Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 05:18, курсовая работа
Актуальность выбранной темы анализа обусловлена характерным примером девиантности социума, примером социальной адаптивности методом «от противного» и взаимоотношений между людьми.
Задачей курсовой работы является рассмотрение данного материала, как социального аспекта, который сыграл определенную и разностороннюю роль в эпохе перестройки.
Целью курсовой работы является раскрытие проблематики поведенческих взаимоотношений между героями и их отношения к жизни, а так же насколько актуален был в то время данный кинофильм.
Введение………………………………………………3
Кратко о режиссере…………………………………..4
Актуальность фильма………………………………...7
Идея фильма…………………………………………..8
Описание фильма……………………………………17
Сюжет фильма……………………………………….18
Главные герои и их характеристики……………….23
Вывод…………………………………………………31
Интересные факты…………………………………...33
Список использованных источников……………….37
Один момент никак не прояснял для критики, столкнувшейся с необычайным феноменом, ответа на вопрос: что же такое на самом деле «Маленькая Вера»? Может это Ромео и Джульетта по-советски? Однако ни прибитые рутинной жизнью отец и мать Веры, ни служащие в «братской Монголии» родители Сергея не только не тянули на роли двух «равно уважаемых семей», но и не приходили ни в какие столкновения. Да и отношения между Верой и Сергеем даже отдаленно не походили на высокое чувство, описанное Шекспиром.
Конечно,
при желании всегда можно найти
какие-нибудь фабульные параллели. Сравнить,
допустим, танцплощадку в Жданове, оцепленную
милиционерами и вскипающую драками, с
бал-маскарадом, на котором встретились
некогда веронские влюбленные. Или усмотреть
в сцене, где нетрезвая Вера карабкается
по пожарной лестнице общежития в окошко
к Сергею, намек на знаменитую сцену у
балкона. Но речь в таком случае могла
идти только об изначальной пародийности
персонажей фильма по отношению к истине
и человечности. [3]
У искусствоведов есть такое понятие, как «четырехтактная схема разговора», которая как любая симметричная композиция, выглядит логичной и неуязвимой. Главные составляющие этой «четырехтактной схемы» - фактография, иконография, то есть те слои информации, которые существуют до факта произведения; стилистический анализ и установка соответствия между произведением и современной ему эпохой.
Говоря языком этой «четырехтактной схемы» можно соотнести ее составляющие с данным произведением. Точнее сказать, дать ему полноту и окраску через составляющие этой схемы.
Фактография и иконография.[8]
На главную роль трижды пробовалась Яна Поплавская. Но режиссеры не представляли ее в роли Веры, так как все ее уже хорошо знали в роли маленькой Красной Шапочки.
Можно сказать, что режиссер уже был в отчаянии, когда ему посоветовали Наталью Негоду: «Я посмотрел и пришел в ужас. То есть я увидел замечательную фигуру, но все, что она делала, мне дико не понравилось». К тому же поговаривали, что Негода не дружит с дисциплиной. Колебания Пичула пресекла его куратор Татьяна Лиознова, посоветовавшая ему взять актрису.[4]
Наталья Негода признается, что самой большой проблемой в картине для нее был Андрей Соколов. Она считала, что любовь сыграть нельзя. Чувство должно быть только настоящим, и тогда его можно перенести на экран. Она совершенно серьезно рассчитывала на страстный роман с партнером. Но Соколов как – то холодно отнесся к этой идее – у него была другая девушка. И вот этого Наталья ему простить не смогла.[4]
Кстати, знаменитая сцена полового акта стала сюрпризом для актеров, ее вообще поначалу не было в сценарии. Преодолеть взаимную антипатию и советское воспитание, чтобы почти по – настоящему заняться любовью, да еще и на глазах у всей съемочной группы, этой паре было очень трудно. Физиологически. Негода потребовала, чтобы режиссер не подглядывал, чтобы залез в шкаф и командовал оттуда...[4]
Стилистический анализ. [8]
Далее вступает в силу стилистический анализ. Если фактография и иконография дают сведения о том, что именно получил мастер еще до факта произведения, то стилистический анализ призван ответить на вопрос, что он сделал с полученным. Стилистический анализ является сердцевиной анализа творчества мастера — стиля, художественной формы, то есть его неповторимого личного следа.
На этом этапе можно сказать, что режиссеру удалось вызвать общественный бум и всплеск только лишь одной откровенно изображенной сценой полтора минутного полового акта, хотя, по утверждению самого режиссера, он не стремился вызвать общественные противоречия и тем более волну возбуждения, которую так охотно пустили критики, а хотел показать людям их собственную жизнь со стороны. На премьере этой картины кто – то из возмущенной толпы закричал: «Как Вы можете такое показывать?!», на что был услышан ответ: «А как Вы можете так жить?» [9]
Василий Пичул говорит о том, что он вовсе не планировал сексуальную революцию, которую ему приписывают. Кроме того, Пичул отмечает, что в пространстве мирового кинематографа, в котором он жил нет проблемы обнаженных женских прелестей, поэтому длительную сцену застолья, предшествующую причине ажиотажа, он решил разбавить таким нетрадиционным, но уже не столь запрещаемым в то время методом.
Далее Пичул отмечает, что не ожидал именно такой реакции, потому что эту сцену – объект столь неугомонных притязаний – он разнообразил смешным, по его мнению, разговором. Далее режиссер признается, что в следующей своей картине «В городе Сочи темные ночи», он понимал, что с нравственными устоями страны надо быть предельно осторожным и не позволил себе подобных откровенных сцен, чем многие люди были сильно разочарованы. [5]
Установка соответствия. [8]
И, наконец, установка соответствия между произведением и современной ему эпохой.
Соответствием может служить эмоциональная и когнитивная потребность в подкреплении собственной идентичности в пространстве субъективно осмысленных и субъективно значимых социальных и культурных категорий, понятий, концептов, в выстраивании и подтверждении образа себя, своего общества, прошлого, настоящего и будущего. Примером тому может быть неотъемлемый факт того, что модным в то время было курение табака, как способа самовыражения и подчеркивания собственной независимости и взрослости, что наглядно пыталась демонстрировать Вера.
Страна примеряла джинсы, которые присутствуют в элементе одежды героев кинофильма.
Все хуже и хуже было в то время с продовольствием, с товарами. Люди стались как можно больше наготовить консервированных продуктов и рассаживали собственные огороды. Такой элемент и в картине тоже имеет место быть. Рейган (президент США в 1981 - 1989 гг.) попросил короля Саудовской Аравии снизить цены на нефть. Это было сделано. СССР потеряли 2/3 валюты. Кроме того, США относились к недружеской стороне и в связи с этим было запрещено использование в денежном обороте долларовой купюры, что так же показано в самом начале произведения, когда мать Веры нашла у нее в сумке двадцатидолларовую купюру и предложила дочери добровольно пойти в милицию и рассказать как она у нее оказалась. [6]
В стране осуществлялась антиалкогольная кампания,[6] которой так рьяно, по сюжету фильма, противостоял отец Веры.
Во времена
перестройки Владимир Долгих, Николай
Рыжков и Михаил Горбачев предлагали
планомерный и поэтапный
Период перестройки – период массовых протестов, познание сексуальности и равноправия полов в Советском Союзе. В фильме довольно показательно отражены неоднократные массовые протесты в виде драк «стенка на стенку», познание сексуальности и равноправия полов через создание ситуаций взаимоотношений противоположных полов и через довольно нескромные наряды, например Веры и ее лучшей подруги Лены Чистяковой.
Среди
музыкального предпочтения в то время
популярными были такие группы как
Modern Talking, Abba и ещё не утратившие свою популярность
Bonny M, которым многие представители молодежных
субкультур старались подражать. Не
исключением и стала Вера со своей подругой
Леной Чистяковой, которые создавали себе
имидж, походивший на их кумиров. Секс
– символом тех времен, на которого старались
быть похожими многие молодые люди являлся,
например Николай Еременко младший, чей
портрет был расположен на стене в комнате
главной героини кинофильма.
Описание фильма.
Родители находят в сумке у Веры 20 долларов и устраивают очередной скандал по поводу беспутности своей дочери. В советские годы хранение иностранной валюты было уголовно наказуемо. Родители грозят Вере Виктором — старшим братом, который неплохо устроился врачом в Москве. Вера уходит на дискотеку, где знакомится с Сергеем. Драка «стенка на стенку» и последующее задержание милицией странным образом сближают Веру и Сергея, между ними вспыхивают чувства. [7] Однако приехавший брат опознаёт в Сергее своего старого знакомого и неисправимого ловеласа. Сергей заявляет, что намерен жениться на Вере. Тем не менее, отношения отца Веры, водителя КАМАЗа, и «интеллигентного» Сергея не складываются.
Фильм недвусмысленно дает понять, что и город, и дома, в которых живут герои, и, наконец, сами люди суть искажения нормы. Недаром Жданов – Мариуполь не столь красив, а морское побережье усеяно отнюдь не золотыми песками пляжей, а нагромождением бетонных махин и свалками металлолома.
Между
тем серьезные открытия фильма находились
как раз за пределами нашумевших
кадров. В конце концов, скандал,
обеспечивший, кстати, картине стихийную
рекламу, прошел и позабылся. Как позабылась
и череда лент, беспомощно копировавших
«Маленькую Веру». Схлынула волна так
называемого молодежного бума, прошумевшего
на склоне 80 – х. А «Маленькая Вера» осталась.
Почему? Ответ кроится в сюжете. [3]
Сюжет фильма.
Девушка Вера из рабочей семьи, вчерашняя выпускница школы, познакомилась на танцплощадке со студентом – старшекурсником Сергеем, чьи родители – высокопоставленные служащие. Возник необременительный роман.
Случайно застигнутые старшим братом Веры легкомысленные любовники приняли скорое решение оформить свою связь в столь же, как им казалось, ни к чему не обязывающий брак. Последовали смотрины жениха в доме Веры, во время которых Сергей вел себя с издевательской иронией по отношению к родителям девушки. Отношения будущего зятя с будущим тестем сразу приняли форму напряженной конфронтации. Во время очередного алкогольного опьянения с последующим скандала отец Веры ударил Сергея ножом. После напористых увещеваний матери, а больше – из жалости к отцу – Вера на следствии дала ложные показания, что виноват в случившемся не отец, а ее жених. После чего она пыталась покончить с собой, но была спасена братом. Тем временем Сергей внезапно вернулся из больницы. А ночью на кухне скончался от сердечного спазма пьяный отец Веры. [3]
Вообщем, успех у массового зрителя объяснялся тем, что сюжет включал в себя множество мелодраматических мотивов.
Большая
часть действия разворачивается на кухне,
заставленной банками солений и самогона:
для людей, живущих здесь, первейшей заботой
оказывается еда. Еда становится культом:
о ней без конца говорят, ее заготавливают,
ее ненасытно поглощают. Все в этом мире
перевернуто с ног на голову, и кажется:
уже не люди поглощают еду, но еда пожирает
людей.
Поначалу скандал вскипает в тесноте кухни, где мечется среди кастрюль и банок мать. Подхваченная отцом перебранка выплескивается в узкий коридорчик. Тесно, душно, слишком громко... Но для героев это самые что ни на есть обычные будни и привычное дело: они, крича и показушно истерируя воспитывают дочь… А она же спокойненько стоит на балконе, подставив лицо в непроницаемо черных очках утреннему солнцу, сушит волосы, покрашенные по моде – пестро и нелепо, ест черешню и под музыку лениво притопывает.[3]
Через некоторое время, во время семейного пикника, найдя для этого кусочек чистого берега и чистого моря, родители Веры раскладывают первым делом еду и незамедлительно, не переставая, однако же, по привычке воспитывать дочь, начинают выпивать и закусывать. Там, на лоне природы, прозвучит признание матери, выкрикнутое в отчаянии, но от этого не менее страшное, о том, что дочку она рожать не хотела. «Лучше бы я аборт сделала!» - сокрушается мать. А сын Виктор, жуя, добавляет: «Я же помню! Мама вот такими слезами плакала... И родила тебя, только чтобы квартиру двухкомнатную получить».
Подобные сцены много раз возникают в кинофильме. Истошные вопли и крики матери, грубые и нелицеприятные ругательства отца в адрес жены и дочки, ленивые и безразличные ответы дочери и бесконечная их толкотня на малом пространстве типовой хрущевской квартирки – маленький пример структуры пространства произведения.
Сама обстановка в квартире может рассказать не только о духовной бедноте своих обитателей, но и о тяжести жизни во времена перестройки: ухудшается экономическое положение, появляются сепаратистские настроения на национальных окраинах, вспыхивают первые межнациональные столкновения, пустые полки магазинов становятся символом рубежа 80 – 90 – х. Перестроечная эйфория в обществе сменяется разочарованием, неуверенностью в завтрашнем дне и массовыми антисоветскими настроениями.
Обнаружение структуры[8] здесь – не только стремление открыть, как устроен некий далекий мир, но и стремление понять близкий.