Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 05:18, курсовая работа
Актуальность выбранной темы анализа обусловлена характерным примером девиантности социума, примером социальной адаптивности методом «от противного» и взаимоотношений между людьми.
Задачей курсовой работы является рассмотрение данного материала, как социального аспекта, который сыграл определенную и разностороннюю роль в эпохе перестройки.
Целью курсовой работы является раскрытие проблематики поведенческих взаимоотношений между героями и их отношения к жизни, а так же насколько актуален был в то время данный кинофильм.
Введение………………………………………………3
Кратко о режиссере…………………………………..4
Актуальность фильма………………………………...7
Идея фильма…………………………………………..8
Описание фильма……………………………………17
Сюжет фильма……………………………………….18
Главные герои и их характеристики……………….23
Вывод…………………………………………………31
Интересные факты…………………………………...33
Список использованных источников……………….37
Под так называемым «далеким» миром понимается то, что окружает главных героев произведения вне домашней обстановки, атмосфера социального бытия и момент социальной адаптивности героев в неизбежных обстоятельствах. Так, например главная героиня Вера в ситуации социальной адаптивности ведет себя спокойно, раскованно, она довольно немногословна и считает свое поведение приемлемым в общении со сверстниками. Ее мать тоже довольно общительная женщина, отчасти, как видно, любит рассказывать о жизни своих знакомых, поддерживает нормальные взаимоотношения с коллегами на работе. Подруга – Лена, которая является верной сопроводительницей Веры на все молодежные вечеринки, любит читать стихи собственного сочинения, подчеркивая тем самым остроту ума, даже там где она бесцеремонно встревает в диалог. Таким образом, получается, что она тоже довольно общительный человек, правда с небольшим недостатком воспитания.
Старший брат Веры, Виктор, довольно хорошо адаптирован в окружающем его мире, социуме, но только в том определенном социуме, который он сам для себя когда – то выбрал: мир, в котором имеют место быть пьянство и блуд, но так чтобы об этом не знали, ни родители, ни сестра.
Николай,
отец, по существу своему не очень –
то разговорчивый и
Андрей, бывший одноклассник Веры весь свой внешний мир сконцентрировал на неразделенной любви к Вере, и тем самым, как не странно, замыкает все свое существование.
Внешний мир Сергея немногим отличается от внешнего мира Виктора, поскольку оба они в свое время проводили его в одной компании.
Под «близким» миром следует понимать внутрисемейную и внутриличностную обстановку главных героев. Здесь тоже можно говорить о социальной адаптации, но в таком случае о Вере стоит отметить, что она скорее предпочитает закрыться в своем внутреннем мире, или сбежать во внешний – «далекий» мир – дабы избежать ссор с родителями, как следствий очередных упреков и подозрений в свой адрес. Отец Веры, не особо контактирующий с окружающими людьми, немногословно, но сурово проявляет себя в семейном конфликте, выкрикивая нелицеприятные выражения в адрес дочери, не принимая ее образ жизни и не помогая ей его изменить.
Виктору
этот «близкий» мир чужд. Он уже
успел вкусить жизнь без
Внутрисемейная атмосфера Лены Чистяковой тоже говорит о непростых взаимоотношениях, раз она так сильно рвется уехать вместе с любимым и отказалась ради этого от обучения в училище. Кроме того, о некоей напряженности в отношениях может говорить тот факт как она общается со своим младшим братом: менторским тоном приказывает ему полить огород и не появляться на кухне, где они с Верой изливали друг другу души.
Внутренний мир семьи одноклассника Андрея показан с позиции разрешения вопроса женитьбы его на Вере, только бы она дождалась его по возвращении с мореходного училища.
Внутренний мир жениха Сергея получил свое раскрытие, когда он переехал в дом Вериных родителей, начал читать книги и сетовать на скучную жизнь.
Под «далеким» миром следует так же понимать не только процесс социальной адаптивности, но и непосредственно окружающую среду, с которой так или иначе приходится контактировать героям произведения: долгая панорама по городу с его заводами, дымящимися трубами и тоскливыми прямоугольниками домов или панорама по мутным водам Азовского моря и берегам – свалкам. Все это может характеризовать скудость и отсутствие интереса к жизни. Или, например заброшенный речной порт и старая ржавая барка, на которой Вера в компании с подругой и молодыми людьми провожала в мореходное училище бывшего одноклассника Андрея.
Примером «далекого» мира так же может послужить описание местности берега, на который они приехали на пикник и поведение природы, которая как бы сожалея о том, что прозвучало из уст родной в адрес дочери, негодовала сильным продолжительным ливнем. Природа словно понимала или чувствовала, что в этой семье наступил самый тяжелый для всех них момент – кризис в связи с накопившимися проблемами, взаимными претензиями и тюремной угрозой, нависшей над отцом семейства за то, что тот ударил ножом Сергея.
Когда же Вера под давлением матери дала следствию ложные показания против своего жениха, то возвращалась домой она с матерью под ясным солнышком, как бы знаменующее, как оказалось мнимую нормализацию ситуации, о чем словно свидетельствовал попутный ветер.
Главные герои и их характеристики.
Главная героиня, Вера.
Девочка, запутавшаяся в жизни своей отчей семьи. Она уже не знает, нужна ли она собственным родителям. Вера всегда была предана сама себе, поэтому когда выросла, пошла по пути наименьшего сопротивления. Она ступила на неверную дорогу разгульной и ни к чему не обязывающей жизни.
Чувствуя, что не нужна родителям, Вера находит утешение в мнимой любви с парнем по имени Сергей.
В отличие от своих родителей, Вера не жалуется на наличие проблем, а молча переживает конфликт в душе, делясь переживаниями разве что только с близкой подругой Леной Чистяковой. Волнения девушки отражаются и в ее поведении и на внешнем виде.
Относительно поведения справедливо было бы отметить свободную манеру поведения в обществе, дома, развязное поведение с молодыми людьми – ей многое все равно.
Тем не менее, она как может, в своем узком понимании термина «забота» ухаживает за престарелыми родителями, которые принимают это как нечто само собой разумеющееся. Она задыхается в окружающем бездуховном пространстве, и, как и всем людям, ей нужны счастье и любовь, которые в любом обществе достаются не всем.
Относительно внешнего вида правильно отметить стремление выражено подражать всеобщему идеалу красоты и привлекательности, навеянному временем, довольно вызывающе одеваясь и сооружая на голове прически подобно зарубежным знаменитостям, а так же выполняя макияж в похожем стиле. Но скорее всего это не просто слепое подражание, а способ самовыделения и самовыражения.
Поскольку подражание Веры идеалам современной красоты не является единичным случаем, то имеет место быть рассмотренным вопросу о глобалитете стиля. Происходит некий структурный сдвиг, когда вместо объяснения действий личности с помощью глобалитета имеется отдельно субъект и отдельно глобалитет, и между ними ведется диалог.
Если бы действия и поведение Веры были обусловлены только глобалитетом стиля, которого придерживалась молодежь в стране, ее можно было бы назвать некоей приверженницей данного веяния. Но поскольку этот глобалитет существует сам по себе, а не конкретно за счет главной героини, можно выразиться так, что Вера просто поддерживает данный стиль, как бы ведя тем самым с ним диалог. С психологической же точки зрения это, скорее всего способ самовыражения и выделения из толпы. Желание это вполне обоснованно – она гонима и гнобима в отчей семье, поэтому пытается самореализоваться таким образом в обществе и не отставать от тенденций пришедшей моды, дабы не чувствовать себя «белой вороной».
Желание раствориться в чем-то большем, чем ты сам, — в стиле эпохи или в революции — является постоянным человеческим желанием. Оно не только позволяет думать, что это правильно и необходимо. Оно позволяет надеяться, что ты приобщился к чему-то менее случайному, чем твоя личная человеческая жизнь. Это означает — за каждым из глобалитетов стоит разговор со смертью. Вот и Верино решение приобщиться к идеалам современного ей времени можно рассмотреть, как приобщение к чему – то имеющему гораздо больший, по ее мнению смысл, чем ее собственная жизнь, которая по большому счету ей опостылела. Это можно хорошо пронаблюдать в момент ее несдерживаемой истерии, когда она попыталась покончить со своей жизнью, напившись и наглотавшись разных таблеток.
Она предалась этому модному потоку, словно в ее жизни больше ничего не могло быть хорошего и наполненного ярким смыслом. Хотя, по сути, она сама ничего не хотела менять в собственной жизни или не знала как это сделать. Когда отец у нее спрашивал, пришел ли ей вызов из училища, она довольно лениво отвечала: «не знаю» с протяжной интонацией.
Слава Богу, ей все – таки пришел вызов, так что она хоть как – то разнообразит свою жизнь.
За внешним видом Веры и кажущимся спокойствием и безразличием скрывается грядущая волна истерик от накопившихся внутренних переживаний и терзаний с последующим депрессивным состоянием, которое едва не довело до суицида. Она хотела покончить с собой, дабы не существовать в данных семейных обстоятельствах.
Вера оказывается связующим звеном между родителями и любимым. Она мечется между ними, не желая расставаться ни с Сергеем, ни с родителями.
Она привыкла жить в той рутине бытовых проблем и взаимных претензий родителей, в которой прожила все свои детские годы. Еще ей просто некуда пойти, чтобы жить отдельно от родителей. Чтобы лишний раз избежать конфликтных ситуаций, Вера предпочитает уходить из дома и гулять до позднего часа где угодно, только подальше от дома.
Девушка Вера - маленькая во всех смыслах слова. Совсем молодая, только окончившая школу, неопытная, образованности не хватает. Жизнь у нее какая-то ужасно мизерабельная. Наступает жизнь на Веру со всех сторон, и нет никакого просвета, а только хуже делается. Раздавит жизнь Веру, ибо каждому по вере его дается, а вера у Веры тоже небольшая: все не там она ищет счастье, не в ту сторону смотрит. А помочь и посоветовать некому, все вокруг такие же духовно маленькие, бедные, незрелые и несчастные.
Да и о какой духовно богатой жизни можно говорить, если родители Веры в ее жизни участвуют спустя рукава и интересуются ее делами до первой произошедшей неприятности.
Соответственно и ребенок особо не интересуется, чем живут и каким воздухом дышат ее родители вне стен домашней обстановки. У нее поистине узкое понимание термина «забота», потому что она не видела более лучшего и более достойного примера в своей жизни.
Мать Веры, Маргарита.
Простая, работящая женщина, работающая диспетчером на швейной фабрике, которая хочет только одного - чтобы все было «как у людей» и которая за всеми бытовыми и рабочими проблемами упустила воспитание собственной дочери, вследствие чего получила не прилежную помощницу – дочку, как мечтала, а ведущего беспутный образ жизни человека.
Загрызаемая домашними хозяйственными проблемами, жалуется на то, что ей никто не помогает, тем самым только укореняя в Вере желание, каждый раз сбегать из дома, во избежание очередного конфликта. По сути, безучастна в жизни дочери, предъявляя ей лишь то, что та совершенно ей не помогает по хозяйству и поздно возвращается домой.
По всей видимости, она не осознает, что сама лично виновата в том, что Вера выросла такой по своей сути безынтересной, разболтанной и довольно инфантильной.
По Фрейду, человеческая жизнь не является функцией какого – либо предустановленного замысла (будь то замысел божественный, генетический или социальный). Однако же мать, наряду с сыном Витей, точнее сказать, по его наущению, решают, что Вере надо пропить антидепрессанты, которые, по их мнению, могли помочь девушке выйти из сложившегося сложного депрессивного состояния. Но они даже не могли понять, им было невдомек осознать, что в данное депрессивное состояние она попала и благодаря им в том числе. Не каждый ребенок, да и наверно любой нормальный ребенок не примет в свой адрес такие фразы как «да лучше бы я аборт сделала!» из уст родной матери и открывшуюся неприятную и горькую правду, что она была рождена для того, чтобы получить квартиру.
Отец Веры, Николай.
Человек работящий, зачастую находящийся в нетрезвом состоянии.
По большому счету он, как и Вера, большинство переживаний держит в душе, но в определенные моменты своего состояния начинает жаловаться на одиночество, на то, что его никто не любит и не понимает.
Для порядка интересуется делами дочери, справляется о ее настроении, делая вид, что ни в нутрии семьи, ни с Сергеем нет никаких конфликтов. Хотя как раз таки в основном конфликт их семьи и Сережи заключается в неуважении друг к другу со стороны него и Сергея.
Как бы там ни было, он по – своему любит свою дочь, утешает во время истерики после услышанных ужасных слов со стороны матери.
Брат Веры, Виктор.
Умело создал у своих родителей иллюзию «примерного и хорошего сына».
Выбился в люди и, тем самым, отстранился от отчей семьи, чем вполне доволен.
Приехав домой, и снова очутившись в рутине неразрешенных конфликтных проблем, поспешил убраться оттуда, так как особо не желал ничем помогать в разрешении конфликтных ситуаций между родными людьми. Он лишь деланно дал совет меняться ролями, то есть, чтобы на месте требователя иногда была и Вера, а не только родители. Но, в сущности, и он, и его сестра оба понимают, что, по – сути, от этого ничего бы не изменилось.