Культура Востока

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:47, реферат

Краткое описание

Если бы мы могли взглянуть на карту Старого Света около 1 тысячелетия до н. э, то могли бы обнаружить полосу государств, протянувшихся с запада на восток от Древнего Египта до Китая, образованную культурой цивилизаций Древнего Востока. Как правило, начало их образования относят к VI-IV тысячелетиям до н. э. Конец падает на начало нашей эры. Культуры цивилизаций Древнего Востока - наиболее древние из известных нам цивилизаций. Во многом о культуре древних цивилизаций мы можем судить по письменным источникам, но не меньший материал дают и данные археологии, филологии и другие источники.

Оглавление

Введение

1. Формационное своеобразие культуры Востока

2. Модели культуры цивилизаций Древнего Востока

3. Специфика развития культуры Востока: от древности к современности

4. Особенности «восточной» культуры в её сопоставлении с «западной»

Заключение

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Культура востока.doc

— 102.00 Кб (Скачать)

Этого Европа ещё  не знала. К Возрождению Восток опережал Запад в культурном развитии. Почему же намечается отставание? Его не объяснить  ни географическими, природными факторами, ни научными, техническими. 

Мы можем обнаружить известные параллели в развитии культуры на Востоке и Западе. Зарождение первых цивилизаций началось с III тысячелетия до н. э. Во II-V в. н. э. происходили столкновения с «варварами» (римляне называли их «barbari», китайцы - «ху», «хужэнь»). Примерно в одно время начинает развиваться феодализм - I-VII вв. н. э. К VII-VIII вв. н. э. складываются могущественные государства-империи. 

Начинается развитие духовной культуры. Как и на Западе, в Китае оно проходит под лозунгом обращения к «древнему» «гу вэнь» - в Китае, в Европе - Каролингское Возрождение». Но сам термин - «фугу» (возвращение к древности) появляется позднее, точно также как и термин «Ринашименто» у Джорджо Вазари (ХVI в.). Более того, за образец принимается не вся китайская древность, но только «классическая». В Китае мыслители апеллировали к авторитетам I в.: Сыма Цянь, Сымо Сянжу, Ян Сюн. Образцами служили трактаты: «Ицзин» («Книга перемен»), «Шицзин» («Книга песен»), «Шуцзин» («Книга истории»), сочинения Конфуция. Интересно, что в Европе вершина Возрождения падает не на Италию, где оно зародилось, а на Англию. В восточной культуре - на Японию, на период Гэнроку (1688-1704), а не на Китай. Очень близки по содержанию и последующие культурные эпохи, например, Просвещения. В Японии появляется плеяда просветителей, происходит выдвижение на арену «просвещенных монархов»: Канси, Юн-чжен, Цян-Лун и др. В это время здесь появляются элементы культуры, аналогичные европейским. К VII в. Янь Ши-чу даёт редакцию пяти древних текстов: «Ицзин», «Шицзин», «Шуцзин», «Чуньцю», «Лицзи». Они составляют канон, «утверждённый текст» - «диньбэнь». Затем были отобраны комментарии, которые Кун Ин-да счел «правильными» - «чжэньи», то есть происходит канонизация. 

В литературе также  происходит канонизация: появляется «избранное в литературе» - «Вэньсуань», следовательно образуется закрытая, догматическая система текстов, которые санкционируются политическими и религиозными авторитетами. 

В Европе в это  время издается «Сумма теологии»  Фомы Аквината и прочие «Суммы...». Складывается и практика трактовки текстов, фраз, слов - она называется «сюньгу», на западе - экзегетика. Таким образом, средневековая культура имеет много общего: 

1. догматизм как  мировоззрение; 

2. толкование текстов  как метод познания; 

3. схоластика как  форма псевдонауки. Складывается и стремление преодолеть эти отжившие своё, феномены. 

Накамура Тэкисай  в предисловии к «Чзиньсы му»  писал: «Считается, что в идейном  мире конфуцианства с наступлением периода Сун (Х в., он служит датировкой новой эпохи) началась новая эра. ...Провозгласили учение в природе... Ибо учёные Ханьского и Танского времени самым важным считали дать как можно больше толкований». 

Но то же самое  происходило и в Европе. Фрэнсис  Бэкон писал, что нам даны две  книги: Книга Писания, в которой  вскрывается воля божья, и Книга природы, в которой раскрывается могущество Бога. Таким образом, это ещё не отказ от текста, авторитета, веры, но шаг в сторону. 

На Востоке этот процесс секуляризации шёл быстрее. «Приобретение знания - самое первое, но не самое важное; самое важное - достижение моральной и интеллектуальной человеческой высоты», - считали философы сунской школы. Таким образом, знание и мораль - рассматриваются в единстве. Притом более высокой ценностью считается мораль. 

Главное в культуре цивилизации Древнего Востока - это сохранение и восстановление - если что-то нарушено - порядка, организации, закона. [5, с. 427] Подданные должны поддерживать закон - они должны вовремя вносить налоги, платить подати, выполнять повинности. Придворные, царедворцы также должны знать закон - ритуал, церемониал, которому подчинялась придворная жизнь. Если порядок нарушался, например, не поступали налоги - это воспринималось как гнев богов, как гибель культуры. Миропорядок срочно надо было восстанавливать. 

Из необходимости  сохранять утверждённый миропорядок родилась наука: если границы полей смыло наводнением, их надо восстановить в той же форме, в какой они существовали до разрушения. Если двор, хозяин, платит налог, то надо исчислить, правильно ли он его платит. Ход полевых работ, разливы рек, засушливые сезоны - цикличны. Надо познать закономерность этих циклов, а для этого нужна астрономия. 

Но и искусство  также утверждает и отражает сложившийся  порядок, космос. В культурах древних  царств искусство выполняет весьма важную роль: оно является средством поддержания мироздания, исполнения закона и порядка. Если на архаической стадии искусство соединяло, сводило человека с другими, то теперь оно ставит его перед миром богов, позволяет ему увидеть их жизнь, участвовать в ритуале поддержания существования этого мира. Интерес художника древнего мира вращается исключительно вокруг жизни богов и фигуры царя. Но царь - это и божественное существо (как, например, египетский фараон - живой бог солнца Ра), и глава государства (империи), и обычный человек. Поэтому древнеегипетский художник изображает фараона не только в мире богов (где он, как бы поддерживает с другими богами миропорядок). Фараон изображён на войне - он мчится на колеснице, давя врагов, на охоте поражает из лука львов, в своём дворце - принимает иностранные посольства, в быту - отдыхает вместе с женой. Поскольку фараон имеет приближённых и слуг, а те в свою очередь, своих и т. д. до рабов, уже ничего не имеющих, божественная сила распространяется через священного царя на весь его народ. Поэтому в центре древнего рисунка и картины канонического типа всегда стоит фигура священного царя, от неё к периферии волнами расходятся изображения других людей - царицы, приближённых царя, военачальников, писцов, земледельцев, ремесленников, рабов, пленных. Задача, стоящая перед древним живописцем и вообще искусством - поддерживать миропорядок и закон, - способствовала выработке живописного канона: формирование устойчивой неизменной композиции, предпочтение покоя перед движением, ритуальных поз перед обычными, естественными; разномасштабность изображаемых фигур (царь изображался в одном масштабе, самом крупном, а остальные, в соответствии с положением, во всё более мелком); выделение преимущественных направлений обозрения (толпа перед храмом). Последний момент и объясняет, почему многосторонний обход, изображение и видение предметов как бы в разных проекциях сменился другим способом изображения - все виды объединились вокруг главного. 

Но Древний Восток наложил отпечаток на культуру цивилизации, придал ей специфические черты, отличающие её от культуры Запада. 

4. Особенности «восточной»  культуры в её сопоставлении  с «западной» 
 

1. Основой письменной  культуры Запада является алфавит  - совокупность знаков, выражающих  звуки. Для восточной культуры  характерен иероглиф, фиксирующий значение. 

Для Запада характерны атомарная система алфавитного  письма, анализ как основной метод  распознавания звуков и дальнейший синтез значений. Самостоятельное значение, семантическую нагрузку несут отдельные  части слова: корень, суффикс, приставки и т. д. Они сообщают грамматический смысл целому - слову. За словом стоит понятие - форма мышления. Образное содержание предмета в понятии фактически отсутствует, редуцировано. 

Европейские понятия, например, «человек» или «индивид» - воспринимается чисто атомарно. А вот японское понятие «НИНГЭН» (человек) означает и общественные отношения, которые устанавливаются между индивидами, и самого индивида. 

2. Употребление  синонимов в Западной культуре  основано на понятийном содержании  слов безотносительно к графической оболочке слова. Правда, в древнескандинавской поэзии широко применялся приём звуковой аллитерации. 

В восточной культуре разветвление смыслов строится по типу наглядного изображения. Здесь символ, метафора задаются графическими образными тождествами, характеризующимися иероглифическим символом. Сама оболочка понятия - не внешняя форма, а содержательная форма. 

3. В Западной  культуре языку отводится роль  средства выражения, трансляции  смысла. В восточной культуре  иероглиф не просто передаёт смысл, а содержит его в себе. Иероглиф есть единство цели (понятия) и средства (изображения). 

4. В западной  культуре возможно, несовпадение  «цели» и «средств». В восточной  - средства понимаются как развернувшееся  содержание цели. 

5. В западной культуре на этом основано различие цели и средств, различие, противоречие между техникой, технологией и ценностями, нравственностью, личностно-эмоциональным миром человека. В восточной культуре развитие техники, технологии и нравственности, ценностей - неразрывно. Отсюда особая роль, которая отводится сохранению природы. 

6. В западной  культуре наука направлена на  преобразование природы, отсюда  природа воспринимается как чуждая  человеку сила. «Опыт» - метод науки  нового времени, образован от  слова «пытка». Человек «пытает» природу, добиваясь от неё насилием раскрытия тайн. В восточной культуре наука ищет тождества, единства природы и человека, природы и культуры. 

7. Для европейской  культуры «понять» - значит дать  повторяющийся результат, то есть  «воспроизвести». Отсюда мы имеем специфический мир порождённых нашей культурой превращенных форм - и не природных, и не социальных. Например, научный язык. Для восточной культуры «понять» - значит вжиться в этот мир, ощутить свою, человеческую, сопричастность этому природному миру. Поэтому мир культуры максимально приближен к природному. Пример - «Сад камней». Характерно стремление максимально сохранить природу, в большем объёме. Например, искусство создания букетов - икебана. 

8. Для западной  культуры характерен антропоцентризм, для восточной - природоцентризм. Человек - не центр, не точка отсчета, а элемент целостной системы «природа - культура». 

9. Для западной  культуры характерен «вещизм», «товарный  фетишизм» - «покупать, покупать, покупать», инстинкт собственника. Для восточной - «минимизация» потребностей. Например, в убранстве традиционного японского дома. 

10. Для Запада  характерно признание безличностного, анонимного восприятия культуры: «все - потребители». Для восточной  культуры характерен личностный  характер формирования культуры: есть «Учитель». Это объясняется тем, что языковой перевод текста совпадает с передачей смысла: здесь не нужен посредник, толкователь, комментатор. В восточной культуре сохраняется ситуация, когда без комментариев перевод теряет часть содержания. Например, «Коран» имеет семь слоёв комментариев. 

11. Внетекстовое  молчание означает отсутствие  смысла - в западной культуре. В  восточной культуре - молчание есть  способ постижения смысла. 

12. В западной  культуре цель науки - истина. Она имеет практическую отдачу. В восточной - цель знания - выработка ценностей, выходящих за рамки утилитарности. 

13. В западной  культуре познание и нравственность  разделены. Основной вопрос науки:  «истина - неистина». В восточной  культуре познание - средство нравственного совершенствования. Основной вопрос - соотношение добра и зла. 

14. В западной  культуре постижение всеобщего,  законов - основная цель. Единичное  невыразимо непосредственно в  языке, в науке. В восточной  культуре основное внимание уделяется индивидуальности, единичному. 

Например, европейская  медицина хорошо справляется с эпидемиями, с массовыми заболеваниями, но пасует при лечении психических заболеваний, при контакте с конкретным человеком, восточная медицина - наоборот, более  сильна при воздействии на индивидуум, скажем, путём иглоукалывания. 

15. Отличается на  Востоке и трактовка «гуманизма».  Термин «гуманизм» был введён  в Италии Колюччо Салютати  и Леонардо Бруни. Они заимствовали  его у Цицерона. В Китае Хань  Юй вводит термин «ЖЭНЬ», отличая свой путь от пути до него. Но содержание этого термина («Пути») - иное. Конфуций проповедовал любовь к человеку, Хань Юй - любовь ко всему, к миру, понятому пантеистически и одухотворённо. 

Таким образом, восточный  гуманизм не был антропоцентричен. Чжан Мин-дао говорил: «Моя душа - то же, что и душа трав, деревьев, птиц, животных. Только человек рождается, приняв срединное Неба-Земли». Таким образом, это своеобразное экологическое мировоззрение, «природоцентризм». 

Заключение 
 

Культура Востока, несомненно, своеобразна и во многом отличается от классически противопоставляемой ей Западной культуры. Даже понятие «культуры » на Западе и Востоке несёт в себе разный смысл. Европейское понимание культуры идёт от понятий «возделывание», изменение, превращение продукта природы в человеческий продукт. Греческое слово «пайдейя» (от слова «паис» - ребёнок), также означает «преобразование». А вот китайское слово (иероглиф) «вэнь», аналогичное понятию «культура», пиктографически восходит к начертанию символа «украшение»; «украшенный человек». Отсюда основной смысл этого понятия - украшение, цвет, изящество, литература. «Вэнь» противостоит «чжи» - нечто нетронутое, эстетически грубое, духовно неутончённое. 

Таким образом, если на Западе под культурой понимается совокупность и материальных, и духовных продуктов человеческой деятельности, то на Востоке в культуру входят лишь те из продуктов, которые делают мир и человека «украшенными», «утончёнными» внутренне, «эстетически» украшенными. 

В ХХ веке мы привыкли смотреть на Восток «снисходительно», сверху вниз, считая, что это - догоняющий тип культуры, обречённый на отставание от культуры Запада и периодическую модернизацию. Но такое состояние - результат развития за последние 3-4 века - краткий миг в истории. Большую же часть исторического времени культура Востока опережала Запад. Восток - «давал», Европа - «брала». Недаром появилось изречение: «Свет с Востока». И не вернётся ли это положение вновь, в ХХI веке - кто знает? 

Список использованных источников 
 

1. Радугин А.А.  Культурология. Учебное пособие. - М., «Центр» - 2001, 303 с. 

2. Розин В.М. Культурология:  Учебник. -- 2-е изд., перераб. и доп. -- М.: Гардарики, 2003. -- 462 с. 

Информация о работе Культура Востока