Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 12:16, курсовая работа
Цель курсовой работы:
Рассмотреть основные принципы элитарной и массовой культур.
Цель курсовой работы обусловила необходимость постановки следующих задач:
- выяснить, что представляют собой эти две культуры;
- рассмотреть направления культур, их особенности;
- определить взаимосвязи между массовой и элитарной культурами;
Введение 3
1. Понятие массовая и элитарная культура 6
2. Основные проявления и направления
массовой культуры нашего времени 11
3. Жанры массовой культуры 16
4. Элитарная культура как антипод массовой культуры 19
5. Взаимосвязи между массовой и
элитарной культурами 22
5.1 Влияние времени 22
5.2 Лексикон или словарь 23
5.3 Авторство 24
6. Проблемы современной отечественной культуры 29
7. Диаграмма 30
Заключение 31
Список литературы 34
Нам достаточно выделить лишь несколько основных социально-классовых (сословных) субкультур, объединяющих большие группы людей в соответствии с их ролью и функциями в производстве средств физического и социального существования человека, в поддержании или нарушении социальной организации и регуляции жизни общества (порядка).
Прежде всего, речь идет о субкультуре сельских производителей, называемой народной (в социально-демографическом плане), или этнографической (в плане наибольшей концентрации соответствующих специфических черт).
Несколько иные функции имеет субкультура городских производителей, которая на заре цивилизации формировалась как ремесленно-торговая, а позднее стала называться буржуазной (бюргерской), промышленной, пролетарской, постбуржуазной (социалистической) и т.п., хотя функционально оставалась той же самой.
Третья социальная субкультура – элитарная. Под этим словом обычно подразумевают особенную утонченность, сложность и высокую качественность культурной продукции. Но это не самая важная черта элитарной субкультуры. Ее главная функция – производство социального порядка (в виде права, власти, структур социальной организации общества и легитимного насилия в интересах поддержания этой организации), а также обосновывающей этот порядок идеологии (в формах религии, социальной философии и политической мысли). Элитарную субкультуру отличает очень высокий уровень специализации (подготовка священнослужителей – шаманов, жрецов и т.п., очевидно, является наидревнейшим специальным профессиональным образованием); высочайший уровень социальных притязаний личности (любовь к власти, богатству и славе считается "нормальной" психологией любой элиты). Разрыв между обыденной и специализированной составляющими этой социальной субкультуры так же, как и в буржуазной субкультуре, до недавнего времени был не очень велик. Усвоенные с детства знания и навыки аристократического воспитания, как правило, позволяли без дополнительного обучения исполнять обязанности рыцаря, офицера, придворного, чиновника любого ранга, да и монарха. Пожалуй, лишь функции священнослужителей требовали специальной подготовки. Такая ситуация продержалась в Европе до XVIII-XIX веков, когда элитарная субкультура начала сливаться с буржуазной, превращаясь в высший слой последней. Одновременно существенно возросли требования к профессиональной подготовленности исполнителей элитарных функций, что привело к возникновению соответствующих учебных заведений (военных, дипломатических, политико-административных).
2. ОСНОВНЫЕ
ПРОЯВЛЕНИЯ И НАПРВЛЕНИЯ
Среди основных проявлений и направлений массовой культуры нашего времени можно выделить следующие:
3.ЖАНРЫ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ
Необходимым свойством продукции массовой культуры должна быть занимательность, чтобы она имела коммерческий успех, чтобы ее покупали и деньги, затраченные на нее, давали прибыль. Занимательность же задается жесткими структурными условиями текста. Сюжетная и стилистическая фактура продуктов массовой культуры. может быть примитивной с точки зрения элитарной фундаментальной культуры, но она не должна быть плохо сделанной, а наоборот, в своей примитивности она должна быть совершенной — только в этом случае ей обеспечен читательский и, стало быть, коммерческий успех.. Для массовой литературы нужен четкий сюжет с интригой и перипетиями и, что самое главное, — отчетливое членение на жанры. Это мы хорошо видим на примере массового кинематографа. Жанры четко разграничены, и их не так много. Главные из них: детектив, триллер, комедия, мелодрама, фильм ужасов, или как его называют последнее время, “чиллер” (от англ. chill — дрожать от страха), фантастика, порнография. Каждый жанр является замкнутым в себе миром со своими языковыми законами, которые ни в коем случае нельзя переступать, особенно в кино, где производство сопряжено с наибольшим количеством финансовых вложений.
Пользуясь терминами семиотики, можно сказать, что жанры массовой культуры должны обладать жестким синтаксисом — внутренней структурой, но при этом могут быть бедны семантически, в них может отсутствовать глубокий смысл.
В ХХ в. массовая культура заменила фольклор, который тоже в синтаксическом плане построен чрезвычайно жестко. Наиболее ясно это показал в 1920-х гг. В. Я. Пропп, проанализировавший волшебную сказку и показавший, что в ней всегда присутствует одна и та же синтаксическая структурная схема, которую можно формализовать и представить в логических символах .
Тексты массовой литературы и кинематографа построены так же. Зачем это нужно? Это необходимо для того, чтобы жанр мог быть опознан сразу; и ожидание не должно нарушаться. Зритель не должен быть разочарован. Комедия не должна портить детектив, а сюжет триллера должен быть захватывающим и опасным. Поэтому сюжеты внутри массовых жанров так часто повторяются.
Повторяемость — это свойство мифа - в этом глубинное родство массовая и элитарной культуры, которая в ХХ в. волей-неволей ориентируется на архетипы коллективного бессознательного. Актеры в сознании зрителя отождествляются с персонажами. Герой, умерший в одном фильме, как бы воскресает в другом, как умирали и воскресали архаические мифологические боги. Кинозвезды ведь и есть боги современного массового сознания.
Разновидностью текстов массовой культуры являются культовые тексты. Их главной особенностью является то, что они настолько глубоко проникают в массовое сознание, что продуцируют интертексты, но не в себе самих, а в окружающей реальности.9 Так, наиболее известные культовые тексты советского кино — “Чапаев”, “Адъютант его превосходительства”, “Семнадцать мгновений весны” — провоцировали в массовом сознании бесконечные цитаты и формировали анекдоты про Чапаева и Петьку, про Штирлица. То есть культовые тексты массовой культуры формируют вокруг себя особую интертекстовую реальность. Ведь нельзя сказать, что анекдоты про Чапаева и Штирлица являются частью внутренней структуры самих этих текстов. Они являются частью структуры самой жизни, языковыми, элементами повседневной жизни языка.
Элитарная культура, которая по своей внутренней структуре построена сложно и утонченно, так влиять на внетекстовую реальность не может.
Случается
правда, какой-либо модернистский или
авангардистский прием в такой степени
осваивается фундаментальной культурой,
что становится штампом. Тогда он может
использоваться текстами массовой культуры.
В качестве примера можно привести знаменитые
советские кинематографические афиши,
где на переднем плане изображалось огромное
лицо главного героя фильма, а на заднем
плане маленькие человечки кого-то убивали
или просто мельтешили (в зависимости
от жанра). Это изменение, искажение пропорций
— штамп сюрреализма. Но массовым сознанием
он воспринимается как реалистический
,хотя все знают, что головы без тела не
бывает, и что такое пространство, в сущности,
нелепо.
4. ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА КАК АНТИПОД МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ
В качестве антипода массовой культуры многие культурологи рассматривают элитарную культуру. Производителем и потребителем элитарной культуры, с точки зрения представителей этого направления в культурологии, является высший привилегированный слой общества — элита (от франц. elite - лучшее, отборное, избранное). Определение элиты в различных социологических и культурологических теориях неоднозначно. Итальянские социологи Р. Михельс и Г. Моска считали, что элиту по сравнению с массами характеризует высокая степень деятельности, продуктивности, активности. Однако в философии и культурологии получило большое распространиние понимание элиты как особого слоя общества, наделенного специфическими духовными способностями. С точки зрения этого подхода, понятием элита обозначается не просто высший слой общества, правящая верхушка. Элита есть в каждом общественном классе. Элита — это часть общества, наиболее способная к духовной деятельности, одаренная высокими нравственными и эстетическими задатками. Именно она обеспечивает общественный прогресс, поэтому искусство должно быть ориентировано на удовлетворение ее запросов и потребностей. Основные элементы элитарной концепции культуры содержатся уже в философских сочинениях Л. Шопенгауэра и Ф. Ницше.
В своем основополагающем труде «Мир как воля и представление», Шопенгауэр в социологическом плане разделяет человечество на две части: «людей гении» (т. с. способных к эстетическому созерцанию и художественно-творческой деятельности) и «людей пользы» (т. е. ориентированных только на чисто практическую, утилитарную деятельность).10
В
культурологических концепциях Ф. Ницше,
элитарная концепция проявляет
себя в идее «сверхчеловека». Этот «сверхчеловек»,
имеющий привилегированное
В XX веке идеи А. Шопенгауэра и Ф. Ницше были резюмированы в элитарной культурологической концепции X. Ортега-и-Гассета. Основное отличие нового искусства от старого - по Ортеге - заключается в том, что оно обращено к элите общества, а не к его массе. Поэтому совершенно не обязательно искусство должно быть популярным, то есть оно не должно быть общепонятным, общечеловеческим. Новое искусство, наоборот, должно отчуждать людей от реальной жизни. «Дегуманизация» и есть основа нового искусства XX века. «Вот почему новое искусство разделяет публику на два класса — тех, кто понимает, и тех, кто не понимает его, то есть на художников и тех, которые художниками не являются. Новое искусство — это чисто художественное искусство». Элита - по Ортеге - это не родовая аристократия и не привилегированные слои общества, а та часть общества, которая обладает особым «органом восприятия». Именно эта часть общества способствует общественному прогрессу. И именно к ней должен обращаться своими произведениями художник.11
Культурологические
теории, противопоставляющие друг другу
массовую и элитарную культуры, являются
реакцией на сложившиеся в искусстве процессы.
Типичным проявлением элитарной культуры
является теория и практика «чистого искусства»
или «искусства для искусства», которая
нашла свое воплощение в ряде течений
отечественной и западноевропейской художественной
культуры. Так, например, в России на рубеже
XIX—XX веков идеи элитарной культуры активно
развивало и внедряло художественное
объединение «Мир искусства». Лидерами
«мирискусников» были редактор одноименного
журнала С. Дягилев и художник А. Н. Бенуа.
Дягилев прямо и открыто заявлял о «самоцельности»
и «самополезности» искусства, считая
одновременно «правду в искусстве», декларируемую
Л.Толстым, проявлением односторонности.
Акцентируя внимание на человеческой
личности, лидеры «мирискусничества»
в духе элитарных культурологических
концепций К. Леонтьева и Ф.Ницше приходили
к абсолютизации личности творца. Считалось
строго обязательным наличие в любом живописном
и музыкальном произведении особого авторского
видения действительности. Причем это
воззрение понималось как совестливое
понимание художественного в человеке.
Под совестью искусства, однако, подразумевалась
лишь субъективная искренность индивидуального
творца в выражении им красоты. Именно
отсюда берет свое начало «мирискусническая»
декадентская претензия на внеклассовость
и надклассовость своей идеологической
позиции.