Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 09:38, курсовая работа
Понятие цивилизация – это одно из самых ключевых понятий современной социально-гуманитарной науки. Мировая история – это параллельное становление двух типов цивилизаций: западной (возникшей в бассейне Средиземноморья) и восточной (традиционной).
Культура России - культура русского народа, сложившаяся вначале на восточно-славянской основе в виде культуры древнерусской народности (примерно в VIII - XIII вв.), а с XIV в. и по настоящее время представленная украинской, белорусской и великорусской культурами. В этом изначальном и наиболее характерном для русского культурного самосознания осмыслении является определяющей мысль о временном, локальном и сущностном единстве российской культуры и о ее определенном своеобразии среди культур других европейских народов.
Существует и два подхода в определении понятия «культура России» — обособительный и расширительное.
Первое настаивает на резком противопоставлении Руси-Украины и гораздо более позднего и смешанного культурного образования, сложившегося в собственно России.
Второй представляет культуру России как совокупность множества различных национальных культур, так или иначе связанных с собственно русской культурой.
Введение 3
1. Место и значение культуры России в мировой культуре и цивилизации 4
1.1 Культура России в диалоге культур 4
1.2 Цивилизационная принадлежность России. Спорные проблемы 7
1.3 Религиозный фактор становления России в мировой культуре 15
2. Культурная динамика и периодизация русской культуры 18
Заключение 24
Список литературы 25
Приложение 27
Основные особенности русской культуры и факторы, способствующие их появлению
Факторы, которые способствовали самобытности русской культуры. |
Особенности, которые возникали в результате этих факторов. |
I. Природно-демографические |
«Русская душа ушиблена ширью» (Бердяев) уход духовной энергии внутрь (в созерцание) + особый строй русской души (воля=свобода+просранство)Þ особенные формы искусства (русская пляска, протяжные песни, быстрая езда). |
2. Разнообразие природных |
Эта особенность оформила полицентризм + многовариантность путей культурно-исторического развитияÞ перемещение культурного из одного региона в другой (Киев-Владимир-Москва-С.-П.) сохранение традиций + обогащение за счет новых культурно-исторических воздействий. |
3. В XIII веке Россия занимала |
Евразийский универсам |
4. Близость Степи (всегда была архитипом враждебности). |
Деспотические черты государственно- |
I. Многообразие этнического |
Пластичность, терпимость, толерантность (терпимость к чужим верованиям и особенностям чужого поведения) соборность русской культуры, «всечеловечность», внеграничный характер. |
II. Постоянная колонизация, которая выступала гарантом элементарного выживания («колонизация – основная черта русской истории» – динамизм, динамичность русской культуры, восприимчивость ко всему новому. (Ключевский)). |
|
III. Постоянная военная опасность (набеги кочевников, попытки катализации России с Запада, татаро-монгольское иго). |
Высокая адаптивность русской культуры: выживание, а порой феноменальный расцвет, казалось бы в просто невозможных общественно-исторических условиях (например, «золотой» век русской культуры пришелся на самую мрачную эпоху николаевской реакции, «серебряный» – на смутное время рубежа XIX-XX веков. |
IV. Ярко выраженная |
«Дихотомичный» характер русской культуры (двойственность, раздвоенность) и синкретизм: двоеверие, широкие еретические движения (XIV, XVI-XVII, XVIII), раскол (XVII-XIX), религиозный ренессанс рубежа XIX-XX веков, религиозное обновленчество нашего времени. |
Приложение 2
Противоположность взглядов: «западники», «славянофилы», «евразийство»
«Славянофильство» |
«Западничество» |
«Евразийство» | |
40-е годы XIX века |
Конец XIX - начало XX | ||
Представители |
Братья Аксаковы, Киреевский, Комиков |
Кобелины, Чичерины, Чернышевский |
Красавин, Трубецкой, Вернадский, Ильин, Флоровский, Гумилев |
Основа |
Панславянизм |
Европоцентризм |
Панмонголизм (скифство) |
Суть |
Объясняет специфику русской культурной истории как самобытную, берущую свое начало в русской общине |
Акцент на европейские корни русской цивилизации (Россия развивалась в одних ритмах с Европой) |
Стояла на позициях цивилизованного синтеза Запада и Востока, которые и определяли сущностные характеристики русской культуры |
Отношение к петровским реформам |
Резко отрицательное |
Идеализация |
Не сыграли существенной роли |
Перспектива развития |
Выработка своего русского пути развития, а русскому народу – особая миссия в мировой цивилизации |
Россия должна Þидти по западному пути, не изобретая велосипед. Общая судьба с мировой цивилизацией |
Рассматривала русскую культуру как самобытную с преобладанием азиатских элементов, в геополитике прежде всего восточная ориентация |
1 Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций / Л.И.Семенникова. – М.: КДУ, 2006. – 784 с.
2 Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма / Н.А.Бердяев. - М.: Наука, 1990. - С.7.
3 Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта / А.С.Ахиезер. - М.: Наука, 1997.
4 Ерасов Б.С. Россия в евроазиатском пространстве / Б.С.Ерасов // Общественные науки и современность. - 1994. - №2. - С.25.
5 Ерасов Б.С. Социальная культурология / Б.С.Ерасов. - М.: Аспект Пресс, 2000. - С.492.
6 Аксаков К.С. Страницы минувшего / К.С.Аксаков. - М., 1991. - С.356.
7 Люкс Л. Государство правды / Л.Люкс // Родина. - 1990. - №7. - С.13.
8 Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире / А.С.Панарин. - М.: Алгоритм, 2003. - 494 с.
9 Данилевский Н.Я. Россия и Европа / Н.Я.Данилевский. - М.: Институт русской цивилизации, 2011. – 816 с.
10 Российская цивилизация: Учебное пособие для вузов / Под общ. ред. М.П. Мчедлова. М., 2003
11 Российская цивилизация: Учебное пособие для вузов / Под общ. ред. М.П.Мчедлова. - М.: Академический проспект, 2003 – 656 с.
12 Бердяев Н.А. История и смысл русского коммунизма / Н.А.Бердяев. - М., 1990. – С.7.
Информация о работе Место и значение культуры России в мировой культуре