Развитие и становление кредитной системы России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования данной работы является описание состояния российской кредитной системы, изучение возможностей ее совершенствования, а также рассмотрение банковской системы РФ, как неотъемлемого элемента кредитной системы.
Основные задачи курсовой работы:
1. Изучить историческое развитие банковской и кредитной системы РФ;
2. Определить основных участников и их полномочия действующей кредитно-банковской системы РФ;
3. И выявить пути её совершенствования.

Файлы: 1 файл

Развитие и становление кредитной системы РФ.doc

— 227.50 Кб (Скачать)


6

 

Введение

Предложенная работа изучает развитие и становление кредитной системы РФ от истоков её зарождения (XVIII век) до настоящего момента (посткризисное развитие). Предложенная схема изучения помогает сформулировать все ее недостатки и положительные стороны. Каждая страна должна выбрать свой путь развития, который будет осуществим с политической точки зрения, эффективен и действенен и который будет соответствовать финансовой структуре этой страны. Поэтому, в характеристике и анализе сложившейся кредитной системы будут учитываться многие стороны общественной жизни России.

Актуальность предложенной темы трудно недооценить, после отгремевшего мирового финансового кризиса 2008-2009 гг., наступило время разобраться, что  было его главной причиной  и что необходимо сделать, чтобы в ближайшем будущем снизить риск его повторения. В данный момент кредитная система России находится в процессе развития, намечены новые задачи и сделаны первые шаги к их исполнению. От этого периода зависит, насколько удобной  будет российская кредитная практика  в будущем.

Целью исследования данной работы является описание состояния российской кредитной системы, изучение возможностей ее совершенствования, а также рассмотрение банковской системы РФ, как неотъемлемого элемента кредитной системы.

Основные задачи курсовой работы:

1.           Изучить историческое развитие банковской и кредитной системы РФ;

2.           Определить основных участников и их полномочия действующей кредитно-банковской системы РФ;

3.           И выявить пути её совершенствования.

Объектом предложенной работы является кредитно-банковская система РФ, а предметом – процесс её развития и совершенствования.

 

Глава 1. Этапы развития кредитной системы РФ

1.1             Развитие кредитной системы до 1917 года

Созданию современной кредитной системы Российской Федерации предшествовал длительный исторический период, который определялся социально-экономическими условиями развития нашей страны.

          История кредитной системы прошла несколько этапов формирования. До 1917 г. наша кредитная система развивалась по капиталистическим законам, которые отражали соответствующую социально-экономическую формацию. По структуре, функциям и операциям она приближалась к модели кредитной системы ведущих капиталистических стран того времени. В Российской империи существовала трехъярусная кредитная система, состоявшая из следующих звеньев.

-       Государственный банк

-       Банковский сектор, представленный в основном коммерческими и сберегательными банками

-       Cпециализированные кредитные институты (страховые компании, кредитные товарищества и др.)

          В отличие от западных стран в России были развиты в основном два яруса: Государственный банк и частный банковский сектор. Третий ярус был развит сравнительно слабо, что объяснялось низким уровнем развития рынков капиталов и ценных бумаг. В то время в России практически не было учреждений, специализирующихся на операциях с ценными бумагами, а их рынок  был представлен всего тремя фондовыми биржами. Поэтому аккумуляционно - мобилизационные функции на рынке капиталов выполняли в основном коммерческие банки. 

Рассмотрим подробнее начальный период развития кредитной системы России. Начало принято вести от XVIII века и объясняется главным образом, желанием облегчить положение должников, находящихся в руках ростовщиков. Начало этих попыток относится к правлению императрицы Анны Иоановны. Своим указом она повелевала в 1733 г. открыть ссуды из Монетной конторы. Однако кредитные операции Монетной конторы были очень незначительны и вскоре были прекращены. Более существенные попытки были осуществлены при императрице   Елизавете Петровне. 13 мая 1754 г. указом императрицы учреждаются Государственные Заемные Банки для дворянства (Дворянские Банки) в Москве и Санкт - Петербурге при Сенате и Сенатской конторе. Этим же указом учреждается Купеческий банк в Санкт - Петербурге при Коммерц - Коллегии. В 1769 году учрежден был впервые эмиссионный банк под именем Ассигнационного Банка, с предоставлением ему права выпуска банковых билетов, ассигнаций, которые должны были быть размениваемы по первому требованию и принимались при уплате пошлин. В 1772 году основаны были, кроме того, ссудные и сохранные казны.

Деятельность первых кредитных учреждений, как дворянских, так и купеческих, была малоуспешна. Они не оправдывали ожиданий российского правительства. Казенные капиталы, выданные банком для оборота, были розданы в сравнительно немногие руки, в которых деньги и продолжали оставаться; помещики не только не возвращали в срок ссуд, но большей частью не платили и процентов. Подписанная законом продажа просроченных залогов на деле не применялась. Правильного бухгалтерского учета не было. Отчеты, представляемые Императрице, были весьма приблизительные, в разное время были установлены злоупотребления.

В итоге банки были закрыты. Их дела были переданы вновь учрежденному Государственному Заемному банку [12, 326].

Позже издается указ об учреждении в Санкт - Петербурге и Москве самостоятельных банков под общим названием "Банковых контор вексельного производства для обращения медных денег" ("Медный банк"). Эти учреждения, обязаны были:  иметь постоянные сношения с казенными учреждениями в Петербурге и Москве для того, чтобы знать, сколько и когда следует им получить денег из других городов. Деньги поступали в банк посредством вексельного перевода. «Медный банк» представлял собой уже значительный шаг вперед сравнительно с Купеческим банком; здесь замечается уже зародыш операций трансферта (перевода) и текущих счетов.

При императрице Екатерине II заботы правительства в области организации кредита направлялись главным образом на устройство земельного и ломбардного кредита. Для этих целей в 1772 г. были открыты в столицах новые кредитные учреждения - Сохранные (учрежденные при воспитательных домах в Санкт - Петербурге и Москве, принимали вклады для приращения процентами на всякие сроки и до востребования и выдавали ссуды под залог недвижимых имений) и Ссудные казны (выдавали ссуды под залог золота, серебра, алмазных вещей и часов. Примечательно то, что Ссудные казны собственных капиталов не имели и никаких вкладов не принимали, а источником для выдачи ссуд служили капиталы Сохранных казен, причем Ссудные казны за свои заимствования уплачивали Сохранной казне 5%.).

Указанные кредитные учреждения все еще не могли удовлетворить всей потребности в долгосрочном кредите. В виду этого в 1786 г. был учрежден Государственный заемный банк для содействия дворянскому землевладению.

В 1797 г. была сделана попытка организовать земельный кредит на новых началах. Указом 18 декабря 1797 г. был учрежден Вспомогательный для дворянства банк.

В 1817 г. на более широких началах был учрежден Государственный Коммерческий банк, который при Александре II в 1860 г. был заменен ныне существующим Государственным банком. По своей организации Государственный Коммерческий банк представлял собой учреждение, отвечавшего нуждам коммерческого и промышленного кредита, а потому деятельность его быстро развивалась, особенно с открытием провинциальных контор в ряде губерний.

В царствование Николая I кредитная политика министерства финансов сводилась к тому, чтобы сжимать размеры кредита, уменьшать обороты банковской деятельности и пресекать всякую частную инициативу в банковском деле. Считалось, что частные банки вообще вредны.

В этот период было положено начало деятельности Сберегательных касс для приема мелких вкладов. Деятельность касс развивалась очень слабо даже в столицах, а вне столиц касс было весьма мало. Общая сумма вкладов в Сбербанки была тоже крайне ничтожна и никакого заметного влияния на оборотные средства кредитных учреждений не оказывала.

В первые годы правления Александра II произошел сильный наплыв частных вкладов в государственные кредитные учреждения. Чрезмерное накопление капиталов в условиях слабой кредитной системы не могло не ставить эту систему в весьма затруднительное положение. Произошла реформа кредитной системы.

Прежде всего, со второй половины 1857 г. начала пробуждаться промышленная жизнь и прежний застой сменялся лихорадочной предпринимательской, главным образом, акционерной деятельностью. Такая ситуация привела к тому, что вклады стали отливать из банков с невиданной быстротой. Положение государственных кредитных учреждений становилось критическим, их надо было спасать от банкротства.

Прежде чем приступить к образованию новых кредитных учреждений необходимо было изыскать средства для ликвидации обязательств упраздненных казенных банков. Осуществив подготовительные меры, стало возможным приступить к окончательному преобразованию кредитных учреждений. 31 мая 1860 г. Заемный банк был упразднен, а дела его переданы в Санкт - Петербургскую Сохранную Казну. Сохранные Казны и Приказы должны были прекратить банковские операции и ограничить свою деятельность производством расчетов с прежними заемщиками и передачей получаемых от них сумм во вновь учрежденный 31 мая 1860 г. Государственный банк, к которому передали дела Государственного Коммерческого банка. Все вклады, внесенные в старые кредитные учреждения, предписано было также передать в Государственный банк, на который была возложена обязанность расчета с вкладчиками.

Вслед за учреждением Государственного Банка стали возникать частные кредитные учреждения, как в форме обществ заемщиков, связанных круговой ответственность, так и в форме акционерной.

В период царствования Александра II было положено начало акционерным банкам, как для краткосрочного коммерческого кредита, так и долгосрочного земельного. Акционерные банки быстро сделались в России самой излюбленной формой не только коммерческого, но и земельного кредита.

В царствование Александра III законодательная деятельность в области кредитных учреждений была весьма разнообразной: принят новый Устав Госбанка, образованы новые Государственные банки - Крестьянский и Дворянский, созданы учреждения банков на периферии, учреждены городские ломбарды, росло количество сберегательных касс, упорядочена деятельность городских общественных банков.

В период царствования Николая II происходит централизация и концентрация банков, что не наблюдалось в предшествующие времена. Система местных провинциальных банков начинает уступать свое место крупным банкам с обширной территорией своей деятельности, причем Правления этих банков начинает централизоваться в столице и центрах промышленности и торговли. Одновременно с централизацией банковского дела замечается исчезновение многих провинциальных банков. Причина вымирания банков состоит в невозможности конкурировать с крупными банками, открывавшие свои филиалы в тех городах, где были провинциальные; многие из них закрывались, другие превратились в филиалы крупных банков.

За сравнительно короткое время своего существования Акционерные Коммерческие Банки в России выросли в гигантские учреждения, захватившие в свои руки всю торговлю и промышленность страны.

Вместе с концентрацией банковского дела, происходит быстрое увеличение притока в банки чужих капиталов, что чрезвычайно способствует увеличению могущества банков и еще больше связывает их с промышленностью страны путем соответствующего увеличения их активных операций. Концентрация коммерческих банков в России в период царствования Николая II перешагнула далеко за пределы России, тесно связавшись с Западом.

 

1.2                       Особенности советского периода развития кредитной системы

В первые месяцы после революции 1917 г. была проведена национализация всех кредитных институтов (банков и страховых компаний), на базе Госбанка был создан Народный банк. Начавшаяся в начале 1918 г. гражданская война по существу ликвидировала кредитную систему, так как в условиях отсутствия товарно-денежных отношений кредит потерял свое значение. Это подтверждает факт слияния Народного банка с Наркомфином (министерство финансов). Единственным источником доходов в стране стала эмиссия так называемых денежных знаков, что способствовало натурализации хозяйственных отношений и ограничивало сферу товарно-денежных отношений. В начале 20-х годов новая экономическая политика обусловила восстановление кредитной системы, но в довольно усеченной форме. Был создан Госбанк, стали функционировать акционерные и кооперативные коммерческие банки. К 1925 г. была восстановлена кредитная система, структура которой выглядела следующим образом.
Структура кредитной системы была представлена тремя ярусами и выражала новые социально-экономические отношения, сложившиеся в стране к началу 30-х годов. Особенность новой кредитной системы заключалась в том, что большая часть ее звеньев являлась государственной собственностью, затем шли кооперативная и самая незначительная - капиталистическая (в основном с обществами взаимного кредита). При этом кредитная система была представлена главным образом отраслевыми и специализированными банками и обществами по кредитованию.

В новой структуре кредитной системы отсутствовали страховые компании и учреждения, занимавшиеся операциями с ценными бумагами. Это объяснялось созданием государственной страховой компании и ее выведением из кредитной системы, а также очень ограниченным рынком ценных бумаг в виде оборота акций между различными государственными организациями-акционерами. Таким образом, аккумуляция и мобилизация денежных ресурсов практически осуществлялась банками в рамках гос. собственности.

В последующие годы кредитная система претерпела дальнейшие изменения под влиянием кредитной реформы 30-х годов, когда были ликвидированы все виды собственности, кроме государственной. Кредитная система была превращена в одноярусную, или однозвенную систему, выражая социально-экономические потребности того времени, связанные с осуществлением планов индустриализации и коллективизации. Кредитная система начала функционировать в рамках командно-административной системы управления экономикой и была представлена всего лишь тремя банками, сберегательными кассами и двумя страховыми организациями.
   В результате такой реорганизации Государственный банк, помимо эмиссионной и расчетно-кассовой деятельности, взял на себя предоставление краткосрочных кредитов промышленности, транспорту, связи и другим отраслям хозяйства, а также долгосрочных кредитов сельскому хозяйству.
Второй банк страны - Стройбанк сосредоточил свою деятельность на предоставлении долгосрочных кредитов, а так же финансировании капиталовложений в различных отраслях народного хозяйства.
Банк для внешней торговли занимался кредитованием внешней торговли, международными расчетами, а также операциями с иностранной валютой, золотом и драгоценными металлами.
   Система сберегательных касс обслуживала широкие слои населения путем привлечения денежных сбережений, оплаты услуг и реализации  займов.
Госстрах монополизировал страховые операции юридических и физических лиц внутри страны. Ингосстрах осуществлял операции по иностранному страхованию (страхование имущества иностранцев, советского имущества за рубежом, экспортно-импортные грузы, транспортные средства).
Все аккумулированные денежные средства указанных организаций создавали так называемый ссудный фонд страны, который в последующем распределялся и перераспределялся в виде кредитов в различное сферы хозяйства.
   Длительное командно-административное функционирование кредитной системы показало ее слабую эффективность, особенно в условиях обострения финансово-экономических проблем в стране к началу 80-х годов. Кредит по существу перестал играть роль активного инструмента воздействия на на научно-техническое обновление экономики. Большая часть кредитов выполняла роль второго бюджета, так как кредиты не возвращались предприятиями. В результате многие кредиты списывались или шел процесс перекридитования предприятий. В особенности это относилось к большому количеству планово-убыточных предприятий и сельскому хозяйству. Процент за кредит оставался на довольно низком уровне, что не стимулировало к взаимной эффективности ни банки, ни предприятия. Все это нарушало главную сущность кредита - плату за кредит и его возвратность.
Поэтому в середине 80-х годов в связи с реорганизацией управления экономикой была проведена банковская реформа, которая выразилась в создании крупных отраслевых специализированных банков.
Государственный банк (Госбанк СССР), Промышленно-строительный банк (Промстройбанк), Агропромышленный банк (Агропромбанк СССР), Банк жилищно-коммунального хозяйства и социального развития (Жилсоцбанк СССР), Банк трудовых сбережений и кредитования населения (Сберегательный банк СССР), Банк внешнеэкономической деятельности СССР. Особенность этой реорганизации заключалась в том, что отраслевым специализированным банкам предоставлялось право как краткосрочного, так и долгосрочного кредитования. Значительные кредитные ресурсы из Госбанка были преданы специализированным банкам. Государственный банк сохранил за собой эмиссионную, расчетную, контролирующую, функции, а также кредитование непроизводственной сферы. Система сберегательных касс была преобразована в единый Сберегательный банк с филиалами и отделениями.
   Основная задача реорганизации банковской системы сводилась к проведению прогрессивной кредитной политики, повышению эффективности всей кредитной системы. Однако, как показала дальнейшая практика, такая реорганизация носила больше негативный, нежели позитивный характер, поскольку монополия трех банков (Госбанка, Стройбанка, Внешэколномбанка) по существу была заменена монополией вновь созданных, реорганизованных, специализированных банков.
Центральная, одноярусная структура банковской системы закрепляла сферу влияния банков по ведомственному принципу. Предприятия, как прежде, закреплялись за банками и не имели права выбора в получении кредитных ресурсов. Резко возросли издержки обращения банков в связи с увеличением банковского аппарата, ростом его заработной платы и организованных расходов.
   Госбанк занимался только распределением ресурсов на верхнем уровне, не имея возможности воздействовать на выполнение кредитных планов. Каждый банк реализовал самостоятельные кредитные планы, используя административные методы управления. Так, распределяли свои ресурсы на вертикали между своими учреждениями, не обращая внимания на выгодность помещения средств, и осуществляли финансовое обслуживание и субсидирование.
   Монопольное положение спецбанков и централизованное закрепление ресурсов не позволяло вести торговлю деньгами или создавать денежные рынки. Кроме того, банки стали вводить искусственные поборы с предприятий и населения за обычные банковские услуги. В результате этого кредитные и денежные ресурсы продолжали выполнять пассивную роль и не могли рационально воздействовать на ход экономического развития.

Информация о работе Развитие и становление кредитной системы России