

В этот период быстро развивается городская литература, для которой было характерно реалистическое изображение городского повседневного быта различных слоёв городского населения, а также появление сатирических произведений. Представителями городской литературы были Чекко Анджольери, Гвидо Орланди (конец XIII в.).

 

           2.5. Городская культура и карнавал

   

  Развитие городской литературы свидетельствовало о новом явлении в культурной жизни западноевропейского общества – городской культуре, сыгравшей очень большую роль в становлении западной цивилизации в целом. Суть городской культуры сводилась к постоянному усилению светских элементов во всех сферах человеческого бытия.15

Городская культура зародилась во Франции в XI – XII вв. В этот период она была представлена, в частности, творчеством жонглёров, которые выступали на городских площадях как актёры, акробаты, дрессировщики, музыканты и певцы. Жонглёры выступали на ярмарках, народных праздниках, свадьбах, крестинах и пользовались большой популярностью в народе. Даже литургическая драма, т. е. инсценировка на латинском языке библейских сюжетов, которая разыгрывалась в помещении церкви её служителями, по мере развития городов становится все более светской. Примерно с середины XII в. театральные действия разыгрываются уже не на латыни, а на французском языке, не в церкви, а на городских площадях, роли всё чаще исполняли горожане, а пьесы всё более насыщались всевозможными сюжетами из обыденной городской жизни. 16

Театральное искусство активно развивается и в Англии, где с XIII в. представления ведутся на английском языке. Одновременно здесь начинает развиваться и особый драматический жанр – моралите, назидательная аллегорическая драма, главным в которой было изображение борьбы доброго и злого начал за душу человека. В ней участвовали персонажи, олицетворяющие человеческие чувства и качества, - Любовь, Благоразумие, Смирение, Терпение, Раскаяние, Скупость, Лесть и др.

Новым и чрезвычайно важным явлением, свидетельствующим об углублении процесса развития городской культуры, было создание в городах нецерковных школ: это были частные школы, материально от церкви не зависящие. Преподаватели этих школ жили за счёт платы, взимаемой с учащихся. С этого времени идёт быстрое распространение грамотности в среде городского населения. Выдающимся магистром Франции XII в. был Пётр Абеляр, философ, богослов и поэт, основавший целый ряд нецерковных школ. Ему принадлежит знаменитое сочинение «Да и нет», в котором разрабатывались вопросы диалектической логики. В своих лекциях, а они пользовались у горожан необыкновенной популярностью, он утверждал примат знания над верой.

На протяжении всего Средневековья в культуре простого народа (крестьян и жителей западноевропейских городов) сохраняются элементы архаической языческой культуры: идолопоклонство, жертвоприношения, ритуальные праздники, связанные с проводами зимы, встречей весны. Особое значение принадлежит карнавалу – народному празднику под открытым небом, который сопровождался уличными шествиями, маскарадами, театрализованными играми и пр. Карнавал был характерен именно для городской культуры, так как в нем были задействованы большие группы людей. Средневековая эпоха изобилует праздниками и зрелищами. Традиционные городские шествия, религиозные и цеховые процессии объединяют социально-противоположные слои. Низшие через праздничное зрелище приобщаются к политике, богатству, которые они создают своими руками, но от которых отстранены. Представителями высшего сословия демонстрируют идею общественного служения, одновременно являясь воплощением государственного имущества.

В то же время культура проявляла себя в виде профессионального артельно-цехового способов творчества. По типу торговых и ремесленных цеховых городских организаций создавались союзы и гильдии врачей, художников, юристов и др. Постепенно цехи и гильдии превращались в закрытые монопольные организации – корпорации. Они вырабатывали трудовую дисциплину, нормы публичного и бытового поведения, обеспечивали защиту своих членов против произвола властей.

 

          2.6 Храмовая культура

 

Сильная роль церкви проявлялась и в архитектуре, скульптуре и живописи. Как и в других областях культуры, она действовала здесь как универсальная сила, накладываясь на специфику национальных культур; это находило выражение в особенностях архитектурных форм и приемах изобразительного искусства, орнаментах, сочетаниях цветовой гаммы и пр.

В архитектуре Византии преобладал тип крестово-купольного храма, стены украшались мозаиками. В церковной живописи реалистические традиции сочетались с элементами условности и все большей стилизацией. Великолепный образец архитектуры Византии – Храм Святой Софии в Константинополе, стены которого были украшены замечательной разноцветной мозаикой, а крышу завершал огромный купол.

Средневековая культура оказала влияние на формирование двух европейских художественных стилей того времени: романского и готического. Следует заметить, что стиль искусства – представляет собой фундаментальное определение организующих принципов и форм художественного мышления и творчества, характерных для определённого исторического периода развития культуры.

Романский стиль (от латинского romanus – римский) Средневековья – это первое единое стилевое направление в западноевропейской художественной культуре X – XII вв. Его появление было вызвано желанием государственной власти и Церкви Средневековой Европы опереться на достижения культуры бывшей Римской империи. Возникновение же термина «романский» связано, прежде всего, со стремлением найти единство в развитии европейской культуры XI – XII вв. Общие черты романского стиля во Франции, Испании, Италии, Германии, Англии не столько объясняются римским влиянием или сходством социальных условий феодального строя, сколько являются результатом единого религиозного мировоззрения. Единство в многообразии – так можно охарактеризовать сущность романского стиля: единый язык культуры, но оттенки разные.

Романский стиль Средневековья – это время возникновения и функционирования общеевропейского монументального стиля в архитектуре, скульптуре и живописи в эпоху наивысшего рассвета феодализма. Монумент выступает как главная составляющая, прежде всего архитектуры, подчиняя себе все другие виды искусства. Основными типами зданий являлись рыцарский замок, монастырский ансамбль, храм. Мощные конструкции архитектурных сооружений сочетались с многофигурными скульптурными композициями, в которых господствовали библейские темы и евангельские сюжеты о страданиях и неизбежной гибели человечества и торжества христианства над тёмными силами мироздания. В свою очередь, в проповедях Церкви и в сознании народа сформировалась идея греховности мира, полного зла, соблазнов, подвластного воздействию страшных таинственных сил. Данные сюжеты иносказательно отражали характерные стороны современной жизни людей. Именно на этой основе в романском искусстве Западной Европы сложился эстетический идеал, противоположный античному. В период романики был создан и доведен до высочайшей выразительности синтез искусств. Никогда прежде все виды искусства, включая литературу, не объединялись столь целостно, полно и соразмерно. Цель такого объединения – «строительство» души человеческой и подчинение поведения индивидуума идеям упорядоченного иерархического мировоззрения. Памятники романского стиля рассеяны по всей Западной Европе. Среди них – церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (Франция XI – XIIвв.), собор в Вормсе (Германия XI – XII вв.), собор в Шартре (Франция XII в.), цикл фресок церкви Сен Северен сюр Гартан в Пуату (Франция XI – XII вв.).17

Информация о работе Особенности культуры средневековой (Московской) Руси