Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 10:28, реферат
Люди не всегда жили, как теперь, да и в настоящее время не все народы пользуются одинаковыми искусствами и знаниями и имеют одинаковое общественное благоустройство. Образованность и гражданственность, все то, что принято называть культурой или цивилизацией, явились не сразу и не у всех народов одновременно, а возникали и развивались постепенно, так что успехи людей в знаниях, искусствах и устройстве своей общественной жизни совершались медленно, с частыми остановками и даже с возращением назад, к более низким ступеням быта. Но человечество шло и идет вперед, совершенствовалось, развивалось, вступало на путь культурного развития.
Введение…………………………………………………………………………3 Древний Восток как культурная целостность………………………………...3 Культура Древнего Египта……………………………………………………..6 Культура Древнего Китая……………………………………………………..9 Культура Древней Индии………………………………………………….....13
Заключение…………………………………………………………………….15
Литература……………………………………………………………………..17
Культура Древней Индии.
Характерной особенностью
Характерной чертой культуры Индии является то, что мы встречаемся с многочисленными религиями, которые взаимодействуют между собой. Среди них выделяются основные – брахманизм и его формы: индуизм и джайнизм, буддизм и ислам. Настоящего расцвета древнеиндийская культура достигла в эпоху "Ригведы" – большого собрания религиозных гимнов, магических заклинаний и ритуальных обычаев, созданных жрецами арийских племен, которые появились в Индии после так называемого "великого переселения народов". В это же время образовался брахманизм как своеобразный синтез верований индо-ариев и религиозных представлений предыдущего местного до арийского населения Северной Индии. В эпоху "Ригведы" начал складываться индийский феномен – кастовая система. Впервые были теоретически обоснованы морально-правовые мотивы разделения индийского общества на четыре основные "Варны": жрецы, воины, простолюдины- земледельцы и слуги. Была разработана целая система регламентов жизни и поведения людей каждой Варны. Согласно с этим законным считался брак лишь в пределах одной Варны. Результатом таких отношений между людьми стало следующее разделение Варн на еще большее количество мелких каст.
Другим важным фактором, который обусловил специфику индийской культуры, была система гражданско-политической жизни, основанная Буддой (2 пол. I тыс. до н.э.). Особенного расцвета государственно-политическая жизнь на принципах буддизма достигло во время царствования Ашоки (сер. III в. До н.э.). Ашока выдвинул идею завоевания мира не путем военного нападения на соседей, а через провозглашение учения Будды. В культуре центральное место отводилось религии, которая должна была духовно соединять разорванное на варны общество. На художественную культуру древнеиндийского общества глубоко повлияли индуизм, буддизм, ислам. Впечатляют фрески пещер Аджанты и скальные храмы Кайласа. Олимп индуизма символизирует троица Брахма, Вишну и Шива, которые представляет космические силы творения, сбережения и уничтожения. Своеобразной реакцией населения, не относящегося к кастам жрецов и выступающего против неравенства каст, был буддизм. Согласно с учением буддизма миссия жизни человека есть достижение нирваны. Ислам ярко отличался от всех предыдущих религиозных взглядов. Мусульманские племена владели военной технологией и сильной политической системой, но главное их верование опиралось на концепцию "сгруппированного братства", которое объединяло узами глубокого уважения всех, принявших эту веру. Ещё одной характерной чертой старо-индийской культуры является выражение в художественных образах идеи поклонения богу любви – Камы. Вся индийская литература, как религиозная, так и светская, наполнена намеками сексуального содержания и символики открытых эротических описаний. В средние века сам процесс космического творения изображался как брачный союз бога и богини. В культуре Древней Индии тесно связаны оригинальность культурных направлений и философская мысль. Философские взгляды, которые разделяли религиозное разделение света, включали брахманизм, джайнизм, индуизм и буддизм. С ними тесно связаны достижения разных отраслей древнеиндийской науки – математики, астрономии, медицины и природоведения.
Для потомков остались сделанные из металла огромные статуи Будды, Брахмы, Вишну и Шивы, которые вызывают удивление своими колоссальными размерами. Восприятие света через духовную призму верований названных религий есть фрески пещерных храмов Аджанты и наскальные композиции в храмах Эллоры, которые объединяют традиции северного и южного типа строения храмов в Древней Индии. В отдельных деталях этих памятников искусства ощущается и влияние искусства и других древних восточных цивилизаций. Это объяснялось расположением Индии на Великом шелковом пути, по которому не только шли караваны с товарами, но и происходил культурный обмен. В этом процессе Индия сыграла культурную роль, расширив цивилизованное влияние буддизма на другие древние страны.[3]
Заключение.
В заключении
я обращусь к первоначальной теме и выделю
общие черты, присущие культурам Востока.
Во-первых, это то, что зарождались все
эти культуры как первобытнообщинный
строй. На ранней стадии развития этих
культур человеческая деятельность основывалась
на использовании камня, меди, бронзы,
а с открытием и внедрением в практическую
деятельность железа происходят кардинальные
изменения. Во-вторых, древневосточные
культуры в большинстве своём возникли
в поймах крупных рек, речных долинах.
И отсюда вытекает третья черта - древневосточные
государства имели в качестве территории
ориентированную и измеренную землю, т.е.
они были “территориальными царствами”.
В-четвёртых, хозяйственная деятельность
основана на ирригации, притом, что землёй
и оросительными сооружениями владело
государство. Огромная роль в древневосточной
культуре принадлежала астрономическим
знаниям, которые тесно были связаны с
астрологией. Система храмов и жречество
были включены в систему астрономических
представлений. В-шестых, основным занятием
людей было сельское хозяйство. Города
– это ориентированная и измеренная земля,
обнесённая крепостной стеной, что является
характерным продуктом древневосточной
культуры. А так как в древневосточных
культурах было развито разделение труда,
то соответственно, общество было разделено
на сословия. Восьмой чертой было то, что
власть была деспотической. Правитель
считался находящимся в таинственных
отношениях со звёздным небом, считался
“сыном Неба” и лишь потому способным
управлять “территорией” и проживающими
на ней людьми. Главным мифологическим
сюжетом при этом оказывается тема священного
брака Земли и Неба. И ещё одна черта древневосточных
государств заключается в том, что развитие
письменности происходит от пиктографии
к иероглифическому письму, обозначающему
первоначально слова, а затем слоги и согласные
звуки.
Литература:
1. Хрестоматия по истории древнего Востока: [в 2-х ч.]/ Под редакцией М.А. Коростовцева и др. – М.: Высшая школа, 1980. – 256с.
2.
Пигалев А.И. Культурология:
3. История мировой культуры: учебное пособие для вузов/ Под редакцией Г.В.Драча. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 507с.
4. Кареев Н.И. Учебная книга древней истории. – М.: Просвещение, Учебная литература, 1997. – 320с.
Информация о работе Типологические черты культур Древнего Востока