Культура Древней Греции

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 23:01, реферат

Краткое описание

Культура Древней Греции — уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности человечества. Всего три поколения деятелей культуры Древней Греции создали искусство высокой классики, заложили основы европейской цивилизации и образы для подражания на многие тысячелетия. Усвоив культурный опыт Египта и Вавилона, Древняя Греция определила свой собственный путь как в социально-политического развитии общества, так и в философских поисках и художественно-эстетическом осмыслении мира.

Оглавление

Введение…………………………………………………………….3
Эгейская (Крито-Микенская Культура)…………………………...4
1.Культура Крита…………………………………………………..4
2.Микенская Культура……………………………………………..7
Гомеровский период (XI-IX вв. до н.э.)…………………………....8
Архаический период(VIII-VI вв. до н.э.)………………………...10
Классический период(V-IV вв. до н.э.)…………………………...13
Эллинистический период(конец IV-I вв. до н.э.)………………..16
Заключение………………………………………………………….19
Литература…………………………………………………………..20

Файлы: 1 файл

Культура Древней Греции.docx

— 56.08 Кб (Скачать)

В греческом театре был  введен запрет на показ убийств. Одеон - здание для музыкальных и поэтических  состязаний (в Афинах - 442 г. до н.э.). Организация  театральных представлений: первые хоры состояли из 12 человек, со времен Сократа - 15, затем до 50. Роль режиссера  выполнял дидаскал, хормейстера - хородидаскал. Были введены условности выступлений: не более трех человек, произносивших  речи. Проводились репетиции, имелись  судьи, существовал конкурс 5 авторов  комедиографов. Женщины и молодежь не допускались на комедии из моральных  соображений, так как артисты  позволяли себе в словах и жестах то, что, по мнению афинян, их жены и  дети не должны были слышать. Театральное представление длилось с утра до позднего вечера, а иногда продолжалось и на следующий день.

 

Архитектура

Архитектура V в. до н.э. развивала  и совершенствовала тип периптера, здания, окруженного колоннами. Ведущее  место занимают храмы дорического  ордера. Героический характер искусства  классики особенно ярко проявляется  в скульптурных украшениях дорических храмов, на фронтонах которых обычно размещали высеченные из мрамора  статуи. Сюжеты для скульптурных произведений ваятели черпали из мифологии. В  статуях, высеченных из мрамора или  отлитых из бронзы, мастера стремились передать обобщенный образ совершенной  человеческой красоты. Этот образ связан, прежде всего, с обликом юноши-атлета.

Наибольшего размаха монументальное строительство достигло в Афинах. За неполных два десятилетия (445-427 гг.) в Афинах был воздвигнут ансамбль Афинского Акрополя, ставший символом античной Греции. Возведенный в честь  победы над персами, он был средоточием  замечательных творений афинских зодчих и скульпторов, символом демократического, свободного государства.

Строительными работами в V в руководил скульптор Фидий, друг Перикла. Фидий посвятил Акрополю шестнадцать лет своей жизни. Он осуществлял надзор за возведением  зданий, ему подчинялись отряды ремесленников  и каменотесов. На западе находится  парадный вход в Акрополь - пропилеи, которые построил архитектор Мнесикл. Пропилеи представляют собой два  дорических портика, один из которых  обращен в сторону города, другой - к вершине Акрополя. Портики  были увенчаны фронтонами. Слева к  портику пропилей примыкала пинакотека - картинная галерея, а справа - храм Афины-Ники, построенный архитектором Калликратом. Стройные ионические колонны  на каждой из двух коротких сторон храма  придают зданию изящество. В центре площади стояла семиметровая статуя Афины, которая была своеобразной вертикальной осью всего ансамбля. Направо за площадью, главный храм Акрополя - Парфенон, посвященный Афине. Парфенон был  построен архитекторами Иктином  и Калликратом под общим руководством Фидия. При сооружении храма архитекторы  стремились к гармоническому сочетанию  обоих ордеров, когда мужественная и строгая дорика согласовывалась  с утонченной и грациозной ионикой. Раскраска храма подчеркивала конструктивные детали и образовывала фон, на котором  выделялись скульптурные детали фронтонов  и метоп.

Последнее сооружение Акрополя - Эрехтейон, храм, посвященный Афине  и Посейдону. Согласно мифам, он стоял  на месте, где в древности происходил спор Афины и Посейдона. В полу храма было отверстие, сквозь которое  показывали след на скале, оставленный  трезубцем Посейдона, а перед  храмом росла священная маслина. Планировка Эрехтейона учитывает неровность почвы. Храм состоит из двух, находящихся  на разных уровнях помещений. Три  различных портика примыкают  к нему, в том числе знаменитый портик кариатид на южной стене. Ощущение легкости и стройности дает применение ионического ордера.

 

Скульптура

Пифагор Регийский (480-450). Раскрепощенностью  своих фигур, включающих как бы два  движения (исходное и то, в котором  часть фигуры окажется через мгновенье), он мощно содействовал развитию реалистического  искусства ваяния. Современники восхищались  его находками, жизненностью и правдивостью образов. Но, конечно, немногие дошедшие до нас римские копии с его  работ (как, например, «Мальчик, вынимающий занозу». Рим, Палаццо консерваторов) недостаточны для полной оценки творчества этого смелого новатора.

Великий скульптор Мирон, работавший в середине V в Афинах, создал статую, оказавшую огромное влияние на развитие изобразительного искусства. Это его бронзовый  «Дискобол», известный нам по нескольким римским копиям, настолько поврежденным, что лишь их совокупность позволила как-то воссоздать утраченный образ.

Искусство другого великого ваятеля - Поликлета - устанавливает  равновесие человеческой фигуры в покое  или медленном шаге с упором на одну ногу и соответственно приподнятой  рукой. Образцом такой фигуры служит его знаменитый «Дорифор» - юноша-копьеносец. В этом образе - гармоническое сочетание  идеальной физической красоты и  одухотворенности. Поликлет задался  целью точно определить пропорции  человеческой фигуры, согласные с  его представлением об идеальной  красоте. Свои мысли и выводы Поликлет изложил в теоретическом трактате (до нас не дошедшем), которому он дал  название «Канон».

Еще один великий скульптор V века - Фидий родился в Афинах и в совершенстве овладел искусством бронзового литья. Фидий отлил скульптурную группу из 13 фигур для Дельфийского храма Аполлона. Ему принадлежит  и двенадцатиметровая статуя Афины  Девы в Парфеноне. Статуя Афины Парфенос была выполнена из слоновой кости  и золота. Такая техника называлась Хрисоэлефантинной. Но подлинную славу и величайшую известность принесла Фидию колоссальная статуя Зевса для храма в Олимпии. Она достигали 13 метров в высоту. Зевс восседал на троне из кедрового дерева. В правой руке он держал богиню победы Нику, в левой - скипетр, на котором сидел орел. Его лицо, руки и полуобнаженное тело были сделаны из слоновой кости, глаза - из драгоценных камней, плащ и сандалии - из золота. Эту статую постигла жестокая участь - в V веке н.э. она была уничтожена христианским духовенством.

 

Живопись

Для греческого живописца  реалистическая передача природы стала  первоочередной задачей. Знаменитому  художнику Полигноту (работавшему  между 470 и 440 гг.) принадлежит в этой области новшество, ныне представляющееся нам, возможно наивным, но которое произвело  тогда революцию в живописи.

О творчестве Полигнота мы можем судить только с чужих слов, правда, очень авторитетных. Его многофигурные росписи в Афинах и Дельфах погибли безвозвратно. Прославленный римский естествоиспытатель Плиний Старший утверждает, что Полигноту первому удалось передать мимику лица и прозрачность женских одеяний. А великий Аристотель подчеркивает, что Полигнот стремился запечатлеть «моральное выражение» и что его монументальные росписи являлись вершиной искусства.

Замечательное его новшество  заключалось в следующем. Вместо того чтобы изображать фигуры в ряд (как это делали его предшественники), он вводил в композицию пейзаж и  размещал их на разных уровнях, как  бы на склоне горы, частично скрытыми неровностями почвы. Он рассчитывал таким образом  создать впечатление глубины, утвердить  третье измерение. Однако без светотени  и ракурсов, еще не доступных Полигноту, этого нельзя было достигнуть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЕРИОД ЭЛЛИНИЗМА (IV-I ВВ. ДО Н.Э.)

 

Последняя треть V в.до н.э. ознаменовалась тяжелыми для Греции событиями. Культурное главенство Афин было признано всем греческим  миром, но попытка Перикла - главы  государства - установить политическое главенство Афинского государства  окончилась неудачей. Соперничество  со Спартой привело к открытому  столкновению, которое вошло в  историю под названием Пелопоннеской  войны. Она длилась четверть века и закончилась поражением Афин и  распадом возглавляемого ими союза  городов.

Эта война ослабила всю  Грецию, усилила и обострила противоречия рабовладельческого общества. Социальные конфликты подрывали прежнее  единство гражданского коллектива и  ослабляли мощь города. Восторжествовавшая Спарта была не в силах объединить страну и оградить ее от посягательств  мощных соседей, и в середине IV в. Греческие полисы попадают под власть новой могучей державы - Македонии. Общественные потрясения накладывали  определенный отпечаток на мировоззрение  людей. В эпоху великого расцвета идеальный человеческий образ - это  доблестный гражданин города-государства. Распад полиса поколебал это представление. Возникают раздумья, рождается беспокойство, возрастает интерес к индивидуальному  миру человека.

 

Литература

Литература эллинистической  эпохи необычайно богата по количеству произведений и многообразию жанров. При дворах эллинистических царей  процветала пышная, утонченная, полная учености придворная поэзия, образцами  которой были идиллии и гимны  Каллимаха из Кирены, эпическая поэма  «Аргонавтика» Аполлония Родосского и др. Поэзия стала искусством для избранных. Наиболее были распространены малые литературные формы - элегии и эпилии, в которых преобладали мифологические и любовные сюжеты. Более жизненный характер имели короткие и выразительные эпиграммы. Модными были и сельские мотивы в поэзии. Картинки из жизни простых пастухов Сицилии рисует в своих знаменитых буколистических (пастушеских) идиллиях Феокрит из Сиракуз.

Интересы и вкусы горожан  выражали комедии и мим (бытовая  сценка). Особенно славились мимы Герода, реалистически изображавшие городской  быт. Из многочисленных возникшей в  конце IV в. до н.э. в Греции «новой аттической комедии», или просто «комедии нравов», наибольшей популярностью пользовался Менандр. Темой его комедий («Третейский суд», «Брюзга», «Щит» и др.) становится не общественная, как прежде у Аристофана, а частная жизнь горожан.

 

Архитектура

В архитектуре эллинистического периода преобладает заметное стремление к подчеркнутой грандиозности и  великолепию. Наряду с основными  архитектурными ордерами - дорическим и ионическим - все чаще применяется  третий - коринфский, возникший позднее. Коринфская колонна - самая пышная и  декоративная. В середине IV в. до н.э. в городе Эфесе заново отстраивается сгоревший храм Артемиды, который поражал свои богатством и великолепием и считался одним из семи чудес света. К чудесам света причисляли и так называемый Мавзолей - не дошедшую до нас гробницу персидского царя Мавзола в городе Галикарнасе в Малой Азии. В оформлении Мавзолея применились все три ордера. Он состоял из двух ярусов. В первом помещалась заупокойная камера, во втором - заупокойный храм. Здание завершалось пирамидой, увенчанной четырехконной колесницей. Высота Мавзолея была 40-50 метров. Строили зодчие Сати и Пифий.

В этот же период создаются  общественные сооружения для зрелищ и развлечений. Прежде всего, это театры. Они были рассчитаны на 15-20 тысяч зрителей и более. Одним из выдающихся зрелищных сооружений является театр в Эпидавре, построенный Поликлетом Младшим. На склоне холма расположены скамьи, вмещавшие до 10 тысяч человек. Сохранившийся до наших дней театр в Эпидавре поражает своей идеальной акустикой. Зрители, сидевшие в последнем ряду на расстоянии 60 метров от орхестры и на 23 метра выше ее отчетливо слышали каждый звук.

Также строились общественные здания нового типа: библиотеки (в Александрии, Пергаме, Антиохии и др.), сооружения научно-практического назначения - Фаросский маяк в Александрии, «Башня ветров» в Афинах.  Самым выдающимся было творение Сострата из Книда (III в. до н.э.) - морской маяк на острове Фарос близ Александрии, который считался одним из «семи чудес света» (до нашего времени он не сохранился). Это была трехъярусная башня высотой 120 м: цоколь был квадратным, средний ярус имел форму восьмиугольника, а верхний - круглое сооружение с украшавшими его статуями. В верхней части маяка, оборудованной металлическими зеркалами, постоянно поддерживался огонь. Маяк служил одновременно наблюдательным пунктом и крепостью.

 

Скульптура

Как и в предыдущие периоды, скульптура оставалась неотъемлемой частью архитектурного убранства эллинистических  городов. Монархический строй эллинистических  государств, и иное мировоззрение вызвали к жизни официальную, придворную тенденцию искусства, воплотившуюся в портретных и аллегорический статуях.

Сложное развитие разноликих эллинистических государств породило создание многих художественных школ в скульптуре. И если в классическую эпоху процветала афинская школа  пластики, то в период эллинизма  на передний план выходят новые центры скульптурного творчества - Пергам, Александрия, Родос и Антиохия. Лучше  всего известны произведения пергамской школы с характерной для нее  патетикой и подчеркнутым драматизмом  скульптурных изображений. Так, монументальный фриз Пергамского алтаря, исполненный  в очень высоком рельефе, передает битву олимпийских богов с  восставшими против них сынами Земли - гигантами. Гиганты гибнут, их фигуры выражают отчаяние, страдание, фигуры олимпийцев, напротив, спокойны, воодушевлены. Также не менее выразительна и  полна драматизма круглая скульптура пергамской школы.

«Умирающий галл», «Галл, убивающий свою жену» - великолепные образцы патетики и пафоса Пергамского искусства, мужественного и прекрасного.

Традиции искусства Скопаса  унаследовала одна из самых знаменитых эллинистических статуй - «Ника Самофракийская». Статуя богини победы была воздвигнута  на острове Самофракия в честь  победы Родосского флота в 306 г. до н.э. Установленная на пьедестале, напоминающем нос корабля, она стояла когда-то, трубя в рог, на высоком утесе на берегу моря.

Скульпторы эллинистической  эпохи обращались и к классическим образцам. Примером этого может служить  статуя работы Агесандра - «Афродита  Милосская» (II в. до н.э.). Современные ей статуи богини любви были более чувственны и даже жеманны, Агесандру же удалось возродить дух искусства классики, создав образ высокой нравственной силы.

Информация о работе Культура Древней Греции