Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 21:21, практическая работа
История существования литературно-артистического кабаре «Бродячая собака» насчитывает три года. Однако, еще задолго до открытия «подвала» в Петербурге, в Европе уже в 80-е года XIX века «многие молодые поэты и писатели мечтали о своем клубе, где можно было бы чувствовать себя свободно и совершенно нестесненно».1 Век модерна рождал все новые течения, новые идеи в искусстве, а значит, светские салоны предыдущих эпох были уже неприемлемы. В ряду попыток создания заведения нового типа первым был клуб Эмиля Гудо в Париже. «Сначала он выбрал для этой цели кабачок «La Rive Gauche» («Левый берег»).
Список людей искусства,
которые, начав творческий путь в
«Собаке» или незадолго до нее, можно
продолжать бесконечно. Также долго можно
говорить и об их достижениях. Но назвав
лишь основные имена, мы уже имеем право
заявить о той важной роли, которую сыграло
кабаре, в культуре Серебряного века.
ЗНАЧЕНИЕ КАБАРЕ
В ДАЛЬНЕЙШЕЙ ЖИЗНИ ЕГО ПОСЕТИТЕЛЕЙ
3 марта 1915 г. кабаре
«Бродячая собака» было закрыто, как оказалось,
навсегда. Но память о нем еще долгие годы
жила в умах и сердцах основателей и посетителей
подвала. Многие из гостей «Собаки» оставили
бесценные для современного исследователя
воспоминания. Некоторые участники жизни
кабаре сделали «Собаку» одним из образов
в своих произведениях. Но ни первых, ни
вторых «Бродячая собака» не оставила
равнодушными и заставляла вновь и вновь
обращаться к теме «подвала».
Уже в 1925 г. в Париже,
согласно Н. Могилянскому, «П.П. Потемкину
принадлежит счастливая мысль собрать
за товарищеским обедом членов и посетителей
«Бродячей собаки».127 Без лишних слов становится
ясно, какую роль играло кабаре в жизни
богемы 1912-1925 г.г., если в отрыве от России
все еще ощущалась тяга к ночной жизни
«подвала», к тем собраниям и диспутам,
которые происходили там. Именно такой
тягой, желанием вернуться в «Собаку»
пропитано большинство воспоминаний о
кабаре, что и свидетельствует о его значении.
До сих пор неопубликованными
полностью остаются воспоминания Б.
Пронина — главного свидетеля жизни «Собаки».
Именно этот «подвал» хунд-директор считал
главным достижением своей жизни. Прожив
после закрытия «Собаки» еще более 30 лет,
он нисколько не жалел о том, что создал
кабаре, но о том, что оно безвозвратно
потеряно — сожалел. Насколько можно понять,
и воспоминания его пропитаны добротой
и нежностью ко всему, что происходило
в кабаре и к самому «подвалу».
Один из главных
организаторов «подвала» А. Толстой
сделал «Бродячую собаку» почти
героиней своего незавершенного романа
«Егор Абозов», где кабаре скрывается
под именем «Подземной клюквы». «Это было
странное учреждение, где под землей просиживали
ночи до утра те, кого не брал уже обычный
дурман, кто боялся в конце дня остаться
один и затосковать до смерти».128 И хотя
«Подземная клюква» и ее директор представлены
в несколько ироничном виде, все же автор
передает то настроение, ту атмосферу
жизни, которые заставляли бежать от них
в «подвал», где под личиной веселья гости
пытались скрыть внутреннюю тревогу, —
чувство, которое как никакое другое, было
характерно для того времени.
«Бродячая собака»
появилась и на страницах романа
М. Кузмина «Плавающие-
С необычайной трогательностью
всю свою жизнь вспоминала «Подвал
Бродячей собаки» А. Ахматова. Так случилось,
что она не успела написать книгу «Мои
полвека», где одна из глав должна была
называться: «Бродячая собака» (1912-1914).
(Две зимы)».129 Безусловно, эта книга стала
бы своеобразной энциклопедией творческой
и общественной жизни страны с 1910 по 1960
г.
Но Ахматова выразила
свое отношение к кабаре в уже
написанных произведениях. Достаточно
вспомнить такие стихотворения,
как «Все мы бражники здесь, блудницы...»,
собственно написанное под впечатлением
Новогодней ночи 1913 г., или «Да, я
любила их, те сборища ночные…», созданное
гораздо позже.
Однако, трогательность
и нежность воспоминаний Ахматовой
о кабаре не воспринимал, или даже
высмеивал Г. Иванов. В конце 20-х
годов он пишет свои «Петербургские
зимы» и «Воспоминания», где в
числе прочего речь идет и о «Бродячей
собаке». Мы уже не раз говорили о большой
субъективности восприятия происходившего
в кабаре и неверного, по мнению многих
других участников, воспроизведения обстановки.
Для него все происходившее в кабаре явилось
неким фарсом с трагическим концом (имея
ввиду революцию). Возможно какая-то обида
на Россию, за то что она стала другой,
обида на Ахматову, за то, что она, по христиански
разделив судьбу своего народа, осталась;
на свою память о былых временах и на многое
другое, эта обида и вылилась в его воспоминаниях
и трогательной иронии над Ахматовой,
с нежностью вспоминавшей «Собаку».
Мы уже говорили
и о том, что через много
лет после написания тех
Самой же А. Ахматовой
судьбой были уготованы еще две
встречи с «Собакой» — реальная
и творческая.
В новогоднюю ночь 1941
г., спустя почти 30 лет после ночи 1913 г.,
тени близких и таких далеких современников
явились к ней накануне пришествия в Россию
другой мировой войны и навсегда остались
в «Поэме без героя»: «Полночной Гофманианой»
пронесся перед ней весь серебряный век:
Мейерхольд, Гумилев, Блок, Глебова-Судейкина
и Вс. Князев, — пронеслось все, в том числе
и «Бродячая собака», вошедшая в поэму
такими строками: «На Исакьевской ровно
в шесть… / Как-нибудь побредем по мраку
/ Мы отсюда еще в «Собаку»… / «Вы отсюда
куда?» — / «Бог весть!».130
Реальная же встреча
с «Собакой» произошла в
Встреча с тенью
прошлого произвела сильное впечатление
на Ахматову. Можно сказать, что ей
повезло: память пришла к ней в
реальном, осязаемом виде в отличие
от других посетителей кабаре. Но все равно
все они помнили, так или иначе, о «Собачьем»
приюте во втором дворе на Михайловской
площади, где разыгрывались нешуточные
страсти, рождались и умирали произведения
искусства и гибли люди, именно тогда,
когда:
…серебряный месяц ярко
Над серебряным веком
стыл.
Адрес: Искусств пл., 5
Телефон: (812) 315-7764
Часы работы: 12:00-23:00
Станция метро: Невский
проспект
История арт-подвала
"Бродячая собака" началась в 1911 году.
Тогда в это богемное заведение
на Исаакиевской площади захаживали
многие видные деятели "серебряного
века". Здесь были поэты А. Ахматова,
Н. Гумилев, В. Маяковский, художник К. Петров-Водкин,
известный российский актер и режиссер
В. Мейерхольд.
Практически сразу
после своего основания Б. К. Прониным,
который стал первым директором "Бродячей
собаки", арт-кабаре превратилось в
"закрытый" клуб для "избранных".
Артистам, художникам, поэтам здесь всегда
были рады, другим же входные билеты продавались
по непомерным ценам. И это одна из причин,
почему это кафе считается легендарным:
нигде во всем Петербурге нельзя было
встретить так много талантливых людей
искусства, как в этом, не отличающимся
богатством убранства, месте.
К сожалению, арт-кабаре "Бродячая собака" просуществовало недолго: в 1915 году по распоряжению полиции заведение было закрыто. Арт-подвал заново возник в Петербурге только в конце 20 столетия, в 2000 году. Творческая интеллигенция города на Неве вновь обрела приют в уютном четырехкомнатном помещении подвальчика, вмещающего в себя художественную галерею, кабаре, кафе и бар.
Художественная галерея
"Бродячей собаки" известна на весь
Петербург выставками работ современных
авторов, в кабаре проводятся концерты
молодых талантливых групп и
сольных исполнителей, здесь, как
и прежде, читают стихи и организовывают
праздничные капустники. Арт-подвал
"Бродячая собака", безусловно, отличается
от других подобных заведений Санкт-Петербурга.
В нем не только воссозданы интерьеры
арт-кабаре начала века, но и особая артистическая
атмосфера, которую здесь стараются поддерживать
посредством разнообразных выставок,
концертов и других культурных мероприятий.
Как добраться
Доехать до станции
метро "Невский проспект" и
по подземному переходу перейти на
другую сторону Невского проспекта.
Пройти по Михайловской улице, вдоль
гостиницы "Гранд Отель Европа",
к площади Искусств, на которой располагается
арт-подвал.
Историческая справка
1911-1915 гг. - существование первого арт-кабаре "Бродячая собака".
1987-2000 гг. - реставрация арт-подвала "Бродячая собака".
2000 г. - открытие арт-подвала.
Арт-подвал "Бродячая
собака"
Арт-подвал "Бродячая
собака", памятник культуры Серебряного
века и достопримечательность нашего
города, был открыт в канун нового
1912 года. Никогда прежде так тесно
не соприкасались литературный, театральный,
музыкальный и художественный миры,
а также русская и европейская культуры.
С "Бродячей собакой" связаны творческие
и личные биографии А.Ахматовой, О.Мандельштама,
Н.Гумилева, И.Северянина, Н.Тэффи, В.Маяковского,
В.Мейерхольда и многих других. Главным
вдохновителем и первым директором "Бродячей
собаки" был Б.Пронин.
Сейчас "Бродячая
собака" - необыкновенно петербургский,
уютный арт-подвал в самом сердце
города, где в четырех залах
разместились художественная галерея,
кабаре, кафе, бар. В "Бродячей собаке"
устраиваются художественные выставки-продажи,
"поэтические среды", музыкальные
вечера, различные концертные программы.
Цель "Бродячей собаки"
- "объединить все музы", дать возможность
по-новому проявить себя как большим
мастерам, так и талантам, только
вступающим в мир искусства.
«БРОДЯЧАЯ СОБАКА» («Художественное
общество Интимного театра») – самое
известное литературно-
«Бродячая собака»
открылась 31 декабря 1911 на углу Итальянской
улицы и Михайловской площади в подвале
старинного дома Дашкова, когда-то принадлежавшего
знакомому Пушкина И.А.Яковлеву. Идейным
вдохновителем, организатором и «хунд-директором»
(от немецкого hund – собака) кабаре был
Борис Пронин, театральный деятель, режиссер,
актер. Пронин отнюдь не обладал выдающимися
организаторскими способностями – в многочисленных
воспоминаниях современников отчетливо
ощущается несколько пренебрежительное
отношение к деловым талантам Пронина;
однако сам проект был настолько хорош
и настолько необходим в тогдашней атмосфере
Петербурга, перенасыщенного творческими
флюидами, что он был просто обречен на
успех. Более того, «Бродячая собака» фактически
преломила судьбу Бориса Пронина: впоследствии,
в ностальгии по фантасмагорической атмосфере
«Собаки», Пронин снова и снова возвращался
к идеям открытия литературно-художественных
кафе (1916, Петроград – «Привал комедианта»,
1922, Москва – «Странствующий комедиант»).
В разных источниках
«Бродячую собаку» называют кафе,
театром, кабачком, кабаре. Пользуясь
современной терминологией, «Собаку»
точнее всего можно назвать клубом, местом
сбора и общения артистов, поэтов, режиссеров,
художников – петербургской богемы, местом
для «посвященных», где можно было свободно
общаться на профессиональные темы, обсуждать
творческие планы, праздновать юбилеи,
демонстрировать свое искусство для профессионалов-коллег.
С Б.Прониным замысел создания артистического
клуба обсуждали писатель А.Толстой, архитектор
И.Фомин, драматург Н.Евреинов, режиссеры
В.Подгорный, И.Петров, художники С.Судейкин,
М.Добужинский и Н.Сапунов. А.Толстому
принадлежит и идея названия: в процессе
поисков достойного помещения, он сравнил
группу своих друзей и коллег с бездомными
собаками, ищущими приюта.
Найденное помещение
было отремонтировано в очень
короткие сроки. Ко дню открытия была выстроена
крошечная эстрада; посередине стоял круглый
некрашеный деревянный стол в окружении
стульев с соломенными сиденьями; висела
«люстра», с укрепленными на деревянном
ободе несколькими свечами; был организован
«буфет» – самовар и бутерброды.
Вечера в «Бродячей
собаке» открывались к 12 часам
ночи, когда заканчивались спектакли
петербургских театров, ведь поначалу
«Собака» была закрыта для посторонней
публики, здесь собирались только художники
– в самом широком смысле слова.
Со своими стихами выступали Ахматова,
Гумилев, Мандельштам, Маяковский, Кузмин,
Бальмонт, Хлебников; танцевали Т.Карсавина,
М.Фокин, Е.Лопухов; пели оперные артисты
– Е.Попова, П.Журавленко; играли драматические
артисты – Е.Тиме, Ю.Юрьев; музыканты –
И.Сац, М.Гнесин. «Собака» славилась и выступлениями
популярнейшей в те времена цыганки Б.Казарозы.
В подвале часто бывали Мейерхольд, Аверченко,
Хлебников, Вахтангов, Прокофьев, Луначарский,
Чуковский и многие другие столь же известные
люди. Здесь отмечались юбилеи – один
из первых был посвящен 20-летию службы
Юрия Юрьева на сцене Александринского
театра. В его честь в подвале была показана
ироничная «Ассирийско-Вавилонская» оперетта;
а завершился праздник «открытием» памятника
Юрьеву на площади Александринского театра.
В «Бродячей собаке» проходили литературные
вечера и случались скандалы (драка Мандельштама
с Хлебниковым, Бальмонта с Морозовым),
чествования и маскарады, театрализованные
представления. Здесь блистали знаменитые
петербургские красавицы Серебряного
века, подруги и музы поэтов и художников,
«коломбины десятых годов», как позже
писала о них Ахматова: С.Андроникова,
П.Богданова-Бельская, А.Зельманова-Чудовская,
Е.Баркова-Осмеркина, и блистательная
Ольга Судейкина-Глебова, ставшая главным
персонажем ахматовской Поэмы без героя.
Информация о работе Литературно-артистическое кабаре «Бродячая собака»