Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 00:16, контрольная работа
В 1785 году служащий Ост-Индской торговой компании, знаток санскрита и любитель восточной поэзии и философии Чарлз Уилкинс впервые перевел на английский язык один из эпизодов "Махабхараты"-ставшую впоследствии всемирно известной "Бхагавадгиту". Не прошло и трех лет, как в типографии видного просветителя-демократа И. И. Новикова был напечатан под названием "Багуат-Гета, или Беседы Кришны с Аржуном" русский перевод книги Уилкинса.
Введение………………………………………………………………………… 3
1. Письменность древней Индии………………………………………………..5 2. Махабхарата (Mahabharata) …………………………………………………..7
3. Художественный смысл "Махабхараты"…………………………………...12
Заключение…………………………………………………………………...…22
Библиографический список……………………………………….………….23
Пандавы выполнили все эти условия: двенадцать лет, преодолевая нужду и многие опасности, они прожили в лесу, а тринадцатый год в качестве простых слуг провели при дворе царя матсьев Вираты. В конце этого года на страну матсьев напали кауравы. Войско матсьев во главе с Арджуной отразило этот набег, по подвигам военачальника кауравы узнали Арджуну, но срок изгнания рке истек, и пандавы могли не скрывать далее свои имена.
Пандавы предложили Дхритараштре
вернуть им их владения, и тот
вначале был склонен
К Курукшетре, или полю Куру, на котором суждено было состояться великой битве, стягиваются несметные полчища воинов, тысячи колесниц, боевых слонов и коней. На стороне кауравов, по долгу подданных Дхритараштры, сражаются их двоюродный дед мудрый Бхишма и наставник царевичей Дрона, друг и союзник Дурьодханы Карна, супруг дочери Дхритараштры Джаядратха, сын Дроны Ашваттхаман, цари Шалья, Шакуни, Критаварман и другие могучие и отважные воины. Сторону пандавов принимают цари Друпада и Вирата, сын Друпады Дхриштадьюмна, сын Арджуны Абхиманью, но особо важную роль в битве играет вождь рода ядавов Кришна — земное воплощение бога Вишну, который по обету сам не имеет права сражаться, но становится главным советником пандавов.
Перед самым началом боя
Арджуна, объезжая войска на колеснице,
возничим которой был Кришна, видит
в лагере противников своих учителей,
родичей и друзей и в ужасе
перед братоубийственной битвой
роняет оружие, восклицая: «Не буду
сражаться!» Тогда Кришна произносит
ему свое наставление, получившее название
«Бхагавадгита» («Песнь Божественного»
) и ставшее священным текстом
индуизма. Прибегая к религиозным, философским,
этическим и психологическим
доводам, он убеждает Арджуну исполнить
свой воинский долг, провозглашая, что
не плоды дела — дурными они
кажутся или добрыми, — но только
само дело, о конечном смысле которого
смертному судить не дано, должно быть
единственной заботой человека. Арджуна
признает правоту учителя и
Битва на поле Куру длится восемнадцать дней. В многочисленных боях и поединках один за другим гибнут все вожди кауравов: и Бхишма, и Дрона, и Карна, и Шалья, все сыновья Дхритараштры, а в последний день битвы от руки Бхимы старший среди них — Дурьодхана. Победа пандавов кажется безоговорочной, от бесчисленного войска кауравов остаются в живых лишь трое: сын Дроны Ашваттхаман, Крипа и Критаварман. Но ночью этим трем воинам удается пробраться в спящий лагерь пандавов и истребить всех своих врагов за исключением пяти братьев-пандавов и Кришны. Такой ужасной оказалась цена победы. 8
На поле, усеянном трупами воинов, появляются мать кауравов Гандхари, другие матери, жены и сестры погибших и горько их оплакивают. Происходит примирение пандавов с Дхритараштрой, после которого опечаленный Юдхиштхира решает провести остаток своей жизни отшельником в лесу. Однако братьям удается убедить его исполнить свой наследственный долг государя и короноваться в Хастинапуре. Спустя некоторое время Юдхиштхира совершает великое царское жертвоприношение, его войско под водительством Арджуны покоряет всю землю, и он мудро и справедливо царствует, повсюду утверждая мир и согласие.
Проходит время. Престарелый царь Дхритараштра, Гандхари и мать пандавов Кунти, избравшие для себя участь отшельников, погибают в лесном пожаре. Умирает Кришна, которого ранил в пятку — единственное уязвимое место на теле Кришны — некий охотник, приняв его за оленя. Узнав об этих новых горестных событиях, Юдхиштхира наконец осуществляет давнее намерение и, назначив своим преемником на троне внука Арджуны Парикшита, вместе с братьями и Драупади покидает царство и уходит подвижником в Гималаи. Один за другим не выдерживают тяжкого пути и умирают Драупади, Сахадева, Накула, Арджуна и Бхима. У священной горы Меру оставшегося единственным в живых Юдхиштхиру встречает царь богов Индра и с почетом провожает на небо. Однако там Юдхиштхира не видит своих братьев и, узнав, что они мучаются в преисподней, отказывается от небесного блаженства; он желает разделить их участь, просит и его отвести в преисподнюю. В преисподней заканчивается последнее испытание пандавов: мрак преисподней рассеивается — он оказывается иллюзией-майей, а Юдхиштхире, так же как его жене, братьям и другим благородным и храбрым воинам, отныне предстоит вечное пребывание на небе среди богов и полубогов. 9
Художественный смысл "Махабхараты".
Стремление к соразмерности, гармонии позволило творцам "Махабхараты" сохранить при всем обилии вставных эпизодов композиционное единство поэмы. Как мы имели случай убедиться, единство это не только внешнее: вставные эпизоды сплетены с основным повествованием общностью замысла, так или иначе иллюстрируя главный рассказ, они придают ему общезначимость. Художественная концепция эпоса проявляет и проверяет себя в легенде и притче, мифе и дидактическом поучении, и кажущийся композиционный хаос, если только судить о "Махабхарате" по ее собственным, а не чуждым ей критериям, оказывается строго и разумно организованным.
Удивительно и то, что коварные советы, как расправиться с вождями кауравов, дает пандавам не кто иной, как Кришна, земное воплощение верховного бога Вишну, выступающий в "Махабхарате" главным поборником соблюдения долга и справедливости. Именно Кришне адресован предсмертный упрек Дурьодханы в том, что тот коварно погубил многих благородных царей и воинов, и Кришну же проклинает Гандхари, оплакивая кончину своих сыновей.
Как совместить эти бесчестные поступки пандавов с той ролью, которая отведена им в "Махабхарате"? Ведь именно в "Махабхарате" – и в этом ее отличие от большинства иных эпосов - имеется идея моральной вины. Пандавы любимы и богами и народом, они избавляют землю от жестоких чудовищ, основывают могучее царство. Для тех в Индии, кто до сих пор слушает поэму из уст сказителей, они к тому же не выдуманные литературные персонажи, а великие предки, национальная гордость страны. И вот эти-то пандавы на поле битвы явно уступают своим врагам в чести и мужестве.10
Чтобы объяснить такое разительное противоречие, ряд исследователей "Махабхараты" выдвинули так называемую инверсионную теорию индийского эпоса. Согласно этой теории, на ранних стадиях сложения "Махабхараты" ее основными героями были не пандавы, а кауравы, и только позднее, под влиянием изменившейся политической ситуации и - главное - с возвышением Кришны-Вишну в качестве верховного бога, поэма была переориентирована на пандавов. Теория эта не лишена убедительности, хотя, объясняя одни места "Махабхараты", она все же игнорирует другие, из которых видно, что виновность кауравов - мотив достаточно древний. Однако при том, что нелегко решить, убедительна инверсионная теория или нет, для нас в данном случае важнее другое, а именно: если руководствоваться художественным смыслом той "Махабхараты", которая до нас дошла, противоречия в поведении ее героев вообще оказываются мнимыми, пандавы представлены правыми и в своих слабостях, кауравы виновны и в своей доблести.
В основе жизни эпического героя лежит, как правило, трагический парадокс. Герой всегда активен,он к чему-то стремится, страдает, борется, но так или иначе сталкивается с неумолимостью судьбы. Его путь заранее размерен и предначертан, и все его усилия не могут ни на йоту изменить того, что ему суждено от рождения. Иначе говоря, судьба всесильна, но человек, невзирая на судьбу, не предаваясь отчаянию, должен исполнять свой долг, должен всегда оставаться человеком. Таков достаточно пессимистичный, но по существу своему глубоко гуманистический ответ гомеровского эпоса на то, что казалось эпическому певцу роковой загадкой жизни.11
Концепции дхармы (морального закона), оказала глубокое воздействие на этическое учение индийского эпоса. В интерпретации "Махабхараты" эта концепция была тесно связана с другой религиозно-философской доктриной - кармы, уходящей своими корнями в широко распространенную среди древних индийцев веру в метампсихоз, или переселение душ после смерти. Согласно доктрине кармы любая жизнь (человека, животного и даже растения) не замкнута в себе, но является лишь звеном в непрерывной цепи существований, всякий раз в иной телесной оболочке. При этом характер каждого существования, каждого нового рождения предопределен суммой добрых и дурных дел, совершенных человеком в прошлых рождениях, и судьба тем самым предстает не как нечто надличное и абстрактное по отношению к индивидууму, а как результат его же былых деяний. Учение о карме, таким образом, устанавливает внутреннюю связь между судьбой и поведением человека; и "Махабхарата", коснувшись той же проблемы, это учение широко использует. Но творцы "Махабхараты" чувствовали, вернее - их заставил почувствовать дух времени, что этические ресурсы доктрины кармы весьма невелики. С известными ограничениями и упрощениями карму можно трактовать как все тот же рок, неумолимо определяющий (хотя и прошлыми деяниями человека) весь ход и характер конкретной человеческой жизни. Поэтому "Махабхарата" существенно дополняет учение о карме и, исходя из концепции дхармы, выдвигает свои собственные моральные идеи (прежде всего идею нравственного долга), которые стали этической доминантой эпоса.12
Да, как бы утверждает "Махабхарата", человек не может выйти за жесткие рамки того, что ему предназначено, не может отсрочить смерть или вместо пораже- ния добиться победы. Но что бы ни сулило ему будущее, он всегда должен делать и делает решающий нравственный выбор: либо он стремится использовать то, что дала ему судьба, только ради себя, ради своих желаний и целей, либо, примирившись с судьбой, он подчиняет себя служению более высокой миссии - служению всеобщему нравственному закону, или высшей дхарме. В последнем случае он жертвует интересами собственного "я", корыстными, личными побуждениями, но зато способствует духовной гармонии мира, а ведь любая жизнь, по индийским философским учениям, лишь небольшая частица этой гармонии. И хоть такой выбор ничего не изменит во внешней канве жизни человека (судьба неизменяема), он не только повлияет на буду- щие его существования, но-главное-лишь он способен придать этой жизни ее истинный смысл и истинную ценность.
"Махабхарата", в первую
очередь состоит в
Перед решающим выбором так или иначе оказываются почти все герои "Махабхараты". В какой-то момент они должны выбрать между личным и общим благом, между собственными интересами и незаинтересованностью в плодах своих действий, между правом сильного и законом, долгом, дхармой Они должны раз и навсегда отдать себе отчет, ради чего живут: чтобы извлечь из жизни эгоистическую пользу или чтобы, невзирая на успех или неудачу, победу или поражение, лучшим образом исполнить свое предназначение на земле, растворить свою судьбу в установленной судьбе мира.13
Когда оскорбленнная Драупади и нетерпеливый Бхима настаивают, чтобы Юдхиштхира нарушил бесчестный и навязанный ему договор и немедля напал на кауравов; когда Драупади обвиняет мировой порядок за то, что творец, по ее словам, как дитя игрушками, по своей прихоти играет живыми существами и невинные страдают, а злодеи процветают, когда Бхима уверяет, что быть добродетельным недостаточно, что цари должны, карая врагов и преступников, полагаться на силу и оружие,-Юдхиштхира отвечает:
Я никогда не действую, ожидая плодов своих деяний Я дарю, потому что долг мой дарить, и жертвую, потому что должно приносить жертвы...
Я поступаю добродетельно не ради плодов добродетели, Но следуя закону и подражая поведению мудрых и праведных. Среди болтунов о добродетели худший тот, кто торгует добродетелью.
Этими словами Юдхиштхиры
в "Махабхарате" сформулирована концепция
человеческого поведения, концепция
бескорыстного и
В свете этой концепции поведения и оценивает "Махабхарата" поступки своих героев. Поэтому, несмотря на все его качества эпического богатыря, в ней осуждается Дурьодхана, преследующий узколичные и корыстные цели. Поэтому царь Дхритараштра слеп, по мысли творцов "Махабхараты", не только физически, но и нравственно.14
Дхритараштра постоянно колеблется; он то и дело уступает своему любимцу Дурьодхане и тут же раскаивается в своей уступчивости, осуждает своих сыновей и одновременно им потворствует. Поддавшись на уговоры Дурьодханы, Дхритараштра высылает пандавов из столицы, но услышав об их гибели в смоляном доме, искренне оплакивает их участь. Вопреки предостережениям советников, Дхритараштра соглашается на игру в кости; увлеченный ходом игры, он забывает об ее фатальном значении и с нетерпением вопрошает: "Выиграна ли ставка? Выиграна ли ставка?" Затем в какой-то момент благородство и благоразумие одерживают верх в душе Дхритараштры, и он возвращает Юдхиштхире свободу и царство, но опять ненадолго: проходит совсем немного времени, и тот же Дхритараштра посылает пандавам вызов на новую игру. Так же ведет себя Дхритараштра и перед битвой на поле Куру. Он предвидит ее кровавый исход, понимает, что правда не на стороне Дурьодханы, и тем не менее ничего не делает- хотя это и в его власти, чтобы предотвратить братоубийственную войну. На упреки в нерешительности и бездействии Дхритараштра всякий раз указывает на волю судьбы, на необходимость склониться перед неизбежным. Видуре, который предсказывает, что игра в кости станет причиной великого раздора, Дхритараштра отвечает: