Крещение Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 21:10, реферат

Краткое описание

Христианство в Древней Руси существовало еще задолго до придания ему статуса официальной религии, но оно было слабо распространенным и конечно, не могло конкурировать с язычеством.

Оглавление

Введение 3

Предпосылки принятия христианства 4

Крещение Руси 5

Православная церковь в первые века своего существования 8

Заключение 12

Библиографический список 13

Файлы: 1 файл

крещение руси.docx

— 40.15 Кб (Скачать)

По словам историка Я.Н.Щапова: "распространение христианства проводилось княжеской властью  и формирующейся церковной организацией насильно, при сопротивлении не только жрецов, но и различных слоев населения". Подтверждение этому можно найти  у Татищева В.Н. , который исследуя летописные рассказы о крещении, приводит такие факты: митрополит Илларион Киевский признавал, что крещение в Киеве  происходило по принуждению: "Никто  не сопротивлялся княжескому приказу, угодному Богу, и крестились если не по собственной воле, то из страха перед  приказавшими, ибо его религия была связана с властью". В других же городах замена традиционного культа новым встречала открытое сопротивление. 

Сопротивление введению христианства. Основная часть населения  Руси оказывала активное или пассивное  сопротивление новой религии. Именно всеобщее неприятие ее в условиях пусть даже ограниченного народовластия  сорвало планы киевской знати  и превратило введение христианства в многовековой процесс. 

В большинстве открыто  восставших против насаждения христианства городов выступила поместная  светская и прежняя духовная знать. Так, известно о восстании князя  Могуты, которое длилось с 988 по 1008 г. Многолетняя борьба Могуты завершилась его пленением, а затем помилованием со ссылкой в монастырь. 

Восставшие повсеместно  разрушали храмы, убивали священников  и миссионеров. Восстания в разных регионах были сходны по своему характеру  с восстаниями в Суздале, Киеве, Новгороде, в них слились воедино  антихристианские и антифеодальные мотивы. 

Необходимо обратить внимание на два момента. Первый заключается  в том, что восстания происходили  в основном в неславянских землях, где к указанным мотивам присоединилась и борьба за самостоятельность. Именно с этого времени на Руси начали проявляться одновременно три процесса: христианизация, феодализация и колонизация  соседних земель. Для второго момента  характерно удивительное совпадение дат  восстаний со смертью князей или  их отсутствием, вызванным феодальными  распрями, т.е. периоды относительного безвластия. Но причины восстаний  в XI в. уже другие. Их начало, как правило связано с ухудшением экономического положения народных масс, периодическим недородом и многолетним голодом. Между тем, центральное киевское правительство, не обращая внимание на трудности северо-восточных земель, продолжало поборы с населения. Положение усугублялось междоусобными войнами, сопровождавшимися грабежами. В это трудное время глашатаями народного гнева выступили волхвы. По мере укрепления христианства они теряли свои права, а вместе с тем и источники существования, находили себе новые занятия, чаще всего врачевание. Чтобы уничтожить эту социальную группу —своих идейных врагов, - церковники обвинили их в «колдовстве», в применении вредной «земли» и «потвора», настраивали против них верующих и государство. Без суда и следствия были уничтожены и скоморохи, досаждавшие церкви лишь юмором, играми и песнями. 

Восстание 1024 г. в  Суздале происходило во время  войны между киевским и тутараканским князем, в результате которой в городе была ослаблена киевская власть. Во главе его также стояли волхвы.  Эта социальная группа была и материально заинтересованной стороной в сохранении прежней религии. Отстаивая старину, они боролись и за свои экономические интересы. Но следует обратить внимание на то, что призыв служителей культа раннее национальной религии был поддержан всем народом. Это говорит о крайне незначительном влиянии православия на горожан. Летопись сообщает: "Услыхав о волхвах, Ярослав пришел в Суздаль; захватив волхвов, одних отправил в изгнание, а других казнил». Кровавая расправа над восставшими была рядовым явлением , и летописец не считал нужным говорить о ней. 

Восстания 1071г. в  Ростовской земле и Новгороде  было вызвано теми же причинами. Большинство  народа шло за волхвами, а не за духовенством, которое защищало интересы знати. 

Оба восстания имели  глубокие социальные причины, носили антифеодальный характер и антицерковный характер. Безусловно, что социальной основой  этой борьбы явились классовые противоречия , но они наносили удары по процессу христианизации, сдерживали ее ход, заставляли церковь приспосабливаться. 

Борьба против православной идеологии неоднократно принимала  форму ересей. Все исследователи, в том числе и церковные, видят  причину их появления в нравственном разложении духовенства. Особо выделяется среди них стригольничество. Стригольник (цирюльник) Карп и его соратники  предлагали ликвидировать монашество, церковную иерархию, отказаться от треб и таинств, отрицали догмы о  воскрешении мертвых, о потустороннем  мире. Поддержка движения народными  массами подтверждала их негативное отношение к Русской православной церкви даже через три века после  введения христианства. 

Первые попытки  насаждения христианства в Северо-Западной Руси натолкнулись на сопротивление  народных масс и бояр, группировавшихся вокруг местных князей. Церковные  историки считают, что первые христианские храмы здесь возникли уже в 988г. Рогнеда, сначала насильственно завоеванная Владимиром, а потом отвергнутая им же после его брака с Анной, согласилась немедленно принять христианство и была отправлена в специально построенные для нее в г. Изяславле монастырь и церковь. После выбора Владимиром новой жены она воскликнула: «Прошу, уневести меня своему Христу и да приму святой, ангельский, иноческий образ». 

В Северо-Западном крае не было ни той верховной знати, какая  была в Киеве, ни таких развитых международных  связей, которые создавали предпосылки  к проникновению христианства. Местная знать еще не ощущала настоятельной потребности в классовой религиозной идеологии и справлялась с народными массами прежними методами. Вместе с тем она, и не без оснований, предполагала, что введение христианства повлечет за собой потерю самостоятельности. Поэтому попытки давления сверху неминуемо вызвали сопротивление не только низов, но и местной знати, чьи интересы не мог не учитывать великокняжеский посланник, если он думал оставаться во главе княжества. 

Все старшие князья Владимира в 988гг. уже находились во главе княжеств, поэтому во время  крещения их не было в Киеве Удельные князья, представляя интересы своих  земель, не могли уже бездумно и автоматически повторить шаг киевского князя, проигнорировавшего мнение дружинников и знати, настороженно воспринимавших любое мероприятие Киева. 

Владея крупнейшим княжеством Киевской Руси, полоцкий князь  Изяслав (988—1001г.) совершенно не считался с Киевом, вел самостоятельную  торговлю с прибалтийскими народами и Германией. После его смерти, причины которой неизвестны, стал княжить Брячислав. Это произошло вопреки укоренившемуся правилу, по которому Владимир посылал в таких случаях младших сыновей. Брячислав не только не подчинился Киеву, но и начал борьбу с ним за Новгород и в конце концов захватил его и разрушил (1021г.). В пользу того, что процесс христианизации не начинался ни при Изяславе, ни при Брячеславе, свидетельствует как полное отсутствие союзнических связей с Киевом и отсутствие каких-либо сведений о строительстве здесь церквей. 

Князь Туровский Святополк имел особые счеты к Владимиру и, видимо, давно мечтал, как и другие князья, отделиться от Киева. В этом уверял, излагая события тех лет, известный деятель церкви Кирилл Туровский. Он специально подчеркивал, что Святополк «задумал восстать против отца», но имела место также и попытка Святополка избрать другую веру. Об этом свидетельствует и то, что он подружился с печенегами, находясь у них заложником (1008), и его брак с дочерью Болеслава (1013), и то, что с женой на Русь прибыл епископ Рейнберн, который хотел вместе со Святополком ввести здесь католицизм. 

Владимир, возмущенный  позицией Святополка по отношению к  христианству, вызвал его в Киев и вместе с женой и духовником посадил в тюрьму, но польский князь  Болеслав двинулся на Киев, освободил зятя и оставил в Киеве Святополка и Владимира. Существует мнение, что Святополк был регентом престарелого князя Владимира. Это вполне возможно, иначе непонятны условия его пребывания в Киеве после освобождения. После смерти Владимира, как сообщает летопись, «Святополк сел в Киеве... и созвал киевлян и стал давать им подарки. Они же брали, но сердце их не лежало к нему, потому что братья (дружинники) их были с Борисом». Во время правления Святополка — с 1015 по 1019г. христианство развивалось на Руси слабо, в летописях так же нет упоминаний о строительстве христианских храмов. Это подтверждается также летописной характеристикой Святополка, где он назван коварным змеем, окаянным, законопреступником, не знающим бога. 

В основе событий 1015г. лежат не личные притязания сыновей  Святослава, а причины политического  и идеологического характера. На Святополка, как на язычника-варвара, были списаны все преступления Ярослава. Такие возможности появились сразу же после поражения Святополка, не нашедшего поддержки у про христианской киевской знати, и из-за почти полного отсутствия свидетелей убийства Бориса и Глеба. Святополк, не без участия Ярослава превратился в кровожадного убийцу, окаянного противника христианства, не знающего бога. События 1015г. показали, что возврата к прежней вере в Киеве не могло быть. Но тем не менее и после смерти Святополка Турово-Писская земля на приняла Христианства. Ее возглавил Ярополк, сын Изяслава Полоцкого, активного противника киевской политики. Его сыновья и внуки продолжали заложенную в начале века политику сопротивления христианизации. 

Полоцкий князь  Брячислав Изяславович не часто упоминается в летописях, но о Всеславе (1044—1101), сыне его, сложены легенды, но критического отношения к Святополку и Всеславу историки не скрывают. Всеслава всегда осуждают за взятие Новгорода, где он разрушил, прежде ограбив, храм Софии, увез принадлежности культа и даже колокола. Скорее всего это был выпад против христианства. Сыновья Ярослава, которые, как и отец, были поборниками новой религии, организовали против Всеслава совместный поход, захватили многие города, перебили население Минска . В битве на Немиге, как отмечается в «Повести временных лет», Всеслав держал «бой жестокий и много людей пало, … одолели Изяслав, Святослав, Всеволод». Поверив в клятву Ярославовичей (крестоцелование), он пришел к ним на переговоры, где был схвачен и отправлен в киевскую тюрьму. Это можно рассматривать как клятвонарушение, показывающее, что крестоцелование еще не обеспечивало нравственной ответственности. Дальнейшие события разворачивались стремительно: на Русь напали половцы Ярославовичи не смогли организовать оборону Киева. Видя беспомощность князей, народ потребовал всеобщего вооруженного отпора. Однако Изяслав отказался вооружить народ и был свергнут. Восставшие городские низы, возмущенные бездеятельностью князей и христианскими порядками, находят себе предводителя в темнице. Всеслав был объявлен киевским князем. Без сомнения, из темницы на престол был посажен противник правящей партии.

К мероприятиям Всеслава по защите Руси про христианская организация  относилась враждебно, тем не менее  формальная христианизация Руси продолжалась и лишь к началу XX века почти все  народности нашей страны, придерживавшиеся дохристианских (языческих) верований, были обращены —по крайней мере номинально —в русское православие».

3.Православная церковь  в первые века своего существования

После придания христианству статуса государственной религии  церковь предприняла меры по развитию и укреплению организационных структур. 

Церковь на Руси была организована так: во главе ее стоял  киевский митрополит, а в крупных  городах находились епископы, ведавшие всеми церковными делами большой  округи —епархии (на первых парах их было пять, потом их число дошло до пятнадцати). Хотя принятие христианства из Византии не привело к политическому и даже в полное мере религиозному подчинению ей Руси, но епископы, а затем митрополиты, как правило, до XIII в. были греками, однако они полностью зависели от киевского князя. С обособлением отдельных княжеств каждый князь стремился к тому, чтобы его столица имела своего епископа. 

Первые годы церковь  и ее епископские кафедры находились полностью на содержании князей. Однако, расширение церковного аппарата заставило искать другие источники. Ими могли быть отчисления от государственных доходов, что создавало предпосылки для слияния государственного и церковного аппаратов. 

Русская митрополия делилась на епископии, которые соответствовали структуре светской власти. Вначале XI века образовались епископии в Новгороде, Чернигове, Переславле. В церковных источниках, русских и польских, неоднократно появлялись намеки на наличие в Полоцке и в Турове епископии, созданных самим Владимиром. «Авторы сборника «Белоруссия и Литва» со ссылкой на польские источники относят образование полоцкой епархии во главе с епископом Миной к 1000 г. Если верить Киевско-Печерскому патерику архимандрида Тризны «Туровский епископии завет блаженного Владимира», то она возникла в 1005г. Первым ее епископом был Фома, в духовном подчинении которого были города Пинск, Новгородок, Городен, Брестье, Волковск, Здитов, Небель, Степан, Дубровицы, Височко, Случеск, Копысь, Ляхов, Городок, Смердынь». Во второй половине XI века была создана епископия во Владимире-Волынском. Позднее появились смоленская, рязанская, галичская, луцкая, суздальская и другие. Они возникали по мере образования новых княжеств. Епископам принадлежала вся полнота церковной власти в их области —не только право суда над духовенством, но и суда по многим гражданским делам. Епископами могли быть только лица, постриженные в монашество. Если кандидат в епископы происходил из «белого»духовенства и был женат, то его жена должна была уйти в отдаленный монастырь. 

Митрополит и епископы владели землями, селами и городами: у них были свои слуги, холопы, изгои  и даже свои полки. Князья на содержание церквей давали «десятину»—десятую долю своих даней и оброков. 

Информация о работе Крещение Руси