Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:47, реферат
Если бы мы могли взглянуть на карту Старого Света около 1 тысячелетия до н. э, то могли бы обнаружить полосу государств, протянувшихся с запада на восток от Древнего Египта до Китая, образованную культурой цивилизаций Древнего Востока. Как правило, начало их образования относят к VI-IV тысячелетиям до н. э. Конец падает на начало нашей эры. Культуры цивилизаций Древнего Востока - наиболее древние из известных нам цивилизаций. Во многом о культуре древних цивилизаций мы можем судить по письменным источникам, но не меньший материал дают и данные археологии, филологии и другие источники.
Введение
1. Формационное своеобразие культуры Востока
2. Модели культуры цивилизаций Древнего Востока
3. Специфика развития культуры Востока: от древности к современности
4. Особенности «восточной» культуры в её сопоставлении с «западной»
Заключение
Список использованных источников
Этого Европа ещё
не знала. К Возрождению Восток опережал
Запад в культурном развитии. Почему
же намечается отставание? Его не объяснить
ни географическими, природными факторами,
ни научными, техническими.
Мы можем обнаружить
известные параллели в развитии культуры
на Востоке и Западе. Зарождение первых
цивилизаций началось с III тысячелетия
до н. э. Во II-V в. н. э. происходили столкновения
с «варварами» (римляне называли их «barbari»,
китайцы - «ху», «хужэнь»). Примерно в одно
время начинает развиваться феодализм
- I-VII вв. н. э. К VII-VIII вв. н. э. складываются
могущественные государства-империи.
Начинается развитие
духовной культуры. Как и на Западе,
в Китае оно проходит под лозунгом
обращения к «древнему» «гу вэнь»
- в Китае, в Европе - Каролингское
Возрождение». Но сам термин - «фугу» (возвращение
к древности) появляется позднее, точно
также как и термин «Ринашименто» у Джорджо
Вазари (ХVI в.). Более того, за образец принимается
не вся китайская древность, но только
«классическая». В Китае мыслители апеллировали
к авторитетам I в.: Сыма Цянь, Сымо Сянжу,
Ян Сюн. Образцами служили трактаты: «Ицзин»
(«Книга перемен»), «Шицзин» («Книга песен»),
«Шуцзин» («Книга истории»), сочинения
Конфуция. Интересно, что в Европе вершина
Возрождения падает не на Италию, где оно
зародилось, а на Англию. В восточной культуре
- на Японию, на период Гэнроку (1688-1704), а
не на Китай. Очень близки по содержанию
и последующие культурные эпохи, например,
Просвещения. В Японии появляется плеяда
просветителей, происходит выдвижение
на арену «просвещенных монархов»: Канси,
Юн-чжен, Цян-Лун и др. В это время здесь
появляются элементы культуры, аналогичные
европейским. К VII в. Янь Ши-чу даёт редакцию
пяти древних текстов: «Ицзин», «Шицзин»,
«Шуцзин», «Чуньцю», «Лицзи». Они составляют
канон, «утверждённый текст» - «диньбэнь».
Затем были отобраны комментарии, которые
Кун Ин-да счел «правильными» - «чжэньи»,
то есть происходит канонизация.
В литературе также
происходит канонизация: появляется «избранное
в литературе» - «Вэньсуань», следовательно
образуется закрытая, догматическая система
текстов, которые санкционируются политическими
и религиозными авторитетами.
В Европе в это
время издается «Сумма теологии»
Фомы Аквината и прочие «Суммы...». Складывается
и практика трактовки текстов, фраз,
слов - она называется «сюньгу», на западе
- экзегетика. Таким образом, средневековая
культура имеет много общего:
1. догматизм как
мировоззрение;
2. толкование текстов
как метод познания;
3. схоластика как
форма псевдонауки.
Накамура Тэкисай
в предисловии к «Чзиньсы му»
писал: «Считается, что в идейном
мире конфуцианства с наступлением
периода Сун (Х в., он служит датировкой
новой эпохи) началась новая эра.
...Провозгласили учение в природе... Ибо
учёные Ханьского и Танского времени самым
важным считали дать как можно больше
толкований».
Но то же самое
происходило и в Европе. Фрэнсис
Бэкон писал, что нам даны две
книги: Книга Писания, в которой
вскрывается воля божья, и Книга природы,
в которой раскрывается могущество Бога.
Таким образом, это ещё не отказ от текста,
авторитета, веры, но шаг в сторону.
На Востоке этот
процесс секуляризации шёл
Главное в культуре
цивилизации Древнего Востока - это
сохранение и восстановление - если что-то
нарушено - порядка, организации, закона.
[5, с. 427] Подданные должны поддерживать
закон - они должны вовремя вносить налоги,
платить подати, выполнять повинности.
Придворные, царедворцы также должны знать
закон - ритуал, церемониал, которому подчинялась
придворная жизнь. Если порядок нарушался,
например, не поступали налоги - это воспринималось
как гнев богов, как гибель культуры. Миропорядок
срочно надо было восстанавливать.
Из необходимости
сохранять утверждённый миропорядок родилась
наука: если границы полей смыло наводнением,
их надо восстановить в той же форме, в
какой они существовали до разрушения.
Если двор, хозяин, платит налог, то надо
исчислить, правильно ли он его платит.
Ход полевых работ, разливы рек, засушливые
сезоны - цикличны. Надо познать закономерность
этих циклов, а для этого нужна астрономия.
Но и искусство
также утверждает и отражает сложившийся
порядок, космос. В культурах древних
царств искусство выполняет весьма
важную роль: оно является средством поддержания
мироздания, исполнения закона и порядка.
Если на архаической стадии искусство
соединяло, сводило человека с другими,
то теперь оно ставит его перед миром богов,
позволяет ему увидеть их жизнь, участвовать
в ритуале поддержания существования
этого мира. Интерес художника древнего
мира вращается исключительно вокруг
жизни богов и фигуры царя. Но царь - это
и божественное существо (как, например,
египетский фараон - живой бог солнца Ра),
и глава государства (империи), и обычный
человек. Поэтому древнеегипетский художник
изображает фараона не только в мире богов
(где он, как бы поддерживает с другими
богами миропорядок). Фараон изображён
на войне - он мчится на колеснице, давя
врагов, на охоте поражает из лука львов,
в своём дворце - принимает иностранные
посольства, в быту - отдыхает вместе с
женой. Поскольку фараон имеет приближённых
и слуг, а те в свою очередь, своих и т. д.
до рабов, уже ничего не имеющих, божественная
сила распространяется через священного
царя на весь его народ. Поэтому в центре
древнего рисунка и картины канонического
типа всегда стоит фигура священного царя,
от неё к периферии волнами расходятся
изображения других людей - царицы, приближённых
царя, военачальников, писцов, земледельцев,
ремесленников, рабов, пленных. Задача,
стоящая перед древним живописцем и вообще
искусством - поддерживать миропорядок
и закон, - способствовала выработке живописного
канона: формирование устойчивой неизменной
композиции, предпочтение покоя перед
движением, ритуальных поз перед обычными,
естественными; разномасштабность изображаемых
фигур (царь изображался в одном масштабе,
самом крупном, а остальные, в соответствии
с положением, во всё более мелком); выделение
преимущественных направлений обозрения
(толпа перед храмом). Последний момент
и объясняет, почему многосторонний обход,
изображение и видение предметов как бы
в разных проекциях сменился другим способом
изображения - все виды объединились вокруг
главного.
Но Древний Восток
наложил отпечаток на культуру цивилизации,
придал ей специфические черты, отличающие
её от культуры Запада.
4. Особенности «восточной»
культуры в её сопоставлении
с «западной»
1. Основой письменной
культуры Запада является
Для Запада характерны
атомарная система алфавитного
письма, анализ как основной метод
распознавания звуков и дальнейший
синтез значений. Самостоятельное значение,
семантическую нагрузку несут отдельные
части слова: корень, суффикс, приставки
и т. д. Они сообщают грамматический смысл
целому - слову. За словом стоит понятие
- форма мышления. Образное содержание
предмета в понятии фактически отсутствует,
редуцировано.
Европейские понятия,
например, «человек» или «индивид»
- воспринимается чисто атомарно. А вот
японское понятие «НИНГЭН» (человек) означает
и общественные отношения, которые устанавливаются
между индивидами, и самого индивида.
2. Употребление
синонимов в Западной культуре
основано на понятийном
В восточной культуре
разветвление смыслов строится по типу
наглядного изображения. Здесь символ,
метафора задаются графическими образными
тождествами, характеризующимися иероглифическим
символом. Сама оболочка понятия - не внешняя
форма, а содержательная форма.
3. В Западной
культуре языку отводится роль
средства выражения,
4. В западной
культуре возможно, несовпадение
«цели» и «средств». В
5. В западной культуре
на этом основано различие цели и средств,
различие, противоречие между техникой,
технологией и ценностями, нравственностью,
личностно-эмоциональным миром человека.
В восточной культуре развитие техники,
технологии и нравственности, ценностей
- неразрывно. Отсюда особая роль, которая
отводится сохранению природы.
6. В западной
культуре наука направлена на
преобразование природы,
7. Для европейской
культуры «понять» - значит дать
повторяющийся результат, то
8. Для западной
культуры характерен антропоцентризм,
для восточной - природоцентризм. Человек
- не центр, не точка отсчета, а элемент
целостной системы «природа - культура».
9. Для западной
культуры характерен «вещизм», «товарный
фетишизм» - «покупать, покупать,
покупать», инстинкт
10. Для Запада
характерно признание
11. Внетекстовое
молчание означает отсутствие
смысла - в западной культуре. В
восточной культуре - молчание есть
способ постижения смысла.
12. В западной
культуре цель науки - истина.
Она имеет практическую отдачу. В восточной
- цель знания - выработка ценностей, выходящих
за рамки утилитарности.
13. В западной
культуре познание и
14. В западной
культуре постижение всеобщего,
Например, европейская
медицина хорошо справляется с эпидемиями,
с массовыми заболеваниями, но пасует
при лечении психических
15. Отличается на
Востоке и трактовка «
Таким образом, восточный
гуманизм не был антропоцентричен.
Чжан Мин-дао говорил: «Моя душа - то же,
что и душа трав, деревьев, птиц, животных.
Только человек рождается, приняв срединное
Неба-Земли». Таким образом, это своеобразное
экологическое мировоззрение, «природоцентризм».
Заключение
Культура Востока,
несомненно, своеобразна и во многом отличается
от классически противопоставляемой ей
Западной культуры. Даже понятие «культуры
» на Западе и Востоке несёт в себе разный
смысл. Европейское понимание культуры
идёт от понятий «возделывание», изменение,
превращение продукта природы в человеческий
продукт. Греческое слово «пайдейя» (от
слова «паис» - ребёнок), также означает
«преобразование». А вот китайское слово
(иероглиф) «вэнь», аналогичное понятию
«культура», пиктографически восходит
к начертанию символа «украшение»; «украшенный
человек». Отсюда основной смысл этого
понятия - украшение, цвет, изящество, литература.
«Вэнь» противостоит «чжи» - нечто нетронутое,
эстетически грубое, духовно неутончённое.
Таким образом, если
на Западе под культурой понимается
совокупность и материальных, и духовных
продуктов человеческой деятельности,
то на Востоке в культуру входят лишь те
из продуктов, которые делают мир и человека
«украшенными», «утончёнными» внутренне,
«эстетически» украшенными.
В ХХ веке мы привыкли
смотреть на Восток «снисходительно»,
сверху вниз, считая, что это - догоняющий
тип культуры, обречённый на отставание
от культуры Запада и периодическую модернизацию.
Но такое состояние - результат развития
за последние 3-4 века - краткий миг в истории.
Большую же часть исторического времени
культура Востока опережала Запад. Восток
- «давал», Европа - «брала». Недаром появилось
изречение: «Свет с Востока». И не вернётся
ли это положение вновь, в ХХI веке - кто
знает?
Список использованных
источников
1. Радугин А.А.
Культурология. Учебное пособие. - М., «Центр»
- 2001, 303 с.
2. Розин В.М. Культурология:
Учебник. -- 2-е изд., перераб. и доп.
-- М.: Гардарики, 2003. -- 462 с.