Типологические черты культур Древнего Востока

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 10:28, реферат

Краткое описание

Люди не всегда жили, как теперь, да и в настоящее время не все народы пользуются одинаковыми искусствами и знаниями и имеют одинаковое общественное благоустройство. Образованность и гражданственность, все то, что принято называть культурой или цивилизацией, явились не сразу и не у всех народов одновременно, а возникали и развивались постепенно, так что успехи людей в знаниях, искусствах и устройстве своей общественной жизни совершались медленно, с частыми остановками и даже с возращением назад, к более низким ступеням быта. Но человечество шло и идет вперед, совершенствовалось, развивалось, вступало на путь культурного развития.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3 Древний Восток как культурная целостность………………………………...3 Культура Древнего Египта……………………………………………………..6 Культура Древнего Китая……………………………………………………..9 Культура Древней Индии………………………………………………….....13
Заключение…………………………………………………………………….15
Литература……………………………………………………………………..17

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 92.00 Кб (Скачать)

Содержание: 

Введение…………………………………………………………………………3           Древний Восток как культурная целостность………………………………...3            Культура Древнего Египта……………………………………………………..6           Культура Древнего Китая……………………………………………………..9                Культура Древней Индии………………………………………………….....13

Заключение…………………………………………………………………….15

Литература……………………………………………………………………..17  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение.

    Люди  не всегда жили, как теперь, да и в настоящее время не все народы пользуются одинаковыми искусствами и знаниями и имеют одинаковое  общественное благоустройство. Образованность и гражданственность, все то, что принято называть культурой или цивилизацией, явились не сразу и не у всех народов одновременно, а возникали и развивались постепенно, так что успехи людей в знаниях, искусствах и устройстве своей общественной жизни совершались медленно, с частыми остановками и даже с возращением назад, к более низким ступеням быта. Но человечество шло и идет вперед, совершенствовалось, развивалось, вступало на путь культурного развития.

    При выборе темы для своей работы я  решила обратиться к истокам нашей цивилизации, а, так как ещё в период своего становления, она разделилась на две культурные ветви: Запад и Восток. Я заинтересовалась этой странностью развития нашей цивилизации. И решила рассмотреть одну из этих ветвей – восточную культуру, так как она старше западной ветви и, в то время как западная культура только зарождалась, восточная ветвь уже была вполне сформировавшейся и устоявшейся. Понятие восточной культуры - это очень большая тема, затрагивающая, по - мнению некоторых историков не только Южную Азию, Северную Африку, Индию и Китай, но и культуры Южной Америки, культуры майя, ацтеков, инков. И потому я решила рассмотреть лишь те культуры, оказавшие наибольшее влияние на нашу цивилизацию. Так я рассмотрю культуры

Древнего Египта, Древней Индии и Древнего Китая.

Древний Восток как культурная целостность.

Древним Востоком обычно называется совокупность культур, расположенных на восток и юго-восток от Греко-римского мира.[2.стр.76.] Сам этот термин является весьма условным, поскольку граница между греко-римским миром и древневосточными культурами никогда не была резкой. Кроме того, граница между «Востоком» и «Западом» в разные исторические эпохи проводилась по-разному, и её расположение в процессе исторического рассмотрения следует каждый раз уточнять. Древний Восток, как культурная целостность, включает в свой состав культуры Южной Азии и Северной Африки, а также Индию и Китай. Значение Древнего Востока в истории общечеловеческой культуры огромно. Именно на Востоке происходит разложение первобытнообщинного строя и происходит переход к осёдлости. Здесь появляются первые государства, частная собственность, первые системы письменности, создаются условия для разделения труда и проявления социальных классов.

    Все культуры Древнего Востока прошли длительную эволюцию, исходной точкой которой был первобытнообщинный строй. В литературе можно встретить разные термины для обозначения культуры Древнего Востока. Известный немецкий философ XIX в. Г.В.Ф.Гегель предпочитал пользоваться термином «восточная деспотия», подразумевая, прежде всего, структуру политической власти на Древнем Востоке. Исследователи, поддерживающиеся марксисткой методологии, говорят о Древнем Востоке как о раннем рабовладельческом обществе, имея в виду экономическую структуру. В тех работах, в которых выявляют специфику древневосточной культуры в целом, можно встретить самые различные термины для обозначения этой специфики. Так, в известной книге западного учёного Карла Витфогеля «Восточный деспотизм» вводится термин «гидравлические общества». Витфогель пишет: «Примитивный человек знал регионы, испытывающие недостатки воды, с незапамятных времён, но поскольку он зависел от собирательства, охоты и рыболовства, он мало нуждался в регулировании водных ресурсов. Лишь после того, как он научился использовать процессы воспроизводства растительной жизни, он начал принимать во внимание возможности земледелия на сухих участках земли, обладающих, однако, источником воды, количество которой было больше, чем в кратковременном дожде. Лишь тогда он начал манипулировать заново открытыми свойствами старого окружения посредством хозяйствования на слабо орошаемых землях (поливное земледелие) и (или) регулярно орошаемых и управляемых государством землях (орошаемое земледелие). Лишь тогда возникла возможность появления деспотических структур правления и общества» (Wittfogel.1957 P.12), [2.стр.77]. Таким образом, Витфогель справедливо обращает внимание на роль рек и орошения в становлении древневосточной культуры. В ряде других западных работ, посвящённых исследованию древневосточной культуры, можно встретить такие термины, как «территориальное царство», «храмовое государство», «космические империи». В этих терминах подчёркивается роль осёдлости и территории в этом типе культуры, значение храмов и астрологических сведений для их становления.

    Одна  из ранних и наиболее характерных  форм древневосточной культуры представлена шумеро-вавилонской культурой. Она сложилась в районе двух рек – Тигра и Евфрата. Южная часть Месопотамии (Двуречье в узком смысле слова) образовалась постепенно в результате того, что наносы Тигра и Евфрата медленно, но верно заполняли Персидский залив. Формирующаяся болотная равнина вытеснила на юг морские воды. В палеолите это было сплошное болото, над которым носили целые тучи комаров и москитов. Первобытные родовые общины избегали этих мест, что доказывается отсутствием находок в этих местах орудий времён палеолита. Культура, созданная в бассейне Тигра и Евфрата, была результатом взаимодействия и сотрудничества многих народов. Население двуречья не было однородным, поскольку страна заселялась с двух сторон. С востока к берегам Тигра и Евфрата пришли шумеры – этническая группа, язык которой учёные до сих пор не могут отнести к какой-либо языковой семье.

    С запада и северо-запада двигались  семитские племена. Первая волна  этих    переселенцев в дальнейшем получила название аккадцев (по названию города Аккад). Язык их, получивший название аккадского, был близок древнееврейскому и арабскому. Переход от родовой организации к государству в рассматриваемой культуре продолжался примерно с середины V тысячелетия до н. э. до середины III тысячелетия до н. э. Возникают первые города, которые вступают между собой в ожесточённую и непримиримую борьбу. Первые формы государственности и возникают в результате этой борьбы. Особо возвышается город Вавилон. В развитии культуры пальма первенства очень часто принадлежала шумерам. Но весьма ощутимый вклад внесли и семитские народы, прежде всего, аккадцы. С возвышением Вавилона эта культура получила общее название «вавилонской». Из истории известно, что шумеры в Двуречье ассимилировались и, в конце концов, утратили свой язык. Однако их культурное наследие оказало огромное воздействие на семитские народы. Поэтому правильнее говорить не о вавилонской, а шумеро-вавилонской культуре. В шумеро-вавилонской культуре мы находим все характерные черты древневосточной культуры вообще. Это, прежде всего, иероглифическая письменность. Основным материалом для письма служила мягкая глина. В результате того, что писец, выдавливая схематический значок, невольно ослаблял нажим руки, прямая линия превращалась в клин. Отсюда и название этой письменности - клинопись. Далее, характерной чертой шумеро-вавилонской культуры было строительство особых, ранее не известных культовых сооружений – храмов. Стены храмов были исписаны иероглифическими знаками, сами они были ориентированы по сторонам света. Строительным материалом служила преимущественно глина. Ещё одной характерной чертой было развитие и особая роль астрономических знаний. Фундаментальное значение в этой культуре играет вера в воздействие небесных светил на судьбу народа в целом. В шумеро-вавилонской культуре предсказывались солнечные и лунные затмения, был создан солнечно-лунный календарь. Была развита и математика, основывающаяся на шестидесятеричной системе счисления. Одной из древнейших считается и шумеро-вавилонская мифология, содержащая уже такие «бродячие» мифологические сюжеты, как миф о сотворении мира, потопе. Появляются и характерный земледельческий миф об умирающем и воскресающем боге. Типологически схожие черты мы находим также в культуре Ассирии, культуре хеттов, Сирии, Палестины, Финикии.[2.стр.76-80]

    Культура  Древнего Египта.

    В конце ІV тыс. до н.э. в Юго-Восточной Африке, в низовьях реки Нил, сформировалось раннерабовладельческое государство Египет, которое стало одним с самых великих центров мировой культуры. Культура Древнего Египта является типичным образцом древневосточной культуры. Предками древних египтян были кочевые охотничьи племена, постоянно перемещавшиеся по степям и долине Нила за исключением болотистых местностей. Постепенно первобытным охотникам стало недоставать добычи, и в поисках новых мест охоты они начали спускаться в долину Нила. Природные условия сыграли очень важную роль для развития древнеегипетской цивилизации. Долина Нила составляла всего лишь около 3,5% территории Египта, но именно там проживало около 99,5% населения. В сущности, Древний Египет был оазисом в долине Нила. Особенностью древнеегипетской цивилизации была её тесная связь с природными циклами Нила. Дело в том, что в результате непрерывных тропических ливней и таяния снегов истоки Нила переполнялись, и он ежегодно в июле разливался. Почти вся долина (т.е. собственно Египет) оказывалась под водой. Через четыре месяца, к ноябрю, нильские воды спадают, оставляя после себя на полях плодородный слой ила. Таким образом, сухая и растрескавшаяся земля после разлива Нила становилась влажной и плодородной. Тогда наступал второй четырёхмесячный период (ноябрь - февраль) – время посева. Цикл завершался третьим четырёхмесячным периодом (март - июль) – время жатвы. В этот период господствовала нестерпимая жара, превращавшая землю в растрескавшуюся пустыню. Затем цикл повторялся, начинаясь с очередного разлива. Считается, что население Древнего Египта относилось к хамитской ветви семито-хамитской группы. Их внешнему виду были присущи стройные пропорции, а кожа у них была тёмно-коричневой (женщины на древних рисунках выглядят более светлыми). Как и почти во всех культурах, население Древнего Египта не было однородным. С юга в Египет вливались кушиты (нубийцы), которых греки называли эфиопами, и которые, хотя и были родственны египтянам, имели более ярко выраженные негроидные черты. А с запада в Египет проникали представители берберской ветви семито-хамитской группы – ливийцы, обладавшие голубыми глазами и светлой кожей. Проникали в Египет также семитские азиатские народы и карликовые племена Центральной Африки. Однако всё они вливались в состав основного населения и ассимилировались.[2.стр.81,82] История Египта служит подтверждением тезиса об особой жизнеустойчивости традиционных цивилизаций. С V тыс. до н.э. и до начала I в. до н.э. – т.е. около 5 тыс. лет – существовала цивилизация Египта. Периодизация истории Египта представляет собой смену эпоху Древнего Раннего царства (около 3100 – 2549гг. до н.э.), Древнего царства (ок. 2649 – 2150 гг. до н.э.), Среднего царства (около 2040 – 1640гг. до н.э.) и Нового царства (ок. 1552 – 1069 гг. до н.э.). Завершается история Египта правления династии Птолемеев (ок. 332 – 30гг. до н.э.). Именно в 30г. до н.э. Египет стал частью Римской империи. Периоды Раннего, Древнего, Среднего и Нового царства выделили сами египетские жрецы, однако историкам пришлось немало потрудиться, чтобы уточнить даты и границы эпох. Уже в древнем и Среднем царствах были созданы уникальные памятки культуры - гробницы фараонов Хеопса, Хефрена та Микерина, сфинксы фараона Хефрена в Гизе и фараона Аменемхета ІІІ и множество художественных достижений (скарбы) из гробниц Хенеку и Хени. Пирамида Хеопса по размерам не имеет себе равных среди каменных сооружений целого мира.

    Древние египтяне обожествляли природу и  земную власть. Звери считались священными, их держали при храмах, отдавали им шану, а после смерти бальзамировали и хоронили у саркофагах. Сохранялись целые кладбища баранов, кошек, быков, крокодилов. На тотемизме базируется и звероликость египетских богов, верховным среди которых считался бог Солнца Ра, которого часто изображали соколом или же тельцом. Фараон считался "сыном солнца" с этим связанные и почести, которые ему отдавались. В Новом Царстве расцвела архитектура храмов. Самыми известными были храмы Амона-Ра в Луксоре и Корнаке недалеко от Фив. Характерная черта этих сооружений - масса разнообразных колон, что символизировали лес. Потолок покрывали темно-синей краской и золотыми звездами, и создавалось впечатление, как будто бы человек вечером в лесу наблюдает звездное небо. Очень интересны росписи гробниц в Фивах. Существует одна характерная особенность египетского искусства – длительное следование принятым в древности образцам.

    Значительные  достижения египтян в физике, химии, медицине, хирургии. Они пользовались десятичной системой исчисления, им были известны арифметические и геометрические прогрессии. Древние египтяне умели предвидеть затмение солнца, другие явления природы, особенно периоды разлива Нила. Для статусных отношений весьма характерным было равноправие мужчины и женщины в частных и публичных сферах жизни, подчиняющихся требованиям закона. Женщина могла владеть и отчуждать собственность, быть стороной в договоре, вести дело в суде, изготовлять завещание. При содействии отца или мужа она могла выступать свидетелем. Собранный тысячелетиями опыт древнеегипетской культуры через Грецию и Рим обогатили Западноевропейскую и мировую цивилизацию.[3]

    Культура  Древнего Китая.

      Китайская культура считается  одной из самых древних. Древний Китай является родиной таких изобретений как компас, спидометр, сейсмограф, порох, книгопечатание, фарфор. В области математики был открыт метод решения уравнений первой степени с двумя и тремя неизвестными, вычисления отношения длины круга и его диаметра. В области астрономии китайцы знали, как высчитывать время затмения Солнца, сложили один из первых каталогов звезд, вели наблюдения за пятнами на солнце и др. На весь мир славится китайская медицина, которая имеет 3000-летнюю историю. В Древнем Китае впервые была написана "Фармакология", впервые стали проводить хирургические операции с применением наркотических веществ, впервые описали и применили метод лечения иглоукалыванием, прижиганием и массажами. Китайские зодчие приобрели славу двумя своеобразными памятками – Великий канал и Великая китайская стена. Сами китайцы называли свою страну по-разному – то Чжун Го (т.е. Срединное царство), то Чжун Хуа (т.е. Срединная цветущая), то Поднебесная, то по названию тех или иных династий. Культура Древнего Китая сложилась в бассейне крупной реки Хуанхэ. Это – очень капризная река, она очень часто меняла русло, обрушивая берега и затапливая большие площади. Поэтому китайцы сооружали на Хуанхэ плотины и дамбы. В Древнем Китае имелись большие лесные массивы, довольно богатая флора и фауна. Население Древнего Китая было весьма пёстрым. Китайцы первоначально заселяли лишь бассейн среднего течения Хуанхэ. Постепенно они переселялись и в другие области, вступая в конфликты, в том числе и военные, с другими племенами. На основании археологических данных можно утверждать, что Китай был заселён уже в каменном веке. Китайская традиция убеждает, что в XVII в. до н.э. было основано государство Шан (по названию наиболее сильного тогда племени). Соседи этого государства назвали его Инь. От этой культуры до нас дошло большое количество памятников материальной культуры. Для изготовления различных орудий используется уже не только камень и кость, но и медь, а затем и бронза. Археологические данные свидетельствуют о начале имущественного расслоения. Правители из племенных вождей превращаются в царей – основателей династий.

    Начинается  и процесс централизации, а царю присваивается титул «сына Неба». Однако царство Шан оказалось непрочным, и оно эффективно противостоять атакам соседнего племени Чжоу. Новая династия просуществовала до III в. до н.э. Время правления династии Чжоу обычно делится на три периода – время Западного Чжоу (XII – VIII вв. до н.э.), потом Восточного Чжоу (VIII – V вв. до н.э.) и Чжаньго (так называемую эпоху «Воюющих царств», охватывающую отрезок времени от V до III вв. до н.э.). Последний период был переходным временем. Эпоха Чжоу характеризуется политической и экономической раздробленностью, и на территории Древнего Китая существовали десятки самостоятельных, в сущности, государств. Для периода Западного Чжоу характерно усиление родовой знати. Земля находилась в собственности общин, и существовала «колодезная система». Суть её заключается в том, что вся территории, являющаяся собственностью данного селения, разделяется на девять частей. Из девяти наделов восемь отдавалась семьям, а центральный девятый обрабатывался всей общиной; урожай с него шёл на нужды общины. В этот период, предпринимались попытки создания централизованного государственного правления. Вводятся должности трёх советников царя: великого наставника, великого учителя и великого покровителя. Их функции распределялись следующим образом: первый занимался делами культа, второй – работами, прежде всего ирригацией, а третий – военным делом. Однако, все попытки централизовать государственную власть заканчивались провалом. Стремление к централизации ослаблялось натиском и набегами кочевых племён. В эпоху Восточного Чжоу сепаратистские тенденции не ослабевают, и среди борющихся между собой государственных образований выделяются сильнейшие. В эпоху Чжаньго таких сильнейших образований насчитывалось семь. Именно в эту эпоху был достигнут некоторый прогресс в деле интеграции Китая, что не замедлило сказаться на экономической сфере. Появляются железные орудия труда, совершенствуется ремесло, в частности, больших успехов древние китайцы достигли в выделке шёлковой материи. Появляются первые металлические деньги. Именно ирригационная система, точнее, необходимость согласованных действий при её обслуживании и эксплуатации, послужило к объединению страны. К централизации подталкивали потребности расширяющейся торговли. Объединённые усилия были нужны и для противостояния кочевникам. В результате действия факторов интегративные процессы начинают усиливаться. Главную роль при этом сыграло государство Цинь, располагавшееся в западных районах Китая и простиравшееся до берегов великой китайской реки Янцзы. В IV в. до н.э. сановник по имени Шан Ян провёл в царстве Цинь очень важные реформы, позволившие государству собрать большие средства для реорганизации устоев сельской общины и её опоры патриархальной семьи. В результате в III в. до н.э. государство Цинь побеждает всех соперников, и ему удаётся низложить династию Чжоу. Китай окончательно объединяется в эпоху Ин Чжена (246-210 гг. до н.э.). В 221 г. до н.э. он принял титул императора и вошёл в историю под именем Цинь Шихуанди (т.е. первый император Цинь). В период его правления для защиты от напора кочевых племён была построена Великая Китайская стена. Она изолировала Китай от всех чуждых влияний, позволяла сделать древнекитайскую культуру замкнутой, закрытой. Правление Цинь Шихуанди отличалось крайней жестокостью и даже деспотичностью. Он распространил установление Шин Яна на всю территорию Китая, а старая наследственная власть была отстранена от управления. Это вызвало сильное недовольство. Это развязало руки Цинь Шихуанди, и он начал массовый террор против всех несогласных. Император заботился о создании и поддержании своего культа. Для этого по всей территории в его честь сооружались храмы и дворцы. К концу жизни Цинь Шихуанди заболел манией преследования. Сразу после его смерти в Древнем Китае вспыхнуло восстание, костяк которого составляли крестьяне и рабы. В 207 г. до н.э. один из вождей восстания, деревенский староста Лю Бан сверг последнего представителя династии Цинь и стал основателем новой династии. Она вошла в историю под именем Первой, или Старшей, династии Хань. Лю Бан в первую очередь восстановил, начавшую разрушаться, централизацию страны, стремился как-то возместить ущерб пострадавшим от династии Цинь. Вспыхивают восстания, что заставляет идти правителей на некоторые уступки. В 9 г. н.э. династия Хань была свергнута. В условиях междоусобицы и народных восстаний представители свергнутой династии Хань выдвинули из своих рядов Лю Сю, объявившего себя императором. Это было началом второй, младшей династии Хань. В конце II в. н.э. Китай вновь входит в полосу потрясений и в 220 г. н.э. он распадается на три царства.[2.стр.93-97] После 220 г. н.э. Китай вступает в иную полосу своей истории, и соответственно культуры. Основной чертой Китайской культуры является бережное отношение к традиции. Поэтому необходимо обратиться к тем временам, когда принципы этой традиции только формировались. Древнекитайское общество представляло собой типичную восточную деспотию. Во главе государства стоял наследственный монарх, и именно ему подчинялись и религия, и наука. Монархия в Древнем Китае носила патриархальный характер, и монарх наделялся скорее правами и обязанностями отца большого семейства. Поэтому в древнекитайской культуре очень важную роль играет культ предков. Не менее важную роль играет небо. Так же Древний Китай качественно отличается других цивилизаций Древнего Востока своим мировосприятием и религиозными верованиями. Во-первых, для Древнего Китая характерна незначительная роль духовенства, приоритет человеческого начала над богами; во-вторых, преобладание рационального осмысления жизненных ситуаций обусловили выдвижение на первый план этических норм; в-третьих, приоритет этики над религией привел к вытеснению собственно религиозных функций духовенства чиновничье-бюрократической администрацией; в-четвертых, поскольку основные философские школы складывались в Древнем Китае в период ожесточенной борьбы «воюющих царств», то первостепенными в них оказались преимущественно социально-политические вопросы. Религия превращалась в этику, а Небо олицетворяло собой всеобщий порядок – космический и нравственный. Творчество принадлежит Небу, оно делает возможным произрастание всего сущего и жизнь всех вещей. Поэтому необходимо самоустраниться, уподобиться природе и не мешать осуществление гармонии. Таким образом, древнекитайская религиозно-этическая традиция не ориентирована на деятельное отношение к миру, а приказывала жить в согласии с природой. Более подробно такие идеи развивались в даосизме и конфуцианстве – учениях, составивших духовный стержень китайской культуры, определивших менталитет китайцев на долгие годы.[3]

Информация о работе Типологические черты культур Древнего Востока