Кинофильм «Маленькая Вера, как социальный конструкт эпохи перестройки». Культурно – исторический анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 05:18, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы анализа обусловлена характерным примером девиантности социума, примером социальной адаптивности методом «от противного» и взаимоотношений между людьми.
Задачей курсовой работы является рассмотрение данного материала, как социального аспекта, который сыграл определенную и разностороннюю роль в эпохе перестройки.
Целью курсовой работы является раскрытие проблематики поведенческих взаимоотношений между героями и их отношения к жизни, а так же насколько актуален был в то время данный кинофильм.

Оглавление

Введение………………………………………………3
Кратко о режиссере…………………………………..4
Актуальность фильма………………………………...7
Идея фильма…………………………………………..8
Описание фильма……………………………………17
Сюжет фильма……………………………………….18
Главные герои и их характеристики……………….23
Вывод…………………………………………………31
Интересные факты…………………………………...33
Список использованных источников……………….37

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 158.50 Кб (Скачать)

Для родителей  он – хороший сыночек, послушно исполняющий  свой сыновний долг и живущий чуть ли не по всем законам Божьим.

На самом  же деле он ведет двойную жизнь. Одну – для самоудовлетворения и собственных утех, не смотря на то, что женат и имеет сына, а вторую – для показа перед родителями.

Когда он увидел Веру в обнимку с Сергеем, было заметно, что он испытал какие  – то братские переживания по отношению к ней, но прежде всего, было заметно, что в нем взыграла боязнь того, что Вера раскроет родителям правду на то, что он не такой уж и примерный и безгрешный сын.

Почему  уместно было упомянуть о возникших  братских чувствах, потому что иначе  он бы не спас сестре жизнь, заставив выпить большое количество воды, дабы избавить организм от интоксикации от выпитых таблеток.

Потом, перед отъездом обратно в Москву, он выгреб из дома все таблетки, какие  только были с целью неповторения суицида Веры.

К тому же он прекрасно понимает, что если Веры не станет, забота о престарелых родителях падет на его плечи, чего ему бы очень не хотелось, как понятно из фразы: «Как же Вы мне надоели!!!», которую он гневно бросил родителям в аэропорту.

     Жених Веры, Сергей.

 Студент – старшекурсник металлургического университета. Известный лавилас, ведущий довольно развязный образ жизни. Он становится любимым Веры и после того, как их застал врасплох Верин брат Виктор, Сергей принимает решение жениться. После того как Вера позвала его жить в  свой отчий дом, обстановка в семье, которая и без того накалена до предела, становится еще хуже. Не принимая ни принципа жизни ее родителей, ни самих родителей в целом, Сергей постоянно с ними ссорится и во время одной из потасовок страдает от отца Веры, Николая, который ударил его ножом в бок. После долгой операции, когда Сергей пришел в сознание, он решил расстаться с Верой, осознавая дальнейшую невозможность своего пребывания под одной крышей с ее родителями.

Но страх  перед будущим заставляет Сергея вернуться к девушке, ведь по случаю выписки из больницы ему некуда будет идти – его комната в общежитии уже давно занята другими жителями.

     Бывший  одноклассник Веры, Андрей

Курсант мореходного училища. Зовет ее замуж, обещает золотые горы по советским понятиям материального достатка. Но тоской веет от благополучного, чистенького Андрюши, от его квартиры с мягкой мебелью и видеомагнитофоном, от его матери, что, покуривая, пытается говорить с Верой запросто, как подружка, но безуспешно. И Вера, и друзья ее, да и сам Андрюша предпочтительно пить портвейн на заброшенной, ржавой барже. 

     Подруга Веры, Лена Чистякова.

За внешней  бравадой и наносной пошлостью скрывается натура, умеющая глубоко любить и  пойти на жертву ради любимого человека. Как и Вера, Лена хочет уехать от надоевшей серой повседневности. Глубоко переживает пустоту жизни, пытаясь разбавить ее сочинением стихотворений. Самоутверждается через чтение этих стихотворений людям, обязательно объявляя при этом. Что она их написала сама.  
 
 

     Родители Веры.

Поражают  родители Веры, простые русские люди - это какое-то порождение бессмысленной  унылой жизни советской провинции. Режиссёр нарочито выпячивает их бездуховность, нищету внутреннюю. От таких родителей  и впрямь можно отравиться, от вечно нетрезвого отца в грязной майке, от матери, которая даже и не заметила, что дочь едва-едва не покончила с собой и считает, что у них все хорошо. А героиню Негоды, Веру становится очень жалко, потому что за внешним эпатажем и бравадой скрывается обнаженная душа и дикое желание любить и жить, вопреки убожеству бытия в родном доме. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Вывод.

Василий Пичул настолько точно передал тот быт маленького городка и нравы его жителей, но в этом нет ничего удивительного, потому что он там родился и хорошо себе представлял, что же именно и как ему надо воспроизвести. Бедный внешний и внутренний мир героев. Бедное существование, бедная и опустошенная структура пространства произведения.

Смысла жизни для молодых героев не существует. Позади и впереди - небытие. Отсюда - судорожные попытки заполнить пустоту выпивкой или близостью. И если задаваться вопросом, что играет Наталья Негода, что является лейтмотивом ее роли, то ответ, безусловно, будет один: скука и непонимание, непринятие бытия.

Когда у Веры отнимают единственную игрушку - Сергея, а с родителями все более чем сложно, ей, оказывается, просто незачем жить.

Остается  не разъясненным вопрос: стоило ли дерзить, дразнить, оскорблять? Родителям, кажется, так мало надо — поговорить, выпить культурно, по-хорошему, покушать как следует и они довольны. И молодежный экстремизм по отношению к родителям — не оборотная ли сторона того же варварства, по недоразумению лишь принимаемая за новокультурный пафос меняющейся жизни? Отец и мать к пониманию не способны, но точно так же не способны к нему и Вера, и Верин брат, и ее сказочный и презрительный любовник, но ненависть к родителям, презрение к ним — это трагическое нарушение древнего закона, Божьей заповеди и  плоды этого нарушения могут быть только трагическими. Но не понимает этого ветреная и обольстительная юность, только мучается бедная маленькая Вера, которой в самое счастливое время жизни, по ее словам, «выть хочется». Да и возможно ли тут счастье, в этой плотно сбитой хамской жизни, не желающей ничего понимать и ни с чем считаться? 

Как видно, взаимоотношения между героями  накалены до предела, весьма сложны и  трудноразрешимы, потому, что никто  из них не хочет приложить усилия к перемирию, к тому, чтобы разрешить  раз и навсегда семейные разногласия. По сути, каждый из героев видит только свое: мать, что ей никто не помогает, что семейный быт она тянет на себе одна; отец, что его никто не понимает, не любит, что он «всю жизнь на них потратил, а никому – то он не нужен»; Виктор видит только свои проблемы, что его могут уволить с работы, если он еще хоть на день задержится у родителей, но за этим виднеется зияющая причина поскорее сбежать от серьезных семейных проблем; Сергей видит только то, что ему жутко скучно в этой обывательской жизни простой советской семьи; Андрей живет только своим неутолимым и неистовым желанием овладеть Верой и неразделенной любви к ней. Самой же Вере, такое создается ощущение под конец картины, вообще все равно – жить дальше или нет.

Пройдя через  ад несуразно устроенного быта, герои находят главную опору своей жизни в любви и прощении.

Пройдя через  все ссоры и перипетии, к героям фильма все же, через прощение, приходит осознание, что друг друга надо любить и беречь. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Интересные  факты.

«Встреча с 27-летним режиссером Василием Пичулом произошла совершенно случайно. Вот что позже вспоминал Пичул о работе с Негодой: «Она пришла на студию Горького получать гонорар за роль комсомолки Зины в фильме «Завтра была война». Там ее увидел наш администратор и привел ко мне. Дальше были пробы. Сначала на роль Веры планировалась Ирина Апексимова, но ее пригласили в фильм «Башня». Негода не пыталась вызвать к себе никакой симпатии, про нее всегда рассказывали жуткие истории — как она ведет себя в жизни, как в театре… Получалось нечто ужасное, и я, конечно, не горел желанием приглашать ее в фильм. И когда Апексимова отказалась от роли, Татьяна Лиознова, бывшая по тем временам вроде продюсера, заставила показать еще раз пробы и выбрала Негоду. А я был так раздавлен предательством предыдущей актрисы, что мне было совершенно все равно». Вопреки ожиданиям режиссера и съемочной группы, Негода никак не проявляла свой пресловутый дурной характер: «С ней работать было легко, даже постельная сцена (первая откровенная в отечественном кино) далась на удивление просто. Она великая актриса, а про великих всегда говорят нелицеприятные вещи. Она реально не понимала эту жизнь, но органично в нее вошла — это не от мозга идет, а от таланта. И я благодарен и судьбе, и Татьяне Лиозновой, потому что Негода стала тем нервом, который внес в фильм энергетику. Это мой первый фильм, в нем масса ошибок, но никто их не видит, потому что там есть энергетика». Возможно, именно эта сумасшедшая энергетика, а не обнаженная грудь Негоды привлекли в кинотеатры более 50 миллионов зрителей – и это в то время, когда о мощных пиар – технологиях и слыхом не слыхивали.

Так в конце 1980-х  символом веры в то, что и мы будем  жить лучше, стала маленькая провинциальная девушка Вера. Вера – раскованная  и резкая, добрая и чуткая девчонка, рвущая от жизни всё, что удается. Но не то она рвет, и оторванные куски не доставляют радости. Да и что можно оторвать в провинциальном, рабочем поселке с дикими драками под портретами вождей, танцплощадкой и прочими прелестями социализма? Что могут сказать очумевшие от работы и борьбы за выживание родители только что окончившей школу дочери, найдя у нее в сумочке 20 долларов? Она задыхается, и, как и всем людям, ей нужны счастье и любовь. Вера вдруг понимает, что если не начать брыкаться и драться прямо сейчас, то серая рутина засосет навечно. Фильм произвел эффект разорвавшейся бомбы. И главной «пострадавшей» стала Наталья Игоревна Негода. На исполнительницу роли маленькой Веры обрушился целый шквал эмоций – от негодования до восхищения… Негода хорошо помнит, как во время премьеры в Доме кино раздался возглас «Позор!» и большая группа покинула зал: «Мне кажется, что «маленькая Вера» - это не просто моя героиня. Тут другой смысл. Это маленький мир маленьких людей с маленькими мечтами. И моя Вера не может вырваться из этого мира».

Андрей Соколов: «Сниматься с Наташей было вовсе  не сложно. Говорят, будто она была капризной актрисой, - это абсолютная неправда. А к той постельной сцене  режиссер настолько тонко и грамотно нас подвел, что никакого стеснения  не возникало. И никакими первопроходцами мы себя не чувствовали, это была наша работа, и мы просто старались сделать ее качественно. А о том, что картину станут считать точкой отсчета нового кинематографа, мы даже не предполагали».

А между тем  пресловутой сцены в картине могло и не быть. Режиссер Василий Пичул придумал ее уже после того, как отснял весь фильм. Просматривая материал, он понял, что не хватает чего-то такого, что «полоснуло» бы по сознанию зрителя. Вспоминает Андрей Соколов: «Мне неожиданно из Наташкиной квартиры позвонил Пичул: - Андрюх, приезжай, надо обсудить одну вещь. У нас не хватает чего-то такого, что «врезало» бы по-настоящему.

И мы сидели втроем, обсуждали. Надо сказать, Вася оказался очень мудрым человеком. Сколько  ему тогда было – двадцать шесть, двадцать семь лет… Но он настолько тактично нас к этому подвел: надо работать, давай так – ну давай. Сцена-то была непростая. Вокруг нас стояло человек двадцать пять: кто со светом, кто с гримом, кто просто глазел... Но оператор нас вел: «Подвинься туда» - я подвинулся, «Сделай так» - я сделал. В общем, как-то прошло...».

По опросу журнала  «Советский экран» Наталья Негода была признана лучшей актрисой 1988 года, а  фильм получил множество наград на международных фестивалях: Большой  специальный приз жюри Международного кинофестиваля 1988 года в Монреале, Гран-при «Золотой Хьюго» за лучшую женскую роль Наталье Негоде на Международном кинофестивале 1988 года в Чикаго, приз «Голубой берег» Международного кинофестиваля 1989 года в Трое, первый приз лучшей актрисе Наталье Негоде на Международном кинофестивале 1989 года в Женеве, приз «Феликс-89» за лучший сценарий Марии Хмелик, Гран-при за лучший полнометражный фильм на Международном кинофестивале 1989 года в Анже, приз киноакадемии «Ника-88» лучшей актрисе года Наталье Негоде, призы кинофестиваля «Созвездие-89» за роли второго плана Юрию Назарову и Людмиле Зайцевой.

«Маленькую Веру»  закупили для проката в 12 странах, а Наталья Негода изъездила полмира  и даже выступала зарубежной соведущей  на церемонии вручения «Оскара». Скандальный успех фильма принес Негоде дивиденды в форме предложения сняться для разворота «Плейбоя» - в СССР это было просто неслыханно. Как позже признается Негода, она приняла это предложение из интереса и из-за денег, и попросту не думала, что ее поступок будет иметь такой резонанс: «Я думала, что слухи не дойдут до Союза. Но «Плейбой» сделал мне такую рекламу, что, когда я приехала в Нью-Йорк, поняла, что придется выставлять вперед кулаки для защиты. В Америке я давала по 7 – 8 интервью в день». Через несколько месяцев слоган From Russia – with love! («Из России – с любовью!» - именно такой девиз был напечатан на одной из маек плейбоевской серии) стал самым популярным во всем западном мире.»[10] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованных источников:

  1. http://to-name.ru/biography/vasilij-pichul.htm [1]
  2. http://www.inoekino.ru/prod.php?id=6861[2]
  3. http://www.russkoekino.ru/books/ruskino/ruskino-0119.shtml
  4. http://kp.ru/daily/24071/309480/
  5. http://mycityua.com/interview/2006/08/25/090035.html
  6. http://kp.ru/daily/24458.3/619869/
  7. http://tv.akado.ru/video/malenkaya_vera.html
  8. Очерки по философии архитектурной формы. — М.: ОГИ, 2002. — 144 с.
  9. http://www.gzt.ru/Gazeta/283999.html
  10. http://www.rusactors.ru/n/negoda/index.shtml
  11. http://www.nashfilm.ru/sovietkino/880.html
  12. http://tv.akado.ru/video/malenkaya_vera.html
  13. http://www.fast-torrent.ru/film/malenkaya-vera.html
  14. http://kinobanda.net/modules.php?name=News&file=view&news_id=2136
  15. http://www.kinoexpert.ru/index.asp?comm=4&num=5069
  16. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_cinema/
  17. http://www.mainreality.ru/3724-malenkaya-vera.html
  18. http://a-sokolov.forumgrad.com/t32-topic
  19. http://movie.peoples.ru/1988/malenkaja_vera/
  20. http://www.film.ru/afisha/movie.asp?code=MALVERA
  21. http://www.kino-teatr.ru/kino/art/kino/341/
  22. «Русская киноэротика» Александр Федоров журнал «Видео-Асс Экспресс», 1995, № 32. с.60-61
  23. http://www.asokolov-1.narod.ru/
  24. http://www.bulvar.com.ua/arch/2006/1/43ba3d03a89e4/

Информация о работе Кинофильм «Маленькая Вера, как социальный конструкт эпохи перестройки». Культурно – исторический анализ