Культ и культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 12:57, реферат

Краткое описание

Данная тема является актуальной, т. к. с глубокой древности и по настоящее время человечество поклоняется каким-либо культам, совершенствуюсь при этом. Каждый период в жизни человечества начинался своими культами, а заканчивался культурой. Совершенствуясь, человек стал понимать процессы, происходящие в мире, и стал переходить на новую ступень развития, избавляясь от старых культов.
Основными целями данной работы являются:
раскрыть понятия культура через понятие культ;
объяснить связь этих понятий;
рассмотреть классификацию культов;
рассмотреть несколько точек зрения о понятии культ, а именно труды Флоренского П. А., Бердяева Н. А.Карелина Р.

Оглавление

Введение……………………………………………………..……………..2
1 Классификация культов………………………………………..………..3
1.1 Психотехнические культы…………………………………………..3
1.2 Мистериальные культы……………………………………………...3
1.3 Универсальные культы………………………………………………4
1.4 Обрядовые культы…………………………………………………...5
1.5 Нерелигиозные культы……….……………………………………..6
2 П.А. Флоренский Культ – соприкосновение с иными мирами………8
3 Н.А. Бердяев иерархический характер культа………………………..10
4 Карелин Рафаил "Культ и культура в истории человеческого познания"…………………………………………………………………….…..12
Список литературы……………………………………………………….32

Файлы: 1 файл

Культ и культура.doc

— 150.50 Кб (Скачать)

     Содержание

     Введение……………………………………………………..……………..2

     1 Классификация культов………………………………………..………..3

       1.1 Психотехнические культы…………………………………………..3

        1.2 Мистериальные культы……………………………………………...3

        1.3 Универсальные культы………………………………………………4

        1.4 Обрядовые культы…………………………………………………...5

        1.5 Нерелигиозные культы……….……………………………………..6

     2 П.А. Флоренский Культ – соприкосновение с иными мирами………8

     3 Н.А. Бердяев иерархический характер  культа………………………..10

     4 Карелин Рафаил "Культ и культура  в истории человеческого познания"…………………………………………………………………….…..12

     Список  литературы……………………………………………………….32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

 

     Культ – беспрекословное преклонение перед известной (как правило, испокон, от предков), освоенной, но не познаваемой силой, законом (или жизненным циклом).

     Культура – совокупность культов (законов), соблюдение которых признается животворным, поэтому распространяется на возможно более широкий круг людей, передается из поколения в поколение, используется для воспитания главным образом молодых людей. Иными словами, это система правил, вошедших в быт (непререкаемых, основных), которые используются для возделывания ими настоящего, чтобы в будущем получить наилучшие плоды.

     Представленная работа посвящена изучению темы «Культа и культуры».

     Данная  тема является актуальной, т. к. с глубокой древности и по настоящее время человечество поклоняется каким-либо культам, совершенствуюсь при этом. Каждый период в жизни человечества начинался своими культами, а заканчивался культурой. Совершенствуясь, человек стал понимать процессы, происходящие в мире, и стал переходить на новую ступень развития, избавляясь от старых культов.

     Основными целями данной работы являются:

  1. раскрыть понятия культура через понятие культ;
  2. объяснить связь этих понятий;
  3. рассмотреть классификацию культов;
  4. рассмотреть несколько точек зрения о понятии культ, а именно труды Флоренского П. А., Бердяева Н. А.Карелина Р.

     1 Классификация культов

     1.1 Психотехнические культы. Это культы, весьма далекие от тех форм религиозности, которые обычно обозначаются данным словом. В качестве примера можно привести культы тантрических божеств в буддизме, которые обычно известны под тибетским названием "йидам". Тантрические божества, по существу, представляют собой искусственно сконструированную форму архетипа, кодирующую высшие состояния сознания, реализуемые адептом в ходе йогической психотехнической процедуры, имеющей образ йидама своим фокусом. Такие процедуры и будут представлять собой ритуальное выражение данного культа. Сама тантрическая традиция при этом отнюдь не предполагает онтологичности йидамов как неких божественных личностей, и в таком смысле их нет, однако в качестве символических репрезентантов пробужденного (просветленного) сознания они есть – в высшем смысле, в котором они тождественны буддам. Данное обстоятельство, конечно, не мешает образам йидамов быть объектами почитания и поклонения в народном буддизме, окружающем их даже своей вторичной мифологией. Таким образом, объекты психотехнических культов непосредственно выступают в качестве созерцательных символов и своего рода образной опоры психотехнического процесса.

     1.2 Мистериальные культы. К ним относятся культы божеств, являющихся центральными персонажами мистериальных ритуалов. Более того, зачастую сам культ такого божества приобретает значимость и широкое распространение именно благодаря высокому авторитету и эффективности его ритуалов и мистерий (Дионис, Орфей y орфиков, Деметра и Прозерпина, Исида и Осирис/Серапис, Аттис, Адонис и др.). В народных верованиях те же самые божества могут почитаться в ритуалах обрядового типа.

     1.3 Универсальные культы. Это специфический тип культа, не соотносящийся однозначно с определенным типом ритуалов. Сюда входят культы, выражающие суть центральной доктрины той или иной конфессии и кодирующие все базовые идеи данной конфессии: культ единого Бога в монотеистических религиях, культ основоположника той или иной религии и т.п. Универсальные культы могут выражаться в ритуалах всех типов. Например, для монаха-исихаста культ Иисуса Христа выражается в духовном (психотехническом) делании – иисусовой молитве, направленной на созерцание нетварных энергий Бога (Фаворский свет) и обретение обожения (теозис). Тот же монах, участвующий в литургической жизни церкви, или догматически образованный клирик, или мирянин почитают Иисуса Христа в ритуалах мистериального типа (например, таинство евхаристии). И наконец, носитель народного религиозного сознания может почитать Иисуса Христа совершением ритуалов обрядового типа, делая этот культ аспектом так называемой бытовой религиозности.

     Здесь же следует отметить интересный аспект семиотичности (знаковости) культа и  ритуала. Эта знаковость является многоуровневой, и для разного типа верующих один и тот же ритуал (или культ) может  означать нечто совершенно различное  в зависимости от того семиотического уровня, на котором этот ритуал воспринимается и истолковывается. Так для кочевника-монгола тантрический ритуал может восприниматься как магическое действо стяжания сил и подчинения воле ламы гневных божеств для мирского благополучия верующих, последователь классической Махаяны увидит в нем одно из проявлений упайи – искусных методов, применяемых бодхисаттвой для спасения живых существ, а для йогина-тантрика этот ритуал представляет собой форму йогической созерцательной практики, направленной на трансформацию сознания для обретения просветления.

     То  же характерно и для семиотики  культа. Тантрическое божество (йидам) будет восприниматься на профаническом  уровне как грозный и ужасный  бог, уничтожающий врагов Учения и сокрушающий  силы зла, а на йогическом уровне – как созерцательный психотехнический символ. При этом внешние ритуальные действия, совершаемые носителями двух указанных типов религиозного сознания, внешне будут совершенно одинаковыми.

     Различна  может быть и ритуальная интенсивность выражения культов (или даже одного и того же культа в разных традициях).

     Например, в махаянском буддизме Будда почитается как одно из земных выражений (нирманакая) вечной и абсолютной истины (дхармакая), что находит свое продолжение  в культе Вечного Будды (обычно под именем Вайрочана), тогда как в южной тхеравадинской традиции ритуалы, выражающие культ Будды, имеют почти светский характер – это просто дань памяти великого человека, первоучителя, открывшего путь к освобождению, или средство (как в случае совершения подношений изображению Будды) для культивации добродетели даяния (дана-парамита). Аналогичным образом ритуалы конфуцианства могут быть направлены на обретение искренности (чэн), важнейшего для этого учения нравственного качества. Сходный пример можно привести и с культом Христа как богочеловека в православии и католицизме и как человека – учителя нравственности и некоторых модернистских направлениях протестантизма. Сильно варьирует и культ пророка Мухаммада: это посланник Бога и печать пророков, но тем не менее только человек в ортодоксальном суннизме и проявление одного из высших метафизических принципов в некоторых направлениях суфизма и неимамитского шиизма (исмаилизм и др.).

     1.4 Обрядовые культы. Культы, выражаемые в ритуалах обрядового типа. Они характерны практически для всех религий, особенно на народном (популярном) уровне. Это может быть культ священных животных, сакральных предметов, святых избранников и угодников и т.п.

     Если  в архаических верованиях подобного  рода культы служили выражением благоговейного чувства эпифании священного, то в более развитых религиях они утратили свой глубинный смысл, превратились в форму проявления бытовой религиозности, ориентирующейся на обслуживание бытовых потребностей верующих. К этому же типу может быть отнесен и любой иной тип культов (культ сакрализованных героев, исторических деятелей и т.п.), утративших и прямую, и косвенную связь с глубинным религиозным опытом и в предельном случае затрагивающих лишь эмоциональную сферу верующего.

     1.5 Нерелигиозные культы, присутствующие в религиях. Прежде всего это "культы", связанные с различными типами магии и ошибочно принимаемые за религиозные. Они могут контаминироваться с религиозными представлениями, особенно на уровне народных верований, во многом сохраняющих природу архаического синкретизма. Например, это различные формы фетишизма, чрезвычайно характерные для африканских магических представлений. От собственно магии фетишизм отличается только тем, что в нем, видимо, имеет место определенная сакрализация средства совершения магического действа. Но это отнюдь не превращает фетишистские культы в религиозные. В качестве реликта фетишистские представления могут сохраняться и в развитых религиозных учениях, особенно на их низовом уровне.

     Приведенные обоснования данной классификации ритуалов и культов показывают ошибочность существовавшего в отечественной религиеведческой литературе представления, согласно которому научная аргументация разграничения таких понятий, как "ритуал", "таинство", "обряд", невозможна, поскольку они являются синонимами и приобретают терминологическую значимость только в рамках религиозного или даже конфессионального сознания. Мы, напротив, постарались показать правомерность различного словоупотребления, указав на сущностное и функциональное разнообразие религиозных ритуалов и литургических традиций. Надеемся, что эта проблема в дальнейшем привлечет пристальное внимание исследователей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 П.А. Флоренский Культ - соприкосновение с иными мирами

     По  мнению П.А. Флоренского, древние культы потрясали и тем самым открывали возможность постижения тайн. Нередки случаи, когда перед глазами неверующего раздвигалась пелена и открывалось сущее культа. Понять культ можно не рассудочным разумением, а жизненным с ним соприкосновением. Философ предлагал создать науку о культе, то есть провести анализ культовых форм.

     Культ, по словам Флоренского, постигается  сверху вниз, а не снизу вверх. Что  это означает? У каждого есть свой опыт постижения культа. Он, стало быть, идет в понимании проблемы от некоего, уже приобретенного опыта. Подойти же к культу снизу вверх - означает осмыслить, углубить и расчленить свои, уже имеющиеся впечатления от культа.

     Если  рассматривать культ снизу вверх, то мы подойдем к проблеме культурогенеза, то есть обратимся к вопросу, который уже возникал в нашем изложении. Речь пойдет о том, какой вид деятельности вызвал кжизни культуру как феномен. Можно, по видимому, раскрывая концепцию Флоренского, рассуждать о том, какой смысл открывается человеку от погружения в реальность. Но можно подойти к действительности с опытом трансцендентального. Отсюда сформулированная им задача: "необходимо доказывать осмысленность вещей и овеществленность смыслов".

     Флоренский  анализирует отступления от этих установок, которые ощутимы в европейском сознании. Вещи стали рассматриваться только как утилитарные, а понятия только как убедительные. Иначе говоря, культура утратила сакральное измерение. Все стало светским. "Так произошла западноевропейская гуманитарная цивилизация - гниение, распад и почти уже смерть человеческой культуры". Культ Флоренский рассматривает как бутон культуры.

     Предметы  культа философ трактует как осуществленное соединение временного и вечного, ценности и данности, нетленности и гибнущего. "Человек - сам живое единство бесконечности и конечности, вечности и временности, безусловности и тленности, необходимости и случайности, узел мира идеального и мира реального, "связь миров" (Державин), и он не может творить иначе, как свои же подобия, то есть такие же противоречия горнего и дольнего, каков сам он".

     Культура  и религия близки по духу, ибо  смысл религии соединять Бога и мир, дух и плоть, смысл и  реальность. Кроме известных и  расхожих типов деятельности - теоретической  и практической, Флоренский выделяет еще одну -литургическую, производящую святыни. При осмыслении феномена культа Флоренский критикует сложившиеся подходы к проблеме. "Если идеологизм, господствовавший в век единодержавства оторванного теоретического разума, в век абсолютных монархий и террора, все сводил к великому, законодательствующему над жизнью, уединенному ratio, то экономизм, развившийся в середине Х1Х века, среди спешно уторопленногоростатехники, но при понижен . ном до последней степени чувстве ценности и силыличности, при все растущем значении масс, - экономизм, говорю, напротив, все сводит к экономическим потребностям масс".

Информация о работе Культ и культура