Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 21:21, практическая работа
История существования литературно-артистического кабаре «Бродячая собака» насчитывает три года. Однако, еще задолго до открытия «подвала» в Петербурге, в Европе уже в 80-е года XIX века «многие молодые поэты и писатели мечтали о своем клубе, где можно было бы чувствовать себя свободно и совершенно нестесненно».1 Век модерна рождал все новые течения, новые идеи в искусстве, а значит, светские салоны предыдущих эпох были уже неприемлемы. В ряду попыток создания заведения нового типа первым был клуб Эмиля Гудо в Париже. «Сначала он выбрал для этой цели кабачок «La Rive Gauche» («Левый берег»).
Однако вскоре вход
в подвал был открыт и для посторонней
публики – «Бродячая собака»
стала модной среди самых аристократических
слоев общества, слава ее гремела
на весь Петербург. Бесплатным вход туда
остался только для «действительных
членов», остальные («буржуа» и «фармацевты»,
как их называли) были вынуждены покупать
весьма и весьма дорогие билеты – своеобразный
выкуп за право приобщиться к знаменитостям,
посидеть с ними рядом, послушать и посмотреть
их выступления. Вскоре подвал преобразился:
стены С.Судейкин расписал фантастическими
цветами, птицами, Коломбинами, Арлекинами.
У «Бродячей собаки» появились свой герб
– эмблема с гравированным худым собачьим
силуэтом – портрет пуделя Пронина, Мушки
(работа Добужинского), орден – собачья
медаль на цепи и «собачий» гимн От рождения
подвала… (стихи и музыка Кузмина). У входа
лежала огромная книга, переплетенная
в кожу синего цвета (т.н. «Свиная книга»),
в которой известные посетители оставляли
свои имена, автографы и отзывы.
Через год после открытия
«Бродячей собаки», в ночь под Рождество
1913 здесь прошел легендарный спектакль
по пьесе М.Кузмина Рождество Христово,
вертеп кукольный, в котором, однако, роли
исполнялись «вживую» – актерами (постановка
К.М.Милашевского). Представление задумывалось
как стилизация под храмовое действо,
но, по свидетельству современников, спектакль
получился скорее простодушно-наивным,
трогательно напоминавшим атмосферу детского
рождественского праздника. В нем смешалось
святость и богохульство, важное и незначительное,
серьезное и легкомысленное: комиковал
К.Гибшман, исполнявший роль Соломониды;
поэт П.Потемкин в роли Осла, опираясь
на два костыля и согнувшись под прямым
углом, нес на спине красавицу Судейкину-Глебову
– Богородицу, в роскошном золотом платье,
взятом напрокат; ангельскими голосами
пели в проходах облаченные в белые одежды
дети – взятые также «напрокат» из сиротского
приюта.
«Бродячая собака»
была (и, собственно, осталась до сих
пор) истинным символом Серебряного
века с его пьянящей и завораживающей
атмосферой, лихорадочным и немного истерическим
весельем. Единственным из поэтов-современников,
кто отчетливо недолюбливал знаменитое
кабаре, был Блок. Однако для большинства
артистов, художников и представителей
других творческих профессий «Бродячая
собака» была поистине вторым (а то и первым)
домом. Ей, «Собаке», посвящено множество
стихотворений самых разных авторов. Так,
например, мотивы «Бродячей собаки» постоянно
возникали в творчестве Ахматовой – от
стихотворения Все мы бражники здесь,
блудницы…(написанного 1 января 1913, ко
второй годовщине кабачка) до первой части
Поэмы без героя (Девятьсот тринадцатый
год).
В 1914 началась Первая
мировая война; праздник, длившийся
в «Бродячей собаке» все больше
противоречил суровым будням. Многие
из постоянных посетителей кабачка ушли
на фронт. Посетителей с каждым днем становилось
все меньше.
Весной 1915 кабачок
«Бродячая собака» по распоряжению
петроградского градоначальника, генерал-майора
князя Оболенского, был закрыт по
прозаической причине – за незаконную
торговлю спиртными напитками во время
«сухого закона», введенного с началом
войны.
В 2001 помещение легендарного
артистического кафе было восстановлено;
сейчас в Санкт-Петербурге на площади
Искусств, 5 находится клуб Подвал «Бродячей
собаки».
Арт-подвал "Бродячая собака" - памятник культуры Серебряного века и достопримечательность нашего города, был открыт в канун нового 1912 года.
История кабаре укладывается в рамки 1912-1915 гг. Эти блистательные незабываемые три года его существования с их творческой атмосферой непринуждённости, открытости, внутренней свободы, импровизации, часто безудержного веселья, оставили множество мемуарных страниц и яркий след в истории ХХ века. Никогда прежде так тесно не соприкасались литературный, театральный, музыкальный и художественные миры, а также российская и европейская культуры.
Славу арт-подвала - легендарную и скандальную - формировало удивительное сочетание скромности помещения и высочайшей концентрации блистательных талантов. Здесь устраивались театральные представления, лекции, поэтические и музыкальные вечера.
С "Бродячей собакой" связаны творческие и личные биографии А.Ахматовой, О.Мандельштама, Н.Гумилева, И.Северянина, Н.Тэффи, В.Маяковского, В.Хлебникова, В.Мейерхольда, М.Кузмина, А.Лурье, К.Бальмонта, Т.Карсавиной, Н..Петрова, А.Толстого, А.Аверченко, С.Судейкина, Н.Сапунова, Н.Кульбина, Н.Евреинова и других . Главным вдохновителем и первым директором "Бродячей собаки" был Борис Пронин. Ставшая одним из символов культуры Серебряного века, "Собака" не могла исчезнуть навсегда. Бродившая в душах творческой интеллигенции идея возрождения начала реализовываться с конца восьмидесятых. Восстановление подвала долго откладывалось из-за капитального ремонта всего дома.
Сейчас "Бродячая
собака" - необыкновенно петербургский,
уютный арт-подвал в самом сердце города,
где в четырех залах разместились художественная
галерея, кабаре, кафе, бар. Цель "Бродячей
собаки" - объединить все музы, дать
возможность по-новому проявить себя как
большим мастерам, так и талантам, только
вступающим в мир искусства. В "Бродячей
собаке" устраиваются художественные
выставки-продажи, поэтические среды,
различные концертные программы-кабаре,
музыкальные вечера.
Информация о работе Литературно-артистическое кабаре «Бродячая собака»