Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 16:21, курс лекций
Отправной точкой в формировании теоретических представлений о культуре принято считать работу «Тускуланские беседы», принадлежащую выдающемуся римскому политику, оратору и философу Марку Туллию Цицерону (106-43 до н.э.).
Цицерон Марк Туллий (106–43 гг. до н. э.) – римский философ, блестящий оратор и писатель, видный политический деятель. Один из главных участников процесса зарождения римской философии.
Ницше утверждает, что необходим отказ от культа слабых, униженных и взращивание сверхчеловека, главную черту которого он определяет как волю к власти. Образец такого человека философ видит в античной Греции и эпохе Ренессанса.
Развитие современной культуры, по мнению Ницше, ведет к упадку «высшего типа человека», к торжеству усредненной посредственности. Наука все больше упорядочивает жизнь, регулирует ее (вот оно, торжество аполлонического начала), в этой действительности остается все меньше места для героической личности.
Предваряя Шпенглера, Ницше разделяет понятие культуры и цивилизации, рассматривая последнюю как стадию развития, следующую за культурой. Именно в XIX в. европейская культура, испытав глубочайший кризис, стала вырождаться в цивилизацию, считает философ.
Творческая деятельность Карла Маркса (1818-83 гг.) – философа, экономиста, развернулась в середине XIX в. Он создал завершенную, до конца последовательную форму материализма. Новизна марксизма в трактовке культуры в следующем. В марксизме общественная практика людей трактуется как деятельность, целью которой является преобразование условий жизни человека, как взаимодействие человека с природой и обществом. Итогом этой деятельности является изменение, прежде всего, условий материального бытия человека. Трансформация форм экономической жизни, орудий и средств материального производства обусловливает изменения во всех сферах бытия человека, в том числе и духовной сфере. Таким образом, культура в марксистском понимании включает в себя всю полноту общественной деятельности человека, а не только чисто духовную практику. Однако, с точки зрения марксизма, культура не сводится лишь к процессу создания материальных и духовных благ, культура – это, прежде всего, процесс творения человеком самого себя. Обретение человеком себя как субъекта исторической действительности происходит лишь в лоне культуры.
Марксистская трактовка культуры как человекотворчества исходит из понимания труда как процесса обмена между природой и человеком, в результате которого изменяются не только условия жизни человека, но и сам человек. Создавая новый материальный мир, преобразуя предметы труда, человек создает одновременно и себя. Таким образом, общественно-трудовая деятельность является основным источником культуры и творцом самого человека.
С точки зрения марксизма, материальное и духовное производство связаны друг с другом, частью марксистской концепции культуры является положение о двух формах культуры - материальной и духовной. Если в домарксовой теории культура создавалась только в рамках духовного производства, то, согласно марксистской концепции, культура формируется как в материальной, так и духовной сфере. При этом материальное производство играет детерминирующую роль, во многом определяя и сам процесс духовного производства, и его результаты.
Культура есть особого рода объективная реальность, возникающая как результат общественного производства. Многообразие ее форм и видов, в конечном счете, детерминируется существующим материальным базисом и напрямую зависит от форм собственности и типа политической власти. Глубокий анализ социальной детерминированности культурных явлений и процессов является важным вкладом марксизма в мировую культурологическую мысль. Марксизм стал методологической базой, теоретической основой анализа многообразных явлений культуры, в том числе и современной. Но, пожалуй, самым ценным в марксистской концепции культуры является ее антропоцентризм и гуманизм.
Неокантиантство (Вильгельм Виндельбанд, Генрих Риккерт)
В конце XIX - начале XX вв. философия культуры обращается к осмыслению различных фаз (или стадий) эволюции человеческой культуры. Возникает идея формирования особой науки, которая занималась бы культурой. Становится очевидным, что культура требует специфического подхода к изучению ее феноменов.
Представители неокантиантской школы В. Виндельбанд (1848-
1915 гг.) и Г. Риккерт (1863-1936) провели радикальное отличие наук о культуре от наук о природе. Оба исследователя относили к «наукам о культуре» сферу исторического знания, внутри которого обнаруживается индивидуальное, специфическое, неповторимое значение для человека феноменов действительности. «Науки о природе», под которыми подразумеваются естествознание и социология, выявляют в познании общезначимое, сходное.
На основе этих культурфилософских установок исследователи стали проводить различие между культурой как органической целостностью и цивилизацией как формой механического и утилитарного отношения к миру.
Классический эволюционизм
В атмосфере живейшего интереса к жизни народов в условиях
других культур
почти одновременно в Германии, Франции,
Австрии, Англии и США появились первые эволюционистские концепции
культуры. Основные черты подхода:
идея единства человеческого рода и единообразия
развития культур, прямая однолинейность
этого развития — от простого к сложному,
обязательность выделенных стадий развития
для всех обществ, идея общественного
прогресса и исторического оптимизма,
просветительско-
Упор на преемственность в развитии культуры дало основание для трактовки этого развития как совершенно самостоятельного процесса, а выявление кумуляции в развитии культуры дало возможность трактовать этот процесс как поступательный, восходящий. В результате в эволюционистских концепциях развитие культуры рассматривалось независимо от эволюции общества в целом. Центр тяжести в этих концепциях был перенесен с общества на культуру.
Так, убежденным сторонником эволюционизма был Эдуард Бернетт Тайлор (1832-1917) – английский антрополог, общепризнанный основатель антропологии в Англии, автор знаменитой книги «Первобытная культура» (1871). С его точки зрения, любое явление культуры возникает в результате предшествующего развития, появляется в обществе как результат культурной эволюции.
Определение культуры Тайлора считается первой дефиницией в англоязычной антропологии: «Культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества» (Определение из книги «Первобытная культура»).
Касаясь характеристики предметной области и задач, которые ставили перед собой первые исследователи культур, необходимо выделить основополагающую идею практически всех теорий культур. Это идея создания общей науки о человеке и культуре, независимо от того, как назывались дисциплины, — культурная или социальная антропология, культурология или просто антропология. Главными предметными областями исследований были стадии развития культур, исторические формы брака и семьи, выяснение причин ряда запретов (табу), обычаев, анализ культурного своеобразия первых форм религии.
Важнейшими его представителями являются: в Англии — Герберт Спенсер, Джон Фергюссон Мак-Леннан, Джон Лебок, Э.Тайлор, Джеймс Джордж Фрезер; в Германии— Адольф Бастиан, Теодор Вайц, Юлиус Липперт; во Франции — Шарль Летурно; в США — Левис Генри Морган.
Концепция Н.Я. Данилевского
Известный русский историк, социолог и общественный деятель Николай Яковлевич Данилевский (1822-85 гг.) в книге «Россия и
Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому» (1869 г.) разработал концепцию обособленных, локальных «культурно-исторических типов», или цивилизаций, последовательно проходящих в своем развитии стадии рождения, расцвета, упадка и гибели. Его теория культурно-исторических типов явилась первым вариантом широко распространенной впоследствии в западной философии истории концепции локальных цивилизаций.
Всего Данилевский называет тринадцать культурно
- исторических типов. Он выделяет
десять культурно-исторических типов
(в хронологическом порядке), целиком или
частично исчерпавших возможности своего
развития: египетская культура,
китайская культура, ассирийско-вавилонско-
Среди этих культур выделяются «уединенный» и «преемствен-
ный» типы. К первым относятся китайская и индийская
культуры, ко вторым - египетская, ассирийско-вавилонская-
Каждый самобытный культурно-исторический тип эволюционирует от этнографического состояния к государственному и от него - к цивилизации. Вся история, по мнению Данилевского, доказывает, что цивилизация не передается от одного культурно-исторического типа к другому.
В качестве оснований культурной типологии Данилевский выделяет направления культурной деятельности человека. В соответствии с четырьмя разрядами культурной деятельности человека (религиозная, культурная, политическая, общественно-экономическая деятельности), он различал следующие культурные типы: культуры первичные, одноосновные, двухосновные, четырехосновные.
Культуры первичные или подготовительные, которые не проявили себя достаточно полно или ярко ни в одном из разрядов социокультурной деятельности - египетская, китайская, вавилонская, индийская, иранская культуры, заложившие основы последующего развития.
Культуры одноосновные, которые проявили себя достаточно ярко в одном из разрядов социокультурной деятельности - еврейская (культура, создавшая первую монотеистическую религию, ставшую основой христианства), греческая (воплощавшаяся в классическом искусстве, философии), римская (реализовавшая себя в политико-правовой деятельности, в классической системе права и государственной системе).
Культура двухосновная - германо-романская, или европейская, которую Данилевский назвал политико-культурным типом, поскольку именно эти два направления стали основой творческой деятельности европейских народов (создание парламентской и колониальной систем, развитие науки, техники, искусства). По его мнению, в экономической деятельности европейцы преуспели в гораздо меньшей степени, поскольку созданные ими экономические отношения не отражали идеала справедливости.
Культура четырехосновная - гипотетический, только еще возникающий культурный тип. Данилевский пишет о совершенно особом типе в истории человеческой культуры, который имеет возможность реализовать в своей жизнедеятельности четыре важнейшие ценности: истинную веру, политическую справедливость и свободу, собственно культуру (науку и искусство), совершенный общественно - экономический строй, который не удавалось создать всем предшествующим культурам. Таким типом может стать славянский культурно - исторический тип, если он не поддастся соблазну перенимать готовые культурные формы от европейцев.
Прогресс, по Данилевскому, не связан с определенным культурно-историческим типом. Это характеристика этапа восходящего развития любой цивилизации. Другим необходимым этапом развития цивилизации является ее упадок, разложение. Рождаясь в недрах народа и достигая расцвета в условиях политической независимости, культурно-исторический тип не может быть передан другому народу. Он вырабатывается им самостоятельно при большем или меньшем влиянии других культур.
На смену представлений о единстве человеческой цивилизации приходила идея о существовании множества цивилизаций на Земле.
Идеи О. Шпенглера
Идеи Данилевского развиваются Освальдом Шпенглером (1880-1936 гг.) в работе «Закат Европы» (1914 г.). Полное название книги - «Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории».
Он выступает против важнейших положений исторической науки XIX в., критикуя принцип историзма, линейной направленности истории и культуры и выдвигает идею множественности достигших зрелости культур, разобщенных во времени и пространстве, эквивалентных по степени раскрывающихся в них возможностей. Отстаивая идею дискретного (от лат. discretus - отделенный, разделенный) характера истории, Шпенглер утверждает, что не существует поступательного развития культуры с его закономерностями, а есть лишь круговорот локальных культур. Уподобляя культуры живым организмам, Шпенглер считает, что они зарождаются неожиданно и вырастают подобно цветкам в поле. Жизненный цикл каждой культуры с фатальной неизбежностью заканчивается смертью, будучи абсолютно изолированным и лишенным общих связей.
Шпенглер выделяет восемь типов культур, достигших своего завершения: китайскую, вавилонскую, египетскую, индийскую, античную (греко-римскую) или «аполлоновскую», арабскую, или «магическую», западноевропейскую или «фаустовскую», культуру народа майя.
В особый тип, находящийся на стадии возникновения, О. Шпенглер выделял «русско-сибирскую» культуру.
Культуры эти, по Шпенглеру, несопоставимы, они свидетельствуют не о единстве культурно-исторического процесса, а о единстве проявлений многообразной жизни во Вселенной. Историко-культурный тип замкнут в себе, существует обособленно, изолированно. Не существует никакой исторической преемственности, никакого влияния или заимствования. Культуры самодостаточны, а потому диалог между ними невозможен.
Шпенглер проводит четкое различие между культурой и цивилизацией. У каждой культуры свои собственные уникальные признаки.
Цивилизация же – завершающий этап развития. Каждая культура – цивилизация живет 1000 – 1500 лет от рождения до смерти. Культура и цивилизация отличаются друг от друга как живое тело и мумия.