Культ и культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 12:57, реферат

Краткое описание

Данная тема является актуальной, т. к. с глубокой древности и по настоящее время человечество поклоняется каким-либо культам, совершенствуюсь при этом. Каждый период в жизни человечества начинался своими культами, а заканчивался культурой. Совершенствуясь, человек стал понимать процессы, происходящие в мире, и стал переходить на новую ступень развития, избавляясь от старых культов.
Основными целями данной работы являются:
раскрыть понятия культура через понятие культ;
объяснить связь этих понятий;
рассмотреть классификацию культов;
рассмотреть несколько точек зрения о понятии культ, а именно труды Флоренского П. А., Бердяева Н. А.Карелина Р.

Оглавление

Введение……………………………………………………..……………..2
1 Классификация культов………………………………………..………..3
1.1 Психотехнические культы…………………………………………..3
1.2 Мистериальные культы……………………………………………...3
1.3 Универсальные культы………………………………………………4
1.4 Обрядовые культы…………………………………………………...5
1.5 Нерелигиозные культы……….……………………………………..6
2 П.А. Флоренский Культ – соприкосновение с иными мирами………8
3 Н.А. Бердяев иерархический характер культа………………………..10
4 Карелин Рафаил "Культ и культура в истории человеческого познания"…………………………………………………………………….…..12
Список литературы……………………………………………………….32

Файлы: 1 файл

Культ и культура.doc

— 150.50 Кб (Скачать)

     Человечество, потерявшее Бога, ненавидит Бога за свою потерю, ненавидит Бога за то, что  оно несчастно и ищет забвения в самом безумии и демоноуподоблении. Если бы в это время можно было бы извне посмотреть на землю, то она  показалась бы окутанной черным туманом.

     Всякая  концепция условна. Элементы будущего находятся в прошлом. Каждый указанный  этап только композиция и соотношение  элементов. Поэтому любая концепция  похожа на графику, которая ставит перед  собой цель не написать картину, а  предать только общие очертания, похожие на силуэты.

     Современный интеллигент уверяет себя, что  отказавшись от привычной для  него жизни, полной сменяющихся потоков  впечатлений, волнуемой страстями, которые то вздымают его душу вверх, то бросают вниз, как волны в  бушующем море корабль, попавший в их плен, отказавшись от привычных картин рафинированных преступлений и блуда, которые стали превращаться для него в какой-то допинг; от привычных знакомств и связей, основа которых солидарность в грехе и состязания на выносливость в болтовне, одним словом, подавив в себе помыслы и эмоции, он останется в душевной пустоте, в состоянии мертвящего равнодушия и бесчувствия и будет чувствовать только одно — свою беспомощность, как ребенок, выпавший из люльки.

     Здесь мы встречаемся с непониманием христианской жизни. Христианское бесстрастие по своему смыслу и значению не только отличается от бесстрастия пантеистической мистики, например, буддизма, но противоположно ему. Христианское бесстрастие — это очищение чувств от аффективности и порочных влечений, это одухотворение души, это исцеление воли, это приведение эмоций в состояние гармонии. Здесь искореняются не эмоции, а их диссонирующие звуки; здесь не уничтожается мысль, а освобождается ум от хаоса помыслов; душа освобождается от рабства похотей и темных влечений и здесь начинается истинная жизнь души.

     В пантеистической мистике душа не возрождается от греха. Психическое  содержание человека отождествляется  со злом, причиняющим страдание, которое  надо уничтожить. Здесь силы, способности  и проявления души не очищают от гноя греха, а отсекают определенными медитативными упражнениями, как хирургическим ножом. Большинство наших интеллигентов не знакомы с характером христианской мистики, в основе которой лежит преображение, поэтому они путают ее с мистикой уничтожения, с мистикой смерти, которая стремится превратить душу в темный вакуум, где исчезают как в какой-то бездне, мысли, чувства и представления.

     Христианский  аскетизм имеет жизнеутверждающий  характер, но эта жизнь не интеллектуальное «обжорство» внешними знаниями, не пароксизмы страстей, потрясающих душу, а воскрешение духа, которое ощущается человеком, как полнота и глубина жизни. Впрочем, надо сказать, что современная интеллигенция в большинстве своем знает о восточных учениях по их европейским подделкам, поэтому за привычной для европейца терминологией не видит их сатанинского лица. Мы хотим сказать, что в христианстве душа испытывает страдания в борьбе с грехом и страстями, въевшимися в нее.

     Эта борьба может быть временами тяжелой  и острой, но благодать утешает человека и в минуты испытаний дает ему силы и даже радость. Но равнодушие и бесчувствие, которых боятся интеллигенты, вернее оправдывают свою боязнь расстаться со своими страстями, чужды христианству. Равнодушие и бесчувствие к человеческой личности порождают другое - потерю смысла жизни, эгоизм и пантехнологизм, который переходит в агрессию машины против человека. Компьютер завоевывает все новые и новые пространства человеческой души, иссушая и порабощая ее. Человек сначала добровольно, а потом невольно скатывается в плен машины, где нет живых отношений даже в той форме, которые существовали между человеком и животными. Раньше были сказки, персонажами которых были звери; теперь появились новые фантастические сказки о «взбунтовавшихся» компьютерах, которые потеряли управление и контроль.

     Машиной можно пользоваться, но машину нельзя любить. Технологическая система  меняет менталитет человека, и он относится  к окружающим людям, как к машинам, от которых надо защищаться и которыми надо пользоваться. В мире компьютеров нет места человеческой личности, а в душе человека нет места для Бога. Компьютер убивает интеллект, поэтому мы предполагаем, что через несколько поколений сама интеллигенция исчезнет, как вымерли мамонты в ледниковый период. Останутся узкие специалисты, как надсмотрщики за машинами, которых ничего не будет интересовать, кроме собственных аппетитов. Власть над машинами не принесет им счастья и в своем эгоизме они будут похожи на узников, родившихся в тюрьме. Земля будет рождать уродов (чудовищ), написано в книге Ездры. Жизнь человека без любви неестественна, поэтому он не может удержаться даже на уровне биологизма. Потеряв способность любить, он впадает в состояние стертого безумия и различные патологии. И здесь практически позитивизм переходит в демонизм. Только христианство, дарующее человеку любовь и учащее его любить, может освободить человечество от перспективы коллективного безумия, маний и фобий. Уже среди душевнобольных появляется особый вид фобий: больному кажется, что какие-то скрытые аппараты направляют на него смертоносные радиоактивные лучи...

     Значительная  часть околоцерковной интеллигенции  — сторонники экуменизма. Не зная серьезно ни православия, ни католицизма, ни протестантства, они кричат о грехе разделения и требуют экуменического соединения конфессий, представляя всемирный Совет Церквей в общую кухню в коммуналке.

     Дорогие друзья! Позвольте обратиться к вам  с предложением: чтобы не было войн, разногласий и мордобоев, давайте  устроим экуменический союз философов, который задался бы целью объединить в одну систему все философские школы. На ассамблеях этого совета и его рабочих комиссиях должно быть доказано, что между философией Канта, Шеллинга, Гегеля, Маркса, Ницше, Булгакова и Митрохина нет никаких разногласий, что все они учили об одном и том же, только в различных терминологиях и формулировках. Будем разбирать Упаниша-ду, «Диалоги» Платона, дошедшие до нас произведения Гераклита и Эпикура, парадоксы Диогена, вещания Гартмана и т.п. и объявим удивленному миру, что между этими мыслителями и их творениями не существует никакого противоречия, что можно найти общую платформу, подобную железнодорожной платформе, на которой они уместились бы все; что можно найти точку философского минимализма, как интеллектуальный котел, в котором можно сварить из этих систем общую похлебку.

     Вы  шокированы таким неуважением к  философии, но ведь вы тоже самое требуете от нас. Вы упрекаете Церковь в  конфессиональной гордыне, потому что  такие понятия, как откровения и  истина, стали вам чужды и непонятны. Вы имеете дело с представлениями, для которых нет твердых критериев и ориентиров, где только один постоянный фактор - это их эфемерность и непостоянство.

     Для вас догмат это тоже человеческое представление, поэтому борьбу за чистоту  догматов вы считаете фанатизмом и не прочь сравнить ее с войной в Лилипутии, возникшей из-за спора о том, как надо разбивать вареные яйца - с тупой или острой стороны...

     Для дикаря может показаться странным, почему золото ценится дороже меди, ведь оба блестят. Напомним, что Свифт предложил рецепт для объединения разномыслящих: сделать трепанацию черепов, разделить мозги на две части и приживить к стороннику одной теории или политической партии половину мозгов его оппонента, и наоборот; если мозг будет разрезан точно на половину, и операция произойдет в стерильных условиях, то после заживления головы единомыслие неизбежно.

     Предлагаем  уникальный метод для экуменического объединения. Членов делегаций экуменической  ассамблеи запереть в зале, как  кардиналов в Сикстинской капелле  при избрании папа, пока они единогласно не вынесут решения объединиться и скрепят эти решения собственноручными подписями. После экуменического объединения настанет эпоха мира и благоденствия, прекратятся такие бедствия, как войны, голод, эпидемии и даже солнечные бури.

     Теперь  о другом вопросе, касающемся современной  философии.

     Почему  Гегель стал «властителем дум» интеллигенции XIX-го столетия и инерция его влияния  продолжается до наших дней? Даже Маркса в какой-то степени можно назвать  гегельянцем, только отразившему в своем учении концепции Гегеля как отношения негатива к позитиву, или, говоря по другому, Маркс похож на комсомольца, который, «раскулачив» Гегеля, поселился в его доме и стал свободно распоряжаться его имуществом.

     Если  бы Гегель жил во времена Маркса, то он мог бы подать на него судебный иск, обвиняя его в плагиате. Но, все-таки, вернемся к вопросу: в чем заключалось «обаяние» Гегеля на целые поколения интеллигенции? Нам кажется в том, что философия Гегеля оказалась камертоном, который уловил диссонансы и противоречия в психической жизни интеллигенции. В его философии самым причудливым образом соединены друг с другом два кажущихся антипода: рационализм и агностицизм. Его система это апофеоз рационализма, в тоже время сама концепция и ее содержание глубоко агностичны: тезис порождает антитезис и оба сливаются в синтезе. Этот этап борьбы завершается качественно новым состоянием — синтезом той реалии, которая становится тезисом для нового антитеза и т.д. Синтез - не количественный, а качественный итог, поэтому он всегда больше своих элементов. Так что, каждая теория относительна, она должна смениться или стать частным случаем другой, более общей теории, которая откроется нам в будущем.

     Оккультизм, выразив себя через гегелевские  категории, как, например, антропософия, говорит о перманентных откровениях. В отношении религии гегельянство ломает все догматы, оно учит о релятивизме все религиозных понятий. Человек теряет веру, евангельские откровения, ожидая новые, качественно другие откровения. Этот религиозный скептицизм присущ иллюминатам, розенкрейцерам, другим оккультным сектам и тайным союзам, цель которых расшатать и затем уничтожить христианство.

     Гегельянство - учение о непрекращающихся революциях как движущей силы истории. Это почувствовала  интеллигенция, которая, не создав ничего позитивного, живет на волне вечного протеста. Не гегельянство покорило интеллигенцию, а в гегельянстве она увидела свое отражение. Даже крупные религиозные мыслители, т.н. «серебряного века» философии, не могли преодолеть демонических чар диалектики, которая по сути дела является методом логизации абсурда, там предрешена борьба любым тезисом, как с любой константой, во имя утопического синтеза, во имя философского хилиазма. Не истеричное ницшеанство, а проникнутое логизмом гегельянство можно назвать упадком и декаденсом философии. 

     Заключение

     Итак, развитие культуры представляет собой  смену культов, которые рождаются  человеком и им же ниспровергаются. Все культы являются частными проявлениями потребности человека соответствовать понятию "человек". Может быть, это нравственный долг перед Богом, или перед обществом, или перед самим собой. Но, так или иначе, осознавая это стремление, как бы выходит за рамки культуры. В данном случае можно говорить о рождении идеала в человеке.

     Культура ведет к идеалу. Культура порождается идеей, т.е. проблеском идеала в сознании человека. Все культы есть идеализации того, что человек принимает за идеал. Идеал есть свет природы в человеке. В поисках идеала человек обращается к культуре, являясь источником последней. Многое в человеке обусловлено культурой, и постичь свою непосредственность очень нелегко. Для того, чтобы понять это, человек должен пройти через культуру:

     Старательно мы наблюдаем свет,

     Старательно людей мы наблюдаем 

     И чудеса постигнуть уповаем

     Какой же плод науки долгих лет?

     Что, наконец, подсмотрят очи зорки?

     Что, наконец, поймет надменный ум

     На  высоте всех опытов и дум,

     Что? Точный смысл народной поговорки.

     (Е.А.  Баратынский).

     В данной работе были рассмотрены и  раскрыты понятия культа и культуры, определена их взаимосвязь, рассмотрены пять основных разновидностей культов. Также были представлены точки зрения философов и ученых, которые непосредственно работали с вопросами, связанными с культами. 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы:

     1. [Электронный ресурс] Режим доступа:

     http://www.koob.ru/karelin_rafail/kult_i_kultura_v_istorii_poznaniya

     2. Карелин Рафаил "Культ и культура  в истории человеческого познания"

     3. [Электронный ресурс] Режим доступа:

     http://www.jnana.ru/science/torch08.html

     [Классификация  культов]

     4. [Электронный ресурс] Режим доступа:

Информация о работе Культ и культура