Культура России в XVII веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 00:57, контрольная работа

Краткое описание

Семнадцатый век - своеобразный период в истории русской культуры. Он завершает собой развитие культуры на протяжении предшествующих столетий. Мы часто говорим: «древнерусская культура 9-17 веков», но никогда не продлим это определение на следующий 18 век, который, без сомнения, является «новым» периодом в истории нашей культуры. Такая переходность культуры в 17 веке обусловила, в свою очередь, весьма интересные тенденции в ней.

Оглавление

Введение
1.Устное народное творчество. Грамотность. Письменность
2.Литература
3.Музыка и театр
4.Живопись
5.Скульптура и резьба
6.Зодчество
7.Архитектура
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная по истории.doc

— 87.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

      Министерство образования Московской  области

              Московский  государственный областной

             социально-гуманитарный институт

   Кафедра  начального и дошкольного образования

 

Контрольная работа  по курсу «Отечественная история»

                                   на тему:

              «Культура России  в XVII веке».

            

                                                                               Исполнитель:

                                          Волоскова Надежда Владимировна,

    студентка  2(3,5) курса, дошк.отд., з/о педфака, группа «А»

 

Проверено:_______________________

(дата, подпись преподавателя)

 

 

                                         КОЛОМНА 2011

План

   Введение

1.Устное народное творчество. Грамотность. Письменность

2.Литература

3.Музыка и  театр

4.Живопись

5.Скульптура и резьба

6.Зодчество

7.Архитектура

     Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Семнадцатый век - своеобразный период в истории русской культуры. Он завершает собой развитие культуры на протяжении предшествующих столетий. Мы часто говорим: «древнерусская культура 9-17 веков», но никогда не продлим это определение на следующий 18 век, который, без сомнения, является «новым» периодом в истории нашей культуры. Такая переходность культуры в 17 веке обусловила, в свою очередь, весьма интересные тенденции в ней. Многие жанры продолжают существовать, но внутри них зреет новое содержание, взрывающее их изнутри. Идут процессы секуляризации, обмирщения культуры, ее гуманизация. Усиливается интерес к человеку, его жизни. Все это вырывается из тесных рамок средневекового канона, создавая порой кризисные явления, а порой приводя к невиданному взлету духа, и сейчас потрясающему наше воображение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Устное народное творчество. Грамотность. Письменность.

В 17 веке появились первые записи фольклора, дошедшие до нас, благодаря  чему мы имеем более конкретное представление  о народном творчестве того времени. 17 век с его острыми социальными  конфликтами и длительной борьбой России против внешних врагов был временем значительного подъема народного творчества. Характерно широкое распространение исторических песен, проникнутых чувством глубокого патриотизма. Продолжали быть популярными различные былины, песни, сказки, сложенные еще в предыдущее время.                                                                                                                                    Весьма интересны пословицы, записанные в особых сборниках конца17 века. В пословицах ярко воплощалась народная оценка человеческих качеств и общественных отношений. Недаром многие из них дожили до наших дней, как, например: "баснями соловья не кормят", "взялся за гуж не говори, что не дюж". Народные пословицы отразили критические отношения простых людей к церковникам и церковным обрядам: "из одного дерева икона и лопата", "молебен нет, а пользы нет". Для 17 века характерна насмешка над людьми, не желающими учиться грамоте: 
"Аз, буки, веди страшат, что медведи". В пословицах отражалось недоверие крестьян к феодалам: "в боярский двор ворота широки, а со двора узки", "обещать по- дворянские, а слово держать по-крестьянски"; протест против притеснений властей: "наказал бог народ 
- послал воевод", лошадь любит овес, земля - навоз, а воевода - при- воз"; возникающее в народе сознание своей силы: "холопье слово, что рогатка".       Появляются первые сборники пословиц, многие из которых дожили до нашего времени. Широко распространены легенды, песни, сказания. Одним из любимых героев их становится Степан Разин, который наделяется богатырскими чертами и оказывается в одном кругу с былинными героями. Большее распространение получают рукописные книги, особенно сборники, в которых содержались различные материалы. С 1621 г. для царя стали изготавливаться рукописные «Куранты» - своеобразные газеты. Возрастание письменного делопроизводства привело к окончательной победе скорописи и новым попыткам организации производства бумаги в России. Наряду с рукописными книгами все более распространялись печатные. Активно работал Печатный двор, который выпускал и учебную литературу (например, «Грамматика» Мелетия Смотрицкого). Общественно-политическая мысль и исторические знания, литература.  
      Одним из основных памятников общественно-политической мысли и литературы оставались по-прежнему летописи. Еще несколько десятилетий назад считалось, что в этот период летописный жанр вырождается.                                                                                            Наряду с общерусскими появляются провинциальные, местные, фамильные и даже семейные летописные сочинения.                                                         Помимо значительно расширявшейся письменности, все большее распространение получали и рукописные книги. Несмотря на развитие книгопечатание, рукописные книги пользовались все более возраставшим спросом. Расширялось производство книг на продажу наряду с изготовлением книг на продажу по заказу. Расширился круг потребителей книг. 
Не только феодальная знать и духовенство, но и многие посадские люди хранили книги. Большое распространение получали рукописные сборники, в которых содержались различные материалы - и духовенского, и светского содержания, отрывки из летописей, сказания. В монастырях были специальные хранилища книг во главе с книгодержателями. Часть книг принадлежала монахам и хранилась в кельях. Значительно возросло письменное делопроизводство государственных учреждений - московских приказов, приказных изб в городах. С 1671 г. для царя стали изготовляться рукописные "Куранты" - своеобразные газеты, состоящие из переводных иностранных известий. В середине века были предприняты попытки организации производства бумаги в России. В 60-70-х г.г. в Москве действовали две "бумажные мельницы", отданные правительством на оброк голландским предпринимателям. Бумаги своего производства, однако, не хватало, и в Россию по-прежнему привозили бумагу из-за границы - из Франции и Голландии.                                                                                       Кроме того, в 17 веке писали также на бересте - сохранились берестяные грамоты и даже целые книги сбора ясака в Сибири.                                       Книги "одевали" в деревянные, обитые кожей доски. На коже выделывались различные металлические украшения. В виде украшений выполнялись и обычно массивные застежки на книге, нередко переплеты покрывались тканями - бархатом, атласом. Искусство изготовления рукописных книг в 17 веке достигло наивысшего расцвета.                                                           Большим совершенством отмечена книжная миниатюра семнадцатого века. Так называемый растительный "травный орнамент" получил в этой период широкое распространение наряду со старопечатным орнаментом.                             Со второй половины столетия стал, заметен переход к новому стилю книжной миниатюры - так называемому "прусскому борокко", характерной чертой которого было сочетание изображения растительного мира с геометрическими фигурами - эллипсами и спиралями.                            Особенно богато украшались орнаментами, заставками, инициалами царские грамоты, писавшиеся на пергаменте.                                                                Наряду с рукописными книгами и грамотами все более распространялись печатные книги. Московский Печатный двор представлял собой в середине 17 века крупное предприятие, на котором работало 165 человек. В первой половине столетия было издано около 200 названий книг. Распространение книг приобрело значительно более широкое значение, чем в предыдущее время. В больших количествах распространялась переводная литература. Стали составлять обширные библиотеки. Большие собрания книг на русском, латинском, польском, греческом языках были у патриарха Никона, князя В.В. Голицына, А.С. Матвеева. Большая библиотека была в царском дворце. Дальнейшее распространение рукописности печатной литера- 
Туры выдвигало потребность более организованного обучения грамоте и письму.                                                                                                                Обычно дети и подростки обучались грамоте у духовных лиц, подьячих или родителей, причем женщины, как правило, даже в семьях знати оставались неграмотными. Возможность печатного издания учебных пособий значительно улучшала условия обучения грамоте. Характерно, что печатавшиеся в Москве дешевые (по 1 копейке) буквари пользовались широким спросом. Изданные в 1651 г. 2400 экземпляров "Азбуки" патриаршего дьякона Василия Бурцева были распроданы за один день.

В 40-х г.г. XVII в. один из видных правительственных деятелей - 
Ф.М. Ртищев пригласил из Киева около 30 ученых монахов для организации школ в Андреевском монастыре. Молодые дворяне и сам Ртищев стали обучаться греческому и латинскому языком, риторике, философии. Многие представители знати косо смотрели на школу Ртищева. Считалось, что в самой латинской грамоте заключалось "еретичество". Тем не менее, частные школы все же существовали и возникали вновь. Епифани Славнецкий возглавил греко-латинскую школу в Чудовом монастыре. В 60-х г.г. священник Иван Фомин на свои средства построил школу в Барашах при Введенской церкви. В 1665 г. открылась школа в Заиконо-спасском монастыре, во главе которой стал Семен Полоцкий. В этой школе обучали подьячих русской грамматике и латинскому языку. Спустя два года открылся 
"гимнасион" (приходская школа) при церкви Иоанна Богослова в Китай-городе. В 1680 г. была основана школа при Печатном дворе. Монах 
Тимофей учил в этой школе греческому языку 30 учеников, набранных при ее открытии. Первые частные школы в Москве подготовили основание в 1687 г. 
Славяно-греко-латинского училища (академии) во главе с учеными греками Ионием и Софронием Лихудами. Это было первое учебное заведение, ставившее своей целью широкое образование. Славяно-греко-латинская академия открывалась для людей "всякого чина, сана и возраста" и предназначалась для подготовки высшего духовенства и чиновников государственной службы. Академия сыграла большую роль в развитии русского просвещения в конце 17 века и первой половины 
18 века. Распространение грамотности и просвещения в России подрывало вековое господство религии и церкви, все более расходилась по рукам светская литература и иностранных сочинений. 17 век занял важное место в истории русского просвещения. В московские приказы возили песок целыми возами. Особенно ценился чистый и сухой песок с Воробьевых гор.

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Как и в предшествующее время, литература 17 века была тесно связана с общественно-политической мыслью, она непосредственно отражала и воплощала в своих произведениях  социально-политические устремления различных общественных слоев, живо откликалась на важнейшие явления современности. И вместе с тем русская литература вступила в новый этап своего развития, что оказалось и в содержании и в развитии форм литературного творчества.                                                                              Появились различные произведения, остро критиковавшие церковь и церковников. Выдающимся памятником русской литературы 17 века стала автобиографическая повесть одного из самых ревностных и неистовых защитников церковной старины - протопопа Аввакума. Его рассказ о своей полной гонений жизни написан простым, безхитросным языком.                                                                                                                     Новым явлением в литературе было распространение силлабического стихосложения. Оно связано в особенности с деятельностью белорусского ученого и просветителя Симона Полоцкого, приглашенного в Москву для обучения царских детей. В 1680 году Сименон Полоцкий переложил на стихи Псалтырь. Это переложение долгое время было широко распространенным учебным пособием в России.                                                                                  В 1678-1679 г.г. появились два сборника стихотворений Сименона Полоцкого - "Вертоград многоцветный" и "Рифмалогион". Стихи Сименона Полоцкого посвящены воспеванию Российского государства и его правителей, они помпезны и нарядны.                                       В творчестве С.Полоцкого воплотился так называемый "стиль барокко" второй половины 17 века. Направление в литературе, возглавленное Сименоном Полоцким, получило дальнейшее развитие в конце столетия в стихах Сильвестора Медведева и Кариона Истомина.                                                                                                                                         Таким образом, на протяжении 17 века произошли значительные перемены в развитии русской литературы, знаменовавшие собой важный шаг ее движения к реализму, ее раскрепощения от сковывающего воздействия религиозной идеологии.

 

 

 

 

 

 

МУЗЫКА И ТЕАТР

К 17 веку русская музыкальная культура имела устойчивые многовековые традиции. Как и другие области народного творчества, она была безымянна. Существовали местные певческие школы со своими особенностями "распевов". Но повсюду господствовало хоровое многоголосье, столь характерное для русской народной музыки. Народные песни были богаты: и жанровым разнообразием, и мелодичностью, и глубокой выразительностью, с огромной силой передающей самые различные психологические состояния человека. Особенности народного хорового творчества были восприняты в немалой степени и церковной музыкой.                                                    Большой популярностью, как и в предыдущее время, пользовался народный театр. По всей России бродили скоморохи. Народ любил традиционный театр Петрушки с его веселыми и меткими выступлениями против богачей, попов, неправедных судей.                                                                                          Новым явлением было возникновение первого придворного театра. 
Инициатором его создания был широко образованный по тому времени боярин А.С.Матвеев. Театр был организован для того, чтобы по-новому отпраздновать рождение царевича Петра в 1672 году. Труппа театра (60 человек) была первоначально набрана из жителей Немецкой слободы, где под руководством пастора И.Г.Грегори ставились иноземцами любительские спектакли.                                                                                                               После смерти царя Алексея Михайловича в 1676 году под влиянием патриарха Иоакима, враждебно относившегося ко всему иноземному, театр прекратил существование.                                                                                  Оторванный от народного искусства и предназначенный для узкого круга феодальной знати, театр пастора Грегори не оставил серьезных следов в истории русской театральной культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЖИВОПИСЬ

Церковь прекрасно понимала огромную силу воздействия искусства  на народные массы и, как и в других областях культуры, всеми силами старалась обеспечить сохранение контроля над живописью, проповедовала глубоко консервативные идеи с целью полного подчинения ее строго религиозной догматике.                                                                                            Церковь особенно гневно преследовала распространение в селах и городах произведений народных мастеров-иконописцев, которые далеко отходили от установленных канонов. Среди этих мастеров было немало живописцев, наделенных большим талантом.                                                                                      Реалистические тенденции в живописи 17 века развивались еще очень медленно. Большое место занимала унаследованная от 16 века традиция отвлеченно-догматического и аллегорического изображения. Хорошо прорабатывались детали, но обобщенного реалистического изображения художники 17 века еще не могли дать. Росписи и иконы были перегружены мелкими сценами и предметами, вокруг главных изображений нанизывалась масса клейм со всеми подробностями жития. По- мимо этого делались еще пояснительные надписи. Внутренний мир человека, как правило, не умели раскрыть, главное внимание уделялось изображению внешних поступков и действий. Эмоциональность отступала перед описанием.                                                                                                            Высшая ступень развития живописного искусства в XVII веке связана с деятельностью выдающегося художника С.Ушакова 
(1626-1686). Его знаменитые произведения "Спас нерукотворный", в котором художник изобразил классически правильное лицо, а также большая икона "Насаждение древа государства Российского". В 1671 г. 
С.Ушаков создал икону на традиционный сюжет "Троицы".                            Примечательным явлением в живописи, отразившим возросший, как и в литературе того времени, интерес к человеческой личности, было распространение портретных изображений. Это оказалось не только в направлении творчества С.Ушакова. Многие представители знати стали заказывать свои портреты за границей, но и в самой России тоже появились попытки создания портретов.                                                                                        Таким образом, русская живопись 17века вступила в переломную эпоху, все более выявляя новые тенденции, ведшие ее по пути становления реалистического начала и освобождения от церковно-иконоических традиций.

 

 

 

 

СКУЛЬПТУРА И РЕЗЬБА

Общее для русского искусства XVII в. стремление к нарядности и декоративности проявилось и в усиленном развитии резьбы по дереву, камню, а также скульптуры. Высоким образом искусства по дереву является многочисленные разные иконостасы, "царские врата" и другие детали церквей. Богатейшей резьбой украшен Коломенский дворец. 
Резьба по дереву, украшавшая дворцы и храмы, была ярким воплощением этого глубокого народного искусства. Деревянной резьбой украшались дома простых людей. Разные наличники и карнизы, обработка резьбой крылец и других частей здания, своеобразие приемов этой обработки и ее рисунков в разных местах составляют одну из характерных особенностей русской национальной культуры.                                                                          Искусство резьбы, веками развивавшееся в народе, было использовано феодальной знатью для украшения воздвигавшихся по ее заказу строений. Резчиков собирали в Оружейной палате для выполнения государственных заказов.                                                                                                                     Дальнейшее развитие получила и скульптура, хотя в ней сохранилось много архаических черт. Скульптуры были обычно раскрашены и по большей части выполнялись в плоскостной манере, как горельефы. 
Скульптурные детали помещались на многих предметах, в т.ч. и на оружии.                В целом развитие скульптуры шло в направлении придания изображению более округлых форм, горельеф вытеснял барельеф, лица становились более индивидуализированными. Реалистические тенденции определились и в этой области искусства.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗОДЧЕСТВО

Как и в истории  всей русской культуры, 17 век занимает особое место в развитии русского зодчества. И в этой области с  большой силой проявилась стремление к отказу от вековых канонов.                                                                                                                                              По-прежнему подавляющее большинство построек не только в деревнях, но и в городах возводилось из дерева. Каменные храмы и отдельные светские здания были в городах окружены морем деревянных строений. Частые пожары, среди которых были также громадные, как пожар 1626 года, уничтоживший значительную часть Москвы, опустошили города и села.                                                                                                                                   Но взамен погибших деревянных строений быстро возводились новые. Веками сложившиеся искусство строительства из дерева достигло в 
17 веке  высокого технического и художественного уровня. Выдающимся произведением деревянного зодчества - был знаменитый дворец в Коломенском, построенный в 1667-1678 г.г. под руководством плотничного старосты Семена Петрова и стрельца Ивана Михайлова.                                                                                                                                            В деревянном зодчестве с большой силой проявилась народная художественная культура.                                                                                                                                          Светские элементы проникали все более и в каменное зодчество. 
Важнейшим фактором, определившим подъем каменного зодчества, было развитие производительных сил. Ремесленное производство поднялось на более высокий уровень.             Каменные постройки появились теперь не только в городах, но иногда и в селах.         Выдающимся светским сооружением первой половины 17 века является Теремной дворец в Московском кремле, построенный в 
1635-1636 г.г. Б. Огурцовым и Трефилом Шарутиным. Теремной дворец воплотил в себе замечательные черты яркого русского народного творчества и искусства. Этот дворец представляет собой трехэтажное, на высоких подклетях здание, увенчанное высоким "теремком". 
Золотая кровля и два пояса лазурных изразцовых карнизов придали дворцу нарядный, сказочный вид. Здание богато украшено резьбой. 
Многие формы отделки непосредственно идут от приемов деревянного зодчества. Богатством декоративного убранства отличается Золотое крыльцо, вызвавшее ряд подражаний.                                                                                                                        Значительной перестройке подвергся Московский Кремль.                                                         В 1624-1625 г.г. англичанин Фристофор Галовей вместе с Баженом Огурцовым возвели Спасскую башню в ее теперешнем виде. Новая башня создала парадный въезд в Кремль и связала своей вертикалью кремлевские соборы с Храмом Василия Блаженного на Красной площади в единый ансамбль. Перестройка кремлевских башен придала Кремлю совершенно новый вид. Строго крепостной его облик уступил место торжественному ансамблю, воплотившему в себе величие и мощь Российского государства.                         Замечательные постройки появились в Ярославле, Толочкове - церковь Иоанна Предтечи, Воскресенские церкви в Костроме и Романове и другие.                                                                      Строгая церковная регламентация оказалась, в конечном счете бессильна воспрепятствовать развитию народного, светского начала в зодчестве. Как и в других сферах культуры, влияние религии и церкви в зодчестве оказалось в 17 веке заметно подорванным. Последние два столетия 17 века ознаменовались новым, высоким подъемом зодчества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Архитектура.  
 
В русской архитектуре XVII в. также занимает особое место. С огромной силой проявилось стремление к отказу от вековых канонов, «обмирщению» искусства.  
Большую роль в развитии архитектуры в целом играло деревянное зодчество. Лома в городах строились, в основном, из дерева. Это были двух- и трехэтажные хоромы (в 1688 г. царь запретил строительство трехэтажных домов из-за постоянной опасности пожаров). Деревянное зодчество становилось все более разнообразным, усилилось стремление к декоративности, усложняются композиции, силуэты. Ярчайшим памятником деревянного зодчества был дворец в Коломенском, построенный в 1667-1678 гг. Дворец состоял из множества разных построек, связанных между собой переходами, и насчитывал 270 комнат с 3000 окон. Это был целый городок с башенками, чешуйчатыми крышами, «гульбищами», кокошниками, крылечками.  
В деревянном зодчестве в начале века преобладали простые по конструкции и внешнему оформлению постройки, но к концу столетия они становятся декоративными, многообъемными. Эта тенденция получает завершение в Церкви Преображения села Кижи (1714). Ближайшей предшественницей этого удивительного творения северных мастеров была Покровская церковь села Анхимова на реке Вытегре (1708). Эти церкви - «гимн луковичной главе» (М.А. Ильин). 22-главый Кижский храм в основе - восьмерик с четырьмя прирубами. Грани восьмерика и уступы прирубов имеют бочки, увенчанные главами. Не строгую аскетическую идею, а мирскую жизнерадостность выражали живописные и нарядные деревянные храмы этого времени. Рост каменного строительства был напрямую связан с усилением государственной власти. Еще в конце XVI в. возник Приказ каменных дел, сконцентрировавший лучшие силы в этой области. Усовершенствовались приемы каменного зодчества, значительно усложняются объемы построек. К основному массиву примыкают различные приделы и пристройки, получают распространение крытые паперти - галереи и т.д. Мастера начинают широко применять цветные изразцы, сложные кирпичные пояса и другие декоративные детали, из-за чего фасады построек приобретают необычайно нарядный, красочный вид.  
Одним из таких сооружений был Теремной дворец в Кремле, построенный в 1635-1636 гг. Баженом Огурцовым и Трефилом Шатуриным. Это трехэтажное на высоких подклетях здание, увенчанное высоким «теремком». Золотая кровля и два пояса лазурных изразцовых карнизов придавали дворцу просто сказочный вид. В церковной архитектуре развивается шатровый стиль. Наиболее известные постройки такого типа - «Дивная» церковь в Угличе и храм Покрова в Медведкове, возведенный в поместье Д. Пожарского. Своего рода эталоном храмового зодчества исследователи считают церковь Троицы в Никитниках, построенную в 1634 г. в Китай-городе на средства выходца из Ярославля, богатого купца Григория Никитникова. Этот храм дошел до нашего времени. В нем с особой силой проявился принцип «дивного узорочья». Возводились и многошатровые храмы, например московская церковь Рождества Богородицы в Путинках (1649-1652).

Информация о работе Культура России в XVII веке