Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 05:18, курсовая работа
Актуальность выбранной темы анализа обусловлена характерным примером девиантности социума, примером социальной адаптивности методом «от противного» и взаимоотношений между людьми.
Задачей курсовой работы является рассмотрение данного материала, как социального аспекта, который сыграл определенную и разностороннюю роль в эпохе перестройки.
Целью курсовой работы является раскрытие проблематики поведенческих взаимоотношений между героями и их отношения к жизни, а так же насколько актуален был в то время данный кинофильм.
Введение………………………………………………3
Кратко о режиссере…………………………………..4
Актуальность фильма………………………………...7
Идея фильма…………………………………………..8
Описание фильма……………………………………17
Сюжет фильма……………………………………….18
Главные герои и их характеристики……………….23
Вывод…………………………………………………31
Интересные факты…………………………………...33
Список использованных источников……………….37
Министерство образования РФ
Российский
государственный
педагогический университет
им. А. И. Герцена.
Курсовая работа по дисциплине:
«Анализ и интерпретация художественного произведения»
на тему:
«Кинофильм «Маленькая Вера, как социальный конструкт эпохи перестройки».
Культурно
– исторический анализ»
Выполнила студентка III курса ХО
РГПУ им. А. И. Герцена
Факультета ФЧ,
Киченко
Мария.
Санкт-Петербург
2011
Содержание:
Введение………………………………………………3
Кратко о режиссере………………………………
Актуальность фильма………………………………...7
Идея фильма…………………………………………..8
Описание фильма……………………………………17
Сюжет фильма……………………………………….18
Главные герои и их характеристики……………….23
Вывод…………………………………………………31
Интересные факты…………………………………...33
Список использованных источников……………….37
Введение.
Актуальность выбранной темы анализа обусловлена характерным примером девиантности социума, примером социальной адаптивности методом «от противного» и взаимоотношений между людьми.
Задачей курсовой работы является рассмотрение данного материала, как социального аспекта, который сыграл определенную и разностороннюю роль в эпохе перестройки.
Целью курсовой работы является раскрытие проблематики поведенческих взаимоотношений между героями и их отношения к жизни, а так же насколько актуален был в то время данный кинофильм.
Необходимым
так же является рассмотрение структуры
пространства произведения, которая
обусловлена сложностью положения
того времени и трудностями
Рассматривая структуру пространства произведения, имеется в виду то, какой окружающий мир это пространство в себе заключает и каково человеку в этом мире.
Рассматривая, в свою очередь, окружающий мир, имеется в виду, какой он по описанию, характеристике, какова его роль в жизни человека и какой отпечаток оставляет на нем этот окружающий мир.
Соответственно так же, какая поведенческая реакция индивидуума в ответ на то, как воздействует на него этот мир и как он воспринимает все происходящее вокруг себя. Каково ему в окружающем мире: плохо или хорошо; адекватен ли он к происходящим ситуациям или есть психологические проблемы.
Кратко о режиссере.
Василий Владимирович Пичул. Родился 15 июня 1961 года в городе Жданов (совр. Мариуполь). Окончил режиссерский факультет ВГИКа (1983, первая мастерская М.Хуциева). Был членом Правления киностудии имени Максима Горького. Российский режиссер и художник.
Как он говорит о себе: «Жизнь всегда предлагает какие-то вещи, которые мне очень интересно делать. И никогда – то, что мне неинтересно. Я никогда не делю себя, что вот сейчас делаю кино про любовь, а теперь делаю кино про террористов. К тому же документальное кино – это такая ниша очень комфортного существования в профессии. Потому что можно делать то, что хочешь, – это раз, во-вторых, можно делать, где хочешь. Нет проблемы бюджета. Тебе нужно полететь в любую точку земного шара, просто поговорить с человеком – это реально. А если ты работаешь в игровом кино, во всяком случае, на сегодняшний день, – там все гораздо сложнее. Существуют законы больших корпораций, где, прежде всего на фильм необходимо найти деньги, и очень большие. К тому же есть существенная разница в общении с премьер-министром или с артистом, который с похмелья тебе объясняет, почему он не выучил текст.»
Это фильм
– социальный срез эпохи конца 90
– х годов, сделанный на основе
среднестатистической советской семьи.
Это – фильм-диагноз, фильм-приговор,
семейная драма, подводящая итог социальному
строю, породившую эту семью.[1]
Рассвет творчества режиссера Василия Пичула был напрямую связан с выходом на экраны телевидения картины «Маленькая Вера» и сразу открыл ему дорогу в большое кино. Так же он, будучи выпускником мастерской Марлена Мартыновича Хуциева, снял дипломный фильм по повести Б. Васильева «Вы чье, старичье?». В «Маленькой Вере» режиссеру удалось развить качества благородного, талантливого народного кино,
Фильмография Василия Пичула:
1982 – «Вы чье, старичье?..»
(Сцены из рассказа) – режиссер;
1982 – Коллекция «Первые фильмы»: «Разрушитель
волн. Часть 4»;
1985 – «Хочу тебе сказать...» - Режиссер;
1988 – «Маленькая Вера» - режиссер;
1989 – «В городе сочи темные ночи» - режиссер;
1993 – «Мечты идиота» - режиссер;
1995 – «Елка НТВ» - режиссер;
1997 – «Старые песни о главном 3» - режиссер;
1999 – «Небо в алмазах» - художник, режиссер;
2001 – «Женское счастье» - режиссер;
2004 – «Розыгрыш. Сезон 1. Выпуск 1»;
2004 – «Розыгрыш. Сезон 1. Выпуск 3»; [1]
Создатели картины:
Автор сценария: Мария Хмелик;
Режиссёр: Василий Пичул;
Оператор: Ефим Резников;
Художник: Владимир Пастернак;
Композитор: Владимир Матецкий;
В главных ролях:
Наталья Негода —
Вера
Андрей
Соколов — Сергей
Юрий
Назаров — отец Веры
Людмила
Зайцева — мать Веры
Александр
Алексеев – Негреба — Виктор, старший
брат Веры
Александра
Табакова — Лена Чистякова, подруга Веры
Андрей
Фомин — Андрей, студент мореходки.
[1]
Актуальность
фильма.
Фильм
дает социальный диагноз. Эта картина
стала не только сенсацией и вызвала нешуточный
общественный резонанс, но и разрушила
определенные сексуальные табу, что и
вызвало как положительную, так и отрицательную
бурную реакцию. Однако ревнителей нравственности
возмущала не столько сама откровенная
эротическая сцена, сколько то, что главная
героиня в ней разговаривает с героем,
будто ничего особенного не происходит.
Подобное отношение к сексу на экране
было сродни взрыву. Тогда же появилась
и первая секс-бомба отечественного кино
– Наташа Негода, которая после выхода
картины сразу же снялась в журнале «Плейбой».
Благодаря данным фотографиям «Маленькая
Вера» стала своеобразным символом перестроечного
кино во всем мире в целом. На одном из
пленумов Союза кинематографистов обсуждали,
как отечественное кино может завоевать
зарубежного зрителя, и каким именно оружием
оно для этого располагает. В качестве
главного оружия на сцене была установлена
увеличенная фотография Наташи Негоды
из «Плейбоя», что само собой заявляло
о наличии сексуального влечения в Советском
Союзе, вопреки утверждениям официальной
советской пропаганды. После успешной
российской премьеры кинофильм «Маленькая
Вера» был представлен на фестивале в
Теллурайде в Америке, потом на кинофестивале
в Женеве. Западных зрителей поразил тот
факт, что актриса Наталья Негода совершенно
не была похожа на свою героиню: милая,
интеллигентная девочка мастерски воплотила,
если можно так выразиться, эксцессы народного
полового созревания и воспитания.
[2]
Идея фильма.
Перед выходом в свет картины «Маленькая Вера» по стране пронеслись слухи о том, что это будет «первый советский эротический фильм». Следом за фильмом, от проката к прокату шел скандал, вызванный откровенной эротической сценой, внедренной в фильм, что попросту шокировало народ. В результате авторы – дебютанты, издавшие эту картину, прославились как распространители «сексуальной революции» на советском экране.
В «Маленькой Вере» режиссер как будто бы отстраняется от оценки всего происходящего. Выраженность его самоличной оценки может быть расценена в моментах, где показывают унылый пейзаж, к примеру, панорамы города с дымящимися трубами и заводами. Непосредственно же в фильме кажется, что это зритель словно подсматривает за героями, а не автор рассказывает об их жизни. Пространство и время целиком отданы персонажам и, следовательно, актерам. Преобладают крупные и средние планы. Камера крупным планом выводит лица героев, она словно зажата между актерами, впритирку к ним в условиях тесной хрущевской квартирки, да и мизансцены предельно тесны.
Плотские утехи любовников продемонстрированы с отталкивающей прямотой; эпизод, наделавший шума, снят так, чтобы никаких иллюзий и на этот счет не оставалось. Режиссер здесь, по крайней мере, оказался честнее многочисленных сторонников эротики на экране, предлагающих снимать секс «красиво». В нормальном мире картина, подобная «Маленькой Вере», должна была бы закрыть «эротическую тему», но в мире, где все перевернуто с ног на голову, она эту тему открыла. Десятки режиссеров кинулись в брешь, пробитую фильмом в бастионе запретов, и стали снимать сексуальные сцены так же некрасиво, но не ставя перед собой той задачи, которую поставил Пичул: показать занятия в постели чем-то вроде спорта, мускульных упражнений, не имеющих никакого отношения к человеческой душе.
Неспроста Вера, примеряя свадебное платье, жалуется своей подруге: «Вот не могу понять... вроде самое счастливое время. Мне же выть хочется!..» А подруга с мрачной важностью рассказывает про свой роман. Она-то как раз полюбила немолодого, помятого Николая Петровича не за красоту - за ум. Оказывается, он занимается йогой и может научить позе «ха», которая помогает избавиться от психических ядов, наполняющих атмосферу.
Подруги, попивая бражку, делятся своими переживаниями, плачут. Сцена вместе с тем исполнена комизма. Авторы, в сущности, любят и жалеют своих героев, что и выражено в их сострадательной улыбке. Смешное и грустное слишком тесно сплелись в перевернутом мире. Реальность абсурдна, абсурд – будничен. У Вериной подруги есть шестилетний чернокожий братишка. Он в испуге таращит глаза на экран телевизора, где мультипликационные злодеи поют: «Не ходите, дети, в Африку гулять. В Африке – акулы, в Африке – гориллы будут вас кусать, бить и обижать...»
Но какое, по – сути, дело может быть до Африки, когда здесь у окраинного домика – кладбище, куда тянется под завывания траурного марша унылая процессия. За нею пока еще с детским любопытством следит русский негритенок, со взрослой и покорной грустью – Вера.
Физическая реальность безнадежно и неотвратимо конечна. И поскольку для героев иной реальности не существует, все разговоры о цели и смысле жизни оказываются лишь напыщенным пустословием. «Цель у нас, Сереженька, одна – коммунизм», - ерничает Вера. Социальная утопия уже мертва, и фильм разделывается с нею этой единственной язвительной репликой, не тратя на нее критического пафоса.
По сценарию
Вера должна была умереть. Смерть придавала
ей некую трагическую
Финал «Маленькой Веры» подводит к размышлениям о том, что жизнь нельзя выключить с помощью пульта, как телевизор. Николай, отец Веры, спьяну хотел убить Сергея, но только ранил. Вера хотела убить себя - не получилось. А умер же сам Николай, смерти не ждавший.
Смерть здесь нельзя рассмотреть как возмездие, потому что авторы не осуждают никого из героев, а, скорее, жалеют и даже любят их. Но ровно настолько, чтобы умиление не застилало взора и не мешало «ума холодным наблюденьям». Ровно настолько, насколько вообще можно возлюбить ближнего, не абстрактного - из литературы, а конкретного – стоящего в одной из бесконечных тогдашних очередей или едущего рядом в переполненном автобусе. Так вот, смерть отца в финале «Маленькой Веры» важна более всего своею внезапностью. Он теперь ничего в прошедшем изменить – приподнять, одухотворить, высветлить – не сможет. Стало быть, жить надо сразу набело. Достойно. Поднимаясь над властью физической реальности, что всецело царствует в мире людей с маленькой верой. Точнее было бы сказать – без всякой веры.
«Маленькая Вера» уже в момент самых первых просмотров, ещё до зрительского триумфа, сразу была воспринята, вопреки отдельным замечаниям и придиркам, как этапное произведение то ли конца «застоя», то ли начала «перестройки». Однако квинтэссенция кинематографического труда Василия Пичула, Марии Хмелик и Натальи Негоды (лишь сценаристка и актриса удостоились персональных наград: одна — «Феликса», другая — «Ники», сама лента в целом получила ряд призов на фестивалях) заключается в том, что гиперболизировав опыт советского кино и доведя его до состояния критической массы, готовой к взрыву, они породили так и не оценённый, не подхваченный никем (в том числе — и самими собой) новый стиль повествования. Это подлинный социальный роман, который превращается в зеркало для времени и только вырастает по своему значению с течением лет.