Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:56, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит во всестороннем исследовании процесса формирования российской советской культуры в период 1917-1927 гг., факторов, обусловивших возникновение новой культуры и анализ преобразований и новых направлений в сфере культуры в данный период.
Достижение указанной цели возможно путем решения следующих задач:
охарактеризовать особенности культурной политики большевиков в период с 1917 по 1927 г.г.
проанализировать влияние революционных событий 1917 г. на формирование новой пролетарской культуры.
исследовать новые направления в развитии архитектуры, литературы, живописи в 1917-1927 г.г.
охарактеризовать преобразования в сфере образования и науки, изменения в деятельности театра и кинематографа.
5) выявить влияние культуры первого послереволюционного десятилетия на формирование и развитие культуры всего советского периода.
6) охарактеризовать особенности развития культуры Орловского края в исследуемый период.
Содержание
1.
Введение
Тема курсовой работы «Культура советской России в первое послереволюционное десятилетие (1917-1927 г. г.)» является бесспорно актуальной, поскольку культура России 1917 -1927 годов - неотъемлемая часть европейской и мировой культуры. Этот период является одним из наиболее сложных для изучения. Эти сложности обусловлены прежде всего общими факторами, определяющими специфику социокультурного процесса в новейшее время. Уже несколько поколений задаются вопросом: была ли социалистическая революция 1917 года неизбежной, и был ли у России выбор пути развития? Этот вопрос тем более актуален, что в данный момент Россия переживает переходный период, закономерности которого во многом схожи с ситуацией 1917 года; сходство - в переходном характере этапа, в неустойчивом состоянии общества, в противостоянии политических сил, в социальном расслоении.
Сложность анализа культуры
России в новейшее время состоит
в том, что всегда легче давать
оценку эпохе, отстоящей от исследователя
на много десятилетий, а еще лучше
- веков. Современникам труднее
Объектом исследования является духовная жизнь и культура Советской России.
Предметом исследования выступает история российской советской культуры 1917-1927 гг.
Цель курсовой работы состоит во всестороннем исследовании процесса формирования российской советской культуры в период 1917-1927 гг., факторов, обусловивших возникновение новой культуры и анализ преобразований и новых направлений в сфере культуры в данный период.
Достижение указанной цели возможно путем решения следующих задач:
5) выявить влияние культуры первого послереволюционного десятилетия на формирование и развитие культуры всего советского периода.
6) охарактеризовать особенности развития культуры Орловского края в исследуемый период.
Методологической основой исследования является анализ, сравнение, систематизация, классификация информации, полученной из разных источников, а также метод исторической хронологии.
В процессе написания работы использованы следующие источники:
Ченская Т.В. «Культурная политика советского государства в российской деревне в 1926-1932 гг.». Автор анализирует формирование и развитие советской культуры 1926-1932 гг., уделяет большое внимание процессу ликвидации неграмотности, изменениям в сфере образования.
«Культура России. Государство и культура». В сборнике представлены статьи, посвященные развитию культуры России на различных исторических этапах, в том числе и в период 1917-1927 годов. Особый акцент делается на роли государства в сфере культуры.
Ю.С. Пивоваров «Русская политика в ее историческом и культурном отношениях». В этой книге автор анализирует политику всей России.
Ченская Т.В. «Актуальные проблемы культурной политики современной России». Автор в своей работе анализирует проблемы в сфере культуры в современной России.
Практическая значимость работы заключается в том, что материал, содержащийся в ней, может быть использован при публичной защите работы и при подготовке к экзамену по дисциплине «История».
Рассматриваемый период в данной курсовой работе охватывает следующие временные рамки: с 1917 года по 1927 год.
Курсовая работа состоит из введения, трех разделов основной части, заключения, биографического списка и приложений.
Общий объем работы составляет 25 листов.
С завершением Гражданской войны и переходом к НЭПу в новой пролетарской стране Советской России наметились новые тенденции в развитии культуры. В условиях либерализации общественной сферы повысилась активность интеллигенции. Проводились публичные диспуты по вопросам о роли религии, о судьбах интеллигенции в новой России. Оживилась деятельность ранее созданных научных обществ (философских, исторических). Возникли новые общественные объединения – научные, творческие, культурно-просветительные. Тысячи людей участвовали, например, в работе Международной организации помощи борцам революции (МОПР) в шефских рабочих организациях, обществе друзей радио и т. п.
В крупных городах действовали
частные и кооперативные
Процесс либерализации общественной жизни был непоследовательным и противоречивым. Руководители страны опасались, что свобода мнений может привести к расширению деятельности противников советского режима. С целью противостояния буржуазной новой идеологии были организованы политшколы, совпартшколы, комуниверситеты. Для пропаганды марксистской философии и борьбы с философским идеализмом было создано общество воинствующих материалистов (1924 г.). С середины 20-х годов работа частных издательств, так же как и общественных организаций, стала ограничиваться. Был установлен контроль над печатью, деятельностью издательств, репертуаром кино и театров.
Одну из важнейших задач в области культуры советское правительство видело в ликвидации культурной отсталости населения. Была сформирована новая система управления культурой. Руководство всей духовной жизнью общества передавалось в руки Наркомата просвещения. Его возглавлял А.В. Луначарский – видный деятель РКП(б), литературный критик и публицист. При местных Советах создавались отделы народного образования. Позднее был организован агитационно-пропагандистский отдел при ЦК РКП(б). В его обязанность входило партийное руководство развитием культуры.
С первых дней существования Наркомпроса одним из направлений его деятельности стала работа по охране художественных и исторических ценностей. К ней были привлечены многие известные деятели искусства, в частности, художники А.Н. Бенуа, A.M. Васнецов и В.Д. Поленов, архитекторы Р.И. Клейн и В.А. Щуко. При их участии проводилась национализация частных художественных собраний, театров, предприятий фотокинопромышленности. Государственными музеями объявлялись Зимний дворец (Эрмитаж), Третьяковская галерея, Музей изящных искусств. Были закрыты частные издательства и создано государственное издательство.
Революционные события 1917 г. и гражданская война не остановили процессы художественного развития. Они оказали глубокое и неоднозначное воздействие на все сферы творческой деятельности. В области культуры появились новые тенденции. Ранее возникшие группы футуристов и имажинистов объявили себя представителями революционного искусства. Со страниц газеты “Искусство коммуны” поэты-имажинисты призывали к разрушению литературного “старья”, к диктатуре “левого искусства”. Во многих городах получило распространение пролеткультовское движение. Пролеткульт (пролетарская культура) представлял собой культурно-просветительную и литературно-художественную организацию, возникшую осенью 1917 г. Руководители Пролеткульта (А.А. Богданов, В.Ф. Плетнев и др.) видели главную цель его деятельности в создании пролетарской культуры, противопоставляя ее всей художественной культуре. Кружки и студии Пролеткульта приобщали к литературе, театральному и изобразительному искусству пшрокие массы трудящихся, выявляли среди них будущих поэтов, писателей, художников, актеров. Пролеткультовцы издавали свои журналы – “Гудки”, “Пролетарская культура” и др. Публиковались сборники стихов пролетарских поэтов; например, были изданы книга А.К. Гастева “Поэзия рабочего удара” и В.Т. Кириллова “Зори грядущего”. В 1920 г. в пролеткультовском движении участвовали около 400 тыс. человек.
Создавались и довольно быстро распадались другие литературные группировки. Так, например, в течение 1917-1918 гг. действовала группа “Скифы”, в рядах которой находились М.М. Пришвин, Н.А. Клюев, С.А. Есенин. Осмыслить происшедшие события пытались в своем творчестве поэты А.А. Блок (поэма “Двенадцать”) и В.В. Маяковский (поэма “Мистерия-буфф”), художники К.С. Петров-Водкин (картина “1918 год в Петрограде”) и К.Ф. Юон (“Новая планета”).
Заметным явлением в художественной жизни первых послереволюционных лет была монументальная пропаганда. Принятый в 1918 г. декрет о монументальной пропаганде предусматривал уничтожение сооруженных до 1917 г. памятников “в честь царей и их слуг” и возведение памятников революционерам, деятелям русской и мировой культуры. Авторами новых монументов были известные скульпторы Н.А. Андреев (Обелиск советской Конституции в Москве), С.Д. Меркуров (памятники К.А. Тимирязеву и Ф.М. Достоевскому), JI.B. Шервуд (памятник А.Н. Радищеву).
Представители российской интеллигенции по-разному восприняли революционные события 1917 г. и последовавшие вслед за тем политические и социально-экономические изменения. Интеллигенция, составлявшая 2,2% общего состава населения страны, была неоднородна но своему социальному положению и общественно-политическим воззрениям. Вопрос о сущности революции, о судьбах культурного наследия, об отношении к новой власти рассматривался в ее кругах по-разному. Разгон Учредительного собрания, система чрезвычаек оттолкнули от большевиков многих представителей культуры. Не выдержали лишений либо не приняли нового режима и покинули Россию писатели И.А. Бунин и Д.С. Мережковский, авиаконструктор И.И. Сикорский и академик Петербургской Академии наук химик П.И. Вальден. В то же время часть леворадикальной интеллигенции поддержала новую власть, встала на путь профессионального сотрудничества с ней (естествоиспытатель К.А. Тимирязев, поэты В.В. Маяковский и ВЛ. Брюсов). Руководители страны понимали необходимость совместной работы с деятелями науки и искусства и принимали меры по вовлечению их в органы государственной власти.
1.Декрет «О памятниках республики» .
4 апреля 1918 года Ленин
в беседе с Луначарским
2. Всероссийский центральный исполнительный комитет совет народных комиссаров РСФСР
ДЕКРЕТ от 14 августа 1923 года «О ликвидации неграмотности»
Признавая ликвидацию неграмотности среди городского и сельского населения наиболее важной и ударной задачей народного просвещения в настоящих условиях, тесно связанной с хозяйственным возрождением страны, считая необходимым установить предельным сроком ликвидации десятилетнюю годовщину Октябрьской Революции (7-е ноября 1927 года), Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров, в развитие и дополнение декрета о ликвидации неграмотности среди населения Р.С.Ф.С.Р. от 26 декабря 1919 года постановляют:
1. Установить с начала 1923 - 1924 бюджетного года сеть пунктов по ликвидации неграмотности в 17600 и школ для малограмотных в 5800.
Примечание. В установленное число ликвидационных пунктов не входят школы для обучения грамоте допризывников, каковые открываются дополнительно на основании соответствующих декретов Совета Народных Комиссаров.
2. Утвердить из числа учреждений, указанных в ст. 1, сеть опорно - инструктивных школ в количестве 1072 (574 ликвидационных пункта и 498 школ для малограмотных) с отнесением расходов по их содержанию на государственный бюджет по смете Народного Комиссариата Просвещения.
3. Включить расходы по
содержанию сети
4. Предоставить Народному Комиссариату Просвещения в соответствии с результатами работы ликвидационных пунктов и школ для малограмотных входить к началу бюджетного года в установленном порядке с представлениями о расширении сети.
5. Установить предельным
сроком, к которому должна быть
закончена первая часть работы
- ликвидация неграмотности
6. Предоставить Народному
Комиссариату Просвещения по
соглашению с Всероссийским