Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 16:47, контрольная работа
Древний Египет – первое государство на Земле, первая могущественная великая держава, первая империя, претендовавшая на мировое господство. Это было сильное государство, в котором народ был полностью подчинен правящему классу. Основными принципами, на которых строилась верховная власть Египта, были ее незыблемость и непостижимость.
Протест против смерти является важнейшей чертой культуры Древнего Египта. Египтяне считали «ненормальностью». Страстное желание бессмертия определило все мировоззрение египтян, пронизывало всю религиозную мысль Египта, сформировало древнеегипетскую культуру.1 Стремление к бессмертию явилось основой для возникновения заупокойного культа, который сыграл чрезвычайно большую роль в истории Древнего Египта – и не только религиозной и культурной, но и политической, экономической, военной. Именно на основе несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось вероучение, согласно которому смерть не означала конец: прекрасная жизнь на земле могла быть продлена вечно, умершего могло ждать воскрешение. Для этого одной из бессмертных душ усопшего необходимо было вновь соединиться со своим телом.
1.Особенности культуры Древнего Востока………………………………….3
1.1 Культура Древнего Египта…………………………………………………3
1.2 Религия………………………………………………………………………..5
1.3 Литература……………………………………………………………………7
1.4 Искусство……………………………………………………………………..7
2.Особенности духовной культуры Средневековья…………………………..9
2.2 Христианство – фундамент духовной культуры Средневековья………..9
2.3 Рыцарская культура……...............................................................................12
2.4 Фольклор Западноевропейского Средневековья…………………………14
2.5 Городская культура и карнавал…………………………………………..15
2.6 Храмовая культура………………………………………………………..17
3. Особенности культуры средневековой (Московской) Руси………………21
3.1 Влияние монголо-татарского нашествия на развитие русской культуры…………………………………………………………………………21
3.2 Историческая обусловленность и сущность идеи «Москва – третий Рим»………………………………………………………………………………36
4.Словарь понятий и персоналий…………………………………………….40
5.Список литературы……………………………………………………………49
Ханы выдавали русским митрополитам золотые ярлыки, ставившие церковь в совершенно независимое от княжеской власти положение. Суд, доходы - все это подлежало ведению митрополита, и, не раздираемая усобицами, не обираемая князьями, постоянно нуждавшимися в деньгах для войн, церковь быстро приобрела, материальные средства и земельную собственность и могла предоставить убежище многим людям, искавшим у нее защиты от княжеского произвола.
Монголо-татарское нашествие и иго Золотой Орды, последовавшее за нашествием, сыграло огромную роль в истории нашей страны. Ведь владычество кочевников продолжалось почти два с половиной столетия и за это время иго сумело положить существенный отпечаток на судьбу русского народа. Этот период в истории нашей страны является очень важным, поскольку он предопределил дальнейшее развитие Древней Руси.
Как знать, в какой стране жили бы мы сейчас, не будь в нашей истории этого 250-летнего владычества. Ведь из огня монголо-татарского ига Русь вышла единым, сплоченным тяжелыми испытаниями и победами, великим государством, с которым с тех пор и поныне обязаны считаться все государства и народы мира.
Таким образом, монголо-татарское нашествие можно назвать прогрессивным в истории нашей страны.
3.2 Историческая обусловленность и сущность идеи «Москва – третий Рим»
Политическая теория 16 в. в России, обосновывавшая всемирно-историческое значение столицы Русского государства Москвы как политического и церковного центра. Теория "Москва-третий Рим", изложенная в характерной для средневекового мышления религиозной форме, утверждала, что исторической преемницей Римской и Византийской империй, павших, по мнению создателей этой теории, из-за уклонения от «истинной веры», является Московская Русь - "третий Рим" («Два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не бысти»).
Историческая доктрина, лежащая в основе церковно-политической идеологии Московского государства в 15-17 вв. и сформировавшаяся на основе воспринятого от Византии учения о вселенском христианском царстве. Возникла под влиянием крупных исторических событий: окончательного освобождения от татаро-монгольского ига и утверждения независимости Русского государства, объединения русских земель под московским единодержавием, отхода Константинопольской Церкви от ортодоксального православия (Флорентийская уния, 1439), крушения Византийской империи. В основе данного историософского учения лежат эсхатологические идеи, связанные с толкованием пророчества Даниила о преемственной смене мировых держав. Христианские толковники 4-5 вв. отождествляли последнее земное царство, которое будет существовать до конца мира, с Римской империей, которая, по их мнению, находилась под особым покровительством Божьим уже потому, что Иисус Христос родился по плоти как римский подданный и был записан в переписи Августа.35
Крушение Западной Римской империи в 5 в. повлекло за собой дальнейшее развитие учения о вечном Римском царстве в свете слов Христа: «Отнимется царство от народа сего и дастся народу, приносящему плоды его». Рим стал восприниматься как образ и символ мировой теократической державы, господствующая нация которой выступает с миссией избранного народа Божьего. Этот взгляд о преемственном передвижении символического Рима нашел отражение на Западе в идеологии «Священной Римской империи германской нации», на Востоке - во «Вселенской империи ромеев». На развитие учения о третьем Риме - Москве особенно сильно повлияли поздневизантийские доктрины двуединой симфонии властей в христианской империи и учение о первосвященническом достоинстве вселенского царя (Федор Вальсомон).
В их свете государство и Церковь составляют единый организм, направляющий народ к единой цели - вечному спасению. При этом царь - помазанник Божий по подобию Помазанника-Христа, наделенный благодатью первосвященства, есть вождь церковной иерархии и законодатель Церкви. В силу этого он является властителем над всеми христианскими народами, защитником веры и блюстителем церковного порядка во Вселенной. Русью, как и другими народами, вошедшими в сферу культурного влияния Византии, этот комплекс идей был воспринят и прочно усвоен. Заключение византийским императором и патриархом церковной унии с католическим Римом (1439) и последовавшее за тем (1453) османское завоевание Константинополя для русского церковного сознания представлялись событиями апокалипсическими, подтверждающими приближение конца мира, который ожидали в 7000 от его сотворения (или в 1492). Произошедшие катастрофы означали, что Московская Русь остается единственным на земле христианским царством, в котором «не повредилась истинная вера». В то же время объединение русских земель под властью единодержавных московских государей и свержение ордынского ига воспринимались как знамения того, что московский государь и будет тем последним благочестивым царем, который сбережет на земле православную веру до второго пришествия и вручит свое царство самому Христу.
Метаисторическое осмысление этих восприятий окончательно выкристаллизировалось в учение о «Москва - третий Рим». Развивалось оно последовательно как в публицистических произведениях, так и в официальных актах Московского государства 15-17 вв. Самую полную и развернутую формулировку доктрины о новом высоком призвании Москвы и соответствующем ему теократическом служении московских государей дает в своих учительных посланиях старец Филофей.
В рамках учения «Москва - третий Рим» предполагалось, что Вселенская миссия Москвы обусловлена тем, что она - единственная духовная столица, сохранившая неоскверненным драгоценный дар истинной веры до кануна Страшного суда. Однако доктрине «Москва - третий Рим» свойственна также и определенная «геополитическая» обусловленность. Эсхатологический аспект идеи "третьего Рима" с самого начала ее становления был сопряжен с церковно-политическим аспектом. Продолжая поздневизантийскую традицию сакрализации царского служения, старец Филофей развивает учение о правах и обязанностях русского царя - «нового Константина» как «образодержателя святых Божиих церквей», «веры содержателя», «соблюдателя всех христианских людей». В соответствии с этим он ставил перед православным царем две основные задачи: во-первых, миссионерскую, призывая его обратить в православие те народы, которые "еще не полагают на себя право знамения честного креста"; во-вторых, взять на себя заботу об "устроении" всех духовных дел: искоренении ересей, правильного устроения богослужения, наставления епископам. Содержание учения «Москва - третий Рим» касались вселенского статуса русского царства в области политического могущества и всемирной власти. Доктрина «Москва - третий Рим» явилась истоком всей официальной русской идеологии 16 в. и формировала политическую программу Московского государства в царствование Ивана IV, Бориса Годунова и позже, при царе Алексее Михайловиче Романове и патриархе Никоне. Впоследствии русская философская мысль не раз обращалась к тематике "Третьего Рима — Святой Руси". Философское осмысление «Москва – третий Рим» выразилось в полярных утверждениях: идея «Москва - третий Рим» как симптом болезни русского самосознания или как несостоявшийся идеал России.
В заключении можно сказать, что теория «Москва - третий Рим» сыграла значительную роль в оформлении официальной идеологии Русского централизованного государства и в борьбе против попыток Ватикана распространить своё влияние на русские земли; в 16-17 вв. в славянских странах Балканского полуострова теория «Москва - третий Рим» служила обоснованием идеи славянского единства и имела большое значение в борьбе южного славянства с турецким гнётом. Вместе с тем теория «Москва - третий Рим» содержала и реа» и национальной исключительности.кционные черты – «богоизбранности
1. Словарь понятий и персоналий по теме Египет
Ясперс Карл (1883-1969)- немецкий философ, представитель экзистенци-ализма; психиатр. Основную задачу философии усматривал в раскрытии «шифров бытия» - различных выражений трансценции. Соотнесенность экзистенции с трансценденцией прозревается человеком в т.н. пограничных ситуациях.
Тойнби
Арнольд Джозеф (1889-1975)- английский
историк, философ, дипломат и общественный
деятель, создавший один из наиболее
оригинальных вариантов
Культура – некоторое сложное целое, включающее в себя духовные и материальные продукты, которые произведены, социально усвоены и разделяемы членами общества и могут передаваться другим людям или последующим поколениям.
Наука
- сфера человеческой
Общество
- это стыковая категория и
социальной философии, и социологии,
и истории, и социальной психологии,
и некоторых других наук, каждая
из которых по-своему, в соответствии
со своим предметом и методом
исследования определяет
Пирамида - (многогранник, одна из граней которого)- многоугольник, а остальные грани-треугольники, имеющие общую вершину; их стороны называются ребрами пирамиды
Религия - мировоззрение, мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование Бога или богов, сверхъестественного.
Эпоха - продолжительный период времени в развитии природы, общества, науки и т.д.
философия ясперс восточный жизнь культура
2. Словарь понятий и персоналий по теме Средневековья
Богословие – учение, сменившее в VI в. Античную философию.
Ваганты (от латинского vagantes – бродячие), в средневековой Западной Европе бродячие нищие студенты, низшие клирики, школяры – исполнители пародийных, любовных, застольных песен. XII – XIII в. – время расцвета вольнодумной, антиаскетической, антицерковной литературы вагантов, в основном песенной. Преследовались официальной церковью.
Витражи – огромные окна, украшенные яркими разноцветными стёклами.
Городская культура (культура города, индустриальная культура, урбанизированная культура), культура крупных и средних несельскохозяйственных поселений, обычно крупных индустриальных и административных центров.
Готический стиль (готика) (от итальянского gotico, буквально – готский, от названия германского племени готов), художественный стиль (между серединой XII и XV – XVI вв.), завершивший развитие средневекового искусства в Западной, Центральной и отчасти Восточной Европе.
Греко-кафолическая, или Православная церковь (Восточная церковь – ортодоксальная, правоверная) (от греческого katholikos – вселенский), официальное название православной церкви как особой ветви христианской церкви.
Ересь (от греческого hairesis – отход, особое вероучение), в христианстве – течения, отклоняющиеся от официальной церковной доктрины в области догматики и культа.
Жонглер – люди, выступающие на городских площадях как актеры, акробаты, дрессировщики, музыканты и певцы.
Индульгенция (от латинского indulgentia – милость) – грамота об отпущении грехов, как уже совершённых, так и будущих.
Инквизиция (от латинского inquisition – розыск), в католической церкви в XIII – XIX вв. особые суды церковной юрисдикции, независимые от органов и учреждений светской власти.
Кирпичная готика – новый архитектурный стиль, основанный на использовании для возведения различных строительных конструкций кирпича.
Минизингеры (от немецкого minnesinger – певец любви), немецкие рыцарские поэты-певцы, авторы произведений куртуазной любовной лирики.
Монашество (от греческого monachos – отшельник, монах), социальная религиозная группа, члены которой берут на себя обязательства: «уход из мира»; как правило, отказ от имущества; воздержание (обязательно безбрачие); разрыв старых родственных и социальных связей; прикрепление к монастырю, подчинение его уставу.
Монофизитство – еретическое учение, видевшее в Христе только Бога и отрицавшее в нём человеческую природу.
Моралите (от французского moralite или от латинского moralis – нравственный), жанр западноевропейского театра XV – XVI вв, назидательная драма на поучительные, религиозные и философские темы.
Несторианство – еретическое учение, отрицавшее догмат о божественной сущности Христа.
«Новый сладостный стиль» - стиль в поэзии, возникший в Италии в середине XIII в., прославляющий любовь к женщине.
Папа Римский – римские епископы, присвоившие себе важные политические функции.
Папство – духовное сообщество, возникшее в VIII в., активно сопротивляющееся распространению ереси.
«Пламенеющая готика» - стиль в архитектуре, в котором здания украшали тончайшей резьбой по камню – каменным кружевом.
Римско-католическая церковь – Западная церковь.
Романский стиль, стиль средневекового западноевропейского искусства X – XII вв. (в ряде стран также XIII в.).
Сага (от скандинавского saga), оригинальное или переводное прозаическое произведение, особенно развившееся в Ирландии и Исландии в VIII – XIII вв., жанр европейского средневекового героического эпоса.
Символ веры – ряд ведущих положений христианского вероучения.
Скрипторий – мастерские, существовавшие при церквах и монастырях, в которых переписывались рукописи, а также церковные и монастырские библиотеки.
Схоластика (от греческого scolastikos – школьный, учёный) – средневековая университетская наука, школьная наука.
Трубадуры (от французского troubadour – находить, слагать стихи), провансальские поэты-певцы XI – XIII вв., слагающие и сами исполняющие лирические стихи, аккомпанируя себе на скрипке или другом инструменте.
Филиоква – спор о том, исходит ли Дух Святой только от Бога-отца (позиция Восточной церкви) или от Бога-отца и от Бога-сына (позиция Западной церкви).
Христианство – одна из трёх мировых религий (наряду с буддизмом и исламом), признающая единого Бога - Христа.
Арно Даниэль – известный автор-трубадур европейского средневековья.
Беда Достопочтенный – один из наиболее образованных людей своего времени, живший в Англии в конце VII - начале VIII вв. в одном из монастырей на Северо - Востоке, автор первого крупного сочинения по английской истории.
Бетран де Борн – наиболее известный автор-миннезингер европейского средневековья.
Брунетто Латини – флорентиец, крупнейший представитель «нового сладостного стиля» в поэзии (2-я половина XIII в.).
Гвидо Гвиницелли – болонский поэт, основатель «нового сладостного стиля» в поэзии (ок. 1230 – 1276).
Информация о работе Особенности культуры средневековой (Московской) Руси