Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:56, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит во всестороннем исследовании процесса формирования российской советской культуры в период 1917-1927 гг., факторов, обусловивших возникновение новой культуры и анализ преобразований и новых направлений в сфере культуры в данный период.
Достижение указанной цели возможно путем решения следующих задач:
охарактеризовать особенности культурной политики большевиков в период с 1917 по 1927 г.г.
проанализировать влияние революционных событий 1917 г. на формирование новой пролетарской культуры.
исследовать новые направления в развитии архитектуры, литературы, живописи в 1917-1927 г.г.
охарактеризовать преобразования в сфере образования и науки, изменения в деятельности театра и кинематографа.
5) выявить влияние культуры первого послереволюционного десятилетия на формирование и развитие культуры всего советского периода.
6) охарактеризовать особенности развития культуры Орловского края в исследуемый период.
В начале 20-х годов возникли российская и московская пролетарские писательские ассоциации (РАПП и МАПП). Руководители обеих организаций видели одну из задач объединяемых ими литераторов в воздействии на читателя в « сторону коммунистических задач пролетариата».
Многие писатели и драматурги 20-х годов обращались к историческому прошлому страны (романы А.П. Чапыгина «Разин Степан» и О.Д. Форш «Одеты камнем»). Тема минувшей гражданской войны заняла большое место в творчестве писателей М.А. Булгакова (роман «Белая гвардия», пьеса «Бег») и драматурга К.А. Тренева (пьеса «Любовь Яровая»).
Внутренняя перестройка произошла в поэзии С.А. Есенина и Н.Н. Асеева. В их произведения прочно вошла тема повседневной жизни.
Начиная со второй половины 20-х годов, литература и искусство рассматривались как одно из средств коммунистического просвещения и воспитания масс. Именно объяснялось усиление борьбы с «контрреволюционными» идеями и «буржуазными теориями» в сфере художественной литературы.
Во-второй половине 20-х годов увеличилось число литературных объединений. Действовали группы «Перевал», «Леф» (Левый фронт искусства), Всероссийский союз писателей, Союз крестьянских писателей, Литературный центр конструктивистов( ЛЦК) и др. Они производили свои съезды, имели печатные органы.
Несколько наиболее крупных
литературных групп образовали
Федерацию объединенных советских
писателей (ФОСП). Одной из своих
задач организация ставила
Составной частью отечественной культуры 20-30-х годов является творчество представителей художественной и научной интеллигенции, оказавшихся за рубежом. К концу Гражданской войны численность эмигрантов из Советской России достигла 1,5 миллиона человек. В последующие годы эмиграция продолжалась. Многие, покинув Россию, обосновались во Франции, Германии и Польше. Многие эмигранты поселились в странах Северной и Южной Америки, в Австралии. Оторванные от родины, они стремились сохранить свои культурные традиции. За рубежом были основаны несколько русских издательств. В Париже, Берлине, Праге и некоторых других городах печатались газеты и журналы на русском языке. Выходили в свет книги И.А. Бунин, М.И. Цветаевой, В.Ф. Ходасевича, И.В. Одоевцевой, Г.В. Иванова.
Многие представители эмиграции вернулись в конце 30-х годов на родину. Другие остались за рубежом, и творчество их стало известным в России лишь спустя несколько десятилетий.
2.4. Изменения в живописи
В изобразительном искусстве
в этот период наблюдается рассвет
плакатного жанра, который по форме
наиболее соответствовал данному периоду
и являлся изобразительным
Бывшие художники - передвижники объединились в Ассоциацию художников революционной России. Они стремились подать свое искусство в формах, доступных широким массам. Наиболее известны картины Б.И. Иогансона «Рабфак идет» (1928) и М.Б. Грекова «Тачанка» (1923).
Группа ОСТ (общество станковистов)
ставило своей задачей
Важнейшим документом Советского
правительства в области
Опираясь на лучшую часть художников, партия настойчиво осуществляла свою программу в области искусства.
Связующим звеном, между реалистической школой русской живописи конца XIX века и новым, советским искусством явилось творчество художников-реалистов старшего поколения: Н. А. Касаткина, А. Е. Архи-пова, В. Н. Бакшеева, А. А. Рылова, К. Ф. Юона, С. В. Малютина, В. К. Бялыницкого-Бируля, Л. В. Туржанского, В. Н. Мешкова, П. И. Пет-ровичева и других, тесно связанных с лучшими традициями русского искусства. Они не прекращали своей творческой деятельности, любовно изображая жизнь народа и родную природу. Нетрудно увидеть, как под воздействием революции в творчестве этих мастеров, в их мировосприятии происходили существенные изменения. Процесс этот был длительным и сложным. Он отражал переход старой художественной интеллигенции на позиции нового, революционного мировоззрения.
Черты нового восприятия мира в советской живописи проявляются уже в первые революционные годы. Это можно проследить, в частности, на примере творчества А. А. Рылова. На первых порах круг пейзажных мотивов, разрабатываемых им, остается прежним, но их эмоциональная окрашенность значительно меняется. В этом отношении характерен пейзаж Рылова «В голубом просторе», написанный в 1918 году. Картина исполнена величавой торжественности: в плавном, спокойном полете стаи белых лебедей над синим морем, в ритмическом и сильном взмахе их крыльев есть ощущение вольного простора. Все полотно пронизано свежим, бодрым ветром, революционной романтикой.
В первые годы революции ряд картин на историко-революционные темы создают И. А. Владимиров, В. А. Кузнецов, Г. Н. Горелов и другие.
Будучи свидетелями
О важных социальных преобразованиях в деревне говорит картина А. В. Моравова «Заседание комитета бедноты» (1920). Это одно из первых произведений советской жанровой живописи, правдиво показывающих то новое, что рождалось а жизни народа.
У ряда художников мы видим стремление к аллегорическому образу, к символике, выражающей пафос революции, величие ее всемирного значения. В картинах К. Ф. Юона «Симфония действия» (1920) и «Новая планета» (1921) революция предстает как явление космического порядка. Старый мир рушится, и в зареве мирового пожара рождается новый, светлый мир. Характерна также картина Б. М. Кустодиева «Большевик» (1919—1920), в которой художник изобразил исполинскую фигуру рабочего, шагающего поверх колонн демонстрантов, вздымающего красное знамя над улицами и домами города. Кустодиев соединил символический образ с реальным городским пейзажем.
2.5. Развитие театра
Театральные деятели встретили Февральскую, а затем и Октябрьскую революцию 1917 в целом благожелательно. «Революция,- писал Таиров,- разрушает старые формы жизни. А мы разрушаем старые формы искусства . Следовательно, мы – революционеры.» Руководители ведущих театров- Малого, Художественного, Александринского, в целом были лояльны к новой власти. Немирович-Донченко был членом Центротеатра, одним из основателей и редакторов журнала «Культура театра». В 1918 первую советскую пьесу « Мистерия- буфф написал В.В. Маяковский – «героическое, эпическое и сатирическое изображение нашей эпохи… Мистерия – великое в революции, буфф- смешное в ней». Спектакль вместе с автором ставил Мейерхольд (полностью принявший революцию и вступивший в партию большевиков), оформлял художник К.С. Малевич; премьера состоялась в Петрограде 7.11.1918. К началу 20 в. в русском театральном искусстве оформились три направления художественных поисков: психологический театр (МХТ, эстетический (Ф.Ф. Комиссаржевский, Евреинов, Таиров), революционный (Мейерхольд, С.М. Эйзенштей). Широкое распространение получили массовое театрализованные действия на городских площадях: «Свержение самодержавия», «Действо о 3-м Интернационале» (1919), «Взятие Зимнего дворца»(1920), «Борьба труда и капитала»(1921) и др.
Государство взяло под свой контроль театральное образование. В 1918 Драматические курсы Петроградского театрального училища реорганизованы в Школу актёрского мастерства (с 1939- Ленинградский государственный театральные институт). В 1918 намосковского Музыкально-драматического училища создан Музыкально-драматический институт (с 1922- Государственный институт театрального искусства). Новая власть с первых дней своего существования старалась поставить театр на службу своей идеологии. В авг. 1919 вышел Декрет СНК «Об объединении театрального дела», что означало национализацию всех театров и подчинение их Театральному отделу (ТЕО) Накомпроса (в 1921 реорганизован в АКТЕО- Центральную театральную секцию Главного художественного комитета Академического центра Накомпроса; в 1924 руководство всеми театрами перешло к Глав пролит про свету Наркомпроса).В 1920 ТЕО Наркомпрос возглавил Мейерхольд, провозгласивший программу «Театрального Октября», которая требовала переоценки всех театральных ценностей прошлого, призывала к созданию революционного театра. Старейшие театры образовали группу академических, были подчинены непосредственное главе Наркомпроса и наделены определёнными художественными правами. В 1923 в системе Наркомпроса РСФС Робразован Главрепертком. Был объявлен конкурс на написание новых пьес, но он не дал желаемого результата: художественный уровень лучших из них («Красная правда» А.А. Вермишева, «Марьяна» А.С. Серафимовича, «Захарова смерть» А.С. Неверова) оказался невысоким. Ведущие театры обратились к русской и мировой классике: в Малом театре шли «Посадник» А.К. Толстого (1918), пьеса Горького «Старик» (1919); МХАТ поставил трагедию Дж.Г. Байрона «Каин» (1920), «Ревизор» Гоголя (1921, Москвин в роли Городничего, М.А. Чехов в роли Хлестакова). Из современных авторов чаще всего шли пьесы А.В. Луначарского: «Фауст и город» (1920, Петроградский театр драмы, бывший Александровский), «Оливер Кромвель» (Малый театр, 1921). В Камерном театре Таиров поставил спектакль «Адриены Лекуврёр» Э. Скриба и Э.Легуве (1919), «Принцесса Брамбилла» Шекспира (1920, художник Г.Б. Якулова), «Федра» Ж. Распина (1922, художник А.А. Веснин).
В Москве, Петрограде и провинции возникло множество новых театров: 1-й Показательный губернский советский театр (Архангельск, 1920), 1-й Драматический театр им. А.В. Луначарского (Краснодар, 1920) , 1-й Драматический театр (Липецк, 1921), 1-й Рабочий театр Пролеткульта (Иваново, 1924), Брянский театр драмы (1926), Театр рабочей молодежи (Пермь, 1927) и др. В первые послереволюционные годы началось становление национальных театров. Постепенно свои театры появились во всех союзных и автономных республиках, возникло единое театральное пространство, в котором шел интенсивный процесс взаимного обогащения, обмена художественным опытом: Уфимский государственный Показательный театр (Уфа, 1919), Первый советский передвижной театр народа мари (Йошкар-Ола, 1919), Государственный Свободный сатир- аггиттеатр (Баку, 1920, с 1937 – Азербайджанский государственный театр русской драмы), русские драматические театры в Ашхабаде (1926), Алма-Ате (1934), Бишкеке (1935), Ереване (1937), Душанбе (1937), Киеве (1938) и др.
2.6. Развитие кинематографа.
За несколько месяцев до Октябрьской революции ,летом 1917 года ,в беседе с В. Бонч-Бруевичем Ленин снова отмечает огромные возможности кино, на сей раз как средства популяризации знаний. Следовательно, еще до Октябрьской победы Ленин как бы нащупывает те виды и формы кинематографа, которые нужно будет использовать при построении социализма в стране. Уже в первые годы революции Коммунистическая партия ставит задачи значительного расширения социальных функций кинематографа. Она рассматривает его не только как средство отдыха и развлечения(каким он по преимуществу и был до революции),но и как орудие просвещения и коммунистического воспитания масс.
Так, уже в самые первые
годы революции было намечено основное
направление развития кинематографа
в государстве рабочих и
26 августа 1919 года В.И.
Ленин подписывает декрет, касающийся
смежной с кинематографией
1. на кинохронике;
2. на кинематографе
3. агитфильмах.
3. Итоги развития российской советской культуры 1917-1927 гг.
3.1. Влияние культуры
первого послереволюционного
Революция и гражданская
война нанесли огромный ущерб
культуре – погибли или эмигрировали
тысячи деятелей культуры и просто
образованных людей. Но и к оставшейся
в стране интеллигенции пролетарское
государство относилось крайне подозрительно.
Шаг за шагом ликвидировались институты
профессиональной автономии интеллигенции
- независимые издания, творческие союзы,
профсоюзные объединения. Проработки
«несознательных» интеллигентов, а затем
аресты многих из них стали практикой
20-х годов. В конечном счете, это закончилось
полным разгромом основного корпуса старой
интеллигенции в России. Новая культура
напрямую связывалась с героями революции.
Именем власти народа на прежних постаментах
воздвигались памятники новым героям.
Новая революционная символика рассматривалась
как обязательное условие продолжения
революции. Такая позиция явилась основой
и для смены исторических названий на
имена живущих [1,с. 313].