Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 22:35, реферат
Положение развития массовой культуры дернуты в самом наличии строения круга. Хосе Ортега-и-Гассет выразил популярный доступ к структуризации по признаку созидательной возможности. Теперь начинается суждение о «творческой элите», тот или другой, собирает минимальную численность общества, и о «массе» количественно основной части населения.». В это время случается деление культуры, детерминированное выковыванием свежих значительных общественных кругов, принимающих подход к полноценному формированию, но не касающихся к элите
1.Введение…………………………………………………………………………3
2.Представление о массовой культуре…………………………………………..4
3.Цель массовой культуры………………………………………………………..5
4.Филосовские основы массовой культуры……………………………………..7
5.Диалог культур………………………………………………………………...12
6.Взаимосвязи между массовой и элитарной культурами……………………14
7.Элитарная культура как антипод массовой культуры………………………16
8.Проблемы современной отечественной культуры…………………………..19
9.Элитарные направления в художественной культуре………………………20
10.Заключение……………………………………………………………………23
11.Список использованной литературы……………………………………
7.Элитарная культура как антипод массовой культуры
В качестве антипода массовой культуры
многие культурологи рассматривают элитарную
культуру. Производителем и потребителем
элитарной культуры, с точки зрения представителей
этого направления в культурологии, является
высший привилегированный слой общества
-- элита (от франц. elite -- лучшее, отборное,
избранное). Определение элиты в различных
социологических и культурологических
теориях неоднозначно. Итальянские социологи
Р. Михельс и Г. Моска считали, что элиту
по сравнению с массами характеризует
высокая степень деятельности, продуктивности,
активности. Однако в философии и культурологии
получило большое распространение понимание
элиты как особого слоя общества, наделенного
специфическими духовными способностями.
С точки зрения этого подхода, понятием
элита обозначается не просто высший слой
общества, правящая верхушка. Элита есть
в каждом общественном классе. Элита - это
часть общества, наиболее способная к
духовной деятельности, одаренная высокими
нравственными и эстетическими задатками.
Именно она обеспечивает общественный
прогресс, поэтому искусство должно быть
ориентировано на удовлетворение ее запросов
и потребностей. Основные элементы элитарной концепции культуры
содержатся уже в философских сочинениях
А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.
В
своем основополагающем труде «Мир как
воля и представление», завершенном в
1844 году, А. Шопенгауэр в социологическом
плане разделяет человечество на две части:
«людей гения» (т. е. способных к эстетическому
созерцанию и художественно-творческой
деятельности) и «людей пользы» (т. е. ориентированных
только на чисто практическую, утилитарную
деятельность).
В
культурологических концепциях Ф. Ницше,
сформулированных им в известных трудах
«Рождение трагедии из духа музыки» (1872),
«Человеческое, слишком человеческое»
(1878), «Веселая наука» (1872), «Так говорил
Заратустра» (1884), элитарная концепция
проявляет себя в идее «сверхчеловека».
Этот «сверхчеловек», имеющий привилегированное
положение в обществе, наделен, по мысли
Ф. Ницше и уникальной эстетической восприимчивостью.
В
XX веке идеи А. Шопенгауэра и Ф. Ницше были
резюмированы в элитарной культурологической
концепции X. Ортега-и-Гассета. В 1925 году
выходит в свет самое известное сочинение
испанского философа, получившее название
«Дегуманизация искусства», посвященное
проблемам различия старого и нового искусства.
Основное отличие нового искусства от
старого -- по Ортеге -- заключается в том,
что оно обращено к элите общества, а не
к его массе. Поэтому совершенно не обязательно
искусство должно быть популярным, то
есть оно не должно быть общепонятным,
общечеловеческим. Более того, «...радоваться
или сострадать человеческим судьбам,
-- пишет Ортега, -- есть нечто очень отличное
от подлинно художественного наслаждения».
Новое искусство, наоборот, должно отчуждать
людей от реальной жизни. «Дегуманизация»
и есть основа нового искусства XX века.
«Вот почему новое искусство разделяет
публику на два класса -- тех, кто понимает,
и тех, кто не понимает его, то есть на художников
и тех, которые художниками не являются.
Новое искусство -- это чисто художественное
искусство».
Элита - по Ортеге -- это не родовая аристократия
и не привилегированные слои общества,
а та часть общества, которая обладает
особым «органом восприятия». Именно эта
часть общества способствует общественному
прогрессу. И именно к ней должен обращаться
своими произведениями художник. Новое
искусство и должно содействовать тому,
«...чтобы «лучшие» познавали самих себя,
...учились понимать свое предназначение:
быть в меньшинстве и сражаться с большинством».
Культурологические
теории, противопоставляющие друг другу
массовую и элитарную культуры, являются
реакцией на сложившиеся в искусстве процессы.
Типичным проявлением элитарной культуры
является теория и практика «чистого искусства»
или «искусства для искусства», которая
нашла свое воплощение в ряде течений
отечественной и западноевропейской художественной
культуры. Так, например, в России на рубеже
XIX--XX веков идеи элитарной культуры активно
развивало и внедряло художественное
объединение «Мир искусства». Лидерами
«мир искусников» были редактор одноименного
журнала С.П. Дягилев и талантливый художник
А.Н. Бенуа. Дягилев прямо и открыто заявлял
о «самоцельности» и «самополезности»
искусства, считая одновременно «правду
в искусстве», декларируемую Л. Толстым,
проявлением односторонности. Акцентируя
внимание на человеческой личности, лидеры
«мирискусничества» в духе элитарных
культурологических концепций К. Леонтьева
и Ф. Ницше приходили к абсолютизации личности
творца. Считалось строго обязательным
наличие в любом живописном и музыкальном
произведении особого авторского видения
действительности. Причем это воззрение
понималось как совестливое понимание
художественного в человеке. Под совестью
искусства, однако, подразумевалась лишь
субъективная искренность индивидуального
творца в выражении им красоты. Именно
отсюда берет свое начало «мирискусническая»
декадентская претензия на внеклассовость
и надклассовость своей идеологической
позиции.
Лидер
«мирискусников» А. Бенуа многое сделал
для пропаганды нового русского искусства
и у нас в стране и за рубежом. При всей
элитарной деятельности членов этого
объединения оно получило мировое признание.
Аналогичных идейных установок придерживались
представители западноевропейского модернизма
и постмодернизма, о которых пойдет речь
в соответствующем разделе данного пособия.
8.Проблемы современной отечественной культуры
Кризисная обстановка, сформировавшаяся в РФ, со своеобразной бездной обнаруживается в духовной жизни компании. Утверждение в культуре нашей отчизны оценивается как чрезвычайно трудное и даже ужаснейшее. При безграничной цивилизованной возможности, размотанном минувшими поколениями и нашими современниками, возникло духовное обнищание народа. Массовое бескультурье фактор многих несчастий. Упадок нравственности, ожесточенность, рост криминальности и насилия- жестокая поросль на почве бездуховности. Некультурный медик равнодушен к терзаниям нездорового, некультурный человек безразличен к творческим поискам мастера, некультурный строитель организовывает пивной ларёк на площади церкви, некультурный пахарь увечит землю. Вместо родной речи, обеспеченной пословицами и присловьями, стиль, замусоренный чужестранными обетами, крутыми словами, а то и неприличной бранью. Ныне под опасностью разгрома то, как формировали веками: разум, дух, дар нации. Разбиваются давнишние города, пропадают книги архивы, творения искусства, теряются общенародные обычаи ремесла. Угроза для государства препровождает тяжелое положение науки и образования.
9.Элитарные направления в художественной
культуре
В ХХ
веке рост количества разнообразных художественных направлений заверяет об напряженности идейно-художественных поисков
в среде художественной и интеллектуальной
элиты. Это случается на фоне углубляющегося кризиса, включившего все миры общественного существования, коснувшегося цивилизованное самоопределение человека. В особенности актуально взошли задачи отчуждения
человека - от круга, от природы, о себе подобных, от труда и его
результата. Человек испытал себя одиноким и утраченным в мире, перенасыщенном общественными и
политическими и другими конфликтами. Выросло чувство надвигающейся катастрофы. Все это стало уясняться как срыв культурной системы.
Поиски
выхода из кризисной ситуации вызвали многообразные мировоззренческие построения, парирующие надежду в пропасти рассудка, ощущение бессердечности общества, всеобщей обособленности человека от социума, определили поворот
философии в край иррационализма, в экзистенцианализма (экзистенция
- существование), прочими словами, заворот к иррациональной действительности, духовному существованию человека, испытываемому только интуитивно. Выходит противопоставление человека окружению. Идеи
иррационализма (интуитивизма, экзистенциализма)
стали опорой для многих элитарных «сверхноваторских» тенденций в
художественной культуре. Хотя эти течения
не организовывались какой-либо единой группой авторов,
а разные направления появлялись в различных государствах, в разные годы, в разных видах
искусства, но, несмотря на это есть основы заявлять об
общности идейно-эстетических убеждений. Эти направления обрели наименование модернистских. Творческие искания всяких представителей культуры модерна - и
художников, и теоретиков направлений,
и философов, и публицистов - были сориентированы на произведение редкостных эталонов и единых порядков элитарной культуры. Многие
формальные изыски вынашивали эмпирический нрав; доктрины манифеста и декларации аргументировали право мастера и философа на созидательную непонятность, отдаленность от
массы, ее вкусов и надобностей, на самоценное существование «культуры для культуры». Представим
только некоторые из них. Художники-футуристы видели
объектом искусства не предметный мир,
а движение, даваемое синтезом времени, места, формы,
цвета, этот синтез на деле казался как неоднократное воспроизведение линий, красок, изображение неоднократно повторяемых
предметов.
В благозвучных авангардных направлениях также воздействует состояние
отчуждения от мира, от человека («Необходимость
изгнать из музыки личные переживания»,
т. е. «очистить» ее - считает Ортега-и-Гассет.).
Это проявилось в разбитии конфигурации, но - первостепенное разрушении традиционной ладотональной
системы, логической взаимосвязи звуков,
основанной на оппозиции устой - не устой. Такова
додекафония, опирающаяся на паритетности всех 12 звуков хроматической
гаммы, где произведение конструируется
из комбинаций автономных неповторяющихся
звуков, не имеющих образно-эмоционального
смысла. Алеаторика обосновывается на закономерности соединения звуковых последовательностей,
которые могут покоиться с помощью жребия, кидания игральных костей, аллюров шахматной партии.
Художник
«ставит целью дерзко деформировать реальность,
разбить ее, разбить ее человеческий аспект,
дегуманизировать ее». Художники разделяются на
тех, кто изображает внешний мир и тех,
кто, отталкиваясь от вещности, творит
картины как «…иррациональное смысловое
целое, которому нет искреннего соответствия в натуре». Нужно подвергать аналитическому распаду (вещи), для того чтобы обессилить или убрать их человеческий аспект. Новейшее искусство избавилось от
человеческой патетики, осталось только
искусством, потеряло, какой бы то ни было «трансценденции».
Э.Мунье же, наоборот, доказывает новаторство модернистов тем,
что они жаждут закрасться как бы за грани жизни, в трансцендентные сущности.
В настоящий период элитарным
стал профессионализировавшийся правильный джаз, призывающий особой сборы, обучения навыкам
джазовой импровизации, утонченного звукоизвлечения, вокального
и инструментального, инструментовки. Элитарный нрав заслужил в
настоящее время автономный (андерграундный) молодежный рок (рок-группы «День победы», «Запрещенные
барабанщики», «Инструкция по выживанию»
и др.), следующий своим принципам - сопротивление
обществу зрелищ, потребительства, насаждению лицемерности, жадности, остроты и бездарности. Рок-музыканты объявили волю от шаблонов, поиск
личных музыкальных идей, стилей, массовой
культуре в целом.
10. Заключение
Массовая культура, показываясь провизией
собственной времени, имеет негативные и позитивные сторонки. Все же бесконтрольное её формирование и распространение приводит к неритмичному формированию её сторонок, подчас всё наилучшее уклоняется на второстепенный план,
а худшее преувеличивается и выпучивается, стараясь дерябнуть собой лицо.
И если теперешнее общество объявляет главной личной ценностью
человеческую личность, а не выгоду некоторых производителей промышленности массовой
культуры, то нужно контролировать проявления
массовой культуры и оказывать содействие формированию элитарной,
которая должна стать точкой отсчета.
В том случае массовая культура будет позитивно сказываться на формирование общества
в полном и на личность в тонкости.
Сочетание антагонистических потоков
массовой и элитарной культур возник в свое время, нежели стал формироваться пресловутый «социалистический
реализм».
Следовательно, в поле деятельности массовой
культуры в разное время с большей или
меньшей уровнем вероятности могут оказаться
различные и даже противостоящие друг
другу её эталоны, в том числе и классические, и
фольклорные, и элитарные. Собственно это исходное условие санкционирует успешно оказывать
влияние над тем, чтобы истинные ценности, как сотворенные в минувшем, так и обусловливающиеся на наших глазах, не запирались ни на верхних, труднодоступных
и малопосещаемых слоях культуры, ни на нижних, а обитали полноценной житьем корпоративно и повсюду. И по
всей вероятности, в рассуждениях мыслителей культуры
"верх" не будет выглядеть до такой степени недосягаемо благородным, а "низ" - таким цинично низеньким, каковыми они кажутся в наше время.
11.Список использованной литературы
1. Акопян К.З. Массовая культура: учебное пособие. - М.:Альфа-М, 2004 - С.57
2. Культура «массовая» и «элитарная» Рубрикатор
экспертного центра РАН http://www.gc.spb.ru/Russian/
3. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. -- М., 2008.
4. Гуревич П. С. Философия культуры. -- М., 2009. С.78
5. Флиер
А.Я. "Массовая культура и её социальные
функции", Высшая школа культурологии
Государственного университета культуры
[http://www.culture.circle.
6. Культура "массовая" и "элитарная"
Рубрикатор экспертного центра РАН [http://www.gc.spb.ru/Russian/