Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:47, реферат
Если бы мы могли взглянуть на карту Старого Света около 1 тысячелетия до н. э, то могли бы обнаружить полосу государств, протянувшихся с запада на восток от Древнего Египта до Китая, образованную культурой цивилизаций Древнего Востока. Как правило, начало их образования относят к VI-IV тысячелетиям до н. э. Конец падает на начало нашей эры. Культуры цивилизаций Древнего Востока - наиболее древние из известных нам цивилизаций. Во многом о культуре древних цивилизаций мы можем судить по письменным источникам, но не меньший материал дают и данные археологии, филологии и другие источники.
Введение
1. Формационное своеобразие культуры Востока
2. Модели культуры цивилизаций Древнего Востока
3. Специфика развития культуры Востока: от древности к современности
4. Особенности «восточной» культуры в её сопоставлении с «западной»
Заключение
Список использованных источников
Содержание
Введение
1. Формационное
своеобразие культуры Востока
2. Модели культуры
цивилизаций Древнего Востока
3. Специфика развития
культуры Востока: от
4. Особенности «восточной»
культуры в её сопоставлении
с «западной»
Заключение
Список использованных
источников
Введение
Если бы мы могли
взглянуть на карту Старого Света
около 1 тысячелетия до н. э, то могли
бы обнаружить полосу государств, протянувшихся
с запада на восток от Древнего Египта
до Китая, образованную культурой цивилизаций
Древнего Востока. Как правило, начало
их образования относят к VI-IV тысячелетиям
до н. э. Конец падает на начало нашей эры.
Культуры цивилизаций Древнего Востока
- наиболее древние из известных нам цивилизаций.
Во многом о культуре древних цивилизаций
мы можем судить по письменным источникам,
но не меньший материал дают и данные археологии,
филологии и другие источники. Исследователей
давно привлекает к себе культура Востока
вообще и древнего Востока в частности.
Здесь сложилась своеобразная культура,
которая отличается от европейской.
Роль восточной
культуры сейчас, явно возрастает, растёт
и интерес к восточной
Цель работы - выявить
своеобразие и отличительные черты культур
востока.
Цель работы конкретизируется
следующими задачами:
- выявить формационное
своеобразие культуры Востока;
- изучить модели
культуры цивилизаций Древнего
Востока;
- охарактеризовать
специфику развития культуры Востока:
от древности к современности;
- проанализировать
особенности «восточной»
Цели и задачи
раскрываются в соответствии с планом
работы.
В работе использованы
публикации отечественных авторов:
Радугина А. А., Гуревича П. С., Розина М.
В. И др.
1.Формационное своеобразие
культуры Востока
К какому формационному
типу отнести восточную культуру?
К. А. Витфогель охарактеризовал
«восточное общество» как
Для того, чтобы
обосновать правильность существования
«азиатского способа производства», а
значит и особого «азиатского», «восточного»
типа культуры, необходимо было обосновать
четыре параметра: особый, азиатский, уровень
развития производительных сил; особую
систему отношений собственности; особые
методы присвоения эксплуататорами прибавочного
продукта; нерабовладельческую, но, в то
же время, и не феодальную классовую структуру.
В целом, выделить эти
параметры не удалось. Таким образом,
говорить об особом «азиатском» типе
культуры Востока не приходится, но
можно и нужно говорить о своеобразии
культуры Востока. Ведь один и тот же базис
«может обнаружить в своём проявлении
бесконечные вариации и градации».
Ю.В. Качановский
выделил пять основных черт, в которых
проявляется своеобразие
1. более сильная тенденция
сохранения общинных структур;
2. важная экономическая
роль государства;
3. установление
верховной собственности на
4. тенденция развития
феодализма без крупного
5. централизованная,
деспотичная власть.
В качестве характерных
черт «азиатского» общества и его
культуры можно назвать: для характеристики
производительных сил - уровень, обусловленный
их искусственным невозрастанием; в
качестве особой системы отношений
собственности - система государственно-
Несмотря на некоторые
общие черты культуры цивилизаций
Древнего Востока (ранний переход к бронзе
как основному материалу культуры (хотя
ещё длительное время сохраняются и каменные
орудия труда) и распространение рабовладения,
существующего наряду с общинным крестьянством,
противоборство государственно-храмового
и общинно-частного секторов хозяйства
и проч.) в этих культурах сохраняются
различия, обусловившие три модели цивилизаций.
2. Модели культуры
цивилизаций Древнего Востока
Первая модель культуры
цивилизаций складывается в Месопотамии.
Культуре Месопотамии предшествуют
цивилизация Иерихона (6-е тысячелетие
до н. э.), Точал-Киюка (6-5-е тысячелетия
до н. э.). В 5-4-м тысячелетиях до н. э. возникает
цивилизация в верхней Месопотамии. Первоначально
государственность в этом районе возникает
в предгорьях, и лишь позднее спускается
в долины рек Тигра и Евфрата. В 4-3-м тысячелетиях
до н. э. цивилизация охватывает и нижнее
Двуречье - появляется Шумер.
На заливных землях
в долине реки Евфрат земледельческие
народы стали получать огромный по
тем временам прибавочный продукт.
Но необходимость его сохранения и распределения,
а также организации общинных совместных
работ по регулированию водных потоков,
созданию ирригационных сооружений, очень
рано привела к созданию государства.
Это государство включало в себя и город,
и прилегающую территорию. Его было предложено
называть номом, в отличие от полиса, государства-города.
Номы в древнем Шумере располагались на
реке или оросительном канале, а не на
торговом пути, что свидетельствует о
слабом развитии торговли.
Центром организации
работ и хранения прибавочного продукта
был храм. Храм был центром города, государства.
Поэтому такое государство называют «храмовым».
Правители «энси» - государства - называли
себя не по названию территории, города,
а по имени бога того или иного храма. Храмы
были основными собственниками земли,
жречество выполняло и светские функции
- контроль и организация работ, и сакральные
- проведение религиозных мероприятий.
Жрецы храма были и правительственными
чиновниками, и служащими городской администрации.
Боги - это хозяева
территории, её хранители. Но они же
- и персонифицированные силы природы,
астральные тела, космические стихии.
У каждого нома были свои боги. Между
номами происходила борьба, победа
нома приводила к победе бога-покровителя.
Он занимал главенствующее место в пантеоне
богов. Древневосточная религия - общинная.
Здесь ещё не образовалось догм, они ещё
не объединены в систему. Главное в такой
религии - ритуал, обряд, культ, а не вера,
чувство, мысленное обращение, любовь.
Чувство веры, любви к богу появится позднее.
Позднее происходит объединение номов
в единое государство. Оно напоминало
военный союз и оставалось непрочным.
Древние шумеры говорили на неизвестном
нам языке. Он не принадлежал к семитской
группе языков. Но именно они изобретают
письмо, вначале рисунчатое - пиктографию,
потом слоговое - клинопись.
Шумер враждовал
с Аккадским царством, которое
образовано было семитскими племенами.
Оно располагалось в среднем
Двуречье. В результате длительной
борьбы Шумер был завоёван и образовалось
государство, объединившее среднее и нижнее
Двуречье под властью Саргона Древнего.
В XXII в. до н. э. царство Саргонидов распадается
под давлением племён Загроса, а в XXI веке
- образуется вновь централизованное государство
«Ур халдейский», откуда происходит Авраам.
От династии Ура остались сотни тысяч
глиняных табличек-документов, огромные
зиккураты - храмовые комплексы - украшали
города, сложилась строгая система отчётности,
за которой следила бюрократия. Все подданные
царя именовались рабами. Сохранился отчёт
- табличка пастуха, в которой он сообщает,
где пас скот. Есть табличка о списании
двух голубей на царскую кухню. Но всё
это прошло. Создаётся новое государство
- Вавилон. История продолжалась. Вторая
модель культуры цивилизации складывается
в Древнем Египте, в долине Нила. По языку
население Древнего Египта принадлежит
к семито-хамитской группе, то есть находится
в родстве с древнееврейским, арамейским,
аккадским языками, но есть определённое
родство и с берберо-ливийскими, кумитскими,
гадскими языками. На территории Египта
археологами найдены следы культур палеолита,
но связать их с тем или иным этносом невозможно.
Очень рано в этом районе появляются изделия
из меди - в V-IV тысячелетиях до н. э., но
период систематического распространения
бронзы начинается позднее - во II тысячелетии
до н. э. и только среди элиты. Вплоть до
Птолемеев земледельцы пользовались изделиями
из камня. Отсюда известный консерватизм
культуры. Ежегодные разливы Нила приносили
богатые урожаи и без совершенствования
орудий труда.
Становление цивилизации
в Древнем Египте происходит в 4-3-м
тысячелетиях до н. э., примерно в то
же время, что и в Шумере. Первоначально
в Египте насчитывалось до 40 номов
- центров, по всей вероятности, племенных
княжений. Границы номов были довольно
устойчивы и сохранялись на всём протяжении
истории. Вся территория делилась на две
части: Верхний и Нижний Египет. Это членение
также достаточно устойчивое. Фараон именовался
«Владыкой» «обеих земель». Первоначально
шло образование номов, затем номы объединились
в два царства, а затем уже произошло объединение
царств, земель в единое государство. Государству
принадлежит ведущая роль в объединении
страны. Фараон соединил в себе функции
«царя» - главы исполнительной и судебной
власти, «вождя» - предводителя на войне,
и верховного жреца, исполняющего религиозные
функции. Главным культом, отражающим
идею единства государства, был культ
фараона. Фараон - живой бог на земле. С
деятельностью фараона, его здоровьем
связывалось благополучие страны, урожайность
полей. Очень долго существовал обряд
хепсет. Он представлял собой ритуальный
бег фараона, во время которого правитель
демонстрировал свои силы, здоровье и
как бы возрождался заново - обновлялся.
Ритуал имел религиозное значение, поскольку
символизировал высокую урожайность полей.
По приказу фараона разливался Нил. Всё
население Древнего Египта именовалось
«рабами» фараона, хотя были и свободные
общинники, ремесленники и т. д. Но они
обязаны были отработать определённое
количество времени на государство. Здесь
очень быстро государственно-храмовый
сектор поглотил, подчинил себе общинно-частный.
Третья модель культуры
цивилизации - хетто-ахейская. Она возникает
позднее, уже после сложения месопотамской
и египетской и в иных географических,
климатических условиях. Здесь государственно-храмовый
сектор не составляет единого целого.
Государственно-храмовый комплекс не
концентрирует в своих руках основную
массу прибавочного продукта, он остаётся
в руках общинно-частного сектора, мы бы
сказали «гражданского общества». В результате
для этой модели культуры не характерна
неограниченная власть царя. У хеттов
царская власть была ограничена советом
знати, господствовала олигархия. Государства
этой модели имели характер военных союзов,
а не унитарных государств. По этой модели
развивалась культура Ахейская, Хеттская,
Миттанийская, Египетская империя в Сирии
времён Нового царства и др.
Одним из случаев
такого варианта развития культуры и
цивилизации является античная культура.
В этом случае возникает особый вариант
общинно-частного сектора - полисная собственность,
в то время как государственная собственность
получает слабое развитие.
В дальнейшем речь
пойдёт о первых двух моделях культуры
древних цивилизаций Востока, ибо
именно они определили специфику
его развития на долгие годы.
3. Специфика развития
культуры Востока: от
Исследования
Но переход к
варварству, а затем цивилизации
приводит к неравномерности в развитии
культур.
Первые цивилизации
возникают на Востоке: Китай, Индия,
Шумер, Египет. Таким образом, восточная
культура обгоняет западную. И в
первом, и в пятнадцатом веках
нашего времени, «новой эры» китайцы
«в общем далеко опережали Европу».
И не только китайцы. То же можно сказать
и о других народах Востока, например,
арабах VIII-XIII вв. Более того, некоторые
исследователи считают, что неолит, эллинизм
и Ренессанс наиболее тесно сближали культуры
Востока и Запада.
В то же время, обнаруживается
отставание Востока от Запада во многих
областях культуры в Новое время, заложившее
основы индустриальной культуры.[1, с. 341]
Почему наблюдается
это отставание?
Например, причиной
отставания Востока считается отсутствие
здесь своего Средиземного моря. Но
почему в период неолита это обстоятельство
не влияло на отставание Востока? То есть
географический, природный фактор не действует.
Может быть научный,
технический? Широко представлено мнение
о «культурном» отставании Востока
(в частности, Китая). Но так ли это? Вплоть
до XV в. Восток опережал в своём культурном
развитии Европу: некоторые говорят о
«Восточном Возрождении». Например, порох
был изобретён в Китае в IX в. до н. э., механические
часы - в VIII в. до н. э. (то есть на 6 веков
раньше, чем в Европе). Бумага изобретена
в 105 г. н. э. (то есть почти на 1000 лет опередили
Европу), печатание текста с доски - в 9
в. н. э. (то есть на 600 лет раньше, чем в Европе),
а типографский способ известен в Китае
на 400 лет дольше, чем в Европе. В 130 г. н.
э. китаец Чан Хэн изобрел сейсмограф.
Уже в VII в. н. э. строятся арочно-сегментные
мосты. На 15 веков раньше в Китае начинается
производство железа и открывается железоплавильная
технология. В I в. до н. э. китайские астрономы
открывают солнечные пятна. Спустя 1700
лет они будут «открыты» Галилеем. Первый
фарфоровый завод появился в Китае в 1369
году. Производство фарфора здесь основывалось
на высокой степени разделения труда.
Китай - родина шёлка, компаса. Именно в
Китае изобретается шлюз и строятся крупнейшие
каналы. Китайцы изобрели кормовой руль
и первыми освоили плавание галсами и
т. д.