Типологические черты культур Древнего Востока

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 10:28, реферат

Краткое описание

Люди не всегда жили, как теперь, да и в настоящее время не все народы пользуются одинаковыми искусствами и знаниями и имеют одинаковое общественное благоустройство. Образованность и гражданственность, все то, что принято называть культурой или цивилизацией, явились не сразу и не у всех народов одновременно, а возникали и развивались постепенно, так что успехи людей в знаниях, искусствах и устройстве своей общественной жизни совершались медленно, с частыми остановками и даже с возращением назад, к более низким ступеням быта. Но человечество шло и идет вперед, совершенствовалось, развивалось, вступало на путь культурного развития.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3 Древний Восток как культурная целостность………………………………...3 Культура Древнего Египта……………………………………………………..6 Культура Древнего Китая……………………………………………………..9 Культура Древней Индии………………………………………………….....13
Заключение…………………………………………………………………….15
Литература……………………………………………………………………..17

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 92.00 Кб (Скачать)

    Культура  Древней Индии.

      Характерной особенностью Древней  Индии является то, что сами природные условия изолировали её от остального мира. На юге, юго-западе и юго-востоке естественной границей оказывается воды Индийского океана, Аравийского моря и Бенгальского залива. На севере её границей служит величайший в мире горный хребет – Гималаи. Ответвления Гималаев на востоке и западе также служат естественной границей. Действительное значение гор для Древней Индии состояло не столько в том, что они её изолировали, сколько в том, что именно с гор берут своё начало две великие реки – Инд и Ганг. В сезон дождей влага с высоких вершин соединяется с водой от постоянно тающих снегов и существенно подпитывает эти реки. Территория, охваченная речной системой Инда, и стала местом формирования древнеиндийской культуры. Название реки послужило основой и для названия страны. Сами индийцы называли её «Синдху», а персы, испытывающие непреодолимые трудности при произнесении начальной «с», - «Хинду». Греки восприняли это слово именно от персов.[2.стр.107] Ранняя индийская цивилизация была создана древним местным населением Северной Индии в III в. до н.э. Её центры Хараппа и Мохенджо-Даро (теперь Пакистан) поддерживали связи с Месопотамией, странами Центральной и Средней Азии. Жители этих мест достигли высокого мастерства, особенно в изображении образов небольших форм (статуэтки, гравюры); их удивительным достижением была система водопровода и канализации. Создали они и свою письменность.

Характерной чертой культуры Индии является то, что мы встречаемся с многочисленными религиями, которые взаимодействуют между собой. Среди них выделяются основные – брахманизм и его формы: индуизм и джайнизм, буддизм и ислам. Настоящего расцвета древнеиндийская культура достигла в эпоху "Ригведы" – большого собрания религиозных гимнов, магических заклинаний и ритуальных обычаев, созданных жрецами арийских племен, которые появились в Индии после так называемого "великого переселения народов". В это же время образовался брахманизм как своеобразный синтез верований индо-ариев и религиозных представлений предыдущего местного до арийского населения Северной Индии. В эпоху "Ригведы" начал складываться индийский феномен – кастовая система. Впервые были теоретически обоснованы морально-правовые мотивы разделения индийского общества на четыре основные "Варны": жрецы, воины, простолюдины- земледельцы и слуги. Была разработана целая система регламентов жизни и поведения людей каждой Варны. Согласно с этим законным считался брак лишь в пределах одной Варны. Результатом таких отношений между людьми стало следующее разделение Варн на еще большее количество мелких каст.

    Другим  важным фактором, который обусловил специфику индийской культуры, была система гражданско-политической жизни, основанная Буддой (2 пол. I тыс. до н.э.). Особенного расцвета государственно-политическая жизнь на принципах буддизма достигло во время царствования Ашоки (сер. III в. До н.э.). Ашока выдвинул идею завоевания мира не путем военного нападения на соседей, а через провозглашение учения Будды. В культуре центральное место отводилось религии, которая должна была духовно соединять разорванное на варны общество. На художественную культуру древнеиндийского общества глубоко повлияли индуизм, буддизм, ислам. Впечатляют фрески пещер Аджанты и скальные храмы Кайласа. Олимп индуизма символизирует троица Брахма, Вишну и Шива, которые представляет космические силы творения, сбережения и уничтожения. Своеобразной реакцией населения, не относящегося к кастам жрецов и выступающего против неравенства каст, был буддизм. Согласно с учением буддизма миссия жизни человека есть достижение нирваны. Ислам ярко отличался от всех предыдущих религиозных взглядов. Мусульманские племена владели военной технологией и сильной политической системой, но главное их верование опиралось на концепцию "сгруппированного братства", которое объединяло узами глубокого уважения всех, принявших эту веру. Ещё одной характерной чертой старо-индийской культуры является выражение в художественных образах идеи поклонения богу любви – Камы. Вся индийская литература, как религиозная, так и светская, наполнена намеками сексуального содержания и символики открытых эротических описаний. В средние века сам процесс космического творения изображался как брачный союз бога и богини. В культуре Древней Индии тесно связаны оригинальность культурных направлений и философская мысль. Философские взгляды, которые разделяли религиозное разделение света, включали брахманизм, джайнизм, индуизм и буддизм. С ними тесно связаны достижения разных отраслей древнеиндийской науки – математики, астрономии, медицины и природоведения.

    Для потомков остались сделанные из металла  огромные статуи Будды, Брахмы, Вишну и Шивы, которые вызывают удивление своими колоссальными размерами. Восприятие света через духовную призму верований названных религий есть фрески пещерных храмов Аджанты и наскальные композиции в храмах Эллоры, которые объединяют традиции северного и южного типа строения храмов в Древней Индии. В отдельных деталях этих памятников искусства ощущается и влияние искусства и других древних восточных цивилизаций. Это объяснялось расположением Индии на Великом шелковом пути, по которому не только шли караваны с товарами, но и происходил культурный обмен. В этом процессе Индия сыграла культурную роль, расширив цивилизованное влияние буддизма на другие древние страны.[3]

    Заключение.

В заключении я обращусь к первоначальной теме и выделю общие черты, присущие культурам Востока. Во-первых, это то, что зарождались все эти культуры как первобытнообщинный строй. На ранней стадии развития этих культур человеческая деятельность основывалась на использовании камня, меди, бронзы, а с открытием и внедрением в практическую деятельность железа происходят кардинальные изменения. Во-вторых, древневосточные культуры в большинстве своём возникли в поймах крупных рек, речных долинах. И отсюда вытекает третья черта - древневосточные государства имели в качестве территории ориентированную и измеренную землю, т.е. они были “территориальными царствами”. В-четвёртых, хозяйственная деятельность основана на ирригации, притом, что землёй и оросительными сооружениями владело государство. Огромная роль в древневосточной культуре принадлежала астрономическим знаниям, которые тесно были связаны с астрологией. Система храмов и жречество были включены в систему астрономических представлений. В-шестых, основным занятием людей было сельское хозяйство. Города – это ориентированная и измеренная земля, обнесённая крепостной стеной, что является характерным продуктом древневосточной культуры. А так как в древневосточных культурах было развито разделение труда, то соответственно, общество было разделено на сословия. Восьмой чертой было то, что власть была деспотической. Правитель считался находящимся в таинственных отношениях со звёздным небом, считался “сыном Неба” и лишь потому способным управлять “территорией” и проживающими на ней людьми. Главным мифологическим сюжетом при этом оказывается тема священного брака Земли и Неба. И ещё одна черта древневосточных государств заключается в том, что развитие письменности происходит от пиктографии к иероглифическому письму, обозначающему первоначально слова, а затем слоги и согласные звуки. 
 
 
 

Литература: 

1. Хрестоматия по истории древнего Востока: [в 2-х ч.]/ Под редакцией М.А. Коростовцева и др. – М.: Высшая школа, 1980. – 256с.

2.    Пигалев А.И. Культурология: учебник/ А.И. Пигалев; ВОЛГУ. – Волгоград: ЛИБРИС, 1999. – 420с.

3. История мировой культуры: учебное пособие для вузов/ Под редакцией Г.В.Драча. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 507с.

4. Кареев  Н.И. Учебная книга древней  истории. – М.: Просвещение, Учебная  литература, 1997. – 320с.

Информация о работе Типологические черты культур Древнего Востока