Культурное развитие России в период становления и упрочения единого национального государства (XV-XVI в.в.)

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 15:14, контрольная работа

Краткое описание

Изучая культурологию, мы получаем представления о многообразии и самоценности различных культур, учимся ориентироваться в культурной среде современного общества, участвуем в диалоге культур. Понятие культуры обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек создает мир и самого себя. Каждая культура - это неповторимая Вселенная, созданная определенным отношением человека к миру и к самому себе. Иными словами, изучая различные культуры, мы изучаем не просто книги, соборы или археологические находки, мы открываем для себя иные человеческие миры, в которых люди жили, и чувствовали иначе, чем мы. Постижение иных культур обогащает нас не только новым знанием, но и творческим опытом.

Файлы: 1 файл

109039кк.rtf

— 120.69 Кб (Скачать)

Широкое распространение в это время получили исторические повести, в которых рассказывалось о реально произошедших событиях. К их числу относятся «О битве на Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Повесть о Мамаевом побоище», а также знаменитая «Задонщина», написанная Софонием Рязанцем.

В 1466-1472 гг. появилось первое в европейской литературе описание путешествия в Индию - «Хождение за три моря», принадлежавшее перу тверского купца Афанасия Никитина. В середине XVI в. в Россию из Западной Европы пришло книгопечатание. На Никольской улице в Москве для типографии было построено отдельное здание. Всего до конца XVI в. в России было издано 20 книг.

Обобщением культурно-бытового уклада русской жизни стал «Домострой», составленный приближенным Ивана Грозного священником Сильвестром и одобренный Церковным собором.

В XVI в. появляются научные книги, носившие, как правило, характер свода практических сведений. Особенно популярна была переводная «Христианская топография», написанная александрийским купцом Козьмой Индикопловом. Эта книга отражала научные знания своего времени (небо круглое, земля четырехугольная и т.д.). Также были переведены «Надзиратель», посвященный ведению сельскохозяйственных работ, и «Вертоград», содержавший сведения о медецине.

Одним из самых интересных памятников этого периода является переписка Ивана IV с князем Андреем Курбским. В своих письмах царь обвинял сбежавшего в Литву военоначальника в предательстве и трусости. А Курбский в ответ ругал царя за самоуправство. К переписке примыкает созданная Курбским «История о великом князе Московском».

 

3 Живопись

 

XV в. называют «золотым веком русской средневековой живописи». К этому периоду относится творчество византийского мастера Феофана Грека. первоначально он работал в Новгороде, где расписал церковь Спаса Преображения. Грек - гениальный колорист, свободно владеющий техникой письма и мастерством тональной живописи. Его образы отличали особая выразительность, динамика, душевность, порыв. Совместно с Андреем Рублевым он расписал иконостас Благовещенского собора в Москве. Знаменитая «Троица», ставшая одной из вершин мирового искусства, воплотила основные черты и принципы живописной манеры Рублева. Философская глубина, внутреннее достоинство и сила, гармоничное, мягкое сочетание чистых, неярких красок художника создают впечатление цельности и законченности его образов. Кисти А. Рублева принадлежат дошедшие до нас фресковые росписи Успенского собора во Владимире, Троицкого собора в Сергиевом Посаде.

Крупнейшим живописцем XVI в. был Дионисий. К произведениям, принадлежащим его кисти, относятся фресковая роспись Рождественского собора под Вологдой, Архангельского собора в Кремле. Живописи Дионисия присуща необычная яркость, изысканность, которых он достигал, применяя такие приемы, как удлинение пропорций тела, утонченность в отделке каждой иконы, фрески.

Вместе с тем в XVI в. в живописи начинается поворот к более приземленным темам, бытовым потребностям. Все чаще в композициях присутствуют реалии русской жизни. в иконах изображение человека становится более естественным, лишенным прежней канонической условности.

Живопись становится все больше делом государственным. Церковь после Стоглавого собора 1551 г. усиливает надзор за иконописцами. Икона «Церковь воинствующая» (середина XVI в.) в аллегорической форме воспевает взятие Казани, русское воинство, молодого самодержца. Росписи Золотой палаты в Кремле (1547-1552 гг.) посвящены историческим событиям. Например, фрески Грановитой палаты, рассказывая об Иосифе Прекрасном, повествуют о возвышении Бориса Годунова. В конце XVI в. получают известность иконы «строгановского письма». Они отличаются миниатюрностью, тонкостью и изяществом прорисовки, декоративностью и праздничностью. В этой манере работали московские мастера Прокопий Чирин, Истома Савин и другие «царские иконописцы». Они нередко исполняли иконы по заказам именитых людей Строгановых. На них же работали и собственные мастера из их бывших холопов в Сольвы-чегодске.

 

 

4 Архитектура

 

С XV в. начинается процесс слияния местных архитектурных художественных школ в единую общерусскую, общемосковскую. Искуснейшие русские мастера работали рядом с лучшими зодчими Европы. Новые кирпичные стены и башни Кремля, сооруженные в XV в. при помощи итальянских архитекторов, были не только прекрасными укреплениями, но и замечательными произведениями искусства. Использовали при этом традиции древнерусского, прежде всего владимиро-суздальского зодчества, а также приемы итальянской архитектуры эпохи Ренессанса. В церковном зодчестве получил распространение храм шатрового типа, по образцу деревянных церквей. В отличие от крестово-купольных, шатровые не имели внутри столбов и вся масса здания держалась только на фундаменте. Самый выдающийся образец этого стиля - церковь Вознесения в селе Коломенском (1532 г.), построенная в ознаменование появления на свет Ивана Грозного. В каменном зодчестве русский национальный стиль ярко выражен в девяти шатровых постройках собора Василия Блаженного. Он возведен по случаю взятия Казани в 1552 г. Продолжали строить соборы и крепостные стены в монастырях - Соловецком, Троице-Сергиевом и др. По примеру московского Успенского собора в Вологде построили Софийский собор (1568-1570 гг.). А в Вязёмах к западу от Москвы, в имении Бориса Годунова появляется величественный пятиглавый храм святой Троицы; позднее его стали звать Преображенским. Обширное строительство по всей России сделало необходимым появление специального учреждения - Приказа каменных дел (1580-е гг.). Он организовывал строительные работы, очень большие по масштабам (вызов рабочих из разных городов, заготовка стройматериалов).

В XVI в. была сооружена вторая линия Китай-города, затем под руководством Ф. Коня возведены белокаменные стены 9-километрового Белого города (современное Бульварное кольцо). Затем в Москве возвели Земляной город (современное Садовое кольцо). Кольца укреплений Москвы пересекались радиальными улицами - дорогами, начинавшимися от Кремля. Такая планировка была присуща древнерусским городам и носила название радиально-кольцевой. Наиболее опасные дороги прикрывали монастыри-крепости Новодевичий, Данилов, Андроников. Каменные крепости были возведены и на окраинах государства. С помощью итальянских мастеров завершилось создание ансамбля Московского Кремля; было сооружено три собора: Успенский, Благовещенский и Архангельский. Завершила ансамбль Соборной площади Грановитая палата, бывшая тронным залом царского дворца.

 

 

 

Заключение

 

Образование единого Русского государства нашло своё яркое воплощение в культурно-бытовом облике страны. Можно понять законную гордость наших предков, стремившихся запечатлеть в произведениях зодчества, живописи, литературы величие и могущество государства, сбросившее вековое иго.

События той славной эпохи получили отражение в сказках. Народ в своем творчестве гордится сильной Русью; его сыновья - крестьяне и ремесленники - начинают осознавать себя не только безликими «людьми Божьими», но и реальными людьми с земными заботами, радостями и горестями. Центрами грамотности и просвещения оставались, как и прежде, монастыри. В них имелись библиотеки рукописных, позднее и печатных книг, подчас весьма значительные (например, в Соловецком, Троице-Сергиевом, Иосифо-Волоколамском, Кирилло-Белозерском, Ростовском и других обителях, в новгородском Софийском соборе и т.д.).

«Мастера грамоты» появляются в городах и по деревням. У них учились дети и взрослые. Известные духовные деятели Зосима Соловецкий и Александр Свирский обучались в Обонежских деревнях, Антоний Сийский - в деревне у Белого моря, Симеон, архиепископ новгородский - в родной подмосковной деревне и т.д. Учителями были монахи, дьяки.

В целом Россия приобрела новый, ни с чем не сравнимый вид.

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Большая школьная энциклопедия, Т. 2. Гуманитарные науки (автор-составитель С. Исмаилова). - М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2003. - 704 с.

2. Культурология: История мировой культуры: Учеб. пособие/ Г.С. Кнабе, И.В. Кондаков, Т.Ф. Кузнецова и др.; Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 607 с.

3. Культурология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ под научн. ред. проф. Г.Д. Драча. Изд. 10-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 576 с.

4. Культурология: Учебное пособие/ Составитель и ответств. редактор А.А. Радугин. - М.: Библионика, 2005. - 304 с.


Информация о работе Культурное развитие России в период становления и упрочения единого национального государства (XV-XVI в.в.)