Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 09:38, курсовая работа
Понятие цивилизация – это одно из самых ключевых понятий современной социально-гуманитарной науки. Мировая история – это параллельное становление двух типов цивилизаций: западной (возникшей в бассейне Средиземноморья) и восточной (традиционной).
Культура России - культура русского народа, сложившаяся вначале на восточно-славянской основе в виде культуры древнерусской народности (примерно в VIII - XIII вв.), а с XIV в. и по настоящее время представленная украинской, белорусской и великорусской культурами. В этом изначальном и наиболее характерном для русского культурного самосознания осмыслении является определяющей мысль о временном, локальном и сущностном единстве российской культуры и о ее определенном своеобразии среди культур других европейских народов.
Существует и два подхода в определении понятия «культура России» — обособительный и расширительное.
Первое настаивает на резком противопоставлении Руси-Украины и гораздо более позднего и смешанного культурного образования, сложившегося в собственно России.
Второй представляет культуру России как совокупность множества различных национальных культур, так или иначе связанных с собственно русской культурой.
Введение 3
1. Место и значение культуры России в мировой культуре и цивилизации 4
1.1 Культура России в диалоге культур 4
1.2 Цивилизационная принадлежность России. Спорные проблемы 7
1.3 Религиозный фактор становления России в мировой культуре 15
2. Культурная динамика и периодизация русской культуры 18
Заключение 24
Список литературы 25
Приложение 27
Устойчивость российской цивилизации – вопреки всем историческим перипетиям – поддерживает приверженность большинства населения своей концепции бытия, своих традиционных ценностных представлений. Это способствует известной общественной сплоченности, во многом нейтрализующей существующие противоречия.11 С точки зрения государственных интересов РФ, интересов населяющих её народов идентификация России как отдельной цивилизации является естественной основой собственного пути развития, самостоятельной внутри- и внешнеполитической стратегии, что, учитывая общую ситуацию в России и в мире, представляет для нее единственно рациональный выбор.
Культура России в ее становлении и развитии - аспект исторической динамики русской культуры, охватывающий период примерно с VIII в. и по настоящее время. Складывание - становление русской культуры (примерно до XI-XIII вв.) происходило в условиях консолидации, объединения восточнославянских племен перед лицом внешней опасности (Хазарский каганат, норманны-викинги), внутренних распрей-беспорядков, что вело к образованию государства (Киевская Русь), а с другой стороны, благодаря духовно-культурному воздействию на язычников-славян со стороны христианского мира, прежде всего Византии - самого развитого в культурном отношении государства тогдашнем в мире.
Культурное развитие России можно подразделить на разные по времени и динамической составляющей периоды. Каждый из них был насыщен событиями и явлениями, оказавшими влияние на русскую культуру.
К особенностям культурной динамики России можно отнести сочетание достаточно длительных временных периодов культурного консерватизма и традиционализма и резких изменений и разломов. Так, как уже было отмечено выше, Н.А.Бердяев подчеркивая дискретный (прерывистый) характер нашей культуры писал, что в русской истории «нельзя найти органического единства». Он насчитывал «пять разных Россий: Россию киевскую, Россию татарского периода, Россию московскую, Россию петровскую или императорскую и, наконец, новую Советскую Россию».12 Действительно, в тысячелетней истории России можно выделить ряд этапов, в значительной степени отличающихся друг от друга по уровню развития и характеру государственно-религиозных институтов, особенностям исторического процесса, приоритетным ценностям населения. Причем, переход от одного замкнутого на себя этапа к другому сопровождался, как правило, резкой, внезапной «ломкой» целостной и единой социокультурной системы.
Среди этих этапов: крещение Руси, начало монголо-татарского завоевания, религиозный раскол и реформы Петра I, освобождение крестьян от крепостной зависимости в 1861 г., Октябрьская революция 1917 г., «Великий перелом» 1929, которым завершилась коллективизация, события августа 1991 г. и распад СССР. Можно назвать и другие события, влияние которых сказалось менее заметно. Однако чаще всего они имели разрушительный характер и далеко идущие последствия: слом культурной традиции, смена повседневной (обыденной), сложившейся в течение ряда лет и передававшейся от поколения к поколению, культуры. То есть всего того, что является основой устойчивости общества, придает людям ощущение уверенности и возможности эволюционного, поступательного развития. Тем не менее, благодаря сочетанию разных по динамичности и времени этапов, сложные процессы в нашей тысячелетней истории не противоречат ее восприятию как единого процесса культурного развития российской цивилизации. И русская культура, и русская государственность, и русский народ не утратили своего неповторимого своеобразия, не прервалась культурно-историческая преемственность. Рассмотрим кратко некоторые периоды русской культуры.
Домонгольская культура (IX-XII века). В этот период происходит формирование древнерусского государства (882 год) + унификация политической жизни + складывание культурного целого. Русская культура складывается как городская (гордарика= так называли Россию в Западной Европе) - высокий уровень развития письменности, градостроения.
998 год – принятие Христианства, для культуры имело усиление восточных элементов (восточный вариант Христианства), обозначился изоляционизм от латинской Европы. Бинарность русской культуры (в отличие от Западной Европы, где Христианство распространялось снизу вверх, в России оно распространялось сверху вниз - на протяжении всей русской культуры существование синкретизма, то есть элементов и Христианства и язычества).
Культура периода ордынского нашествия (XIII-XIV века). Усиление восточных тенденций в русской культуры, особенно в государственно-политической. Постордынский (XV-XVII века). Образование единого русского государства (национальная консолидация + рост национального самосознания) рост и подъем русской культуры + одновременное мощное европейское влияние (конец XV-XVI века – расцвет, русское возрождение. XVII – кризис средневековой культуры и мировоззрения, нарушение единства русской культуры + нарастание западноевропейских светских элементов - жанровая и стилистическая эклектика. Конец XV – середина XVI веков – это расцвет русской культуры, который специалисты обозначили как русское возрождение. В этот период обозначились новые черты: апелляция к разуму и знаниям; секуляризация (обмирщение, светскость) общественного сознания; новое, радостное ведение мира. Русское возрождение совпало с двумя важными процессами, происходящими в российском государстве: а) становление единого русского государства с центром в г.Москве, б) оформление русского этноса (особенности языка, культуры). Тем не менее, русское возрождение имело свои отличия:
Западная Европа |
Россия |
Время разложения феодальных отношений,
начало становления новых |
Оформление феодальных отношений. |
Обращение к античным образцам и идеалам. |
Обращение к идеалам Древней Руси, когда страна была единой и могучей. |
Светский характер. |
Религиозный характер. |
Секуляризация общественного сознания в этот период обозначилась, прежде всего, во множестве еретических движений, а все центральные вопросы общественной мысли сфокусировались в философской дискуссии иосифлян и нестяжателей. В центре дискуссии – вопросы о том, каким должно быть русское государство, его структура и место церкви в государственной иерархии.
Раннее возрождение
В русской литературе XVI века центральное место занимает переписка Ивана Васильевича IV Грозного и его бывшего единомышленника по избранной раде Андрея Курбского. Оба – блестящие полемисты, неординарные личности, талантливые литераторы. Грозный - сторонник абсолютизма, отстаивал свое право казнить и миловать подданных. Курбский - противник опричнины, его идеал – «Святорусское царство», где будет соблюдаться законность: признание прав рядовой аристократии, ограничение власти государя духовными и земскими соборами.
Дискуссия была разрешена историей: в России победило самодержавие, но это не означает, что программа Курбского была более прогрессивной (например, Речь Посполитая, построенная по образцу Курбского в XVIII веке, будет разделена более могущественными государствами (Германия, Австрия, Россия) и перестанет существовать как национальное государство (Польский Сейм парализует королевскую власть), а Россия, как самостоятельное государство будет существовать на протяжении всей своей истории).
XVI век – время появления
редкого произведение красоте
архитектурного стиля – шатра.
Вопрос о его появлении
Живопись в русской культуре данного периода представлено творчеством Феофана Грека (философ, иконописец). Стиль: экспрессия, эмоциональность. Характерно: часто до конца не прорисовывал образы, но при этом достигал необыкновенного воздействия на зрителя, наличие белых бликов. Стиль соответствовал характеру художника: когда писал никогда не стоял на месте (вероятно, всегда отходил чтобы видеть мазок издалека) и одновременно вел философии с учениками о боге и многом другом. Его фрески сохранились в Спасо-Преображенском соборе в Новгороде и Благовещенском монастыре Кремля.
Андрей Рублев. Стиль – умиротворенность, гармоничность, нежный колорит. Главное его произведение: «Троица» – символ русского национального духа, о котором говорят: «если есть «Троица» Рублева, значит есть Бог». Сама культура возрождения представлена гением Деонисием – по силе таланта равен Рублеву. В стиле – нежный колорит + специфически утонченные композиции. Его росписи находятся в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, который находится в Вологодской области.
XVIII век - переход от древнерусской культуры к культуре нового времени. Начало положили петровские реформы, главный смысл которых заключался в секуляризации (отмерщение, светскость)Þ возникновение двух культур: светской и религиозной; центральной и периферийной; официальной и народной. Вторая половина XVIII века - русское просвещение.
XIX век – зрелость, национальная самобытность. Расцвет классической русской литературы. Дал наибольшее количество достижений, признаваемых классическими (эталонными для данной культуры). Первый классик – Н.М. Карамзин. Складывание классической русской литературы (Пушкин, Лермонтов, Толстой, Достоевский), музыки (Чайковский, Глинка), живописи (Репин). В этот период складывается идейно-политическая конфронтация: консерваторы, либералы, радикалы, НО русская бинарность - либералы не прижились. Именно бинарность русской культуры обозначила дальнейшее развитие и противоречивое разрешение в XX веке, что приведет к революции, мировой войне и ужасам тоталитарного режима, который парадоксальным образом выразит идеал всеединства русской культуры.
В течение XVIII-XIX веков Россия сделала культурный рывок и смогла догнать и освоить европейскую науку, искусство, философию, приняв форму светской, «просвещенной» культуры, и стала одной из богатых национальных культур мира. Российская национальная культура как бы надстраивались над своим этническим (народным) базисом. Возник разрыв между этнической и национальной культурами. Он проявился в различии образов жизни, французском языке «верхов» и простонародной речи «низов», отношении к науке, церковной, государственной и общественной жизни.
В конце XIX-нач. XX вв. - расцвет искусства и философии стал «серебряным веком» русской культуры (по Н.А.Бердяеву «Русский культурный ренессанс»). Возникновение «народничества», появление анархизма, терроризма, распространение марксизма, создание социал-демократических и буржуазных политических партий было связано с исторически назревавшем общественным кризисом и необходимостью политических, экономических и культурных перемен. Революция 1917 года, гражданская война, узурпация политической власти большевиками, гонения на церковь, коллективизация, индустриализация, стали попыткой направить развитие страны по особому пути. Революция сменила тип государственно-монархической власти, но не изменила ее фетишизацию народными массами. Вождей прославляли, а их портреты как бы заменили иконы.
Специфика государства,
построенного на социалистических началах,
даже реставрировала некоторые черты
феодально-крепостнических
Таким образом, учитывая культурное многообразие России, влияние России в мировую культуру очевиден. Начиная с Крещения Руси в течение всех допетровских времен русские внесли огромный вклад в развитие иконописи, зодчества, средневековой христианской литературы и исторического летописания. В дальнейшем деятели культуры России внесли вклад в развитие науки и техники, а также создали величайшее наследие литературы, философии, классической музыки и изобразительного искусства. Причем литература и философская мысль до сих пор привлекают многих мыслящих людей Востока и Запада (А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, В.С.Соловьев и др.). Миссионерская деятельность Церкви мирно распространила православие среди финно-угорских народов, многих коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, отчасти индейцев Северной Америки (на Аляске), а вместе с этим письменность и просвещение.
Мировая культура - общее название всех культурно-исторических типов и традиций человечества. Культура России входит в славяно-византийский культурно-исторический тип, основанный на православии. Культура России изначально была открыта влияниям Запада и Востока. Славянофилы усматривали связь культуры России с культурой Византии и южных славян, западники — с культурой Европы, евразийцы — с культурой кочевников Евразии. Открытость культуры России различным влияниям дала повод Н.А.Бердяеву усматривать в ней основу синтеза традиций Востока и Запада, основанного на евангельских христианских идеалах. Апологеты имперского типа государственности усматривают в этих особенностях культуры России также основание исторической миссии России как гаранта континентального равновесия. Именно такое состояние страны способствует всем ее культурным традициям успешно передавать свои ценности новым поколениям и участвовать в диалоге культур.
Дискуссии о месте
России в мировой культуре и цивилизации
не затихают и сегодня. Соединяя Восток
и Запад, Россия была исторически
открыта влиянию различных
Информация о работе Место и значение культуры России в мировой культуре