Культура Киевской Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 19:37, реферат

Краткое описание

Всю культуру Киевской Руси они приписывали варягам, самое имя Русь связывали только с варягами.
История культуры является интересней¬шим разделом исторической жизни каждого народа. Русский народ внес ценный вклад в мировую культуру, создав уже сотни лет тому назад немеркнущие в веках произведения литературы, живописи и зодчества. Развитие культуры в эпоху Киевской Руси и в XII — начале XIII в. представляло собой единый поступательный процесс, прерванный татар¬ским нашествием; поэтому рассматривать его целесообразно именно в рамках IX — нача¬ла XIII в.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. Культура народных масс. Язычество
2. Городская культура. Просвещение
3. Литература Киевской Руси. Былины.
Летописание. «Слово о полку Игореве»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Культура и быт Киевской Руси.doc

— 90.50 Кб (Скачать)

      ПЛАН

 

       ВВЕДЕНИЕ

 

      Сложившееся в IX в. древнерусское феодальное государство (называемое историками также Киевской Русью) возникло в результате очень длительного и постепенного процесса раскола общества на антагонистические классы, проходившего у славян на протяжении всего I тысячелетия нашей эры. Русская феодальная историография XIV—XVII вв. стремилась искусственно связать раннюю историю Руси с известными ей древними народами Восточной Европы — скифами, сарматами, аланами; считалось, что имя Русь происходит от сарматского племени роксаланов.

      В XVIII в. некоторые из приглашенных в Россию немецких ученых, высокомерно относившихся ко всему русскому, создали предвзятую теорию о несамостоятельном развитии русской государственности. Опираясь на недостоверную часть русской летописи, передающую легенду о призвании рядом славянских племен в качестве князей трех братьев — Рюрика, Синеуса и Трувора, варягов, норманнов по происхождению, эти историки стали утверждать, что норманны (отряды скандинавов, разбойничавших в IX в. на морях и реках) были создателями Русского государства. «Норманисты», плохо изучившие русские источники, полагали, что славяне в IX—Х вв. были дикими людьми, которые будто бы не знали ни земледелия, ни ремесла, ни оседлых поселений, ни военного дела, ни правовых норм. Всю культуру Киевской Руси они приписывали варягам, самое имя Русь связывали только с варягами.

      История культуры является интереснейшим разделом исторической жизни каждого народа. Русский народ внес ценный вклад в мировую культуру, создав уже сотни лет тому назад немеркнущие в веках произведения литературы, живописи и зодчества. Развитие культуры в эпоху Киевской Руси и в XII — начале XIII в. представляло собой единый поступательный процесс, прерванный татарским нашествием; поэтому рассматривать его целесообразно именно в рамках IX — начала XIII в.

 

       1. Культура  народных масс. Язычество

 

      В каждом классовом обществе следует  различать культуру трудящихся и культуру господствующего класса. Применительно к Древней Руси это культура деревни и культура городов и замков. Сохранность элементов культуры в обоих случаях различна — городская, княжеско-боярская культура известна нам значительно лучше, чем деревенская.

      Однако  знание народной культуры очень важно. Археология знакомит нас с материальной культурой древнерусской деревни, с ее хозяйством и бытом, а также с погребальными обрядами (подтверждая слова летописи о погребальных кострах), долгое время сохранявшими языческий характер. Для получения более полного представления о народных обычаях, песнях, хороводах, вышивках и пр. применяется метод экстраполяции, заключающийся в следующем: если какое-либо явление возникло задолго до Киевской Руси и дожило до XIX—XX вв., то независимо от того, отразилось оно в источниках эпохи Киевской Руси или не отразилось, мы имеем право распространить, эстраполировать его и на Киевскую Русь.

      Неисчерпаемые богатства народной культуры собраны и изучены этнографами в XIX—XX вв.: сказки, былины, песни, заговоры, пословицы, загадки, языческие обряды (частично переродившиеся в детские игры), красочные наряды и головные уборы, вышитые полотенца, резная деревянная утварь и архитектурный декор, множество напевов и танцевальных мелодий. Историко-культурный анализ этих сокровищ народной культуры показал, что многие их элементы весьма архаичны и сохраняют (иногда уже бессознательно) черты мировоззрения древних славян языческой поры, сложившегося задолго до Киевской Руси. Фольклор донес до нас некоторые сюжеты, возникшие еще в каменном веке (медвежий праздник "комоедицы") или эпоху подсечного земледелия (игра «а мы просо сеяли»); в вышивках на полотенцах-набожниках мы находим чрезвычайно архаичный облик языческих богинь — рожаниц — и Макоши, богини урожая и блага вообще. Метод экстраполяции должен быть применен и к языку: все то, что в современных русских, белорусских и украинских говорах восходит к древнему общеславянскому языку, сложившемуся за две-три тысячи лет до Киевской Руси, все это характеризует язык, а следовательно, и культуру самой Киевский Руси. Применив этот метод, мы получим дополнение к языку литературных произведений народный лексикон, отразивший хозяйство, быт, военное дело, семейные отношения, представления об окружающей природе (названия различных видов ландшафтов, трав, цветов, деревьев, зверей, птиц), о природных явлениях и т.д.

      Сумма данных, полученных методом осторожной, научно обоснованной экстраполяции, очень важна, ибо свидетельствует о достаточно высоком уровне русской народной культуры, на основе которой создавалась и культура феодальных верхов Киевской Руси.

      Картина мира тогдашнего славянина основывалась на геоцентрическом восприятии Вселенной: Земля неподвижна, а планеты и звезды вращаются вокруг нее; ночью Солнце проплывает по предполагаемому подземному океану. В языческих верованиях объединились представления различных этапов первобытности. В одном из поучений XII в., направленных против язычества, так описана история верований: в древности люди верили в то, что миром управляют безликие злые и добрые силы (вампиры и «берегины»), которых следует задабривать жертвоприношениями. В дальнейшем появилась вера в рожаниц — двух богинь плодовитости и плодородия, а еще позже — вера в верховное божество неба и Вселенной — в Рода, от которого зависит жизнь и благополучие всего живого в природе. Рода приравнивали к египетскому Озирису, библейскому Ваалу, и христианскому богу-творцу: вера в него (Рода), вызывавшая гнев церковников, держалась до XIV — XV вв.

      Последним этапом язычества в поучении считалась  вера в Перуна- громовержца (княжеско-дружинный  культ воинственного бога грозы). Схема поучения близка к истине. Очень важно отметить, что во время его написания все виды верований, возникшие на протяжении многих тысячелетий, сосуществовали у современников этого поучения, они прослеживаются в пережитках у русского крестьянства XIX в. Кроме верховных божеств, верили в леших, водяных, домовых (кутный бог) и русалок; считалось, что последние помогают орошать нивы. Важным богом был Велес (Волос), древнее божество зверей, скота и богатства.

      Отражением  языческого мировоззрения являются магические заклинания, просьбы к богам, подкрепленные жертвоприношениями. Одним богам приносили кашу, мед, хлеб, а в честь иных (Перун) закалывали быка. Принесение жертв было как бы совместной трапезой с божеством — часть уделялась ему, а остальное поедалось на праздничном пиру. Существовал устойчивый календарь годовых языческих аграрных в основе молений. В новогодние «святки» (с 25 декабря по 6 января) молились всем богам, устраивали пиры, маскарады (рядились в звериные шкуры), гадали о предстоящем годе и заклинали судьбу сделать год счастливым и урожайным. Девушки гадали о своих женихах.

      Весною  в день равноденствия справляли  праздник солнца (бога Хорса), пекли  в его честь блины, скатывали  с гор горящие колеса, праздновали  пробуждение медведя от зимней спячки. Ряд обрядов сопровождал пахоту и сев. Во время созревания хлебов происходили «зеленые святки», прославление растительной силы («Ярило») и моления к русалкам о дожде. Главным летним праздником был день Купалы (24 июня), когда разжигали большие костры и прыгали через них. 20 июля приносили кровавые жертвы Перуну, чтобы грозы не побили почти созревшие хлеба. Осенью было несколько праздников урожая, из них важнейших два — один после уборки снопов с поля (15 августа) и другой после обмолота, когда были закончены все работы (8 сентября); это были праздники в честь Макоши и рожаниц. Языческие праздники отмечались хороводами, песнями, общими пиршествами. Праздничная одежда была щедро украшена цветной вышивкой с различными, архаичными, символическими узорами. В зимнее время, когда женщины пряли лен и шерсть, в деревнях устраивались «посиделки», «беседы», во время которых пелись песни, рассказывались сказки, передавались древние сказания, молодежь соревновалась в разгадывании загадок.

      Важным  разделом народной культуры были эпические и мифологические сказания, передававшиеся из поколения в поколение. В них прослеживаются мифы о первых кузнецах, о начале пашенного земледелия (I тысячелетие до н.э.), о давних битвах со степными кочевниками, олицетворенными в образе жестокого и кровожадного Змея Горыныча.

      До  времен феодальной раздробленности  дожили народные сказания о реальных исторических событиях II—VI вв. н.э. Автор «Слова о полку Игореве» упоминает о «веках трояних» (время расцвета славянской жизни во II—IV вв. н.э.), о «времени Бусовом» (поражение славян в битве с готами около 375 г.) и о движении славян на Балканы в VI в. н.э., когда путь славян-колонистов лежал «в тропу Траяню» — к низовьям Дуная, где стоял грандиозный сорокаметровый памятник римскому императору Траяну («Тропеум Траяни»).

      На  основе народной культуры у славян в процессе сложения государственности  начинает складываться культура княжеско-боярских верхов. Меняются внешний быт, постройки, одежда, оружие. Ежегодные экспедиции киевских князей в наиболее развитые страны тогдашнего мира — в Византию, в Халифат (Багдад, Балх, Рей) — знакомили русских людей с укладом жизни, достижениями в развитии ремесла, роскошью Востока; многое из утвари, оружия и тканей князья покупали и привозили домой.

      2. Городская культура. Просвещение

 

      Феодальная культура полнее всего проявилась в городах. Но следует помнить, что средневековый город не был единым — его население составляли феодалы, богатые купцы и духовенство, с одной стороны, и простые посадские люди — городские низы (мастера, мелкие торговцы, матросы «корабельных пристаниц», работные люди) — с другой. Руками горожан, их умом и художественным вкусом создавалась бытовая часть феодальной культуры: крепости и дворцы, белокаменная резьба храмов и многокрасочная финифть на коронах и бармах, корабли с носами «по-звериному», серебряные браслеты с изображением русальных игрищ. Мастера гордились своими изделиями и подписывали их своими именами.

      Кругозор  горожан был несравненно шире, чем у сельских пахарей, привязанных к своему узенькому «миру» в несколько деревень. Горожане общались с иноземными купцами, ездили в другие земли, были грамотны, умели считать. Именно горожане—мастера и купцы, воины и мореплаватели — видоизменили древнее понятие крошечного сельского мира (в один день пути!), раздвинув его рамки до понятия «весь мир».

      Именно  здесь, в городах, посадские люди увлекались веселыми языческими игрищами, поощряли скоморохов, пренебрегая запретами церкви. Здесь создавалась сатирическая поэзия, острое оружие социальной борьбы, рождались свободолюбивые идеи еретиков, поднимавших свой голос против монастырей, церкви, а порой и против самого бога. Посадские «черные люди» исписывали в XI—XII вв. стены киевских и новгородских церквей веселыми, насмешливыми надписями. Эти рисунки и письмена разрушают легенду о повсеместном распространении религиозности во времена средневековья.

      Исключительно важным было открытие в Новгороде  берестяных грамот XI—XV вв. Целый новый  мир открылся исследователям при  их изучении. Торговые сделки, частные письма, записки, посланные с нарочным, отчеты о выполнении хозяйственных работ, донесения о походе, приглашение на поминки, загадки, стихи и многое другое раскрывают нам эти ценные документы.

      У древних славян в XI в. после принятия христианства появились две азбуки: глаголица и кириллица. На Руси в X—XIII вв. обе они были известны, но глаголица применялась изредка лишь для тайнописи, а кириллицей, упрошенной Петром Великим, мы пользуемся до сих пор, устранив (в 1918 г.) излишние буквы ( ). В основе кириллицы лежала греческая азбука. К сожалению русские люди заимствовали у греков и их неудобную цифровую систему, возникшую еще задолго до нашей эры. Неудобство греческой цифровой системы заключалось в том, что в ней отсутствовал нуль и цифры обозначались буквами. Арифметические действия были крайне затруднены и требовали специального прибора, который на Западе получил наименование «русских счетов». Для обозначения цифрового смысла буквы над ней ставился особый значок «титло».

      При летосчислении обычно применялся счет «от сотворения мира», которое якобы  произошло за 5508 лет до той условной точки («рождества Христова»), от которой  мы ведем свой счет времени, считаем  началом «нашей эры». Древнейшая кириллическая  датированная надпись — 943 г. (о походе киевского князя Игоря на Византию) в пересчете на эру «от сотворения мира» выглядит так: 943+5508=6451, или по-древнерусски

      Русская деревня долгое время оставалась неграмотной, но в городах грамотность  была распространена широко, о чем кроме берестяных грамот свидетельствует множество надписей на бытовых вещах и на стенах церквей. Кузнец-оружейник ставил свое имя на выкованном им клинке меча («Людота Коваль»); новгородский мастер великолепного серебряного кубка подписал свое изделие: «Братило делал»; княжеский человек помечал глиняную амфору-корчагу: «Доброе вино прислал князю Богунка»; любечанин Иван, резчик по камню, изготовив миниатюрное, почти игрушечное веретенное пряслице своей единственной дочери, написал на нем: «Иванко создал тебе [это] одина дщи»; на другом пряслице девушка, учившаяся грамоте, нацарапала русский алфавит, чтобы это «пособие» было всегда под рукой.

      У нас есть несколько свидетельств о существовании школ для юношей; в 1086 г. сестра Мономаха устроила в Киеве школу для девушек при одном из монастырей. Учителями часто бывали представители низшего духовенства (дьяконы, дьячки). В руки археологов попали интересные тетради двух новгородских школьников, датированные 1263 годом. По ним мы можем судить о характере преподавания в то время. Ученики XIII в. усваивали грамотность по слоговой системе («буки-аз» — ба, «веди-аз» — ва и т.д.); они изучали коммерческую корреспонденцию, цифирь, учили основные молитвы.

Информация о работе Культура Киевской Руси