Место и значение культуры России в мировой культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 09:38, курсовая работа

Краткое описание

Понятие цивилизация – это одно из самых ключевых понятий современной социально-гуманитарной науки. Мировая история – это параллельное становление двух типов цивилизаций: западной (возникшей в бассейне Средиземноморья) и восточной (традиционной).
Культура России - культура русского народа, сложившаяся вначале на восточно-славянской основе в виде культуры древнерусской народности (примерно в VIII - XIII вв.), а с XIV в. и по настоящее время представленная украинской, белорусской и великорусской культурами. В этом изначальном и наиболее характерном для русского культурного самосознания осмыслении является определяющей мысль о временном, локальном и сущностном единстве российской культуры и о ее определенном своеобразии среди культур других европейских народов.
Существует и два подхода в определении понятия «культура России» — обособительный и расширительное.
Первое настаивает на резком противопоставлении Руси-Украины и гораздо более позднего и смешанного культурного образования, сложившегося в собственно России.
Второй представляет культуру России как совокупность множества различных национальных культур, так или иначе связанных с собственно русской культурой.

Оглавление

Введение 3
1. Место и значение культуры России в мировой культуре и цивилизации 4
1.1 Культура России в диалоге культур 4
1.2 Цивилизационная принадлежность России. Спорные проблемы 7
1.3 Религиозный фактор становления России в мировой культуре 15
2. Культурная динамика и периодизация русской культуры 18
Заключение 24
Список литературы 25
Приложение 27

Файлы: 1 файл

Место и значение культуры России в мировой культуре+.docx

— 79.66 Кб (Скачать)

Устойчивость российской цивилизации – вопреки всем историческим перипетиям – поддерживает приверженность большинства населения своей концепции бытия, своих традиционных ценностных представлений. Это способствует известной общественной сплоченности, во многом нейтрализующей существующие противоречия.11 С точки зрения государственных интересов РФ, интересов населяющих её народов идентификация России как отдельной цивилизации является естественной основой собственного пути развития, самостоятельной внутри- и внешнеполитической стратегии, что, учитывая общую ситуацию в России и в мире, представляет для нее единственно рациональный выбор.

 

2. Культурная динамика и периодизация русской культуры

Культура России в ее становлении и развитии - аспект исторической динамики русской культуры, охватывающий период примерно с VIII в. и по настоящее время. Складывание - становление русской культуры (примерно до XI-XIII вв.) происходило в условиях консолидации, объединения восточнославянских племен перед лицом внешней опасности (Хазарский каганат, норманны-викинги), внутренних распрей-беспорядков, что вело к образованию государства (Киевская Русь), а с другой стороны, благодаря духовно-культурному воздействию на язычников-славян со стороны христианского мира, прежде всего Византии - самого развитого в культурном отношении государства тогдашнем в мире.

Культурное развитие России можно подразделить на разные по времени  и динамической составляющей периоды. Каждый из них был насыщен событиями  и явлениями, оказавшими влияние  на русскую культуру.

К особенностям культурной динамики России можно отнести сочетание  достаточно длительных временных периодов культурного консерватизма и традиционализма и резких изменений и разломов. Так, как уже было отмечено выше, Н.А.Бердяев подчеркивая дискретный (прерывистый) характер нашей культуры писал, что в русской истории «нельзя найти органического единства». Он насчитывал «пять разных Россий: Россию киевскую, Россию татарского периода, Россию московскую, Россию петровскую или императорскую и, наконец, новую Советскую Россию».12 Действительно, в тысячелетней истории России можно выделить ряд этапов, в значительной степени отличающихся друг от друга по уровню развития и характеру государственно-религиозных институтов, особенностям исторического процесса, приоритетным ценностям населения. Причем, переход от одного замкнутого на себя этапа к другому сопровождался, как правило, резкой, внезапной «ломкой» целостной и единой социокультурной системы.

Среди этих этапов: крещение Руси, начало монголо-татарского завоевания, религиозный раскол и реформы  Петра I, освобождение крестьян от крепостной зависимости в 1861 г., Октябрьская  революция 1917 г., «Великий перелом» 1929, которым завершилась коллективизация, события августа 1991 г. и распад СССР. Можно назвать и другие события, влияние которых сказалось менее заметно. Однако чаще всего они имели разрушительный характер и далеко идущие последствия: слом культурной традиции, смена повседневной (обыденной), сложившейся в течение ряда лет и передававшейся от поколения к поколению, культуры. То есть всего того, что является основой устойчивости общества, придает людям ощущение уверенности и возможности эволюционного, поступательного развития. Тем не менее, благодаря сочетанию разных по динамичности и времени  этапов, сложные процессы в нашей тысячелетней истории не противоречат ее восприятию как единого процесса культурного развития российской цивилизации. И русская культура, и русская государственность, и русский народ не утратили своего неповторимого своеобразия, не прервалась культурно-историческая преемственность. Рассмотрим кратко некоторые периоды русской культуры.

Домонгольская культура (IX-XII века). В этот период происходит формирование древнерусского государства (882 год) + унификация политической жизни + складывание культурного целого. Русская культура складывается как городская (гордарика= так называли Россию в Западной Европе) - высокий уровень развития письменности, градостроения.

998 год – принятие Христианства, для культуры имело усиление восточных элементов (восточный вариант Христианства), обозначился изоляционизм от латинской Европы. Бинарность русской культуры (в отличие от Западной Европы, где Христианство распространялось снизу вверх, в России оно распространялось сверху вниз - на протяжении всей русской культуры существование синкретизма, то есть элементов и Христианства и язычества).

Культура периода ордынского нашествия (XIII-XIV века). Усиление восточных тенденций в русской культуры, особенно в государственно-политической. Постордынский (XV-XVII века). Образование единого русского государства (национальная консолидация + рост национального самосознания) рост и подъем русской культуры + одновременное мощное европейское влияние (конец XV-XVI века – расцвет, русское возрождение. XVII – кризис средневековой культуры и мировоззрения, нарушение единства русской культуры + нарастание западноевропейских светских элементов - жанровая и стилистическая эклектика. Конец XV – середина XVI веков – это расцвет русской культуры, который специалисты обозначили как русское возрождение. В этот период обозначились новые черты: апелляция к разуму и знаниям; секуляризация (обмирщение, светскость) общественного сознания; новое, радостное ведение мира. Русское возрождение совпало с двумя важными процессами, происходящими в российском государстве: а) становление единого русского государства с центром в г.Москве, б) оформление русского этноса (особенности языка, культуры). Тем не менее, русское возрождение имело свои отличия:

Западная Европа

Россия

Время разложения феодальных отношений, начало становления новых капиталистических  отношений.

Оформление феодальных отношений.

Обращение к античным образцам и идеалам.

Обращение к идеалам Древней Руси, когда страна была единой и могучей.

Светский характер.

Религиозный характер.


 

Секуляризация общественного  сознания в этот период обозначилась, прежде всего, во множестве еретических движений, а все центральные вопросы общественной мысли сфокусировались в философской дискуссии иосифлян и нестяжателей. В центре дискуссии – вопросы о том, каким должно быть русское государство, его структура и место церкви в государственной иерархии.

Раннее возрождение представлено в русской культуре гениальным ученым-энциклопедистом  Максимом Греком, выходец из Византии стал основателем русской публицистики и руководителем Кружка образованных московитов – своеобразно литературно-просветительский клуб, который объединял всех неординарно мыслящих людей своего времени. Кроме этого, он являлся мыслителем мирового масштаба, философом, богословом, переводчиком, талантливым литератором, боролся за свободомыслие, за право личности быть самой собой. Судьба трагична, 30 лет заточения в монастыре, но он до конца дней сохранил твердость духа и ясность мысли.

В русской литературе XVI века центральное место занимает переписка  Ивана Васильевича IV Грозного и его бывшего единомышленника по избранной раде Андрея Курбского. Оба – блестящие полемисты, неординарные личности, талантливые литераторы. Грозный - сторонник абсолютизма, отстаивал свое право казнить и миловать подданных. Курбский - противник опричнины, его идеал – «Святорусское царство», где будет соблюдаться законность: признание прав рядовой аристократии, ограничение власти государя духовными и земскими соборами.

Дискуссия была разрешена  историей: в России победило самодержавие, но это не означает, что программа  Курбского была более прогрессивной (например, Речь Посполитая, построенная по образцу Курбского в XVIII веке, будет разделена более могущественными государствами (Германия, Австрия, Россия) и перестанет существовать как национальное государство (Польский Сейм парализует королевскую власть), а Россия, как самостоятельное государство будет существовать на протяжении всей своей истории).

XVI век – время появления  редкого произведение красоте  архитектурного стиля – шатра.  Вопрос о его появлении дискуссионный:  традиции язычества, напоминает  языческие курганы и башни  военной крепости. Большинство исследователей считают, что в наибольшей степени отвечало задачам времени возвышения Москвы и могучего российского государства. Ярким примером является церковь Вознесения в Коломенском и церковь Покрова на Рву (храм Василия Блаженного (Казанская церковь)): в центре – шатер, который объединяет в единое целое 8 одинаковых, но одновременно различных глав, как Москва объединила разные русские земли.

Живопись в русской культуре данного периода представлено творчеством Феофана Грека (философ, иконописец). Стиль: экспрессия, эмоциональность. Характерно: часто до конца не прорисовывал образы, но при этом достигал необыкновенного воздействия на зрителя, наличие белых бликов. Стиль соответствовал характеру художника: когда писал никогда не стоял на месте (вероятно, всегда отходил чтобы видеть мазок издалека) и одновременно вел философии с учениками о боге и многом другом. Его фрески сохранились в Спасо-Преображенском соборе в Новгороде и Благовещенском монастыре Кремля.

Андрей Рублев. Стиль –  умиротворенность, гармоничность, нежный колорит. Главное его произведение: «Троица» – символ русского национального духа, о котором говорят: «если есть «Троица» Рублева, значит есть Бог». Сама культура возрождения представлена гением Деонисием – по силе таланта равен Рублеву. В стиле – нежный колорит + специфически утонченные композиции. Его росписи находятся в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, который находится в Вологодской области.

XVIII век - переход от древнерусской культуры к культуре нового времени. Начало положили петровские реформы, главный смысл которых заключался в секуляризации (отмерщение, светскость)Þ возникновение двух культур: светской и религиозной; центральной и периферийной; официальной и народной. Вторая половина XVIII века - русское просвещение.

XIX век – зрелость, национальная самобытность. Расцвет классической русской литературы. Дал наибольшее количество достижений, признаваемых классическими (эталонными для данной культуры). Первый классик – Н.М. Карамзин. Складывание классической русской литературы (Пушкин, Лермонтов, Толстой, Достоевский), музыки (Чайковский, Глинка), живописи (Репин). В этот период складывается идейно-политическая конфронтация: консерваторы, либералы, радикалы, НО русская бинарность - либералы не прижились. Именно бинарность русской культуры обозначила дальнейшее развитие и противоречивое разрешение в XX веке, что приведет к революции, мировой войне и ужасам тоталитарного режима, который парадоксальным образом выразит идеал всеединства русской культуры.

В течение XVIII-XIX веков Россия сделала культурный рывок и смогла догнать и освоить европейскую науку, искусство, философию, приняв форму светской, «просвещенной» культуры, и стала одной из богатых национальных культур мира. Российская национальная культура как бы надстраивались над своим этническим (народным) базисом. Возник разрыв между этнической и национальной культурами. Он проявился в различии образов жизни, французском языке «верхов» и простонародной речи «низов», отношении к науке, церковной, государственной и общественной жизни.

В конце XIX-нач. XX вв. - расцвет искусства и философии стал «серебряным веком» русской культуры (по Н.А.Бердяеву «Русский культурный ренессанс»). Возникновение «народничества», появление анархизма, терроризма, распространение марксизма, создание социал-демократических и буржуазных политических партий было связано с исторически назревавшем общественным кризисом и необходимостью политических, экономических и культурных перемен. Революция 1917 года, гражданская война, узурпация политической власти большевиками, гонения на церковь, коллективизация, индустриализация, стали попыткой направить развитие страны по особому пути. Революция сменила тип государственно-монархической власти, но не изменила ее фетишизацию народными массами. Вождей прославляли, а их портреты как бы заменили иконы.

Специфика государства, построенного на социалистических началах, даже реставрировала некоторые черты  феодально-крепостнических отношений (колхозы, совхозы, принудительный труд). Эмиграция, высылка из страны, гибель от сталинских репрессий многих деятелей науки и культуры. В 1920-30-е гг. в эмиграции возникло «евразийство» (Н.Трубецкой, Л.Карсавин, П.Сувчинский, П. Савицкий, Г.Флоровский и др.), которые пытались наладить контакты с советской властью. Они противопоставляли исторические судьбы, интересы России и Запада, трактовали Россию как особый тип культуры - «Евразию», срединный материк между Азией и Европой. Н.Трубецкой представлял российскую культуру как «симфоническое» единство «множественной нации Евразии».

Таким образом, учитывая культурное многообразие России, влияние России в мировую культуру очевиден. Начиная с Крещения Руси в течение всех допетровских времен русские внесли огромный вклад в развитие иконописи, зодчества, средневековой христианской литературы и исторического летописания. В дальнейшем деятели культуры России внесли вклад в развитие науки и техники, а также создали величайшее наследие литературы, философии, классической музыки и изобразительного искусства. Причем литература и философская мысль до сих пор привлекают многих мыслящих людей Востока и Запада (А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, В.С.Соловьев и др.). Миссионерская деятельность Церкви мирно распространила православие среди финно-угорских народов, многих коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, отчасти индейцев Северной Америки (на Аляске), а вместе с этим письменность и просвещение.

 

Заключение

Мировая культура - общее название всех культурно-исторических типов и традиций человечества. Культура России входит в славяно-византийский культурно-исторический тип, основанный на православии. Культура России изначально была открыта влияниям Запада и Востока. Славянофилы усматривали связь культуры России с культурой Византии и южных славян, западники — с культурой Европы, евразийцы — с культурой кочевников Евразии. Открытость культуры России различным влияниям дала повод Н.А.Бердяеву усматривать в ней основу синтеза традиций Востока и Запада, основанного на евангельских христианских идеалах. Апологеты имперского типа государственности усматривают в этих особенностях культуры России также основание исторической миссии России как гаранта континентального равновесия. Именно такое состояние страны способствует всем ее культурным традициям успешно передавать свои ценности новым поколениям и участвовать в диалоге культур.

Дискуссии о месте  России в мировой культуре и цивилизации  не затихают и сегодня. Соединяя Восток и Запад, Россия была исторически  открыта влиянию различных культур. Это нашло отражение в размышлениях литературных героев, лиричности полотен  художников, поэтической патетике, купеческом меценатстве (Мамонтов, Третьяков  и др.). Особенности «русской души» отразилась в народных песнях, откуда композиторы (П.И.Чайковский, С.В.Рахманинов и многие др.) черпали лирические интонации. Ф.Ницше говорил: «Русские напевы печальны. Я променял бы все благополучие Запада на русскую манеру печалиться». В многовековом окружении «иноверцев», неприятия Запада и Востока, русский народ выработал ощущение единственности, уникальности, несхожести с другими. На Западе, и в России, существуют убеждения о загадочности и необъяснимости России и русской души. При всех различиях в понимании путей развития России, ее места среди других, большинство сходится во мнении об особом вкладе России в мировую культуру. Это достижения в науке и искусстве, творчество гениальных поэтов, художников, композиторов, актеров и т. д. Крушение социализма и распад СССР стал серьезным испытанием для исторической судьбы России.

Информация о работе Место и значение культуры России в мировой культуре