Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 15:18, контрольная работа
На протяжении многих веков Индия привлекает внимание европейских историков, философов, этнографов, оставаясь при этом едва ли не самой загадочной и экзотической страной со сложной и самобытной культурой, в которой соединились различные политеистические и монотеистические религии, сложные этнические и общественные отношения, художественные практики. Может показаться, что культура Индии не заслуживает особенного внимания, потому что в ней общественное неотделимо от духовного, духовное от политического.
Введение 3
Раздел 1 Индобуддийский тип культуры
1.1. Индоарии. Ведическая культура индоариев. Комментарии к Ведам 4
Раздел 2 Социальная структура варны и касты. Мир и человек в системе ценностей брахманизма, буддизма и индуизма (понятия «сансары», «кармы», «нирваны»)
Заключение 12
Список литературы 13
Индуизм
Как религиозный феномен индуизм отличается сложностью и
противоречивостью, если не сказать больше - запутанностью и хаотичностью.
Серьезную историко-культурную проблему представляет собой уже самое
определение термина "индуизм". До сих пор нет удовлетворительного
определения и даже объяснения, что же относить к собственно индуизму,
каково содержание и границы этого понятия.
За несколько тысячелетий
социальной организации, религиозно-философской доктрины и теологических
воззрений. Он пронизывает все сферы жизни своего приверженца:
мировоззренческую, социальную, юридическую, поведенческую и т.д., вплоть до
глубоко интимных сфер жизни. В этом смысле, индуизм является не только и не
столько религией, сколько образом жизни и целостным поведенческим
стандартом.
Сложнейшая религиозная
себе самые противоположные крайности и умело приспосабливается к самым
разнообразным общественным и политическим условиям, сохраняя необычайную
пестроту, яркость и жизнестойкость. Умея соединять несоединимое и
облекаться в самые причудливые формы, индуизм обладает удивительной
способностью
порождать новые секты и
в противоречие с его основным мировоззренческим ядром, и, как бы
возрождаться из самого себя.
Однако вся эта пестрота и, казалось бы, несовместимые противоречия
существуют в единых общих рамках, которые позволяют говорить об индуизме
как о самостоятельной и цельной религиозной системе с общими
мировоззренческими установками. При всей кажущейся аморфности и
расплывчатости, индуизм всегда оставался исключительно стабильным. Подобно
магниту, он втягивал в свое поле другие культы, поглощал, в той или иной
форме, чужих богов, приспосабливал к своим нуждам и взглядам иные мифо-
ритуальные воззрения и, тем самым, обеспечивал себе прочное и долговечное
существование, выдержав конкуренцию с буддизмом и другими религиями,
существовавшими на территории индийского субконтинента.
Для западного понимания и чувств, индуизм остается чуждым и
непривычным многими чертами и особенностями: он не отвечает нашим привычным
стереотипам, выработанным иудео-христианскими религиями.
Прежде всего, он не является конфессиональной, логически
организованной системой, специфические черты которой можно легко
перечислить и, тем самым, выявить его своеобразие. Индуизм - конгломерат
самых разнообразных идей, течений, сект, направлений, которые сосуществуют
в пределах некоего целостного образования и радикально не противоречат его
базовым установкам. В индуизме нет и не может быть еретических форм (в
привычном нам христианском смысле), противостоящих истинной ортодоксальной
вере. В нем нет и доктринальных ересей, так как нет четкой зафиксированной
единой центральной доктрины. Каждая форма и каждый культ обладает известной
этической ценностью.
Как религиозному мировоззрению, индуизму присущ плюрализм, и он
проявляется не только в духовных дифференциациях, но и в социальных
(кастовая система), а также в пространственных и временных: они сказываются
во множестве локальных традиций и в приурочивании религиозной жизни ко всем
возрастам человека. Множественные характеристики объединяютсяя общим руслом
традиционной культуры и принципами жизни, обязательными для всех индусов.
Политеистический характер индуизма демонстрируется не только
многообразием культов, объектов почитания и обилием мифо-ритуальных
комплексов, но и совершенно особым отношением индуизма к другим культам.
При соприкосновении с ними, он, подобно зыбучим пескам, поглощал их, тем
самым обеспечивая себе широкое распространение и в пространстве, и во
времени.
С точки зрения привычных европейских стандартов, индуизм выглядит
логически неорганизованным и бессистемным. Но, с точки зрения традиционной
индийской культуры, он имеет системность совершенно особого рода: она
связана с мифологическим субстратом и сохраняет во многом колорит
архаической эпохи. Индуизм можно трактовать как систему знаков и символов
культуры, несущих в себе древние традиции, развивающие и сохраняющие их в
разных исторических условиях. В индуизме не были "забиты" последующими
культурными традициями и наслоениями многие принципы организации
архаической культуры с ее главным акцентом на ритуально-магической стороне
и приверженностью к мифологическому мышлению. Эта особенность индуизма
сквозит во многих его чертах и проявляется, в частности, в его ярком
игровом начале.
Индуизм не знал, и по сию пору, не знает единой организации (наподобие
христианской церкви) ни в местном, ни в общеиндийском масштабе. Храмы,
которые стали строить в Индии, примерно, в конце периода древности, были
автономными образованиями и не подчинялись какому-либо высшему духовному
лицу, облеченному саном. Разного рода жрецы, учителя-ачарьи, наставники-
гуру обслуживали и сейчас обслуживают отдельные семьи, секты, царей,
частных лиц и т.п., но они никогда не были организационно связаны между
собой; не являются таковыми и сейчас. За всю историю существования индуизма
никогда не созывались всеиндийские соборы, которые устанавливали бы общие
нормы, принципы
и правила поведения или
Индуизм чужд и прозелитизма: стать индуистом нельзя, им можно только
родиться. Главным для индуиста было и остается следование древним
традициям, заповедям предков и соблюдение ритуально-поведенческих норм,
которые, согласно преданиям, были возвещены богами, запечатлены в мифах и
подтверждены авторитетом священных текстов.
Знакомство с основными
профессиональной религиоведческой подготовки. Оно раскрывает некоторые
новые теоретические положения и дает сведения о совокупности фактов,
полезных и необходимых при сравнительном анализе религий, а также при
овладении искусством
понимания людей с иным образом мыслей.
Заключение
Завершая работу можно прийти к выводу, что в самом названии индо-буддийской культуры содержится указание на присущее ей соединение двух великих религий Востока: первобытной по происхождению, языческой религии индуизма и буддизма - одной из трех главных мировых религий, потерпевшей полное поражение в индийском обществе (хотя и оказавшей на него влияние), но овладевшей воображением многих народов к востоку от Индии.
В основе системы ценностей индо-буддийской культуры лежит представление об Абсолютном духе, внешним выражением которого является земной мир. На первом месте стоит достижение мудрости и святости: быть брахманом, служить брахманам, учится у брахманов. На второй ступени - действие. Особенно ценятся люди, которые выполняют необходимые общественные функции. К величайшим ценностям индо-буддийской культуры относятся преемственность и следование традиции, отказ от насилия живому даже в мыслях, благоговение перед жизнью, преклонение перед природой.
Для индо-буддийской
системы ценностей, картины мира характерно
слияние религии, философии и научного
знания. Она проникнута религиозно-философским
раздумьем о внутреннем мире человека,
реальности и нереальности его существования,
поисками истины и ее значения для праведной
жизни, смерти и бессмертия. Индийских
ученых, мыслителей не интересовали логические
основы построения научного знания, теоретизирования,
их больше занимали тайны вселенной и
практические вопросы вычисления, измерения,
составления календаря и т.п. Поэтому особым
почетом в Древней Индии пользовались
такие области знания, как астрономия,
математика и медицина.
Список литературы
1. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. - М., 1994.
2. Воскобойников
В.Н. История мировой и
3. Гуревич П.С. Культурология. - М., 1996.
4. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. - М., 1990.
5. История мировой культуры / Научная разработка и сост.Ф.С. Капицы; Под ред. Л.В. Кашинской, В.В. Славкина. - М., 1996.
6. Корнев В.П. Буддизм - религия Востока. - М., 1990.
7. Культурология.
Основы теории и истории
8. Рерих Н.К. Мир через культуру. - М., 1991.
9. Розанов В.В. Религия и культура. - М., 2001.
10. Росс Ф., Хиллс Т. Великие религии человечества. - М., 1999.
11. Эррикер К. Буддизм. - М., 1999.
12. Яковлев Е.Г.
Искусство и мировые религии:
Учебное пособие для студентов.
- М., 1985.
Информация о работе Культура Древнего Востока. Индобуддийский тип культуры