Культура 1917-1927 г.

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит во всестороннем исследовании процесса формирования российской советской культуры в период 1917-1927 гг., факторов, обусловивших возникновение новой культуры и анализ преобразований и новых направлений в сфере культуры в данный период.
Достижение указанной цели возможно путем решения следующих задач:
охарактеризовать особенности культурной политики большевиков в период с 1917 по 1927 г.г.
проанализировать влияние революционных событий 1917 г. на формирование новой пролетарской культуры.
исследовать новые направления в развитии архитектуры, литературы, живописи в 1917-1927 г.г.
охарактеризовать преобразования в сфере образования и науки, изменения в деятельности театра и кинематографа.
5) выявить влияние культуры первого послереволюционного десятилетия на формирование и развитие культуры всего советского периода.
6) охарактеризовать особенности развития культуры Орловского края в исследуемый период.

Файлы: 1 файл

Кузнецова 1 раздел, введение.docx

— 59.51 Кб (Скачать)

Однако, с другой стороны, положительном в развитии культуры период 1917-1927гг явилось то, что революция  сделала все сокровища культуры и искусства достоянием трудящихся. Широко раскрылись для народов двери дворцов, музеев, театров. Росло и развивалось музыкальное творчество, театральная и концертная жизнь. Произведения тех лет были призваны способствовать культурному росту народа, пробуждать  новые творческие силы из его глубин.       

В сфере образования и  науки боролись с неграмотностью, строились образовательные учреждения, развивалась аграрная наука 1927 г., Заметные достижения в 1920-е гг. имели авиа- и автостроение.

В архитектуре 1920-х гг. начал  зарождаться новый стиль - советский  конструктивизм, скульптура в значительной степени соответствовала плану  монументальной пропаганды, было построено  множество конструктивистских проектов, наиболее известные-Татлинской башней (был представлен в 1919 году для Коминтерна в Санкт-Петербурге футуристом Владимиром Татлином) ,Ленинская трибуна (автор Эль Лисицкий (1920).

В литературном творчестве более 150 писателей заявили о себе в эти годы, наиболее известными из них стали В.А. Каверин, А.А. Фадеев , Л.М. Леонов, М.А. Шолохов и др. Возникали литературные объединения: «Серапионовы братья» (М. Зощенко , Вс. Иванов, М. Слонимский , В. Каверин, 1920-1928), Левый фронт искусств» (В. Маяковский, Н. Асеев, 1922); «Российская ассоциация пролетарских писателей» (куда вошли большинство писателей, 1925-1927).  Многие представители эмиграции вернулись в конце 30-х годов на родину. Другие остались за рубежом, и творчество их стало известным в России лишь спустя несколько десятилетий.

В изобразительном искусстве  в этот период наблюдается рассвет  плакатного жанра, который по форме  наиболее соответствовал данному периоду  и являлся изобразительным инструментом для агитации. Черты нового восприятия мира в советской живописи проявляются  уже в первые революционные годы. В первые годы революции ряд картин на историко-революционные темы создают  И. А. Владимиров, В. А. Кузнецов, Г. Н. Горелов  и другие. У ряда художников мы видим  стремление к аллегорическому образу, к символике, выражающей пафос революции, величие ее всемирного значения.

Театральные деятели встретили  Февральскую, а затем и Октябрьскую  революцию 1917 в целом благожелательно  В Москве, Петрограде и провинции возникло множество новых театров: 1-й Показательный губернский советский театр (Архангельск, 1920), 1-й Драматический театр им. А.В. Луначарского (Краснодар, 1920) , 1-й Драматический театр (Липецк, 1921) и др. Постепенно свои театры появились во всех союзных и автономных республиках, возникло единое театральное пространство, в котором шел интенсивный процесс взаимного обогащения, обмена художественным опытом: Уфимский государственный Показательный театр (Уфа, 1919), Первый советский передвижной театр народа мари (Йошкар-Ола, 1919).

За несколько месяцев  до Октябрьской революции ,летом 1917 года ,в беседе с В. Бонч-Бруевичем Ленин снова отмечает огромные возможности кино, на сей раз как средства популяризации знаний. В самые первые годы революции было намечено основное направление развития кинематографа в государстве рабочих и крестьян.

 

            Во всех теоретических построениях  всех времен и народов, человек  рассматривается как единственный  создатель и  носитель культуры. Человек - есть главная составляющая  культуры. Созданное на территории  России советское государство  было уникальным по самой   своей   сути: ни  одного  аналога   в  мире  не  было, и горделивое  чувство   строителя   социализма, которое  испытывали его создатели   было  искренним. Вера  в   светлые  идеалы как особого  рода эмоциональное состояние,  за которым  стоит   будущее,  легло  в основу  беспримерного  энтузиазма, связанного с подъемом  экономики, культуры, c индустриализацией,  с  созданием  своей  армии,  науки, сельское хозяйство, своих   национальных   кадров. История  активная  сила, она  определяет  наше  сознание даже  в большей  степени, чем  пропаганда  власть  предержащих.

 

 

3.2. Культура Орловского  края в 1917 -1927 г.г.

В первые годы Советской  власти в губернии значительно выросла  материальная база для культурной революции. В полтора раза по сравнению с 1913 годом увеличилась сеть школ и  библиотек, вдвое выросли ассигнования на развитие народного образования. В 1920 году на Орловщине работали 13 кинематографов, 29 клубов, 52 народных дома, 604 избы- читальни. Было создано архивное бюро, которое стало заниматься сбором документальных материалов дореволюционно прошлого и советского периода губернии. Развивалась новая монументальная пропаганда. Одним из первых советских памятников на Орловщине был памятник В.И. Ленину, установленный к 7 ноября 1920 года в Орле на городском бульваре (ныне площадь у Дома Советов)    Решив задачу сохранения культурного наследия прошлого, губернский отдел народного образования в 20 годы выполнял вторую задачу культурной революции- ликвидировал неграмотность и малограмотность. [3,с.57]. В 1920 году из полуторомиллионного населения Орловской губернии 600 тысяч человек (40%) были неграмотными. Комсомольцы всех учебных заведений на общественных началах проводили занятии по ликвидации неграмотности. Ежегодно росли ряды членов общества «Долой неграмотность». Во всесоюзном культпоходе по  ликвидации неграмотности на Орловщине участвовали 10 тысяч человек. Дети получали образования в школах. Подготовку учителей осуществляли училища в Орле, Мценске, Болхове, Ельце, Ливнах. Быть всесторонне развитыми детям помогала сеть внешкольных учреждений: Дома пионеров, детские технические станции, образованные во всех районных городах., станция юных натуралистов. В Орле в 1926 году была создана молодёжная писательская организация «Ярь». Члены её издавали свой журнал, выступали на литературных вечерах, в рабочих клубах, школах, направляя свои выступления на борьбу с религией, с буржуазным влиянием на молодёжь. Научную работу на Орловщине вели музеи И.С. Тургенева, краеведческие музеи в Орле. Сотрудники Орловского архива осуществили ряд публикаций местных документов. «1905 год в Орловском крае»(1926 г), «Дело Ф. Дзержинского» (1927 г) и другие. Большую научную работу вела Шатиловская селекционная опытная станция.  

                  

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

            1927 год закрывает собой первое  десятилетие существования и  функционирования советской власти  и советского государства. История  советской культуры четко вписалась  в рамки XX века и стала определяющей  для характеристики всего столетия. При строительстве культуры в  советском государстве с самого  начала определяющую роль играла  власть. Проекты «новой культуры»  есть властные проекты, в которых  и через которые власть ищет  свое лицо. При создании и воплощении  социокультурного проекта советская  власть, давая с одной стороны  свободу для творческого воображения,  с другой стороны четко определяла  свои приоритеты. В диссертации  освещены процессы выработки  самой концепции культурных преобразований  в Советской России.

 

Социокультурные проекты  «новой культуры» 1920-х годов несут  в себе черты утопичности, принципиальной невоплотимости, что свойственно всякому социокультурному проектированию. Однако эти черты утопичности не мешают верить в реализуемость данных проектов. Главным было достичь конечной цели - создать новую культуру, нового человека и новое общество, а тем самым и новый мир. Средства, которые при этом используются, были не столь важны. Не случайно в ленинском плане монументальной пропаганды предполагалось воздвигнуть памятники трем известнейшим социалистам-утопистам - Оуэну, Фурье и Сен-Симону. Именно они, социалисты прошлого, мечтающие о социальной справедливости, являлись идейными предшественниками коммунистов, их вдохновителями и учителями.

 

При первом же взгляде на 20-е годы поражает огромная вера идеологов  в осуществимость выдвигаемых проектов, сколь бы фантастичными, а порой  и смешными они ни казались. «Это отвечало духу времени, - пишет А. Синявский  и объясняет. - Если одна главная  утопия осуществилась (революция - А.К.), то почему же не изобрести другие, продолжив  и проложив тем самым наше общее, революционное продвижение к  коммунизму»1. Осуществление не осуществляемых на первый взгляд мечтаний и проектов стало визитной карточкой 20-х годов XX столетия. Это огромная неисследованная  область, с которой собственно начиналась последующая, собственно советская  история России.

 

 

 

 

 


Информация о работе Культура 1917-1927 г.