Молодежная культура и ее особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 18:16, контрольная работа

Краткое описание

Выбор темы культурологически обоснован тем, что молодежь как особая группа, отличная от детей и взрослых, начала привлекать к себе внимание исследователей и политиков на протяжении всего ХХ века, а теперь на нее стали ориентироваться производители. Это послужило переходу молодежных субкультур (в рекламных роликах, музыкальных клипах) на экраны телевизоров, интернета, других СМИ. Таким образом, превращаю молодежную субкультуру в массовую.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
1. Эволюция культурного смысла понятия «молодежная культура»……………………………………………………………………5
2. Субкультурные бренды сегодня………………………………..............9
Заключение…………………………………………………………...........20
Список литературы………………………………………………………..22

Файлы: 1 файл

Молодежная культура и ее особенности.doc

— 107.00 Кб (Скачать)


Содержание

 

 Введение……………………………………………………………………3

  1. Эволюция культурного смысла понятия «молодежная культура»……………………………………………………………………5
  2. Субкультурные бренды сегодня………………………………..............9

Заключение…………………………………………………………...........20

Список литературы………………………………………………………..22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Выбор темы культурологически  обоснован тем, что молодежь как особая группа, отличная от детей и взрослых, начала привлекать к себе внимание исследователей и политиков на протяжении всего ХХ века, а теперь на нее стали ориентироваться производители. Это послужило переходу молодежных субкультур (в рекламных роликах, музыкальных клипах) на экраны телевизоров, интернета, других  СМИ. Таким образом, превращаю молодежную субкультуру в массовую.

Разработанность проблемы: теории Стенли Холла, Карла Мангейма и Талкотта Парсонса, рассматривают драматургию столкновения  новых поколений с устойчивыми сложившимися стандартами культуры,  социальными институтами. Т. Парсонс дает описание модели, как консервация пространственно-временной позиции молодежи в жизненном цикле приводит к формированию групп сверстников (peer groups) и молодежной культуры, которая способствует развитию моделей эмоциональной независимости и безопасности, приватизации «своих» территорий. Джон Сибрук использует понятие «культура супермаркета», давая понимание молодежной культуре и связанным с ней феноменам.

Актуальность  состоит в том, что сегодня можно говорить о начале новой «молодежной эры». Изменения в молодежной среде, включая и молодежные «протесты», преимущественно связаны, на мой взгляд, не с политической, а с культурной сферой, с борьбой за перераспределение прав на культурное доминирование. Доля желающих включиться в политические процессы, как и среди других социальных групп, среди молодежи не превышает 3%, а вот в культурных акциях готовы участвовать более половины молодых людей (разных страт, возраста, уровня образования и материального достатка). Политические движения и партии остаются для них малопривлекательными, «чистое» волонтерство практически исключается, участие в публичных выступлениях оправдывается прежде всего материальными, а не идеологическими соображениями. В этом следует видеть не падение нравственности молодежи, а естественную реакцию на коммерциализацию всех звеньев политической сферы и, как следствие, недоверчивое отношение к участию в официальной политике, во всяком случае — по идейным соображениям.  Этот момент очень важен для понимания современного контекста понятий «молодежь» и «молодежная культура».

Цель работы: рассмотреть молодежную культуру и ее особенности в современных условиях,  в спектре принятых классических  концепций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Эволюция культурного смысла понятия «молодежная культура»

 

Рассматривая  понятия «молодежь», «молодежная культура», «субкультура», «контркультура» в историческом контексте, можно оценить современное состояние вопроса.

Понятие «молодежная  культура» у Т. Парсонса связывается  с представлением о стабильности и целесообразности развития общественных систем. В этом понятии отразилось послевоенное возрождение западных обществ, вера в возможность благополучия и процветания всех его членов. Молодежная культура представлялась независимым социальным пространством, в котором молодые люди могут обрести аутентичность, тогда как в семье или школе они лишены реальных прав и полностью контролируются взрослыми.

Понятие «молодежная  культура» создано для описания особого типа социального культурного пространства, которое населяют люди, находящиеся в относительно бесправном и зависимом положении. В самом деле, у поколения, входящего в общество, отсутствует реальный доступ к значимым ресурсам. Зависимость молодежи проявляется и в том, что она во все времена рассматривалась «социально зрелыми» взрослыми не как самоценная группа, а лишь как естественный ресурс будущего общества, который надо социализировать, воспитывать и использовать.

В описании «молодежи» наиболее ранним был биополитический конструкт, он и остается наиболее живучим. Базовые принципы этого подхода, предполагают взгляд на молодежь как на социальную проблему и дают основание для вмешательства в жизнь молодежи со стороны государственных чиновников и профессионалов («специалистов по молодежи») как на Западе, так и в современной России.

«Молодежь признается1. однородной возрастной группой с едиными психологическими характеристиками и социальными потребностями.

Молодость считается2. особой ступенью в развитии личности. Модели поведения и ценности, усваиваемые молодыми людьми в этот период, становятся идеологическими ориентирами, не меняющимися в дальнейшем.

Переход (транзиция) от детской зависимости к взрослой автономии включает в себя так  называемую3. фазу «бунтарства», которая является частью культурной традиции, передающейся от одного поколения к другому.

В последнее  время этот переход осложнен новыми4. условиями социальной трансформации и модернизации, поэтому молодежь нуждается в контроле и поддержке со стороны профессионалов»1.

Из этих принципов  прямо вытекает идеология, обосновывающая необходимость и «естественность» взрослого превосходства и доминирования, что на практике приводит к открытой и скрытой дискриминации по признаку возраста. Дискриминационные идеи «вросли» в теорию так глубоко, что фактически не принято писать и думать о молодежи без использования слов «подростки», «переходный возраст»,  «молодежная проблема». Пора если не расстаться с этими стереотипами, то попытаться критически их переосмыслить.

Классическими считаются теории Стенли Холла, Карла  Мангейма и Талкотта Парсонса, согласно которым, «драматургия» подросткового развития обусловлена столкновением неодолимых сил природы («сексуального драйва», вызванного «гормональным пробуждением») с «неподвижными» преградами культуры, т. е. социальными институтами. Пробужденная сексуальность (биологическая предпосылка) определяет необходимость поколенческой социализации (политическая предпосылка). Это формула биополитического общественного конструирования.

В традиционных (доиндустриальных) обществах семья  полностью выполняла все необходимые  функции социальной репродукции — биологическую, экономическую и культурную. В современных индустриальных обществах семья, по мнению ученого, теряет традиционные функции в области культуры (образования и профессионализации). Молодежь занимает в них максимально уязвимую позицию, находясь между двумя ценностными мирами, между патриархальными моделями семейной социализации и взрослыми ролями, которые заданы рыночной рациональностью и безличной бюрократической структурой. Молодость, по мнению Т. Парсонса, — это период «структурированной безответственности», мораторий, вставленный между детством и взрослостью. Эта достаточно долгая консервация пространственно-временной позиции молодежи в жизненном цикле приводит к формированию групп сверстников (peer groups) и молодежной культуры, которая способствует развитию моделей эмоциональной независимости и безопасности, приватизации «своих» территорий, изменению ролевых характеристик первичной (детской) социализации через усвоение принятых в компании соревновательных (конкурентных) техник.

 

                          Субкультурные особенности

 

Понятие, введенное для описания особенностей молодежной идентичности, — это субкультура или контркультура. Сами эти термины подчеркивают андеграундный характер новых формирований, их противопоставленность социально-культурному мейнстриму. Наиболее яркие субкультурные идентичности приобрели свои названия: скинхеды, эмо, панки, готы и другие. Предпосылки возникновения таких субкультур и их противостояния с культурой большинства возникли благодаря значительному ослаблению патриархального порядка, превращению молодежи в самостоятельного субъекта потребления (свой заработок, наличие свободного времени, развитость досуговой инфраструктуры), независимости, пусть и относительной, частного пространства от публичного, развитию культурного плюрализма.

Субкультуры и  контркультурные движения были порождены  послевоенной реальностью, изменением образа жизни западной молодежи. Расширение пространства досуга, рост обслуживающей  его индустрии привели к усложнению характера молодежного потребления. На определенное время такие реальные молодежные проблемы, как занятость и образование, выпали из сферы исследовательского интереса, все внимание социологов и культурологов обратилось к эпатажным культурным практикам и панике, которую они рождали в обществе.

«Субкультурные формы, пусть в измененном виде, продолжают существовать в современном мире, а контркультурные молодежные движения так и остались в 60-х, но оплодотворили новые течения культуры и искусства ХХ века, новые типы интеллектуального андеграунда как на Западе, так и у нас в стране»2. Необходимость интерпретации меняющихся форм молодежной активности в контексте расширяющегося выбора, предлагаемого современным «культурно-стилевым» супермаркетом, ставит перед исследователями ряд новых вопросов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Субкультурные бренды сегодня

 

Сегодня глобальные субкультурные бренды наполнились чисто российским содержанием. Появились и так называемые молодежные группировки. Это особый тип объединений, главным видом активности которых является защита собственных территорий. Как правило, они складываются в новых, окраинных кварталах провинциальных городов или в пригородах российских мегаполисов, куда переселяются выходцы из деревни. Внутри самого субкультурного пространства также не прекращаются ритуальные бои и разборки. Скины борются с реперами и граффитчиками, а теперь еще с антифашистами, отстаивая свое право на идею «Россия для русских»; гопники ненавидят неформалов за «западничество», неформалы - гопников за жизнь «по понятиям»; попса борется с андеграундом, гламурные мажоры с падонками и так далее.

Не менее серьезное  культурное противостояние  происходит на более глубинном уровне: классовом, этническом, гендерном. Например, кто  на сегодняшних молодежных сценах –  носитель значений правильного, «настоящего» мужчины, «настоящей» женщины? В этом измерении наиболее активно происходит символическая борьба между скинами и готами, мажорами и эмо.

Не менее жесткие споры  ведутся и внутри самих субкультур за право называться правильными  и настоящими: панками, скинами, готами. Субкультурный капитал давно уже активно осваивается и присваивается рынками. Находки, открытия и эпатажные вызовы удобно и комфортно располагаются на полках современных стилевых супермаркетов. Подобное многоголосие может смутить кого угодно.

Путаница в использовании  понятий «молодежные культуры», «субкультуры», «контркультуры» отражает не только историю их адаптации в  России, но и смешение соответствующих  явлений в реальности. Как и в любой другой стране, включенной в глобальное пространство, стили смешались.

                                Культура супермаркета

 

Изменившаяся культурная реальность эпохи глобализации сформировала предпосылки для нового рождения молодежной культуры, которая, начиная с конца 1980-х, переживает настоящий ренессанс.

Превращению молодежной культуры в ресурс для извлечения коммерческой прибыли способствовали глубокие общие изменения современной культуры, которые произошли в конце ХХ - начале ХХI века. Они и стали фундаментом превращения молодежной культуры в особый стиль. Многие, казалось бы, интеллектуальные товары продвигаются на молодежный рынок через образ молодого тела, эксплуатируя его привлекательность, сексуальность, здоровье. Особенно это заметно в рекламе мобильных телефонов и новых пакетов услуг мобильных сетей. Реклама, обращенная к молодежи, предлагает «сексуализированный» футляр для мобильника, особые («продвинутые») мелодии, встроенную фотокамеру, которой предстоит запечатлеть интимные сцены. Телефон постепенно вписывается и в другие атрибуты молодежного «прикида»: сумки, ремни, рюкзаки, бейсболки, плавки и т. п. 

«Глобальные «фабрики» имиджей, как и локальные, становятся все более сложными и многоступенчатыми. Чтобы сформировать имидж самого высокого уровня (например, знаменитости), нужно создать и поддерживать систему имиджевых иерархий. Это стимулирует развитие рейтинговой индустрии, сети профессиональных комментаторов, специализирующихся в определенной области»3. Так, набирающая силу и в России индустрия («фабрика») звезд наглядно демонстрирует, как за три-шесть месяцев можно сделать любой имидж и поместить его в определенную нишу в общей иерархии знаменитостей. «Народных героев» создают также в многочисленных «реалити-шоу».

Джон Сибрук использует для обозначения этого феномена понятие «культура супермаркета». Центральное действующее лицо в этой культуре — постоянно конструируемый с помощью новых коммерческих сетей потребляющий подросток. Автор описывает, как в общем пространстве поп-культуры нейтрализуется противопоставление высокого/элитарного и низкого/массового. «Элитарная, высокая культура опиралась на поддерживаемое экспертами понятие художественного вкуса, сформированного на «классических» культурных образцах. До появления новой культуры (культуры «шума», она же культура супермаркета, переносящая в область культурного потребления идеологию массовых рыночных продаж) элита усиленно дистанцировалась от потребителей коммерческой или массовой культуры. Термины «высокое» и «низкое» как раз и трансформировали вкусовые различия в кастовые. В новой культуре возникает другое деление: не на элитарное и коммерческое, а на культовое и массовое. В аристократической культуре, основанной на вкусе, ценился последовательный характер культурных предпочтений, а в культуре супермаркета ценятся предпочтения, нарушающие традиционную культурную иерархию. В аристократической культуре содержание (контент) и реклама существовали отдельно, а в культуре супермаркета границы между ними уже не существует»4. Дж. Сибрук следующим образом выстраивает новый тип культурной иерархии в культуре супермаркета:

Информация о работе Молодежная культура и ее особенности