Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 21:10, реферат
Христианство в Древней Руси существовало еще задолго до придания ему статуса официальной религии, но оно было слабо распространенным и конечно, не могло конкурировать с язычеством.
Введение 3
Предпосылки принятия христианства 4
Крещение Руси 5
Православная церковь в первые века своего существования 8
Заключение 12
Библиографический список 13
По словам историка
Я.Н.Щапова: "распространение христианства
проводилось княжеской властью
и формирующейся церковной
Сопротивление введению
христианства. Основная часть населения
Руси оказывала активное или пассивное
сопротивление новой религии. Именно
всеобщее неприятие ее в условиях
пусть даже ограниченного народовластия
сорвало планы киевской знати
и превратило введение христианства
в многовековой процесс.
В большинстве открыто
восставших против насаждения христианства
городов выступила поместная
светская и прежняя духовная знать.
Так, известно о восстании князя
Могуты, которое длилось с 988 по 1008 г. Многолетняя
борьба Могуты завершилась его пленением,
а затем помилованием со ссылкой в монастырь.
Восставшие повсеместно
разрушали храмы, убивали священников
и миссионеров. Восстания в разных
регионах были сходны по своему характеру
с восстаниями в Суздале, Киеве,
Новгороде, в них слились воедино
антихристианские и антифеодальные
мотивы.
Необходимо обратить
внимание на два момента. Первый заключается
в том, что восстания происходили
в основном в неславянских землях,
где к указанным мотивам
Восстание 1024 г. в
Суздале происходило во время
войны между киевским и тутараканским
князем, в результате которой в городе
была ослаблена киевская власть. Во главе
его также стояли волхвы. Эта социальная
группа была и материально заинтересованной
стороной в сохранении прежней религии.
Отстаивая старину, они боролись и за свои
экономические интересы. Но следует обратить
внимание на то, что призыв служителей
культа раннее национальной религии был
поддержан всем народом. Это говорит о
крайне незначительном влиянии православия
на горожан. Летопись сообщает: "Услыхав
о волхвах, Ярослав пришел в Суздаль; захватив
волхвов, одних отправил в изгнание, а
других казнил». Кровавая расправа над
восставшими была рядовым явлением , и
летописец не считал нужным говорить о
ней.
Восстания 1071г. в
Ростовской земле и Новгороде
было вызвано теми же причинами. Большинство
народа шло за волхвами, а не за духовенством,
которое защищало интересы знати.
Оба восстания имели
глубокие социальные причины, носили антифеодальный
характер и антицерковный характер.
Безусловно, что социальной основой
этой борьбы явились классовые противоречия
, но они наносили удары по процессу христианизации,
сдерживали ее ход, заставляли церковь
приспосабливаться.
Борьба против православной
идеологии неоднократно принимала
форму ересей. Все исследователи,
в том числе и церковные, видят
причину их появления в нравственном
разложении духовенства. Особо выделяется
среди них стригольничество. Стригольник
(цирюльник) Карп и его соратники
предлагали ликвидировать монашество,
церковную иерархию, отказаться от
треб и таинств, отрицали догмы о
воскрешении мертвых, о потустороннем
мире. Поддержка движения народными
массами подтверждала их негативное
отношение к Русской
Первые попытки
насаждения христианства в Северо-Западной
Руси натолкнулись на сопротивление
народных масс и бояр, группировавшихся
вокруг местных князей. Церковные
историки считают, что первые христианские
храмы здесь возникли уже в 988г.
Рогнеда, сначала насильственно завоеванная
Владимиром, а потом отвергнутая им же
после его брака с Анной, согласилась немедленно
принять христианство и была отправлена
в специально построенные для нее в г.
Изяславле монастырь и церковь. После
выбора Владимиром новой жены она воскликнула:
«Прошу, уневести меня своему Христу и
да приму святой, ангельский, иноческий
образ».
В Северо-Западном крае
не было ни той верховной знати, какая
была в Киеве, ни таких развитых международных
связей, которые создавали предпосылки
к проникновению христианства. Местная
знать еще не ощущала настоятельной потребности
в классовой религиозной идеологии и справлялась
с народными массами прежними методами.
Вместе с тем она, и не без оснований, предполагала,
что введение христианства повлечет за
собой потерю самостоятельности. Поэтому
попытки давления сверху неминуемо вызвали
сопротивление не только низов, но и местной
знати, чьи интересы не мог не учитывать
великокняжеский посланник, если он думал
оставаться во главе княжества.
Все старшие князья
Владимира в 988гг. уже находились
во главе княжеств, поэтому во время
крещения их не было в Киеве Удельные
князья, представляя интересы своих
земель, не могли уже бездумно и автоматически
повторить шаг киевского князя, проигнорировавшего
мнение дружинников и знати, настороженно
воспринимавших любое мероприятие Киева.
Владея крупнейшим
княжеством Киевской Руси, полоцкий князь
Изяслав (988—1001г.) совершенно не считался
с Киевом, вел самостоятельную
торговлю с прибалтийскими народами
и Германией. После его смерти,
причины которой неизвестны, стал
княжить Брячислав. Это произошло вопреки
укоренившемуся правилу, по которому Владимир
посылал в таких случаях младших сыновей.
Брячислав не только не подчинился Киеву,
но и начал борьбу с ним за Новгород и в
конце концов захватил его и разрушил
(1021г.). В пользу того, что процесс христианизации
не начинался ни при Изяславе, ни при Брячеславе,
свидетельствует как полное отсутствие
союзнических связей с Киевом и отсутствие
каких-либо сведений о строительстве здесь
церквей.
Князь Туровский Святополк
имел особые счеты к Владимиру и, видимо,
давно мечтал, как и другие князья, отделиться
от Киева. В этом уверял, излагая события
тех лет, известный деятель церкви Кирилл
Туровский. Он специально подчеркивал,
что Святополк «задумал восстать против
отца», но имела место также и попытка
Святополка избрать другую веру. Об этом
свидетельствует и то, что он подружился
с печенегами, находясь у них заложником
(1008), и его брак с дочерью Болеслава (1013),
и то, что с женой на Русь прибыл епископ
Рейнберн, который хотел вместе со Святополком
ввести здесь католицизм.
Владимир, возмущенный
позицией Святополка по отношению к
христианству, вызвал его в Киев
и вместе с женой и духовником
посадил в тюрьму, но польский князь
Болеслав двинулся на Киев, освободил
зятя и оставил в Киеве Святополка и Владимира.
Существует мнение, что Святополк был
регентом престарелого князя Владимира.
Это вполне возможно, иначе непонятны
условия его пребывания в Киеве после
освобождения. После смерти Владимира,
как сообщает летопись, «Святополк сел
в Киеве... и созвал киевлян и стал давать
им подарки. Они же брали, но сердце их
не лежало к нему, потому что братья (дружинники)
их были с Борисом». Во время правления
Святополка — с 1015 по 1019г. христианство
развивалось на Руси слабо, в летописях
так же нет упоминаний о строительстве
христианских храмов. Это подтверждается
также летописной характеристикой Святополка,
где он назван коварным змеем, окаянным,
законопреступником, не знающим бога.
В основе событий 1015г.
лежат не личные притязания сыновей
Святослава, а причины политического
и идеологического характера. На
Святополка, как на язычника-варвара,
были списаны все преступления Ярослава.
Такие возможности появились сразу же
после поражения Святополка, не нашедшего
поддержки у про христианской киевской
знати, и из-за почти полного отсутствия
свидетелей убийства Бориса и Глеба. Святополк,
не без участия Ярослава превратился в
кровожадного убийцу, окаянного противника
христианства, не знающего бога. События
1015г. показали, что возврата к прежней
вере в Киеве не могло быть. Но тем не менее
и после смерти Святополка Турово-Писская
земля на приняла Христианства. Ее возглавил
Ярополк, сын Изяслава Полоцкого, активного
противника киевской политики. Его сыновья
и внуки продолжали заложенную в начале
века политику сопротивления христианизации.
Полоцкий князь Брячислав Изяславович не часто упоминается в летописях, но о Всеславе (1044—1101), сыне его, сложены легенды, но критического отношения к Святополку и Всеславу историки не скрывают. Всеслава всегда осуждают за взятие Новгорода, где он разрушил, прежде ограбив, храм Софии, увез принадлежности культа и даже колокола. Скорее всего это был выпад против христианства. Сыновья Ярослава, которые, как и отец, были поборниками новой религии, организовали против Всеслава совместный поход, захватили многие города, перебили население Минска . В битве на Немиге, как отмечается в «Повести временных лет», Всеслав держал «бой жестокий и много людей пало, … одолели Изяслав, Святослав, Всеволод». Поверив в клятву Ярославовичей (крестоцелование), он пришел к ним на переговоры, где был схвачен и отправлен в киевскую тюрьму. Это можно рассматривать как клятвонарушение, показывающее, что крестоцелование еще не обеспечивало нравственной ответственности. Дальнейшие события разворачивались стремительно: на Русь напали половцы Ярославовичи не смогли организовать оборону Киева. Видя беспомощность князей, народ потребовал всеобщего вооруженного отпора. Однако Изяслав отказался вооружить народ и был свергнут. Восставшие городские низы, возмущенные бездеятельностью князей и христианскими порядками, находят себе предводителя в темнице. Всеслав был объявлен киевским князем. Без сомнения, из темницы на престол был посажен противник правящей партии.
К мероприятиям Всеслава по защите Руси про христианская организация относилась враждебно, тем не менее формальная христианизация Руси продолжалась и лишь к началу XX века почти все народности нашей страны, придерживавшиеся дохристианских (языческих) верований, были обращены —по крайней мере номинально —в русское православие».
3.Православная церковь в первые века своего существования
После придания христианству
статуса государственной
Церковь на Руси была
организована так: во главе ее стоял
киевский митрополит, а в крупных
городах находились епископы, ведавшие
всеми церковными делами большой
округи —епархии (на первых парах их было
пять, потом их число дошло до пятнадцати).
Хотя принятие христианства из Византии
не привело к политическому и даже в полное
мере религиозному подчинению ей Руси,
но епископы, а затем митрополиты, как
правило, до XIII в. были греками, однако
они полностью зависели от киевского князя.
С обособлением отдельных княжеств каждый
князь стремился к тому, чтобы его столица
имела своего епископа.
Первые годы церковь
и ее епископские кафедры находились
полностью на содержании князей. Однако,
расширение церковного аппарата заставило
искать другие источники. Ими могли быть
отчисления от государственных доходов,
что создавало предпосылки для слияния
государственного и церковного аппаратов.
Русская митрополия
делилась на епископии, которые соответствовали
структуре светской власти. Вначале XI
века образовались епископии в Новгороде,
Чернигове, Переславле. В церковных источниках,
русских и польских, неоднократно появлялись
намеки на наличие в Полоцке и в Турове
епископии, созданных самим Владимиром.
«Авторы сборника «Белоруссия и Литва»
со ссылкой на польские источники относят
образование полоцкой епархии во главе
с епископом Миной к 1000 г. Если верить Киевско-Печерскому
патерику архимандрида Тризны «Туровский
епископии завет блаженного Владимира»,
то она возникла в 1005г. Первым ее епископом
был Фома, в духовном подчинении которого
были города Пинск, Новгородок, Городен,
Брестье, Волковск, Здитов, Небель, Степан,
Дубровицы, Височко, Случеск, Копысь, Ляхов,
Городок, Смердынь». Во второй половине
XI века была создана епископия во Владимире-Волынском.
Позднее появились смоленская, рязанская,
галичская, луцкая, суздальская и другие.
Они возникали по мере образования новых
княжеств. Епископам принадлежала вся
полнота церковной власти в их области
—не только право суда над духовенством,
но и суда по многим гражданским делам.
Епископами могли быть только лица, постриженные
в монашество. Если кандидат в епископы
происходил из «белого»духовенства и
был женат, то его жена должна была уйти
в отдаленный монастырь.
Митрополит и епископы
владели землями, селами и городами:
у них были свои слуги, холопы, изгои
и даже свои полки. Князья на содержание
церквей давали «десятину»—десятую
долю своих даней и оброков.