Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 12:43, реферат
Крещение Руси положило начало бытию нашего государства. Оно было выдающимся событием не только в истории Русской Церкви, но и в истории нашего народа. В Киеве в 988 году было положено начало христианизации Руси. Объявление христианства государственной религией произвело коренной перелом в жизни нашего народа. Через принятие христианства Киевская Русь вошла в семью христианских народов.
ВВЕДЕНИЕ.
Крещение Руси положило начало бытию нашего государства. Оно было выдающимся событием не только в истории Русской Церкви, но и в истории нашего народа. В Киеве в 988 году было положено начало христианизации Руси. Объявление христианства государственной религией произвело коренной перелом в жизни нашего народа. Через принятие христианства Киевская Русь вошла в семью христианских народов.
Киев, известный как мать русских городов, стал местом, откуда христианство распространилось по всей нашей земле, а со временем и далеко за ее пределами. Древний (ему более 1500 лет) и, как теперь говорят, «вечно молодой» Киев не был только политическим и торговым центром Киевской Руси. Он стал ее культурным центром. Именно здесь зарождалось русское зодчество.
Древняя Русь... Эти два простых слова вызывают в памяти белокаменные соборы, тяжелые, мерцающие темным золотом доски икон, суровые и просветленные лики фресок на стенах храмов, киноварные инициалы старого пергамена церковных книг. Тысячелетний фольклор сохранил нам былинные сказы о подвигах Ильи Муромца, Микулы Селяниновича, о многих богатырях, легендарных и реальных защитниках земли Русской. Князья ставили города, хаживали на соседей: мечом покоряли новые земли, тиуны вершили суд, дружина собирала дани. Русь исподволь расширялась, укреплялась и устраивалась. Так, или почти так, большинству из нас, тем, кто специально не занимается историей средних веков или искусством, литературой той эпохи, представляется Киевская Русь. Прошлое - как бы идиллия, картины простой и понятной жизни, родниково чистых рек и густых дубрав, а если рисуется оно и не такой мирной картинкой, то, во всяком случае, как нечто, основанное на твердых устоях христианского мира, на четком круге вечных представлений о Вселенной, Человеке, Боге, Добре и Зле.
В данном реферате я попробую разобраться
что же представляла Русь до Крещения,
когда и кем было проведено массовое Крещение
Руси и как это событие отразилось на жизни
и культуре русского народа.
1. РУСЬ НА ПОРОГЕ КРЕЩЕНИЯ.
Приступая к изучению темы «Крещение Руси», мы, прежде всего, должны уяснить, что такое Киевская Русь. При князе Владимире она охватила территорию от южного побережья Ладожского озера до среднего Днепра, от северного склона Карпат до средней Волги и нижней Оки. Летописец сообщает, как князь Владимир собрал под свою власть различные племена восточных славян. В 981 году выступил против ляхов и взял город Перемышль на реке Сане и Червен за Западным Бугом, дойдя, таким образом, до западных границ поселений восточных славян, которые и там уже устаивали наименование русинов. С западного рубежа Киевского княжества Владимир направил свою дружину на восток и подчинил вятичей. В 983 году он воевал с ятвягами за Неманом и присоединил к себе их землю. 984 год – его поход на радимичей и их покорение Руси. 985 год – война с болгарами. Владимир одержал над ними победу, но, по совету своего дяди Добрыни, решил не подчинять их своей власти, а заключил с ними прочный мир. Так, громадная территория, заселенная в северной и северо-восточной части племенами финского происхождения, а в остальной племенами восточных славян, была объединена в единую Русскую землю.
Князю Владимиру необходимо
Верования восточных славян IX-X столетий представляла собой сложное переплетение религиозных представлений. Человек поклонялся силам природы: воде, огню и земле. Поклоняясь воде, он верил в ее живительную силу, связывал плодородность земли с дождем, посланным небом.
Представления про земной огонь издавна связывали с огнем небесным - солнцем, что дает тепло и свет. Верили в очищающую силу огня - отсюда и обычай прыгать через огонь в ночь Ивана-Купалы. С превращением земледелия в основной вид хозяйства и с изменением в связи с этим социальных отношений, человек чаще стал олицетворять те явления природы, с которыми был связан быт землероба. Земледельческий культ ярко отразился в праздниках в честь солнечного бога.
Примерно то же самое
Язычество не было религией в современном понимании – как христианство, ислам, буддизм. Это была довольно хаотическая совокупность различных верований, культов, но не учение. Это соединение религиозных обрядов и целого вороха объектов религиозного почитания. Поэтому объединение людей разных племен, в чем так нуждались восточные славяне в X–XII вв., не могло быть осуществлено язычеством. Да и в самом язычестве было сравнительно мало специфических национальных черт, свойственных только одному народу. В лучшем случае по признаку общего культа
объединялись отдельные племена, население отдельных местностей.
Великий европейский торговый путь, известный по русским летописям, как путь «из Варяг в Греки», то есть из Скандинавии в Византию и обратно, был в Европе наиболее важным вплоть до XII в., когда европейская торговля между югом и севером переместилась на запад. Путь этот не только соединял Скандинавию с Византией, но и имел ответвления, наиболее значительным из которых был путь на Каспий по Волге. Основная часть всех этих дорог пролегала через земли восточных славян и использовалась ими в первую очередь, но и через земли финно-угорских народов, принимавших участие в торговле, в процессах государственного образования, в военных походах на Византию (недаром в Киеве одним из наиболее известных мест был Чудин двор, то есть подворье купцов племени чудь – предков нынешних эстонцев).
Благодаря торговому пути славяне имели общение с христианами в Византии и многочисленные данные свидетельствуют, что христианство стало распространяться на Руси еще до официального крещения Руси при Владимире I Святославиче в 988 году. И все эти свидетельства говорят о появлении христианства, прежде всего в центрах общения людей разных национальностей, даже если это общение бывало далеко не мирным.
Кроме того, велись войны против христианских народов и ряд авторов считает вполне установленным фактом, что князья Аскольд и Дир c «болярами» и некоторым количеством народа приняли крещение, так как во время похода на Константинополь были устрашены силой константинопольского патриарха, который, по преданию, опустил святые мощи в воду, и большая часть флота тут же затонула в ходе шторма, поднявшегося в ту же секунду. В византийских источниках описывается момент крещения руссов в период 842-867 гг., по другим источникам во времена Василия I (867—886) и патриарха Игнатия (867—877).
В конце IX века Русская епархия уже числится
в списках константинопольских епископий
сначала на 61-м, потом на 60-м месте. Эти
события иногда именуют первым (Фотиевым,
или Аскольдовым) крещением Руси.
2. КРЕЩЕНИЕ КИЕВЛЯН КНЯЗЕМ ВЛАДИМИРОМ.
Прежде всего, князь Владимир крестил 12 своих сыновей и многих бояр.
Согласно «Повести временных лет», в 6496 году «от сотворения мира» (то есть приблизительно в 988 году н. э.). Киевский князь Владимир Святославич принял решение креститься от Константинопольской Церкви. После чего, в царствование Императоров Василия II и Константина VIII Порфирородных, присланное Константинопольским Патриархом Николаем II Хрисовергом духовенство крестило киевских людей в водах Днепра и (или) Почайны. Согласно русской летописи Повесть временных лет, князь во время крещения своего народа вознёс следующую молитву: Боже великий, сотворивый небо и землю! При́зри на новыя люди сия и даждь им, Господи, уведети Тебе, истиннаго Бога, якоже уведеша Тя страны христианския, и утверди в них веру праву и несовратну, и мне помози, Господи, на супротивнаго врага, да надеяся на Тя и Твою державу, побежю козни его!
Он приказал уничтожить всех идолов, главного идола - Перуна сбросить в Днепр, а духовенству проповедовать в городе новую веру. В назначенный день произошло массовое Крещение киевлян у места впадения в Днепр реки Почайны. "На следующий же день, - говорит летописец, - вышел Владимир с попами царицыными и корсуинскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ... Люди же, крестившись, расходились по домам. Владимир же был рад, что познал бога. Это важнейшее событие совершилось, согласно летописной хронологии, принимаемой некоторыми исследователями, в 988 году, по мнению других - в 989-990 годах.
Нельзя называть приобщение к христианству
одних лишь киевлян “крещением Руси”,
этим мы допускаем грубейшее нарушение
элементарной логики, известное под названием
подмены понятий. Один из начальных моментов
длительного процесса христианизации
Древней Руси непозволительно отождествлять
со всем процессом, у многих складывается
впечатление, что это одномоментное и
вполне законченное событие, а 988 год считают
временем утверждения христианства в
древнерусском обществе. Крещение киевлян
князем Владимиром - лишь начало акции
князей Владимира и Ярослава по насаждению
христианства в пределах централизованной
Киевской Руси: крещение новгородцев,
а также жителей других древнерусских
городов, расположенных главным образом
на водном пути от Киева к Новгороду. Событие
988 года наша православная церковь считает
официальным принятием христианства на
Руси и недавно отметила тысячелетний
юбилей по этому поводу. Однако нужно разделять
два понятия: “Крещение киевлян” и “Крещение
Руси” - первое событие прошло в один день,
а второе - целая эпоха, которая растянулось
на столетия.
3. КРЕЩЕНИЕ РУСИ.
Введение христианства в Киевской Руси в качестве государственной религии было вполне закономерным явлением и не могло вызвать серьезных осложнений, хотя в некоторых местах (Новгороде, Муроме, Ростове) не обошлось без открытой борьбы, начатой предводителями язычества - волхвами. Вслед за Киевом постепенно христианство приходит в другие города Киевской Руси: Чернигов, Новгород, Ростов, Владимир-Волынский, Полоцк, Туров, Тмутаракань, где создаются епархии. При князе Владимире подавляющее большинство русского населения приняло христианскую веру и Киевская Русь стала христианской страной.
Крещение Руси создало необходимые условия для образования Русской Православной Церкви. Из Византии прибыли епископы во главе с Митрополитом, а из Болгарии - священники, привезшие с собой богослужебные книги на славянском языке; строились храмы, открывались училища для подготовки духовенства из русской среды.
Летопись сообщает (под 988 год), что князь Владимир "приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где раньше стояли кумиры. И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов и приводить людей на Крещение по всем городам и селам". С помощью греческих мастеров в Киеве был построен величественный каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Десятинный) и перенесены в него святые мощи равноапостольной княгини Ольги. Храм этот символизировал собой истинный триумф христианства в Киевской Руси и вещественно олицетворял собою "духовную Русскую Церковь".
Равноапостольный князь Владимир заботился и о просвещении своего народа. По свидетельству летописи (под 988 год) он велел "собрать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное".
Продолжателем апостольской миссии святого князя Владимира был его сын великий князь Киевский Ярослав Мудрый (1019-1054), в правление которого христианская вера на Руси, по свидетельству летописи (под 1037 год), продолжала "плодиться и расширяться, и черноризцы стали умножаться, и монастыри появляться... и умножались пресвитеры и люди христианские. И радовался Ярослав, видя много церквей и людей христианских..."
При Ярославе Мудром построены такие выдающиеся памятники русского церковного зодчества, как киевская София (заложена в 1037 году) и новгородская София (1045-1055 годы), основан знаменитый Киево-Печерский монастырь (1051 год), во многом определивший дальнейшее развитие религиозной и культурной жизни Киевской Руси. Для подготовки духовенства Ярослав Мудрый в 1030 году открыл в Новгороде школу, в которой обучалось 300 детей. Есть основания предполагать, что такие школы существовали и при других архиерейских кафедрах, и прежде всего в самом Киеве. Предметом особого попечения Ярослава Мудрого были переводы новой литературы и умножения книг путем создания списков с имеющихся рукописей. Сам Ярослав Мудрый, как утверждает летопись (под 1037 год), "книги любил, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди, наслаждаются учением божественным...
Ярослав же, как мы уже сказали, любил книги и, много их написав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам, то есть основал первую на Руси библиотеку. Благодаря книгам уже второе поколение русских христиан имело возможность более глубоко изучать истины христианской веры.
О высокой степени развития просвещения в Киевской Руси при Ярославе Мудром свидетельствует "Слово о Законе и Благодати" Митрополита Иллариона, посвященное религиозно-философскому осмыслению события Крещения Руси и, написанное, по словам самого автора, "для насытившихся с избытком книжной мудростью".
Говоря о значении христианско-просветительной деятельности святого Владимира и Ярослава Мудрого, вспомним ту образную характеристику, которую дает нам летописец (под 1037 год): "Как если бы один землю вспашет, другой же засеет, а иные и жнут и едят пищу неоскудевающую, - так и этот. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть Крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение получая книжное". Со страниц летописи звучит похвала книжному просвещению.