Культура и цивидизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 09:13, реферат

Краткое описание

Проблема соотношения цивилизации и культуры многообразна и имеет ряд аспектов рассмотрения. Во-первых, под «культурой» первоначально понимали «возделывание» почвы, а уже затем человеческого разума, души и пр.; а термин «цивилизация» означает «гражданский, общественный», т. е. характеризует какой-то уже сложившийся тип культурно-исторического целого.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..2
Феномен культуры……………………………………………………..3
Феномен цивилизации………………………………………………....6
Этапы развития взаимоотношений между цивилизацией и культурой………………………………………………………………9
Культура и цивилизация……………………………………………..11
Цивилизация как социокультурное образование………………...19
Учение о цивилизации Арнольда Тойнби………………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………

Файлы: 1 файл

работа 2.docx

— 49.23 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..2

  1. Феномен культуры……………………………………………………..3
  2. Феномен цивилизации………………………………………………....6
  3. Этапы развития взаимоотношений между цивилизацией и культурой………………………………………………………………9
  4. Культура и цивилизация……………………………………………..11
  5. Цивилизация как социокультурное образование………………...19
  6. Учение о цивилизации Арнольда Тойнби………………………….21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………...27

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема  соотношения цивилизации и культуры многообразна и имеет ряд аспектов рассмотрения. Во-первых, под «культурой» первоначально понимали «возделывание» почвы, а уже затем человеческого разума, души и пр.; а термин «цивилизация» означает «гражданский, общественный», т. е. характеризует какой-то уже сложившийся тип культурно-исторического целого.

Во-вторых, необходимо понять, каков генезис (т. е. происхождение) самого феномена «цивилизация», а не только научного термина. Что возникло раньше культура или цивилизация? И здесь большинство авторов отдают предпочтение культуре, считая цивилизацию лишь определенным этапом в ее развитии, приносящим гибель культуре.

Сложность анализа проблемы заключается и  в том, что оба понятия –  как «цивилизация», так и «культура» - имеют множество значений. Термин «цивилизация» широко применяется  как в науке, так и в обыденной  жизни. Вот втором случае чаще всего  он используется в качестве прилагательного («цивилизованный народ», «цивилизованное  поведение») и по сути является синонимом слову «культурный».

Отдельные авторы обращают внимание на ту или  иную сторону цивилизационного процесса: взаимозависимость психологии и хозяйственного уклада (М. Вебер), накопление социальных изменений (П. Сорокин), смену культурной парадигмы, проявляющейся через форму и стиль (О. Шпенглер) или «культурно-исторического типа» (Н. Я. Данилевский, А. Тойнби).

 

  1. ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ

Термин "культура" (от лат. cultura - возделывание, обрабатывание) издавна применяется для обозначения того, что сделано человеком. В таком широком смысле данный термин употребляется как синоним общественного, искусственного в противоположность природному, естественному. Однако этот смысл слишком широк, расплывчат и потому нуждается в уточнении.

Само  это уточнение - достаточно сложное  мероприятие. Ведь в современной  научной литературе встречается  более 250 определений и культуры. Специалисты по теории культуры А.Крёбер и К.Клакхон проанализировали свыше ста основных определений и сгруппировали их следующим образом.

1. Описательные  определения, восходящие в своей  основе к концепции основоположника  культурной антропологии Э.Тейлора.  Суть таких определений: культура - это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований; она как сокровищница всего созданного людьми включает в себя книги, картины и т.п., знание путей приспособления к социальному и природному окружению, язык, обычаи, систему этикета, этику, религию, которые складывались веками.

2. Исторические  определения, подчеркивающие роль  социального наследия и традиций, доставшихся современной эпохе от предшествовавших этапов развития человечества. К ним примыкают и генетические определения, утверждающие, что культура является результатом исторического развития. В нее входит все то, что искусственно, что люди произвели и что передается от поколения к поколению - орудия, символы, организации, общая деятельность, взгляды, верования.

3. Нормативные  определения, акцентирующие значение  принятых норм. Культура - это образ жизни индивида, определяемый социальным окружением.

4. Ценностные  определения: культура - это материальные  и социальные ценности группы людей, их институты, обычаи, реакция поведения.

5. Психологические  определения, исходящие из решения  человеком определенных проблем на психологическом уровне. Здесь культура есть особое приспособление людей к природному окружению и экономическим потребностям и складывается из всех результатов такого приспособления.

6. Определения  на базе теорий обучения: культура - это поведение, которому человек научился, а не получил в качестве биологического наследства.

7. Структурные  определения, выделяющие значимость  моментов организации или моделирования. Здесь культура представляет собой систему определенных признаков, различным образом связанных между собой. Материальные и нематериальные культурные признаки, организованные вокруг основных потребностей, образуют социальные институты, являющиеся ядром (моделью) культуры.

8. Идеологические  определения: культура - это поток  идей, переходящих от индивида к индивиду посредством особых действий, т.е. с помощью слов или подражаний.

9. Символические  определения: культура - это организация  различных феноменов (материальных  предметов, действий, идей, чувств), состоящая в употреблении символов  или зависящая от этого.

Легко заметить, что каждая из перечисленных групп  определений схватывает какие-то важные черты культуры. Однако в целом, как сложный общественный феномен она ускользает от определения. Действительно, культура является результатом поведения людей и деятельности общества, она исторична, включает идеи, модели и ценности, избирательна, изучаема, основана на символах, "суперорганична", т.е. не включает биологических компонентов человека и передается отличными от биологической наследственности механизмами, она эмоционально воспринимается или отбрасывается индивидами. И все же этот перечень свойств не дает нам достаточно полного понимания тех сложных явлений, которые имеются в виду, когда речь заходит о культурах майя или ацтеков. Древнего Египта или Древней Греции, Киевской Руси или Новгорода.

 

  1. ФЕНОМЕН ЦИВИЛИЗАЦИИ

На ранних ступенях общественного развития человек  был слит с той общностью (родом, общиной), частичкой которой являлся. Развитие этой общности было одновременно и развитием самого человека. В таких условиях социальные и культурные аспекты общества практически не разделялись: социальная жизнь была одновременно и жизнью данной культуры, а достижения общества были достижениями его культуры. Так же как сознание первобытного общества было, по выражению Маркса, "вплетено" в материальную деятельность людей, так и культурный аспект общества был слит с социальным, не отчленен от него.

Также особенностью первобытной социальности был ее "естественный" характер. Родо-племенные, а также внутри и межобщинные отношения "естественно" возникали в процессе совместной жизни и деятельности людей, в суровой борьбе за поддержание своего существования. Разложение и распад этих отношений в процессе перехода к классовому обществу был одновременно глубинным переворотом в механизмах функционирования и развития общества, означавшим становление цивилизации.

Анализируя  переход от первобытности к цивилизации, Ф. Энгельс выделяет ее основные характеристики: общественное разделение труда и  в особенности отделение города от деревни, умственного труда от физического, возникновение товарно-денежных отношений и товарного производства, раскол общества на эксплуататоров и эксплуатируемых и как следствие этого -появление государства, права наследования имущества, глубокий переворот в формах семьи, создания письменности и развитие различных форм духовного производства. Энгельса интересуют в первую очередь те стороны цивилизации, которые отделяют ее от первобытного состояния общества. Но его анализ содержит также перспективу и более разностороннего подхода к цивилизации как явлению глобальному, всемирно-историческому.

Понятие цивилизации долгое время оставалось на периферии интересов марксистов. Связанная с ним проблематика не становилась предметом исследования, так как считалось, что для характеристики этапов общественного развития вполне достаточно категории общественно-экономической формации. Понятие же цивилизации настораживало своей неопределенностью и многозначностью; в него часто вкладывается самое различное содержание.

Термин "цивилизация" происходит от латинского civilis (гражданский, государственный, политический). В литературе этот термин отождествляется с понятием "культура" (человек культурный и цивилизованный - характеристики однопорядковые), и как нечто ей противостоящее, например как бездушное, вещное "тело" общества в противоположность культуре как началу духовному ; является уровнем, этапом в эволюции человеческого общества, пришедшего на смену варварству; трактуется как то, что дает удобство (комфорт), предоставляемое в наше распоряжение техникой и др. Получила распространение интерпретация этого понятия в негативном смысле как общественного состояния, враждебного гуманным, человеческим аспектам социальной жизни. По О.Шпенглеру, цивилизация - это этап упадка культуры, ее старения.

Современные представления о цивилизации  рассматриваются мыслителями как  нечто Единое, находящееся вне  рамок социальных систем. Это связано с идеей целостности, единство мира. Категория цивилизации охватывает природу и уровень развития материальной и духовной культуры, результаты деятельности человечества по созданию "второй природы", внедрение элементов ноосферного характера в наличное бытие современного человечества.

Категория "цивилизация" используется в  широком спектре наук и поэтому употребляется на различных уровнях абстракции:

1) в общефилософском  смысле - как социальная форма  движения материи;

2) как  общая социально-философская характеристика  всемирно-исторического процесса  и качественно-определенных стадий  его развития;

3) как  культурно-исторический тип, характеризующий  регионально-традиционные особенности развития общества;

4) как  обозначение цивилизованных обществ,  сохраняющих в течение длительного  времени свою жизненную целостность  (майя, шумеры, инки, этруски).

Итак, главная  мысль в содержании категории "цивилизация" сводится к многообразию исторического  процесса, который проходит путь от локальных, региональных стадий к общепланетарному уровню.

 

 

 

3.ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ЦИВИЛИЗАЦИЕЙ И КУЛЬТУРОЙ

История и логика развития взаимоотношений  между цивилизацией и культурой позволяет выделить ряд этапов. Понятие цивилизации впервые применяется по отношению к историческому периоду пришедшему на смену первобытному обществу. Древние цивилизации, противостоят тому, что цивилизацией еще не является, доклассовому и догосударственному, догородскому и догражданскому, а также дописьменному состоянию общества и культуры, по мнению Г. М. Бонгард-Левина.

В то же время культура и цивилизация  – понятия, которые выступают  в единстве своего бытия и не противоречат друг другу в культурах древних  цивилизаций - в Древнем Египте, Древнем  Китае, Древней Индии, Вавилоне, Ассирии, культурах майя, инков и ацтеков. Но уже в античной культуре мы наблюдаем  нарушение этой целостности. Так, мы больше говорим о культуре античной Греции и о цивилизации Древнего Рима. Приоритет духовного в культуре Греции и материально-технического в цивилизации Древнего Рима наилучшим  образом характеризуют культуру обеих стран. Сила культа искусства, науки и религии, полноты знания, заключенного в гнозисе и других формах духовой культуры античной Греции была заменена культом силы, который главенствовал в Древнем Риме. Несмотря на сохранившиеся и видоизмененные традиции классического античного мира и созданной им культуры. В античной Греции составные духовной культуры (миф, искусство, религия, философия, наука) рассматривались как естественные составные части космической упорядоченности мира, которую они познают и приумножают.

В средневековье, где господствовала теоцентрическая картина мира, и человеческое бытие рассматривалось как творение Божие, культура и цивилизация были единым органическим целым. Но уже в эпоху Возрождения культура стала больше соотноситься с индивидуально-личностным творческим потенциалом человека, а цивилизация – с историческим процессом гражданского общества. Хотя понимание этого процесса возникло не сразу. В эпоху Просвещения культура рассматривалась как индивидуально-личностное и общественно-гражданское обустройство жизни, и тем самым, культура и процесс цивилизованного развития протекали одновременно.

 

 

4.КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Известно, что вокруг смысла слов "культура" и "цивилизация" ведутся споры, порой обретая острый характер, и  редко кто путает эти слова, когда контекст однозначный, хотя порой вполне правомерно употребление их как синонимов: так тесно они переплетены. Но между ними имеется не только сходство, но и различие, в некоторых аспектах доходящее даже до враждебной противоположности. И в самом деле: вряд ли кто из обладающих тонким языковым чутьем отнесет, например, творения Гомера, Шекспира, Пушкина, Толстого и Достоевского к феноменам цивилизации, а атомные бомбы и прочие средства уничтожения людей - к феноменам культуры, хотя и то, и другое - дело ума и рук человеческих.

Информация о работе Культура и цивидизация