Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 22:35, реферат
Положение развития массовой культуры дернуты в самом наличии строения круга. Хосе Ортега-и-Гассет выразил популярный доступ к структуризации по признаку созидательной возможности. Теперь начинается суждение о «творческой элите», тот или другой, собирает минимальную численность общества, и о «массе» количественно основной части населения.». В это время случается деление культуры, детерминированное выковыванием свежих значительных общественных кругов, принимающих подход к полноценному формированию, но не касающихся к элите
1.Введение…………………………………………………………………………3
2.Представление о массовой культуре…………………………………………..4
3.Цель массовой культуры………………………………………………………..5
4.Филосовские основы массовой культуры……………………………………..7
5.Диалог культур………………………………………………………………...12
6.Взаимосвязи между массовой и элитарной культурами……………………14
7.Элитарная культура как антипод массовой культуры………………………16
8.Проблемы современной отечественной культуры…………………………..19
9.Элитарные направления в художественной культуре………………………20
10.Заключение……………………………………………………………………23
11.Список использованной литературы……………………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
АЛЬМЕТЬЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИОЛОГИИ
Реферат по философии
на тему:
Массовая и элитарная культура
факультета
Н. руководитель: к.ф.н. доцент кафедры ГОС
Багаутдинов А.А.
Альметьевск, 2014
Содержание
1.Введение……………………………………………………
2.Представление о массовой культуре…………………………………………..4
3.Цель массовой культуры……………………………………………………….
4.Филосовские основы массовой культуры……………………………………..7
5.Диалог культур……………………………………………………………
6.Взаимосвязи между массовой и элитарной культурами……………………14
7.Элитарная культура как антипод массовой культуры………………………16
8.Проблемы современной отечественной культуры…………………………..19
9.Элитарные направления в художественной культуре………………………20
10.Заключение……………………………………………
11.Список использованной литературы………………………………………..24
Положение развития массовой культуры дернуты в самом наличии строения круга. Хосе Ортега-и-Гассет выразил популярный доступ к структуризации по признаку созидательной возможности. Теперь начинается суждение о «творческой элите», тот или другой, собирает минимальную численность общества, и о «массе» количественно основной части населения.». В это время случается деление культуры, детерминированное выковыванием свежих значительных общественных кругов, принимающих подход к полноценному формированию, но не касающихся к элите. Обретая потенциал для постигнутого эстетического восприятия явлений культуры, вновь обнаруживающиеся социальные группы, неизменно коммуницирующие с массой, вырабатывают важными в общественном масштабе явления «элитарной» и одновременно проявляют интерес к «массовой» культуре.
Всеисторически элитарная культура возникла как антитеза массовой и личный резон, основополагающую значимость обнаруживает в соизмерении с последней. Суть элитарной культуры в первый раз разыскивалась разобрана. В том количестве технологией вербального общения - стилем, формируемым ее выразителями, где особые социальные группы - священнослужителей, дипломатов, деятелей искусств - пользуются и особые, затворенные для непосвященных стили, в том количестве латынь и санскрит.
2. Представление о массовой культуре
Массовая культура основывает прочую, ту, что именуют возвышенной, или получше
элитарной. Причем по всяким отметкам доверителями элитарной культуры в Европе на протяжении
нескольких столетий остается приблизительно одна и та же доля
населения - что-то около одного процента. Собственно массовая культура индикатор
численных краев бытия круга и в тот же час корпоративный популяризатор и устроитель его, сферы, благосклонностей. Внутри массовой
культуры бытует субъективная холлархия ценностей и холлархия личностей. Массовая культура - компонент совместной культуры, отгороженная от элитарной едва немалым числом доверителей и совокупной востребованностью.
Следственно, в взаимоотношении субъекта творчества - восприятия можно предоставить народную культуру, элитарную и массовую. При
исключенном народная культура
находится практически в ступени консервации или адресуется в сувенирный бизнес.
Элитарность
и массовость располагают равное отношение как к феноменам культуры.
В самой массовой культуре можно выделить, так, сознательно формирующуюся культуру под влиянием множества наружных причин: культуру
тоталитарную, навязанную массам тем или
иным тоталитарным строем и разнообразно поддерживаемую
им. Искусство социалистического реализма зарождается одной из основных видов такого знания.
Вероятна также концентрация интереса на действии и трансформации традиционных обликов искусства
и появлении свежеиспеченных. К конечным касаются фотоискусство, кино,
телевидение, видео, разнообразные картины электронных искусств,
компьютерное искусство. Расширение массовой культуры в главном благодаря формирующимся оружиям массовой коммуникации.
3.Цель массовой культуры
Для чего необходима массовая культура? Для того же, для чего необходимы два полушария
в человеческом уму. Для массовой культуры подходит антимодернизм
и антиавангардизм. Если модернизм
и авангард пытаются к усложненной технике письма, то массовая культура оперирует предельно простой, обработанной предшествующей
культурой техникой. Если в модернизме
и авангарде господствует конструкция на новейшее как основное
условие их присутствия, то массовая культура
традиционна и консервативна. Она ориентирована
на типичную языковую семиотическую норму, на элементарную прагматику,
поскольку она устремлена к немалой читательской, зрительской аудитории. Можно сказать поэтому, что массовая культура появилась в ХХ веке не только благодаря выковыванию техники, приведшему к такому большому количеству ключей информации, но и вопреки вырабатыванию и упрочению политических демократий. Ведомо, что наиболее цивилизованной является массовая культура в наиболее сформированном демократическом круге. Но важно и противоположное, в тоталитарных
обществах отсутствует дробление культуры на массовую и элитарную. Вся
культура объявляется массовой,
и на самом деле целая культура является элитарной.
Массовая
культура, будучи одним из самых живописных проявлений
социокультурного наличия нынешних выработанных сообществ,
остается сравнительно малоосмысленным
феноменом с точки зрения общей концепции культуры.
Со времени распада первобытного мира, социальной
стратификации в человеческих коллективах
и сложения первых городских культур появилась и соответствующая
дифференциация культуры, назначаемая различием общественных функций разных групп людей, сплоченных с их образом жизни, материальными средствами
и социальными благами,
а также формирующейся убеждении и символики социальной престижности.
Эти дифференцированные сегменты общей
культуры стали называть
социальными субкультурами. Нам довольно выделить только несколько ключевых социально-классовых субкультур, соединяющих большие группы людей в соответствии с их ролью и функциями в производстве
средств физического и социального существования человека, в сопровождении или нарушении социальной организации и регуляции
жизни общества.
В свое время, речь идет о субкультуре сельских производителей,
называемой
народной, или этнографической. Немного другие функции имеет
субкультура городских производителей, которая на заре цивилизации формировалась
как ремесленно-торговая, а позднее
стала называться буржуазной, индустриальной, пролетарской.
Третья социальная
субкультура - элитарная. Под этим словом обычно
понимают особую изысканность, сложность
и высокую качественность культурной
продукции. Но это не самая важная граница элитарной субкультуры.
Ее главная функция - производство социального порядка, а также доказывающей этот распорядок идеологии. Элитарную
субкультуру отличает весьма возвышенный уровень специализации
высочайший уровень социальных притязаний личности. Разрыв между обыкновенной и особой составляющими этой общественной субкультуры так же, как и в буржуазной субкультуре, до недавнего времени был
не очень крупен. Освоенные с детства познания и навыки аристократического вырабатывания, санкционировали без добавочного обучения реализовывать обязанности
рыцаря, офицера,
придворного, чиновника любого ранга,
да и монарха. Такая обстановка продержалась
в Европе до XVIII-XIX веков. В то же время эпохально умножились заявки к профессиональной
подготовленности исполнителей элитарных
функций, что повергло к возникновению
соответствующих учебных заведений.
4.Философские основы массовой культуры
Одной
из старейших мировоззренческих школ предыдущих веков была греческая школа - киренаиков, сформированная в V веке до н.э. другом Сократа - Аристиппом. Это школа сотворила моральную теорию - гедонизм. Гедонисты одобряют, что чувство блаженства приходит целью всего поведения человека. Идеи
гедонизма сформировали эпикурейцы. Присутствие у массовой культуры столь древних идейных
источников является мотивом против тех теорий, что только одни технические средства возбудили якобы
в XX веке новый тип «глобальной культуры».
Но, конечно, наиболее усиленно мировоззренческо - методологические базы феномена массовой культуры инициируют складываться с обстоятельства восхождения на историческую арену буржуазии. Прямо с
этого фактора развлекательная область гедонистической функции художественной
культуры становится одной из назначающих в массовой культуре. В качестве идеологической основы нынешней массовой культуры выступает философия позитивизма. Позитивизм в
эстетике выразился как натурализм. Для него свойственно обозрение социального к биологическому.
Образцом художественного заключения эстетических взглядов,
законов биологизма в позитивизме показывается серия
западных детективных романов. В сюжетах предоставленных созданий за
совершенными преступлениями стоит один социальный мотив - деньги.
Но в финалах романов выясняется, что правонарушения устроили психи-маньяки,
уголовники-шизофреники, не способные
отвечать за свои действия. Положительный социальный мотив оказывается смененным аргументом биологическим.
Зависимость социологии от биологии стала
мировоззренческой платформой для многих
произведений массового искусства. Точка
зрения эскейпизма, то есть тяготение всякими колеями увести реципиента от возражений реального мира, объявить их выглядящими или принудить о них забыть, крепко занял ведущее место в родственных произведениях.
Получила второе
дыхание и утилитарное олицетворение в массовой культуре генеральная идея английского позитивиста Г. Спенсера
(1820--1903). Сущность ее заключается в том, что индивидуализм, конкурентная
борьба и выживание наиболее приспособленных потребны для
поступательного вырабатывания круга. Спенсеровский социальный дарвинизм,
в своих крайних конфигурациях, стал основой для расизма и экспансионизма.
Идеи расизма, национал-шовинизма запустили абсолютные корни
в социальном разуме мироздания. И как результат этого они наличествуют в продукции массовой культуры. Как
раз эти идеи пропагандируют концепцию всеобщего противостояния культур, религий, рас, долбят о
непримиримости, враждебности разнообразных культур.
В
рамках позитивистской концепции социального
дарвинизма реанимируется и так называемый
«культ казенного оптимизма», перерастающий временами в
настоящий национал-шовинизм. По всему
миру ведутся ожесточенные операции за произведение парадигм творений художественной культуры. Это, как правило,
ведет лишь к появлению отлакированных зрелищ изобретенной бытия,
которые не постоянно адекватны подлинной обстановки. Предоставленная позитивистская теория осуществит и доктрину так именуемой «американской мечты». Американская мечта - это корпоративное выступление об
«исключительности» формирования Америки и то, что всякий американец располагает равноправные вероятности в достижении удачи и успеха. В контексте американской жизни
содержание взгляда «американская мечта» перерождалось, преисполнялось разнообразным резоном, обернулось в должностной призыв, близкого рода эквивалент «американского образа
жизни».
Условие по
созданию псевдореалистических художественных творений была свойственна до
недавнего минувшего и в нашей державе. Парадно-официальные книги, фильмы, постановки о
наших громадных строительствах, колхозах-миллионерах и прочее -- это
и есть проявление все той же позитивистского построения социального
дарвинизма, правда, уже в нашей отечественной трактовке.
Наличествует близкое касательство философии
прагматизма с массовой культурой. Наиболее немало идеи
прагматизма жизнь в обществе допустима, лишь осуществил в эстетике и культурологии массовой
культуры американский философ Д. Дъюи
(1859--1952). Основополагающие его труды были опубликованы между двумя мировыми войнами, когда
феномен массовой культуры уже внятно вырисовывался, заслужил довершенную форму
и сформировал единый ряд случайностей. В собственном программном произведении «Искусство как опыт», вышедшем в свет
в 1932 году, Дьюи сформулировал культурологическую теорию, каковая во многом назначила стези развития массовой культуры.
Утилитарной материализацией прагматизма
в массовой культуре обнаруживается такая величественная ее структура, как реклама. Она осуществляет главное кредо
прагматизма, которое состоит в том, что сущим зарождается то, что здорово, что доставляет ублаготворение и повергает к богатству.
Философия
3. Фрейда - фундамент нынешней массовой культуры. В начале XX века австрийский
врач-психопатолог и философ 3. Фрейд разработал доктрину о прирожденных неосознаваемых строениях - интуициях,
которые довлеют над рассудком людей и судят многие их операции.
В
своей концепции бессознательного 3. Фрейд шел из того, что суть человека проявляется в независимости от интуиций. Отсюда и теперь, когда эти интуиции усмиряются. Зарождается то, что Фрейд называл «фрустрацией» -- то есть бессознательной ненавистью индивидуума к окружению, которая обнаруживается во враждебности. Основополагающее воздействие фрейдизма на массовую культуру таится в употреблении его интуиций боязни,
секса и агрессивности.
XX
век поместится в историю человечества, как век ужаса.
Разрушительные борьбы, революции, аварии, стихийные бедствия споспешествовали появлению в мировой художественной
культуре образа «маленького человека».
В книге «Бегство от свободы» американский
философ и социолог, последователь 3. Фрейда
Э. Фромм сопоставляет человека нашего века с мышонком Микки
Маусом -- героем мультфильмов У. Диснея.
Фромм подчеркивает, что люди не глядели бы
без конца вариации одной и той же темы, если бы для них в
ней не было бы чего-то заветного и тесного. Зритель испытывает с мышонком все его ужасы и тревоги, а счастливый конец, в котором Микки вечно избегает угрозы,
дает ему, зрителю, ощущение удовлетворения. Древние греки учредили в
искусстве образ героя, который органично бытовал с охватывающим его
миром, художественное творчество XX столетия обширно эксплуатирует манер маленького
человека, как героя нашего времени.
В осуществления интуиции ужаса особливо достиг успеха нынешний синематограф, вырабатывающий в немалом числе так именуемые фильмы
ужасов. Их первостепенными сюжетами обнаруживаются: природные крушения, просто аварии,
монстры, сверхъестественные силы и инопланетяне.
Аварии отыскивают ответ в душах людей потому, что все мы живем в нестабильной среде,
где обыденно и повсюду случаются подлинные катаклизмы. В контрактах экономического и экологического кризиса,
локальных битв, национальных схваток гарантий от актуальных крушений не наличествует. Так, понемногу тема «катастрофы», «страха», временами даже
не всегда сознательно, овладевает людьми.
Ныне взаимоотношения у
людей к принуждению в художественной культуре разнообразное. Одни полагают, что ничего ужасного в реальную жизнь тема насилия не привносит.
Другие считают, что изображение насилия
в художественной культуре способствует
увеличению насилия в реальной жизни. Абсолютно,
усматривать прямую связь между произведениями,
в которых пропагандируется принуждение, и увеличением криминальности было бы упрощением. Да, впечатления от восприятия художественных
произведений собирают лишь небольшую долю от общей суммы воздействий, оказываемых
на человека договорами его реальной жизни. Все-таки в обществе массового потребления фильмов,
телепрограмм, пластинок - все это часть настоящей жизни. Художественная культура всегда показывает большое воздействие на
человека, инициируя прописанные чувства.
5.Диалог культур
Как уже наблюдалось «массовая культура»
и «элитарная культура» взаимодействуют
друг с другом. Поговорим подробнее о диалоге культур
и о том, что показывается результатом данного диалога. Для примера разбираем выковывание национальных культур
и их взаимодействие.
Источники национальных различий культур должно искать в исторических условиях их развития. Эти отличия имеют глубокие корни, парирующие качества коллективной существований той или другой социально-исторический или этнической одинаковости людей, её взаимосвязи с природой. Культурные разницы один из ключей разнообразности исторического процесса, сообщающих ему живописность и многомерность. Всякая национальная культура неповторима, редка. И эта неповторимость, незаменимость особенно бережного взаимоотношения ней.
Совместно с тем уже в античной цивилизации испускался процесс взаимодействия культур. По мере того как история делалась всесветной, завязывались предпосылки для взаимообогащения культур как в рамках некоторых многонациональных государств, так и в масштабах всего человечества. Научно-технический консерватизм, общие установки в развитие образования, великая маневренность народонаселения, мировое разделения труда эти и другие факторы способствуют дальнейшей интернационализации культуры и общественной жизни, обострению и увеличению взаимопроникновению культур, но в то же время провоцируют и многообразные вопросы. Интернационализация наскакивает отпор там, где она внедряется силой. В некоторых освободившихся от колониальной зависимости странах стремлению к обособления национальной культуры является своеобразной формой протеста против неоколониализма и засилья «массовой культурой».
В обстановках интернационализации увеличиваются вопросы сохранения культуры немногочисленных народов. В такой степени, у отдельных народностей Севера нет собственной письменности, и родной язык понемногу позабывается в ходе постоянного общения с остальными народами. Родственные задачи можно позволить только вопреки диалогу культур, но при условии, что это должен быть диалог «равных и разных». Полноценным образцом может предопределяться присутствие в Швейцарии нескольких государственных языков. Здесь сотворены равноправные вероятности для формирования культур целых народов.
Диалог обладает также взаимопроникновением, взаимообогащение культур. Не сознательно культурный обмен обошелся хорошим обычаем в жизни современной цивилизации. Вследствие диалога складываются общечеловеческие цивилизованные ценности, стержневыми из которых показываются моральные нормы, и в главную очередь такие, как гуманизм, милосердие, взаимопомощь.
6.Взаимосвязи между массовой и элитарной культурами
Я считаю,
что традиционное противопоставление общенародной и элитарной субкультур с точки зрения соображения их общественных функций препровождается безотносительно неубедительным.
Оппозицией общенародной субкультуре изображается буржуазная, а контркультурой по взаимоотношению к элитарной видится преступная. Ну разумеется, нестерпимо население какой-либо страны полностью «расписать» по тем или иным социальным субкультурам. Назначенный процент людей по разным факторам всегда отрывается в промежуточном состоянии либо социального роста,
либо социальной деградации.
Главный из
них объединен с процессом времени. Джером в своей книжке «Трое в лодке, не считая собаки» писал:
«Ведь все теперешние сокровища искусства три-четыре века
тому назад были банальными объектами прозаичного обихода. Я плотно спрашиваю себя, действительно ли красивы
старинные суповые тарелки, пивные кружки
и щипцы для снимания нагара со свечей,
которые мы так высоко ценим, или только
ореол древности придает им прелесть в
наших глазах. Старинные синие тарелки,
украшающие теперь стены наших комнат,
несколько столетий тому назад были самой
обычной домашней утварью, а желтенькие
пастушки, которыми с смыслящим видом восхищаются все наши знакомые, в восемнадцатом веке
скромно стояли на камине, никем не замечаемые,
и матери давали их пососать своим плачущим
младенцам».
Нормальные создания массовой
литературы XVIII века, удаленные из контекста, обращаются в создания возвышенной культуры, будучи правильно введенными в контекст современного разума. То же случается и с вполне практическими творениями советского авангарда двадцатых годов.
И
второе: во многих школах «Преступление
и наказание» подается как детектив - элитарная
культура, точнее, ее манеры бегло оборачиваются в роли масскульта, так случается с героями древней литературы, становящимися героями самого
народного жанра - анекдотов. Так случается и
с литературными сюжетами - например, с
историей про то, «как один студент двух бабушек убил».
Я считаю, что культура это всё созданное
и накопленное человечеством за всё его
существования и в этом смысле нет никакого
разделения на элитарную и массовую, тем более что массовость
весьма условна - употреблять в пищу
картофель это культура массовая или
элитарная? Скорее всего не то и
не другое.