Культура 1917-1927 г.

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит во всестороннем исследовании процесса формирования российской советской культуры в период 1917-1927 гг., факторов, обусловивших возникновение новой культуры и анализ преобразований и новых направлений в сфере культуры в данный период.
Достижение указанной цели возможно путем решения следующих задач:
охарактеризовать особенности культурной политики большевиков в период с 1917 по 1927 г.г.
проанализировать влияние революционных событий 1917 г. на формирование новой пролетарской культуры.
исследовать новые направления в развитии архитектуры, литературы, живописи в 1917-1927 г.г.
охарактеризовать преобразования в сфере образования и науки, изменения в деятельности театра и кинематографа.
5) выявить влияние культуры первого послереволюционного десятилетия на формирование и развитие культуры всего советского периода.
6) охарактеризовать особенности развития культуры Орловского края в исследуемый период.

Файлы: 1 файл

Кузнецова 1 раздел, введение.docx

— 59.51 Кб (Скачать)

7. Отнести расходы на издание учебных пособий по ликвидации неграмотности и снабжение ими всех ликвидационных пунктов и школ для малограмотных на государственный бюджет по смете Народного Комиссариата Просвещения.

 

Добавь материал об основных законах и декретах, принятых советской властью в  сфере культуры.

1. Декрет «О монументальной  пропаганде» - 1918 г.

2. Декрет «О ликвидации  неграмотности» - 1919 г.

3. Закон «О введении  всеобщего начального обучения  и расширении сети школ» - 1925 год  и другие.

1.2 Влияние революционных событий 1917 г. на формирование новой пролетарской культуры

Объективной основой социалистической революции в идеологии и культуре,  вовлечения народных масс в культурно-историческое творчество стали широкие социально-экономические  и политические преобразования.

Важным направлением деятельности государства стала перестройка  культурной жизни на принципах коммунистической идеологии. Известно, что тот класс, который представляет собой государственную  силу общества, «есть в то же время  и его господствующая духовная сила».  Переход к пролетариату политической власти и ликвидации частной собственности  на средства производства превратили рабочий класс в ведущую силу культурного развития, а его идеология  стала основной новой культуры. Пролетариат  определял характер, направление  и темпы духовного производства и распределения.

Составной частью и необходимым  условием этого процесса стала демократизация культурной жизни. В области школьного образования отмена сословной школы и введение единой трудовой школы, упразднение старых организационных форм управления школой и переход к новым, как правило, выборным, введение бесплатного образования, совместного обучения мальчиков и девочек (последнее в ряде национальных республик не сразу удалось осуществить), отделение школы от церкви и т. д. Советское правительство открыто провозгласило классовый принцип приема в вузы: возможность учиться в высшей школе предоставлялась в первую очередь детям рабочих и крестьян.

На демократических началах  была перестроена система культурно-просветительной  работы, четко определены те демократические  принципы, которыми должны были руководствоваться  советские органы и учреждения в  своей деятельности по внешкольному образованию: поддержка и содействие творческой самодеятельности широких  масс, общедоступность учреждений внешкольного образования, соблюдение принципов Советской власти в построении и практике внешкольных учреждений и т.д. Все это составило важную основу общего процесса демократизации культурной жизни страны, обусловило развертывание профессиональных и самодеятельных форм культурно-просветительной работы масс.

В первые годы Советской  власти была проведена широкая национализация культурных ценностей: собственностью народа были объявлены творения корифеев художественной культуры, национализированы  библиотеки, поставлены на учет и взяты  под охрану государства памятники  искусства и старины, находившиеся у частных лиц, а также научные  музеи, коллекции, кабинеты и лаборатории, национализированы культурные ценности в помещичьих усадьбах, многие частные художественные собрания были превращены в государственные музеи и т.п.

Демократизация культуры предполагала не только создание демократических  правовых основ духовной жизни, национализацию культурных ценностей. Важно было, чтобы  народные массы располагали реальными  возможностями приобщения к культуре. Первая Конституция РСФСР 1918 г., из-за отсутствия необходимых материальных возможностей не провозглашала прав на образование. Но в целях предоставления трудящимся действительного доступа  к знаниям ставилась задача дать «рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование».

На пути просвещения масс средствами культурно-просветительных  учреждений стояли серьезные препятствия  объективного характера. Дело было не только в недостаточном развитии материально-технической базы культуры, которая и к концу первого  советского десятилетия не могла  полностью удовлетворить потребностей страны, но прежде всего в массовой неграмотности, в отсутствии развитых культурных потребностей у значительной части народа.

Точно так же одними декретами  нельзя было добиться коренного изменения  социального состава студенчества, для этого требовалось сравнительно длительное время.

Одновременно с демократизацией  культурной жизни пролетарское государство осуществляло ряд мер по установлению идеологического контроля за деятельностью культурных учреждений, ликвидации буржуазных органов печати, ведущих контрреволюционную пропаганду, введению государственного контроля в области книгоиздания, театра и кино, прекращению преподавания религиозных вероучений в школах, переходу на новые учебники и программы и т. д.

 

Маша, этот вывод  сюда не подходит. Переделай. Вывод  соотнеси с материалом первого раздела.

Таким образом, практика культурно-исторического творчества народных масс показала, что основные успехи были достигнуты в в тех сферах и областях культуры, где в силу объективных идеологических и политических причин возможности использования культурного наследия прошлого были чрезвычайно ограниченны. Именно здесь перед народом открывался простор для широкой деятельности, именно здесь его созидательная роль особенно велика.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Новые направления  в развитии культуры 1917-1927 г. г.

2.1. Преобразование  в сфере образования и науки.

Большое значение в первые годы Советской власти придавалось  народному образованию и особенно ликвидации неграмотности. Более 60% населения  страны к 1917 г. Были неграмотными. В  декабре 1919 г. СНГ принял декрет «О ликвидации безграмотности среди населения  РСФСР», согласно которому все население  в возрасте от 8 до 50 лет обязано  было обучатся грамоте. В 1920 г. при Наркомпросе была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности. Она занималась созданием сети пунктов по стране. Где и осуществлялась эта работа. В 1923 г. было образовано массовое общество « Долой неграмотности», председателем которого стал один из руководителей Советского государства М.И. Калинин.

Основы строительства  новой советской школы были определены декретом ВЦИК от 30 сентября 1918 г., утвердивший  положение о единой трудовой школе  РСФСР. Вводилось обязательное бесплатное 9-летнее обучение по двум ступеням: с  восьми до 13 лет (5-летний курс) и с 13 до 17 лет (4-летний курс).Но на практике реализовать это не удалось. В 1921 г. школа второй ступени была разделена пополам, и школьный базовый курс в 1920-е гг. составил семь лет (пять лет первой ступени и два года второй).

Серьезное внимание уделялось  профессиональному обучению: существовали школы ФЗУ (фабрично-заводские училища) и ШКМ (школы крестьянской молодежи),тоже в объёме семилетки.

Перестройке подверглась  и высшая школа. В 1918 г. были введены  новые правила в вузах, предусматривавшие  максимальную доступность и бесплатность обучения. При поступлении не требовалось  сдавать экзамены и предъявлять  документы о среднем образовании. Зачислялись преимущественно выходцы  из рабочих и крестьян. В 1919 г. при  вузах были организованы рабфаки  для ликвидации пробелов в школьных знаниях и подготовке к учебе  в высшей школе. В 1921 г. было введено  новое положение о высших учебных  заведениях, согласно которому упразднялась автономия вузов и вводилось правление через структуры Наркомпроса. Ликвидировались историко- филологические и юридические факультеты, они заменялись факультетами общественных наук. Все это и предопределило невысокий качественный уровень образования.

Научный потенциал страны был серьезно подорван во время социальных потрясений. С 1920-х гг. он стал восстанавливаться. Росла численность научных работников. К 1927 г. их насчитывалось 25 тыс. человек, т.е. в два раза больше, чем до революции.

В 1925 г. состоялось празднование 200-летия Академии наук. Она была признана высшим научным учреждением  страны и переименована в академию наук СССР.

Для развития аграрной науки  в 1927 г. была создана Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. В.И. Ленина, которую возглавил выдающийся ученый Н.И. Вавилов.

Заметные достижения в 1920-е  гг. имели авиа- и автостроение. В 1923 г. началось серийное производство первых отечественных тракторов. В 1927 г. прошли испытания первого легкового  автомобиля НАМИ-1. В конструкторском  бюро А.Н. Туполева был разработан самолет-моноплан АНТ-1. Появился первый советский истребитель  И-1.( конструктор Н.Н. Поликарпов.)

В СССР продолжали трудиться  выдающиеся  ученые с мировыми именами. И.П. Павлов в 1925 г. стал руководителем  Физиологического института Академии наук СССР, В.И. Вернадский в 1926 г. теоретически обосновал свое учение о биосфере.

 

2.2. Новые направления  в архитектуре.

В архитектуре 1920-х гг. начал  зарождаться новый стиль - советский  конструктивизм, в основе которого лежала не художественная композиция, а конструкция, состоящая из разных форм. В этом жанре работали братья А., Л. И В. Веснины, осуществлявшие коллективные проекты (например, здание универмага в Москве на красной Пресне , 1927). Своего расцвета конструктивизм достиг в 1930-е гг.

Скульптура в значительной степени соответствовала плану  монументальной пропаганды. Были заложены и открыты десятки памятников К. Марксу, Ф. Энгельсу, В.И. Ленину, французским  революционерам и т.п. Завершение многочисленных скульптурных работ было приурочено к 10-летию Октябрьской революции: «Булыжник-орудие пролетариата»(скульптор Н. Шадр, 1927), « Октябрь»(скульптор А. Матвеев, 1927), «Крестьянка»( скульптор В .Мухина, 1927).

В начале 1920-х гг. постройки  монастыря (в то время уже бывшего) по Красной площади, № 2 (ранее Александровской, теперь Контрактовой) принадлежали «жилкоопу» ,а в бывшем доходном доме устраивались товарные ярмарки. В доходном доме КСМ в 1925 г. действовал Всеукраинский торговый музей, где экспонировались образцы товаров, которые производились на территории Украины и других, тогда уже союзных, республик. В помещении, расположенном на Красной площади № 2-6, некоторое время находилась Киевская областная контора акционерного общества торговли металлическими изделиями.

Конструктивизм стоял  на позициях функционализма и утилитаризма: единственно верной формой конструктивисты  считали результат грамотного разрешения функционально-конструктивной основы проектируемого здания. Отныне искусство  должно было служить… производству. Большинство  тех, кто впоследствии примкнул к  течению конструктивистов, были идеологами так называемого «производственного искусства». Они призывали художников «сознательно творить полезные вещи»  и мечтали о новом гармоничном  человеке, пользующемся удобными вещами и живущем в благоустроенном  городе.

Первый и самый известный  конструктивистский проект был  представлен  в 1919 году для Коминтерна в Санкт-Петербурге футуристом Владимиром Татлином. Этот проект часто называют Татлинской башней. И хотя он так и остался нереализованным, материалы -стекло и сталь -  и его футуристический характер и политическая подоплёка (движение его внутренних объемов символизировали революцию и диалектику) задали тон всем проектам 1920х годов.

Другой известный проект в стиле конструктивизм - это Ленинская  трибуна (автор Эль Лисицкий (1920) в виде движущегося подиума для  спикера. . Во время гражданской войны сформировалась группа  УНОВИС (Утвердители нового искусства) во главе с Казимиром Малевичем и Лисицким. Создатели супрематизма строили утопические города. Составляющие конструктивизма четко прослеживаются  в западных  хай-тек проектах, например, Густава Эйфеля и небоскрёбах Нью Йорка и Чикаго.

Проект Дворца Труда братьев  Леонида, Виктора и Александра Весниных выделялся не только рациональностью  плана и соответствием внешнего облика эстетическим идеалам современности, но и подразумевал использование  новейших строительных материалов и  конструкций.

В 1924 году была создана официальная  творческая организация конструктивистов — ОСА (Объединение современных  архитекторов), представители которой  разработали так называемый функциональный метод проектирования, основанный на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных  комплексов. В среде ОСА выдвигается  ряд перспективных архитекторов, таких, как братья Голосовы, И.Леонидов, М. Барщ, В. Владимиров. Они активно участвуют в проектировании характерных памятников конструктивизма, социально и функционально новых зданий: фабрик-кухонь, Дворцов труда, рабочих клубов, домов-коммун.

 

2.3. Развитие литературы

Художественную литературу большевики рассматривали как средство идеологического воздействия на массы, поэтому стремились контролировать творческие процессы. Но все-таки в 1920-е  гг. ещё сохранялся определенный художественный плюрализм в рамках революционного романтизма и коммунистических идеалов.

Более 150 писателей заявили  о себе в эти годы, наиболее известными из них стали В.А. Каверин, А.А. Фадеев , Л.М. Леонов, М.А. Шолохов и др.

Возникали литературные объединения: «Серапионовы братья» (М. Зощенко , Вс. Иванов, М. Слонимский , В. Каверин, 1920-1928), Левый фронт искусств» (В. Маяковский, Н. Асеев, 1922); «Российская ассоциация пролетарских писателей» (куда вошли большинство писателей, 1925-1927).

Порвавшие  с Пролеткультом  писатели и поэты (М.П. Герасимов, В.В. Казин, И.Н. Садофьев и др.) организовали литературное объединение «Кузница». Группа объявила себя единственной организацией, выражающей интересы революционного рабочего класса.

Информация о работе Культура 1917-1927 г.