Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 16:21, курс лекций
Отправной точкой в формировании теоретических представлений о культуре принято считать работу «Тускуланские беседы», принадлежащую выдающемуся римскому политику, оратору и философу Марку Туллию Цицерону (106-43 до н.э.).
Цицерон Марк Туллий (106–43 гг. до н. э.) – римский философ, блестящий оратор и писатель, видный политический деятель. Один из главных участников процесса зарождения римской философии.
Семиотический подход к культуре заключается в ее понимании как знаково-символической системы, выражающейся в определенных текстах, в скрытой форме несущих самую разнообразную информацию.
Зная определенные
символы - знаки можно верно
интерпретировать текст,
Семиосфера, в понимании Лотмана, предельно широкое понятие, не только включающее в себя весь комплекс знаковых систем, но охватывающее всю сферу универсальной знаковой деятельности вообще.
Семиосфера Лотмана - это культура, понимаемая как семиотическая, знаковая система, как сфера коммуникации индивида с социумом, осуществляемой знаковыми средствами, т.е. как сфера языковая. Предметом исследования стала «семиотика культуры» - структурное описание знаковых средств культуры (прежде всего искусства).
Постмодернизм
В 60-70-х гг. XX в. в западноевропейской эстетике произошел новый поворот. Этот поворот в культурологии принято называть «постмодернизмом». Термин начали широко применять в 1979 г., когда вышла книга французского философа Жана-Франсуа Лиотара «Постмодернистское состояние». «Постмодернизм» не может быть понят, как обозначение какого-либо стиля. Он подразумевает цитирование известных образцов, но может делать это путем каталогизации, а может – в манере коллажа. Лиотар считает, что постмодернизм «вспоминает» свой культурный анамнез подобно пациенту во время психоаналитического сеанса. Эклектика в сфере современной культуры вызревала в ходе всей европейской истории ХХ в. Уже в начале столетия усиливается процесс ассимиляции тех художественных явлений, которые еще недавно отличались чистотой (общий смысл искусства, назначение художника, художественный материал и т.д.). Смещение различных духовных пластов постоянно увеличивается и ставит человека на грань хаоса, начала бытия. В середине века целый ряд процессов характеризует «возврат» культуры: ортодоксальное христианство, эстетизм, мощные государственные оболочки и т.д. И, в результате, культура уходит от диалога в сторону передразнивания. Отражение этих явлений находит свое выражение в искусстве постмодернизма. Постмодернизм становится символом внешней виртуозности и умелой имитации. Центральной становится проблема «дилетантизма в искусстве».
Таковы наиболее крупные школы и выдающиеся концепции, оказавшие значительное влияние на разработку всей проблематики культурологии и определившие последующее развитие культурологической мысли.