Место и значение культуры России в мировой культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 09:38, курсовая работа

Краткое описание

Понятие цивилизация – это одно из самых ключевых понятий современной социально-гуманитарной науки. Мировая история – это параллельное становление двух типов цивилизаций: западной (возникшей в бассейне Средиземноморья) и восточной (традиционной).
Культура России - культура русского народа, сложившаяся вначале на восточно-славянской основе в виде культуры древнерусской народности (примерно в VIII - XIII вв.), а с XIV в. и по настоящее время представленная украинской, белорусской и великорусской культурами. В этом изначальном и наиболее характерном для русского культурного самосознания осмыслении является определяющей мысль о временном, локальном и сущностном единстве российской культуры и о ее определенном своеобразии среди культур других европейских народов.
Существует и два подхода в определении понятия «культура России» — обособительный и расширительное.
Первое настаивает на резком противопоставлении Руси-Украины и гораздо более позднего и смешанного культурного образования, сложившегося в собственно России.
Второй представляет культуру России как совокупность множества различных национальных культур, так или иначе связанных с собственно русской культурой.

Оглавление

Введение 3
1. Место и значение культуры России в мировой культуре и цивилизации 4
1.1 Культура России в диалоге культур 4
1.2 Цивилизационная принадлежность России. Спорные проблемы 7
1.3 Религиозный фактор становления России в мировой культуре 15
2. Культурная динамика и периодизация русской культуры 18
Заключение 24
Список литературы 25
Приложение 27

Файлы: 1 файл

Место и значение культуры России в мировой культуре+.docx

— 79.66 Кб (Скачать)

Список литературы

  1. Аксаков К.С. Страницы минувшего / К.С.Аксаков. - М. Наука, 1991. - С.356.
  2. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта / А.С.Ахиезер. - М.: Наука, 1997. – С.64.
  3. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма / Н.А.Бердяев. - М.: Наука, 1990. – 444 с.
  4. Волкова Д.В. Культурология: учебное пособие / Д.В.Волкова. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 315 с.
  5. Гуревич П.С. Культурология: Учебное пособие / П.С.Гуревич. - М.: Гардарики, 2001. - 278 с.
  6. Данилевский Н.Я. Россия и Европа / Н.Я.Данилевский. - М.: Институт русской цивилизации, 2011. – 816 с.
  7. Драч Г.В. Культурология. Учебник для вузов / Г.В.Драч, О.М.Штомпель. - СПб.: Питер, 2010. - 384 с.
  8. Ерасов Б.С. Россия в евроазиатском пространстве / Б.С.Ерасов // Общественные науки и современность. - 1994. - №2. - С.25.
  9. Ерасов Б.С. Социальная культурология / Б.С.Ерасов. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с.
  10. Ерыгин А.Н. Восток - Запад - Россия (Становление цивилизационного подхода в исторических исследованиях) / А.Н.Ерыгин. - Ростон н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 1993. - 120 с.
  11. Киселев А. «У всякого народа есть родина, но только у нас – Россия» / А.Киселев // Высшее образование в России. - 2003. - №4. - С.139-151.
  12. Кравченко А.И. Культурология: учеб. / А.И.Кравченко. - М.: ТК Велби, 2006. - 288 с.
  13. Культурология. Краткий тематический словарь / Под ред. Г.В.Драч, Т.П.Матяш. - Ростов Н/Д: Феникс, 2001. - 192 с.
  14. Культурология: учебник / Под ред. Ю.Н.Солонина, М.С.Кагана. – М.: Юрайт-Издат, 2005. - С. 338-356.
  15. Культурология: Учебное пособие / Сост. А.А.Радугин. - М.: Центр, 2001. - 304 с.
  16. Люкс Л. Государство правды / Л.Люкс // Родина. - 1990. - №7. - С.13.
  17. Место и роль России в мировой истории: Метод. рекомендации по курсу «Отечественная история» / Сост. И.В.Родионова. М.: МГИЭиМ, 2005.-29 с.
  18. Моисеева А.П. Культурология: учебное пособие / А.П.Моисеева, С.Г.Сычева, Н.А.Колодий. – Томск: Изд-во ТПУ, 2005. – 224 с.
  19. Новиков В.С. Культурология: учебно-методическое пособие / В.С.Новиков. - Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2007. - С. 147-163.
  20. Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире / А.С.Панарин. - М.: Алгоритм, 2003. - 494 с.
  21. Перевезенцев С.В. Россия или Запад? // Православный образовательный портал «Слово» – [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/rus/history/49/61/1476/$detail_annotation/ Загл. с экрана.
  22. Проскурякова Н.А. Концепции цивилизации и модернизации в отечественной историографии / Н.А.Проскурякова // Вопросы истории. - 2005. - №7. - С.153-165.
  23. Российская цивилизация: Учебное пособие для вузов / Под общ. ред. М.П.Мчедлова. - М.: Академический Проект, 2003. – 656 с.
  24. Россия в мировой истории: Учебник / Под общ. ред. В.С.Порохни. - М.: Логос, 2003. - С.19-21.
  25. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций / Л.И.Семенникова. – М.: КДУ, 2006. – 784 с.
  26. Столяренко Л.Д. Культурология: учебное пособие / Л.Д.Столяренко, С.И.Самгин, Л.Г.Сущенко. - Москва: ИКЦ «МарТ», 2006. - С. 307-351.
  27. Традиция и русская цивилизация / Д.Володохин, С.Алексеев, К.Бенедиктов, Н.Иртенина. – М.: Астрель, 2006. – 282 с.
  28. Шишова Н.В. Культурология / Н.В.Шишова и др. - Ростов на Дону: Феникс, 2002. - С.279-299.

 

Приложение 1

Основные особенности русской  культуры и факторы, способствующие их появлению

 

Факторы, которые способствовали самобытности русской культуры.

Особенности, которые возникали в  результате этих факторов.

I. Природно-демографические условия:1. Огромные пространства + полное отсутствие гор + большое количество рек.

«Русская душа ушиблена ширью» (Бердяев) уход духовной энергии внутрь (в  созерцание) + особый строй русской  души (воля=свобода+просранство)Þ особенные формы искусства (русская пляска, протяжные песни, быстрая езда).

2. Разнообразие природных регионов: от тундры на севере, лесной и лесостепной полосы в центре до степи на юге.

Эта особенность оформила полицентризм + многовариантность путей культурно-исторического развитияÞ перемещение культурного из одного региона в другой (Киев-Владимир-Москва-С.-П.) сохранение традиций + обогащение за счет новых культурно-исторических воздействий.

3. В XIII веке Россия занимала территории  и в Европе и в Азии.

Евразийский универсам

4. Близость Степи (всегда была  архитипом враждебности).

Деспотические черты государственно-политической истории.

I. Многообразие этнического материала:  территорию, на которой образовалось русское государство населяло более 150 племенÞ пластичность.

Пластичность, терпимость, толерантность (терпимость к чужим верованиям и особенностям чужого поведения) соборность русской культуры, «всечеловечность», внеграничный характер.

II. Постоянная колонизация, которая выступала гарантом элементарного выживания («колонизация – основная черта русской истории» – динамизм, динамичность русской культуры, восприимчивость ко всему новому. (Ключевский)).

 

III. Постоянная военная опасность  (набеги кочевников, попытки катализации России с Запада, татаро-монгольское иго).

Высокая адаптивность русской культуры: выживание, а порой феноменальный  расцвет, казалось бы в просто невозможных общественно-исторических условиях (например, «золотой» век русской культуры пришелся на самую мрачную эпоху николаевской реакции, «серебряный» – на смутное время рубежа XIX-XX веков.

IV. Ярко выраженная государственная  доминанта, что связано с особенностями механизмов национально-государственной и культурной консолидации.

«Дихотомичный» характер русской культуры (двойственность, раздвоенность) и синкретизм: двоеверие, широкие еретические движения (XIV, XVI-XVII, XVIII), раскол (XVII-XIX), религиозный ренессанс рубежа XIX-XX веков, религиозное обновленчество нашего времени.


 

Приложение 2

Противоположность взглядов: «западники», «славянофилы», «евразийство»

 

«Славянофильство»

«Западничество»

«Евразийство»

 

40-е годы XIX века

Конец XIX - начало XX

Представители

Братья Аксаковы, Киреевский, Комиков

Кобелины, Чичерины, Чернышевский

Красавин, Трубецкой, Вернадский, Ильин, Флоровский, Гумилев

Основа

Панславянизм

Европоцентризм

Панмонголизм (скифство)

Суть

Объясняет специфику русской культурной истории как самобытную, берущую свое начало в русской общине

Акцент на европейские корни русской  цивилизации (Россия развивалась в одних ритмах с Европой)

Стояла на позициях цивилизованного синтеза Запада и Востока, которые и определяли сущностные характеристики русской культуры

Отношение к петровским реформам

Резко отрицательное

Идеализация

Не сыграли существенной роли

Перспектива развития

Выработка своего русского пути развития, а русскому народу – особая миссия в мировой цивилизации

Россия должна Þидти по западному пути, не изобретая велосипед. Общая судьба с мировой цивилизацией

Рассматривала русскую культуру как  самобытную с преобладанием азиатских  элементов, в геополитике прежде всего восточная ориентация


1 Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций / Л.И.Семенникова. – М.: КДУ, 2006. – 784 с.

2 Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма / Н.А.Бердяев. - М.: Наука, 1990. - С.7.

3 Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта / А.С.Ахиезер. - М.: Наука, 1997.

4 Ерасов Б.С. Россия в евроазиатском пространстве / Б.С.Ерасов // Общественные науки и современность. - 1994. - №2. - С.25.

5 Ерасов Б.С. Социальная культурология / Б.С.Ерасов. - М.: Аспект Пресс, 2000. - С.492.

6 Аксаков К.С. Страницы минувшего / К.С.Аксаков. - М., 1991. - С.356.

7 Люкс Л. Государство правды / Л.Люкс // Родина. - 1990. - №7. - С.13.

8 Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире / А.С.Панарин. - М.: Алгоритм, 2003. - 494 с.

9 Данилевский Н.Я. Россия и Европа / Н.Я.Данилевский. - М.: Институт русской цивилизации, 2011. – 816 с.

10 Российская цивилизация: Учебное пособие для вузов / Под общ. ред. М.П. Мчедлова. М., 2003

11 Российская цивилизация: Учебное пособие для вузов / Под общ. ред. М.П.Мчедлова. - М.: Академический проспект, 2003 – 656 с.

12 Бердяев Н.А. История и смысл русского коммунизма / Н.А.Бердяев. - М., 1990. – С.7.


Информация о работе Место и значение культуры России в мировой культуре