Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 12:48, контрольная работа
Цель работы: Показать развитие культуры 17 века. Ведь в результате смутного времени, в 17 веке произошёл переворот, который обусловил необходимость перемен и в культуре
Для достижения цели были поставлены задачи:
1. Изучить и проанализировать учебную литературу по теме работы;
2. Показать события, повлиявшие на развитие культуры 17 века.
Введение…………………………………………………………………………………………………………………………………..3
1.Архитектура и живопись…………………………………………………………………………………………..4
2. Музыка и театр…………………………………………………………………………………………………………7
3.Образование……………………………………………………………………………………………………………..8
4.Литература………………………………………………………………………………………………………………..10
Заключение…………………………………………………………………………………………..…………………………………..11
Список использованной литературы……………………………………………………………………………………….12
Министерство образования и науки российской федерации
Сочинский институт экономики и информационных технологий
Кафедра информационных технологий
Контрольная работа
По курсу «Культурология»
На тему «Культура России в XVII веке»
Выполнил:
Подлин А.В.
Студент 1 курса
Специальности ПИ
Группа ПИ-221
Проверил:
Заведующий кафедрой
Старший преподаватель
Луцык С.М.
г.Сочи 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Архитектура и живопись………………
2. Музыка и театр…………………………………………
3.Образование……………………………………………
4.Литература………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………………
Введение
Культура народа является частью его истории. Её становление, последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, её государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры входит, естественно всё, что создано умом, талаентом народа,всё, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, на человеческие отношения. Долгие годы русская культура – устное народное творчество, исскуство, архитектура, живопись,-развивались под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения. С принятием Русью христианства положение резко изменилось Прежде всего , новая религия претендовала на то, что бы изменить мировоззрение людей, их восприятие всей жизни, а значит и представление о красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии.
Цель работы: Показать развитие культуры 17 века. Ведь в результате смутного времени, в 17 веке произошёл переворот, который обусловил необходимость перемен и в культуре
Для достижения цели были поставлены задачи:
Ведь культурная жизнь 17 века,как,впрочем, и вся общественная жизнь этого времени, находилась как бы на перепутье. Исследователи приходят к выводу, что в это время происходит культурный переворот, означающий переход от древнерусской культуры к культуре «нового времени».
Объект исследования:основные направления русской культуры 17 века.
Методы исследования: изучен6ие и анализ научно-методической литературы по теме контрольной работы.
1.Архитектура и живопись
Русский средневековый город сильно
отличался от современного ему западноевропейского.
На Руси строили просторно. В
городах имелось много
Основным строительным материалом на Руси служило дерево. Из него сооружали жилые дома, дворцы, храмы, хозяйственные постройки, крепости, мосты. Дерево имело немало преимуществ перед камнем. Во-первых, большое значение имела дешевизна, вызванная обилием лесов. Во-вторых деревянное строительство шло очень быстро. Дом или небольшой храм дружная артель плотников могла сложить за один световой день. К тому же деревянные постройки легко разбираются и переносятся на другое место.
Но древесные постройки приносили так же много неприятностей. Они делали город крайне уязвимым для огня. Неосторожное обращении с огнём, а то и намеренные поджоги приводили к частым пожарам. Мелкие пожары происходили чуть ли не каждый день. Крупные, когда в сухое время года сильный ветер раздувал пламя, тоже были не редкостью.
В древности при строительстве плотники практически не использовали гвозди. Дороги они были, да к тому же конструкция деревянного дома позволяла обходиться без них. Основным элементом деревянной постройки было бревно. Чуть отступив от конца плотник вырубал круглые углубления. В них вставляли концы поперечных брёвен. Один горизонтальный ряд, связанных между собой брёвен назывался венец. Постепенно укладывая один венец на другой возводились стены сруба – коробки будущего дома. Для того, Что бы брёвна плотнее прилегали друг к другу, в каждом из них плотник вырубал продольный желобок и закладывал в него для теплоизоляции лесной мох. Конструкция крыши была сложнее, но и здесь строители умудрялись обходиться без гвоздей. Интересно, Что чуть ли не единственным плотницким инструментом был топор. Им производились все операции, рубились деревья, очищали их от сучьев, обтёсывали расщепляли на доски.
От достатка и знатности гражданина зависело и его жилище. Жильё бедняка, изба, примерно состояло из двух помещений: холодных, не отапливаемых сеней и теплой, отапливаемой комнаты – самой избы. Всё в доме было подчинено задача сохранности тепла : окна делались небольшими, в них вставлялось либо промасленная холщина, либо бычий пузырь. Двери имели низки потолки и высокие пороги, что бы при открывании затруднить приток холодного воздуха и отток тёплого. Этой же цели служили и ставни в окнах, которые закрывали в холодную пору на ночь.
К выдающимся произведениям деревянного зодчества относятся царский дворец в подмосковном селе Коломенское, построенный в 1667-1678гг. это был целый городок с башенками, чешуйчатыми крышами, гульбищами, крылечками с «витыми» колоннами.
Хотя дерево было самым распространённым материалом в 17 век, но на Руси так же велось и каменное строительство. Богатый человек мог иметь просторные каменные палаты в 2-3 этажа. Обычно на нижнем этаже они хранили товары и домашние припасы. Выше располагались торговые помещения и две кухни. На третьем этаже размещались жилые комнаты хозяев (мужская и женская половины) и прислуги. Хотя снаружи хоромы считались пышными и знатными , но внутри находилось немного, Чем можно было бы похвастаться.
НО чаще всего из камня делались храмы и церкви. В конце 17 века в храмовой архитектуре возникает новый стиль – московское барокко. Самым значительным его памятником является московская церковь Покрова в Филях, отличающаяся изяществом, безукоризненными пропорциями, применением во внешней отделке таких декоративных украшений, как колонны, капители, раковины, а так же своим двуцветием, использованием только красного и белого цветов.
Одной из самых значительных архитектурных работ в 17 веке, была реставрация Московского Кремля. Во время интервенции в начале 17 века, Кремль сильно страдал. После освобождения Москвы от польских захватчиков в 1612 году, приступили к его восстановлению. В 1625 году на фроловской стрельнице – главным въездом в Кремль – поднялся многоярусный верх с высоким каменным шатром, покрытым черепицей. В архитектуре нового завершения Фроловской башни сочетались черты западноевропейской готики и русского узорочья. Авторами проекта шатра были русские зодчие Бажен Огурцов и английский часовых дел мастер Христофор Головей. Вместе с построенным на Красной площади казанским собором, Фроловская башня стала памятником возрождения России после страшных лет смуты. В1685 году, по указу царя Алексея Михайловича, Фроловскую башню переименовали в Спасскую – над её воротами со стороны кремля был написан образ Спаса. Новые завершения получили и другие Кремлёвские башни. Многоярусные шатры с площадками для дозорных, черепичная кровля, золочёные флюгера над ними, изменился внешний облик Московской крепости.
Эволюционные
процессы, происходившие в
Другое направлении принято называть строгановской школой. Большинство икон этого стиля связано с заказами именитого купеческого рода, Строгановых. Строгановская школа- это искусство иконной миниатюры. Не случайно её характерные яркие черты проявлялись в произведениях небольших размеров. В /Строгановских иконах с неслыханной для тех времён дерзостью заявляет о себе эстетическое начало, как бы заслонившее культовое назначение образа. Неглубокое внутренне содержание, той или иной композиции и не богатство духовног8о мира персонажей волновали художников, а красота, формы, В которой можно было всё это запечатлеть. Тщательное мелкое письмо, мастерство отделки деталей и изощрённый рисунок, виртуозная каллиграфия линии, богатство и изысканность орнаментации, многоцветный колорит, важнейшей составной частью которого стали золото и серебро,- вот составные части языка мастеров Строгановской школы.
Элементы своеобразного реализма, наблюдавшиеся в живописи Строгановской школы, получили развитие в творчестве лучших мастеров второй половины 17 века – царских иконописцев и живописцев оружейной палаты. ИХ признанным главой был Симон Ушаков – человек разносторонних талантов, теоретик и практик живописи, графики, прикладного искусства. Характерным примером практического претворения в иконописи эстетических материалов Ушакова является его «Троица»(1671 г.)
Наибольшей цельностью отмечены те произведения Ушакова, в которых главная роль отведена человеческому лицу. Именно здесь художник смог с достаточной полнотой выразить своё понимание назначения искусства. Семнадцатое столетие завершает более чем семивековую историю древнерусского искусства. С этого времени древнерусская иконопись прекратила существование, как господствующая художественная система. Древнерусская иконопись – живое бесценное наследие, дарящая художникам постоянный импульс для творческого поиска. Она открывала и открывает пути современному искусству, в котором предстоит воплотиться многому из того, что было заложено в духовных и художественных исканиях русских иконописцев.
В русской эстетике 17 века происходит культурный перелом. Новая эстетика разрушает установившиеся в живописи традиции во имя правды. Рассказы священного писания использовались художниками для создания простых бытовых картин. В Ярославской церкви Ильи-пророка на стене изображена с цена жатвы. Художники изобразили не библейскую легенду, а картину привычной работы крестьянина. Церковники боролись протим обмирщения живописи. Среди живописцев, выполнявших заказы царя и патриарха, уже ясно определились стремление вырваться из-под сковывающих правил церковного писания.
Портретная живопись этого времени была первым светским жанром. В 17 веке в портрете стараются запечатлеть свой образ все именитые люди страны. Царские иконописцы Симон Ушаков, Фёдор Юрьев, Иван Максимов писали портрет князя Б.И.Репнина, стольника Г.П. Годунова, Л.К. Нарышкина и многих других. Фреска в 17 век, пережившая последний взлёт, лишь условно может быть отнесена к монументальной живописи. В ней почти отсутствует соотнесение живописных поверхностей с архитектурными изображениями измельчены, пронизаны затейливым орнаментом, житейные композиции приобрели характер жанровых картин, изобилующих фольклорными элементами.
Таким образом, русская живопись в 17 веке выступила в переломную эпоху, все более выявляя новые тенденции, ведшие её по пути становления реалистического начала и освобождения от церковных традиций.
Реалистические стремления в искусстве продолжали становление нового мировоззрения, но не привели пока к созданию единого творческого метода. Яркое и противоречивое русское искусство 17 века – крупное художественное явление, завершившее историю средневекового искусства, и подошедшая вплотную к эстетике нового времени.
2.Музыка и театр
К 17 веку русская музыкальная культура имела устойчивые многовековые традиции народного творчества. Как и другие области народного творчества она была безымянна. Существовали местные певческие школы со своими особенностями распевов. Но повсюду господствовало хоровое многоголосье, столь характерное для русской народной музыки. Народные песни были богаты и жанровым разнообразием, и мелодичностью, и глубокой выразительностью, с огромной силой передающие самые различные психологические состояния человека. Особенности народного хорового творчества были восприняты в немалой степени и церковной музыкой.