Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:56, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит во всестороннем исследовании процесса формирования российской советской культуры в период 1917-1927 гг., факторов, обусловивших возникновение новой культуры и анализ преобразований и новых направлений в сфере культуры в данный период.
Достижение указанной цели возможно путем решения следующих задач:
охарактеризовать особенности культурной политики большевиков в период с 1917 по 1927 г.г.
проанализировать влияние революционных событий 1917 г. на формирование новой пролетарской культуры.
исследовать новые направления в развитии архитектуры, литературы, живописи в 1917-1927 г.г.
охарактеризовать преобразования в сфере образования и науки, изменения в деятельности театра и кинематографа.
5) выявить влияние культуры первого послереволюционного десятилетия на формирование и развитие культуры всего советского периода.
6) охарактеризовать особенности развития культуры Орловского края в исследуемый период.
7. Отнести расходы на издание учебных пособий по ликвидации неграмотности и снабжение ими всех ликвидационных пунктов и школ для малограмотных на государственный бюджет по смете Народного Комиссариата Просвещения.
Добавь материал об основных законах и декретах, принятых советской властью в сфере культуры.
1. Декрет «О монументальной пропаганде» - 1918 г.
2. Декрет «О ликвидации неграмотности» - 1919 г.
3. Закон «О введении всеобщего начального обучения и расширении сети школ» - 1925 год и другие.
1.2 Влияние революционных событий 1917 г. на формирование новой пролетарской культуры
Объективной основой социалистической
революции в идеологии и
Важным направлением деятельности государства стала перестройка культурной жизни на принципах коммунистической идеологии. Известно, что тот класс, который представляет собой государственную силу общества, «есть в то же время и его господствующая духовная сила». Переход к пролетариату политической власти и ликвидации частной собственности на средства производства превратили рабочий класс в ведущую силу культурного развития, а его идеология стала основной новой культуры. Пролетариат определял характер, направление и темпы духовного производства и распределения.
Составной частью и необходимым условием этого процесса стала демократизация культурной жизни. В области школьного образования отмена сословной школы и введение единой трудовой школы, упразднение старых организационных форм управления школой и переход к новым, как правило, выборным, введение бесплатного образования, совместного обучения мальчиков и девочек (последнее в ряде национальных республик не сразу удалось осуществить), отделение школы от церкви и т. д. Советское правительство открыто провозгласило классовый принцип приема в вузы: возможность учиться в высшей школе предоставлялась в первую очередь детям рабочих и крестьян.
На демократических началах
была перестроена система культурно-
В первые годы Советской
власти была проведена широкая
Демократизация культуры предполагала не только создание демократических правовых основ духовной жизни, национализацию культурных ценностей. Важно было, чтобы народные массы располагали реальными возможностями приобщения к культуре. Первая Конституция РСФСР 1918 г., из-за отсутствия необходимых материальных возможностей не провозглашала прав на образование. Но в целях предоставления трудящимся действительного доступа к знаниям ставилась задача дать «рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование».
На пути просвещения масс
средствами культурно-просветительных
учреждений стояли серьезные препятствия
объективного характера. Дело было не
только в недостаточном развитии
материально-технической базы культуры,
которая и к концу первого
советского десятилетия не могла
полностью удовлетворить
Точно так же одними декретами
нельзя было добиться коренного изменения
социального состава
Одновременно с
Маша, этот вывод сюда не подходит. Переделай. Вывод соотнеси с материалом первого раздела.
Таким образом, практика культурно-исторического творчества народных масс показала, что основные успехи были достигнуты в в тех сферах и областях культуры, где в силу объективных идеологических и политических причин возможности использования культурного наследия прошлого были чрезвычайно ограниченны. Именно здесь перед народом открывался простор для широкой деятельности, именно здесь его созидательная роль особенно велика.
2. Новые направления в развитии культуры 1917-1927 г. г.
2.1. Преобразование в сфере образования и науки.
Большое значение в первые
годы Советской власти придавалось
народному образованию и
Основы строительства новой советской школы были определены декретом ВЦИК от 30 сентября 1918 г., утвердивший положение о единой трудовой школе РСФСР. Вводилось обязательное бесплатное 9-летнее обучение по двум ступеням: с восьми до 13 лет (5-летний курс) и с 13 до 17 лет (4-летний курс).Но на практике реализовать это не удалось. В 1921 г. школа второй ступени была разделена пополам, и школьный базовый курс в 1920-е гг. составил семь лет (пять лет первой ступени и два года второй).
Серьезное внимание уделялось профессиональному обучению: существовали школы ФЗУ (фабрично-заводские училища) и ШКМ (школы крестьянской молодежи),тоже в объёме семилетки.
Перестройке подверглась
и высшая школа. В 1918 г. были введены
новые правила в вузах, предусматривавшие
максимальную доступность и бесплатность
обучения. При поступлении не требовалось
сдавать экзамены и предъявлять
документы о среднем
Научный потенциал страны
был серьезно подорван во время социальных
потрясений. С 1920-х гг. он стал восстанавливаться.
Росла численность научных
В 1925 г. состоялось празднование 200-летия Академии наук. Она была признана высшим научным учреждением страны и переименована в академию наук СССР.
Для развития аграрной науки в 1927 г. была создана Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. В.И. Ленина, которую возглавил выдающийся ученый Н.И. Вавилов.
Заметные достижения в 1920-е гг. имели авиа- и автостроение. В 1923 г. началось серийное производство первых отечественных тракторов. В 1927 г. прошли испытания первого легкового автомобиля НАМИ-1. В конструкторском бюро А.Н. Туполева был разработан самолет-моноплан АНТ-1. Появился первый советский истребитель И-1.( конструктор Н.Н. Поликарпов.)
В СССР продолжали трудиться выдающиеся ученые с мировыми именами. И.П. Павлов в 1925 г. стал руководителем Физиологического института Академии наук СССР, В.И. Вернадский в 1926 г. теоретически обосновал свое учение о биосфере.
2.2. Новые направления в архитектуре.
В архитектуре 1920-х гг. начал зарождаться новый стиль - советский конструктивизм, в основе которого лежала не художественная композиция, а конструкция, состоящая из разных форм. В этом жанре работали братья А., Л. И В. Веснины, осуществлявшие коллективные проекты (например, здание универмага в Москве на красной Пресне , 1927). Своего расцвета конструктивизм достиг в 1930-е гг.
Скульптура в значительной
степени соответствовала плану
монументальной пропаганды. Были заложены
и открыты десятки памятников
К. Марксу, Ф. Энгельсу, В.И. Ленину, французским
революционерам и т.п. Завершение многочисленных
скульптурных работ было приурочено
к 10-летию Октябрьской
В начале 1920-х гг. постройки монастыря (в то время уже бывшего) по Красной площади, № 2 (ранее Александровской, теперь Контрактовой) принадлежали «жилкоопу» ,а в бывшем доходном доме устраивались товарные ярмарки. В доходном доме КСМ в 1925 г. действовал Всеукраинский торговый музей, где экспонировались образцы товаров, которые производились на территории Украины и других, тогда уже союзных, республик. В помещении, расположенном на Красной площади № 2-6, некоторое время находилась Киевская областная контора акционерного общества торговли металлическими изделиями.
Конструктивизм стоял
на позициях функционализма и утилитаризма:
единственно верной формой конструктивисты
считали результат грамотного разрешения
функционально-конструктивной основы
проектируемого здания. Отныне искусство
должно было служить… производству. Большинство
тех, кто впоследствии примкнул к
течению конструктивистов, были идеологами
так называемого «
Первый и самый известный конструктивистский проект был представлен в 1919 году для Коминтерна в Санкт-Петербурге футуристом Владимиром Татлином. Этот проект часто называют Татлинской башней. И хотя он так и остался нереализованным, материалы -стекло и сталь - и его футуристический характер и политическая подоплёка (движение его внутренних объемов символизировали революцию и диалектику) задали тон всем проектам 1920х годов.
Другой известный проект в стиле конструктивизм - это Ленинская трибуна (автор Эль Лисицкий (1920) в виде движущегося подиума для спикера. . Во время гражданской войны сформировалась группа УНОВИС (Утвердители нового искусства) во главе с Казимиром Малевичем и Лисицким. Создатели супрематизма строили утопические города. Составляющие конструктивизма четко прослеживаются в западных хай-тек проектах, например, Густава Эйфеля и небоскрёбах Нью Йорка и Чикаго.
Проект Дворца Труда братьев Леонида, Виктора и Александра Весниных выделялся не только рациональностью плана и соответствием внешнего облика эстетическим идеалам современности, но и подразумевал использование новейших строительных материалов и конструкций.
В 1924 году была создана официальная
творческая организация конструктивистов
— ОСА (Объединение современных
архитекторов), представители которой
разработали так называемый функциональный
метод проектирования, основанный на
научном анализе особенностей функционирования
зданий, сооружений, градостроительных
комплексов. В среде ОСА выдвигается
ряд перспективных
2.3. Развитие литературы
Художественную литературу большевики рассматривали как средство идеологического воздействия на массы, поэтому стремились контролировать творческие процессы. Но все-таки в 1920-е гг. ещё сохранялся определенный художественный плюрализм в рамках революционного романтизма и коммунистических идеалов.
Более 150 писателей заявили о себе в эти годы, наиболее известными из них стали В.А. Каверин, А.А. Фадеев , Л.М. Леонов, М.А. Шолохов и др.
Возникали литературные объединения: «Серапионовы братья» (М. Зощенко , Вс. Иванов, М. Слонимский , В. Каверин, 1920-1928), Левый фронт искусств» (В. Маяковский, Н. Асеев, 1922); «Российская ассоциация пролетарских писателей» (куда вошли большинство писателей, 1925-1927).
Порвавшие с Пролеткультом писатели и поэты (М.П. Герасимов, В.В. Казин, И.Н. Садофьев и др.) организовали литературное объединение «Кузница». Группа объявила себя единственной организацией, выражающей интересы революционного рабочего класса.