Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 16:33, контрольная работа
Цель данной работы состоит в анализе основных направлений культуры Византии.
Информационной базой работы послужили учебники по культурологи, истории и пр.
Введение. 3
1.Философия и образование. 4
2.Архитектура и музыка. 5
3.Литература в Византии. 7
4.Фресковая живопись Византии.. 9
5.Декоративно-прикладное искусство Византии.. 9
6.Иконопись в Византии……………………………………………………….. 11
7.Развитие художественной культуры………………………………………... 12
Заключение……………………………………………………………………… 16
Список использованной литературы………………………………………….. 17
Эллинистическое искусство,
даже в пору расцвета не бывшее единым,
породило несколько художественных
школ: Коптскую в Египте, Сасанидскую
а Персии, Сирийскую и т.д. Произошло разделение
латинского Запада и греческого Востока
(Византии). Однако эллинистические основы,
христианская идеология обусловили сходство
отдельных ветвей в сюжетах, формах, технологии,
приемах средневекового искусства, размыли
границы.
Происходило взаимовлияние, взаимопроникновение
при сохранении основного направления.
Меняются и географические границы византийского
искусства: Кавказки Закавказье, Малая
Азия, Южная Италия, Сирия, Палестина, Синай,
Греция, Нижний Египет Адриатическое побережье.
Славянские страны Балканского полуострова
то входят, то выходят из области Византийского
искусства. Меняющиеся экономика и общественное
устройство воздают текучесть искусства,
его сюжетов, стилей, технических принципов.
Этому способствует и постоянное изменение
географии культурно активных центров.
И поэтому следует отрешиться от ходячих
представлений о косности византийской
культуры, возникших в Западной Европе
на почве различия вероисповеданий и различия
в развитии культуры (презрение Возрождения
к Средневековью).
Собственно византийское искусство начинается
с VII в., но античная традиция в Византии
никогда не прерывалась, и античная цепь
сдерживала шаги развития искусства, которое
во многом выполняло функцию передачи
культурного наследия и духовного воспитания.
Наиболее прочно был связано традициями
прошлого Константинополь (Второй Рим).
Правители любого происхождения требовали
подражания римским образцам, зодчие и
художники выполняли их волю, что в новых
исторических и социальных условиях приводит
к эстетическому оскудению.
В области живописи этот процесс связан
с мозаичной техникой, процветавшей в
IV-VI вв. вплоть до ХН в. По византийским
мозаикам можно проследить этот процесс
эллинистического угасания: утрачивается
монументальность, потухает цветность,
рисунок становится более геометричным,
схематичным. K XIV в. мозаику сменяет фреска,
а затем станковая икона. Но угасание эллинистической
традиции сопровождается положительным
процессом вливания искусства переднеазиатских
провинций. На Востоке вырабатывались
новые линейно-ритмические элементы.
VII в. - это конец позднеантичного периода
в культуре Византии и начало Средневековья.
Арабы становятся хозяевами Востока, славяне
- Балкан, лангобарды - Италии, т. е. обостряется
классовая борьба. "Низы" общества
усваивают более понятное им искусство
ее восточных монахов, массами бегущих
от арабов.
Борьба императора с церковью, разрыв
между угасающим императорским и крестьянско-мещанским
искусством в VIII-IX вв. принимает форму
иконоборчества. Иконы, запрещенные императором
как языческие вдовы, распространялись
монахами как святыни. Эта борьба заканчивается
в IX в. победой иконопочитания вместе с
усилением сирийского и палестинского
влияния в искусстве.
При Василии I (836-886) формируется новый,
канонический тип архитектуры и новая
иконография. Создаются новые храмы с
росписью, по форме и содержанию представляющей
значительный шаг вперед.
Вторая половина IX в. - это ранневизантийская
фаза, совпадающая с дороманской формой
на Западе. Но в отличие от Запада, Византия
вдет по пути компромиссов между императорской
традицией и восточными формами, и стилистическое
единство достигается лишь в Х-XII вв. в
средневизантийский период, совпадавший
с романским на Западе. Станковая живопись
Византии тесно связана с восточноэллинистическим
портретом в технике энкаустики (восковые
краски, вжигаемые в основу). Точная дата
и время перехода на темперу по левкасу
неизвестно. В XII в. станковая живопись
становится наряду с миниатюрой ведущим
типом живописи. В XII в. были созданы шедевры
византийской иконописи. Представление
о ее высоком уровне дает икона Владимирской
Богоматери, ныне хранящаяся в Третьяковской
галерее. Это необычайно человечный образ
матери, предчувствующей будущую трагическую
судьбу своего сына, что достигается скупыми
и чрезвычайно точно найденными средствами,
среда которых главную роль играет тонкая
одухотворенная линия и мягким приглушенный
колорит. Владимирская икона - один из
шедевров мировой живописи.
Последний расцвет византийского искусства
приходится на XIII-XIV вв., время правления
династии Палеологов. Появляются экспрессивность
образов, попытки передать пространство
(мозаики церкви Кахрие-Джами в Константинополе).
Но новые художественные веяния не могли
развиться и окрепнуть: произошел разгром
Константинополя сначала крестоносцами,
а затем - турками. Лучшие мастера византийского
искусства покинули страну. Так, творчество
Феофана Грека смогло развиться в полную
силу только на Руси.
Поздний период византийского искусства
совпал с готикой и по времени, и по стилевой
заданности. Искусство Византии перестает
существовать с гибелью византийской
государственности, но остаются жить его
художественные традиции, которые оказали
огромное влияние на художественную культуру
стран Балканского полуострова, Южной
Италии, Венеции, Армении, Грузии.
Плодотворную роль сыграла Византия в
развитии художественной культуры Древней
Руси. В полной мере искусство Византии
было оценено лишь в начале ХIX в.
Заключение
Византийская культура - это один из этапов
развития мировой культуры со своей спецификой
и типологией. Определяющими факторами
развития культуры были:
- единство языка, этноса и религии (греческое
этническое ядро, православие);
- устойчивая государственность;
- положение "моста" между Западом
и Востоком;
- наличие элементов восточных цивилизаций;
- взаимопроникновение культур;
- культурные контакты с Италией, особенно
в XIII-XIV вв., зарождение Проторенессанса
и создание предпосылок для развития гуманизма
как общеевропейского явления;
- доминанта греко-римской культурной
основы;
- различие между европейской и византийской
культурами как результат обрядовых различий
между католицизмом и православием.
Список использованной
литературы
1. Арутюнов С. А. Народы и культуры: развитие
и взаимодействие. –Просвещение, 1989
2. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного.
–М.: Вагриус, 1991
3. Гумбольдт В. Философия и язык культуры.
–М.: ЛОГОС, 2004
4. Искусство в системе культуры. /под ред.
Саровского А. В., Прищепова А. А. –СПб.:
Нева, 2004
5. Культурология. Учебник для вузов. /под
ред. Н. Г. Багдасарьян. –М.: Высшая школа,
1998.
6. Мамонтов С. П. Основы культурологии.
–М. : ПРИОР, 2003
7. Мейлах Б. С. Философия искусства и художественная
картина мира. //Вопросы философии. -1983.
-№7.
8. Розин В. М. Культурология. Учебное пособие.
–М.: ВЛАДОС, 2001