Кинофильм «Маленькая Вера, как социальный конструкт эпохи перестройки». Культурно – исторический анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 05:18, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы анализа обусловлена характерным примером девиантности социума, примером социальной адаптивности методом «от противного» и взаимоотношений между людьми.
Задачей курсовой работы является рассмотрение данного материала, как социального аспекта, который сыграл определенную и разностороннюю роль в эпохе перестройки.
Целью курсовой работы является раскрытие проблематики поведенческих взаимоотношений между героями и их отношения к жизни, а так же насколько актуален был в то время данный кинофильм.

Оглавление

Введение………………………………………………3
Кратко о режиссере…………………………………..4
Актуальность фильма………………………………...7
Идея фильма…………………………………………..8
Описание фильма……………………………………17
Сюжет фильма……………………………………….18
Главные герои и их характеристики……………….23
Вывод…………………………………………………31
Интересные факты…………………………………...33
Список использованных источников……………….37

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 158.50 Кб (Скачать)

Один  момент никак не прояснял для критики, столкнувшейся с необычайным феноменом, ответа на вопрос: что же такое на самом деле «Маленькая Вера»? Может это Ромео и Джульетта по-советски? Однако ни прибитые рутинной жизнью отец и мать Веры, ни служащие в «братской Монголии» родители Сергея не только не тянули на роли двух «равно уважаемых семей», но и не приходили ни в какие столкновения. Да и отношения между Верой и Сергеем даже отдаленно не походили на высокое чувство, описанное Шекспиром.

Конечно, при желании всегда можно найти  какие-нибудь фабульные параллели. Сравнить, допустим, танцплощадку в Жданове, оцепленную милиционерами и вскипающую драками, с бал-маскарадом, на котором встретились некогда веронские влюбленные. Или усмотреть в сцене, где нетрезвая Вера карабкается по пожарной лестнице общежития в окошко к Сергею, намек на знаменитую сцену у балкона. Но речь в таком случае могла идти только об изначальной пародийности персонажей фильма по отношению к истине и человечности. [3] 
 
 

У искусствоведов есть такое понятие, как «четырехтактная схема разговора», которая как любая симметричная композиция, выглядит логичной и неуязвимой. Главные составляющие этой «четырехтактной схемы» - фактография, иконография, то есть те слои информации, которые существуют до факта произведения; стилистический анализ и установка соответствия между произведением и современной ему эпохой.

Говоря  языком этой «четырехтактной схемы» можно соотнести ее составляющие с данным произведением. Точнее сказать, дать ему полноту и окраску  через составляющие этой схемы.

     Фактография и иконография.[8]

На главную  роль трижды пробовалась Яна Поплавская. Но режиссеры не представляли ее в роли Веры, так как все ее уже хорошо знали в роли маленькой Красной Шапочки. 

Можно сказать, что режиссер уже был в отчаянии, когда ему посоветовали Наталью Негоду: «Я посмотрел и пришел в ужас. То есть я увидел замечательную фигуру, но все, что она делала, мне дико не понравилось». К тому же поговаривали, что Негода не дружит с дисциплиной. Колебания Пичула пресекла его куратор Татьяна Лиознова, посоветовавшая ему взять актрису.[4]

Наталья Негода признается, что самой большой  проблемой в картине для нее  был Андрей Соколов. Она считала, что любовь сыграть нельзя. Чувство  должно быть только настоящим, и тогда  его можно перенести на экран. Она совершенно серьезно рассчитывала на страстный роман с партнером. Но Соколов как – то холодно отнесся к этой идее – у него была другая девушка. И вот этого Наталья ему простить не смогла.[4]

Кстати, знаменитая сцена полового акта стала  сюрпризом для актеров, ее вообще поначалу не было в сценарии. Преодолеть взаимную антипатию и советское воспитание, чтобы почти по – настоящему заняться любовью, да еще и на глазах у всей съемочной группы, этой паре было очень трудно. Физиологически. Негода потребовала, чтобы режиссер не подглядывал, чтобы залез в шкаф и командовал оттуда...[4]

     Стилистический  анализ. [8]

Далее вступает в силу стилистический анализ. Если фактография и иконография дают сведения о том, что именно получил мастер еще до факта произведения, то стилистический анализ призван ответить на вопрос, что он сделал с полученным. Стилистический анализ является сердцевиной анализа творчества мастера — стиля, художественной формы, то есть его неповторимого личного следа.

На этом этапе можно сказать, что режиссеру удалось вызвать общественный бум и всплеск только лишь одной откровенно изображенной сценой полтора минутного полового акта, хотя, по утверждению самого режиссера, он не стремился вызвать общественные противоречия и тем более волну возбуждения, которую так охотно пустили критики, а хотел показать людям их собственную жизнь со стороны. На премьере этой картины кто – то из возмущенной толпы закричал: «Как Вы можете такое показывать?!», на что был услышан ответ: «А как Вы можете так жить?» [9]

Василий Пичул говорит о том, что он вовсе не планировал сексуальную революцию, которую ему приписывают. Кроме того, Пичул отмечает, что в пространстве мирового кинематографа, в котором он жил нет проблемы обнаженных женских прелестей, поэтому длительную сцену застолья, предшествующую причине ажиотажа, он решил разбавить таким нетрадиционным, но уже не столь запрещаемым в то время методом.

Далее Пичул отмечает, что не ожидал именно такой реакции, потому что эту  сцену – объект столь неугомонных  притязаний – он разнообразил смешным, по его мнению, разговором. Далее режиссер признается, что в следующей своей картине «В городе Сочи темные ночи», он понимал, что с нравственными устоями страны надо быть предельно осторожным и не позволил себе подобных откровенных сцен, чем многие люди были сильно разочарованы. [5]

     Установка соответствия. [8]

И, наконец, установка соответствия между произведением  и современной ему эпохой.

Соответствием может служить эмоциональная и когнитивная потребность в подкреплении собственной идентичности в пространстве субъективно осмысленных и субъективно значимых социальных и культурных категорий, понятий, концептов, в выстраивании и подтверждении образа себя, своего общества, прошлого, настоящего и будущего. Примером тому может быть неотъемлемый факт того, что модным в то время было курение табака, как способа самовыражения и подчеркивания собственной независимости и взрослости, что наглядно пыталась демонстрировать Вера.

Страна  примеряла джинсы, которые присутствуют в элементе одежды героев кинофильма.

Все хуже и хуже было в то время с продовольствием, с товарами. Люди стались как можно больше наготовить консервированных продуктов и рассаживали собственные огороды. Такой элемент и в картине тоже имеет место быть. Рейган (президент США в 1981 - 1989 гг.) попросил короля Саудовской Аравии снизить цены на нефть. Это было сделано. СССР потеряли 2/3 валюты. Кроме того, США относились к недружеской стороне и в связи с этим было запрещено использование в денежном обороте долларовой купюры, что так же показано в самом начале произведения, когда мать Веры нашла у нее в сумке двадцатидолларовую купюру и предложила дочери добровольно пойти в милицию и рассказать как она у нее оказалась. [6]

В стране осуществлялась антиалкогольная кампания,[6] которой так рьяно, по сюжету фильма, противостоял отец Веры.

Во времена  перестройки Владимир Долгих, Николай  Рыжков и Михаил Горбачев предлагали планомерный и поэтапный переход  на рыночную экономику, который без малого должен занимать несколько лет, а не скачкообразно.[6] В фильме тоже отражен маленький пример «зачатка» перехода бюджета семьи на рыночную экономику – когда отец рассуждал на тему того, как они будут выращивать свои арбузы и разводить кроликов, а мясо их будут продавать на рынок.

Период  перестройки – период массовых протестов, познание сексуальности и равноправия полов в Советском Союзе. В фильме довольно показательно отражены неоднократные массовые протесты в виде драк «стенка на стенку», познание сексуальности и равноправия полов через создание ситуаций взаимоотношений противоположных полов и через довольно нескромные наряды, например Веры и ее лучшей подруги Лены Чистяковой.

Среди музыкального предпочтения в то время  популярными были такие группы как  Modern Talking, Abba и ещё не утратившие свою популярность Bonny M, которым многие представители молодежных субкультур старались подражать.  Не исключением и стала Вера со своей подругой Леной Чистяковой, которые создавали себе имидж, походивший на их кумиров. Секс – символом тех времен, на которого старались быть похожими многие молодые люди являлся, например Николай Еременко младший, чей портрет был расположен на стене в комнате главной героини кинофильма. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Описание  фильма.

Родители  находят в сумке у Веры 20 долларов и устраивают очередной скандал  по поводу беспутности своей дочери. В советские годы хранение иностранной валюты было уголовно наказуемо. Родители грозят Вере Виктором — старшим братом, который неплохо устроился врачом в Москве. Вера уходит на дискотеку, где знакомится с Сергеем. Драка «стенка на стенку» и последующее задержание милицией странным образом сближают Веру и Сергея, между ними вспыхивают чувства. [7] Однако приехавший брат опознаёт в Сергее своего старого знакомого и неисправимого ловеласа. Сергей заявляет, что намерен жениться на Вере. Тем не менее, отношения отца Веры, водителя КАМАЗа, и «интеллигентного» Сергея не складываются.

Фильм недвусмысленно дает понять, что и  город, и дома, в которых живут  герои, и, наконец, сами люди суть искажения  нормы. Недаром Жданов – Мариуполь  не столь красив, а морское побережье усеяно отнюдь не золотыми песками пляжей, а нагромождением бетонных махин и свалками металлолома.

Между тем серьезные открытия фильма находились как раз за пределами нашумевших кадров. В конце концов, скандал, обеспечивший, кстати, картине стихийную рекламу, прошел и позабылся. Как позабылась и череда лент, беспомощно копировавших «Маленькую Веру». Схлынула волна так называемого молодежного бума, прошумевшего на склоне 80 – х. А «Маленькая Вера» осталась. Почему? Ответ кроится в сюжете. [3] 
 
 

     Сюжет фильма.

Девушка Вера из рабочей семьи, вчерашняя  выпускница школы, познакомилась на танцплощадке со студентом – старшекурсником Сергеем, чьи родители – высокопоставленные служащие. Возник необременительный роман.

Случайно  застигнутые старшим братом Веры легкомысленные любовники приняли скорое решение оформить свою связь в столь же, как им казалось, ни к чему не обязывающий брак. Последовали смотрины жениха в доме Веры, во время которых Сергей вел себя с издевательской иронией по отношению к родителям девушки. Отношения будущего зятя с будущим тестем сразу приняли форму напряженной конфронтации. Во время очередного алкогольного опьянения с последующим скандала отец Веры ударил Сергея ножом. После напористых увещеваний матери, а больше – из жалости к отцу – Вера на следствии дала ложные показания, что виноват в случившемся не отец, а ее жених. После чего она пыталась покончить с собой, но была спасена братом. Тем временем Сергей внезапно вернулся из больницы. А ночью на кухне скончался от сердечного спазма пьяный отец Веры. [3]

Вообщем, успех у массового зрителя объяснялся тем, что сюжет включал в себя множество мелодраматических мотивов.

Большая часть действия разворачивается на кухне, заставленной банками солений и самогона: для людей, живущих здесь, первейшей заботой оказывается еда. Еда становится культом: о ней без конца говорят, ее заготавливают, ее ненасытно поглощают. Все в этом мире перевернуто с ног на голову, и кажется: уже не люди поглощают еду, но еда пожирает людей. 

Поначалу скандал вскипает в тесноте кухни, где мечется среди кастрюль и банок мать. Подхваченная отцом перебранка выплескивается в узкий коридорчик. Тесно, душно, слишком громко... Но для героев это самые что ни на есть обычные будни и привычное дело: они, крича и показушно истерируя воспитывают дочь… А она же спокойненько стоит на балконе, подставив лицо в непроницаемо черных очках утреннему солнцу, сушит волосы, покрашенные по моде – пестро и нелепо, ест черешню и под музыку лениво притопывает.[3]

Через некоторое время, во время семейного пикника, найдя для этого кусочек чистого берега и чистого моря, родители Веры раскладывают первым делом еду и незамедлительно, не переставая, однако же, по привычке воспитывать дочь, начинают выпивать и закусывать. Там, на лоне природы, прозвучит признание матери, выкрикнутое в отчаянии, но от этого не менее страшное, о том, что дочку она рожать не хотела. «Лучше бы я аборт сделала!» - сокрушается мать. А сын Виктор, жуя, добавляет: «Я же помню! Мама вот такими слезами плакала... И родила тебя, только чтобы квартиру двухкомнатную получить».

Подобные  сцены много раз возникают в кинофильме. Истошные вопли и крики матери, грубые и нелицеприятные ругательства отца в адрес жены и дочки, ленивые и безразличные ответы дочери и бесконечная их толкотня на малом пространстве типовой хрущевской квартирки – маленький пример структуры пространства произведения.

Сама  обстановка в квартире может рассказать не только о духовной бедноте своих  обитателей, но и о тяжести жизни во времена перестройки: ухудшается экономическое положение, появляются сепаратистские настроения на национальных окраинах, вспыхивают первые межнациональные столкновения, пустые полки магазинов становятся символом рубежа 80 – 90 – х. Перестроечная эйфория в обществе сменяется разочарованием, неуверенностью в завтрашнем дне и массовыми антисоветскими настроениями.

Обнаружение структуры[8] здесь – не только стремление открыть, как устроен некий далекий мир, но и стремление понять близкий.

Информация о работе Кинофильм «Маленькая Вера, как социальный конструкт эпохи перестройки». Культурно – исторический анализ