История развития образовния

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 18:51, реферат

Краткое описание

Нынешнее состояние образования в России, ставшее результатом экономических и социальных потрясений, вызванных перестройкой и распадом СССР, и нескольких лет кризисного упадка во всех сферах жизни, вызывает тревогу. Это даже при том, если оставить пока в стороне бедственное материальное и финансовое положение школы и учителей, проблемы, связанные с детской безнадзорностью, наркоманией и здоровьем детей - вообще проблемы, для решения которых необходимы серьезные финансовые вливания со стороны государства в систему образования и значительные структурные перестройки в финансово-экономической модели российской школы.

Оглавление

Введение
Глава I. Сущность образования как социального института, источники и факторы его развития
Глава II. . Образование как способ вхождения человека в культуру современного ему общества
Глава III. Современные противоречия образования, пути их преодоления
Глава IV. Тенденции развития образования в современном обществе
Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат история развития образования.docx

— 71.51 Кб (Скачать)

2. Образование  как практика социализации человека  и преемственности поколений.Образование проявляет себя как практика социализации человека и преемственности поколений людей. В разных социально-политических условиях, (и в период реформ) образование выступает стабилизирующим фактором между новыми социальными представлениями и идеалами предшествующих поколений, воплотившимися в исторической традиции. Поэтому образование позволяет удерживать процесс воспроизводства и передачи исторического и социального опыта и одновременно закреплять в сознании молодого поколения новые политические и экономические реалии, новые ориентиры общественного и культурного развития. Не случайно одной из главных задач образования является подготовка молодого поколения к самостоятельной жизни и формирование образа будущего. Перспектива будущего открывается в ходе освоения различных форм жизнедеятельности человека (обучения, труда, общения, профессиональной деятельности, досуга).

В условиях радикального изменения идеологических воззрений, социальных представлений, идеалов и бытия людей в  целом именно образование выполняет  стабилизирующую функцию и способствует адаптации человека к новым жизненным  условиям.

Жизнь человека — это звено в цепи поколений. То есть человек живет в пространстве социально-культурной традиции, которая  оказывает существенное влияние  на формирование его характера, стиля  поведения, устремлений, ценностей  и интересов. В связи с этим отношения между традицией и  новациями в сфере образования  и воспитания человека воплощают  взаимосвязь между образованием и культурой народов в целом.

Система образования воплощает в себе состояние, тенденции и перспективы  развития общества, или воспроизводя и укрепляя сложившиеся в нем  стереотипы, или совершенствуя его.

Социальная  функция образования, с одной  стороны, характеризуется как подготовка поколения к самостоятельной  жизни, а с другой стороны, закладывает  основы будущего общества и формирует  образ человека в перспективе. Сущность подготовки к самостоятельной жизни  заключается:

• в формировании образа жизни, принятого в обществе;

• в освоении различных форм жизнедеятельности (образовательной, трудовой, общественно-политической, профессиональной, культурно-досуговой, семейно-бытовой);

• в развитии духовного потенциала человека для  созидания и творчества.

В процессе обучения и воспитания человек осваивает  социокультурные нормы, имеющие культурно-историческое значение. В результате осваиваются нормы морали и нравственного поведения человека в социальной группе и на производстве, в семье и общественных местах, а также правила общения, межличностных и деловых контактов. Не случайно смысл образования видят не только в трансляции социального опыта во времени, но и в воспроизводстве устоявшихся форм общественной жизни в пространстве культуры.

Образовательные системы — это социальные институты, осуществляющие целенаправленную подготовку молодого поколения к самостоятельной  жизни в современном обществе. В процессе постановки целей и  задач для конкретных образовательных  систем необходимо уточнение социального  заказа в рамках всей системы образования  страны. Например, в 1970-80-е годы перед  отечественной системой образования  ставилась задача подготовки творческого, интеллектуал но и духовно развитого человека, гражданина своей Родины и интернационалиста, воспитанного в духе коммунистических идей и идеалов. В 1980-90-е годы приоритет отдается подготовке предприимчивого и коммуникабельного человека, владеющего иностранными языками. Если в первый период высокий социальный статус имели физики, математики, инженеры, то сегодня социально значимы юристы экономисты и бизнесмены, а также гуманитарии — филологи, переводчики, преподаватели иностранных языков.

3. Образование  является механизмом формирования  общественной и духовной жизни  человека и отраслью массового  духовного производства.

Образовательные и воспитательные учреждения концентрируют  высшие образцы социально-культурной деятельности человека определенной эпохи. Поэтому социальная ценность образования  определяется значимостью образованного  человека в обществе. Гуманистическая  ценность образования заключается  в возможности развития познавательных и духовных потребностей человека. В целостной системе образования  всех видов и уровней происходит накопление и развитие интеллектуального  и духовно-нравственного потенциала страны.

4. Образование  как процесс трансляции культурно-оформленных  образцов человеческой деятельности.

В процессе обучения и воспитания человек осваивает  социокультурные нормы, имеющие культурно-историческое значение. В результате осваиваются нормы морали и нравственного поведения человека в социальной группе и на производстве, в семье и общественных местах, а также правила общения, межличностных и деловых контактов. Не случайно смысл образования видят не только в трансляции социального опыта во времени, но и в воспроизводстве устоявшихся форм общественной жизни в пространстве культуры.

5. Образование  как функция развития региональных  систем и национальных традиций.

Специфика населения отдельных регионов обусловливает  характер педагогических задач. Молодежь включается в духовную жизнь города или села посредством образования. В региональных образовательных  системах учитываются образовательные  запросы разных социокультурных групп населения. Так, например, разработка образовательного стандарта определяется спецификой региона страны.

Например, для школ Санкт-Петербурга в региональный компонент включена дисциплина «История и культура Санкт-Петербурга», для  школ Дагестана – «История и культура народов Кавказа».

6. Образование  является тем социальным институтом, через который передаются и  воплощаются базовые культурные  ценности и цели развития общества.

Образовательные системы — это социальные институты, осуществляющие целенаправленную подготовку молодого поколения к самостоятельной  жизни в современном обществе. В процессе постановки целей и  задач для конкретных образовательных  систем необходимо уточнение социального  заказа в рамках всей системы образования  страны. Например, в 1970-80-е годы перед отечественной системой образования ставилась задача подготовки творческого, интеллектуал но и духовно развитого человека, гражданина своей Родины и интернационалиста, воспитанного в духе коммунистических идей и идеалов. В 1980-90-е годы приоритет отдается подготовке предприимчивого и коммуникабельного человека, владеющего иностранными языками. Если в первый период высокий социальный статус имели физики, математики, инженеры, то сегодня социально значимы юристы экономисты и бизнесмены, а также гуманитарии — филологи, переводчики, преподаватели иностранных языков.

Образовательные учреждения — это социальные институты, развивающаяся сеть которых в  качестве системы дошкольного, школьного, среднего специального, высшего и  дополнительного образования приобретает  государственный статус системы  образования в стране. В данном контексте образовательные учреждения включены в социальную практику. Их социальная функция состоит в  предоставлении образовательных услуг  населению страны. Осуществление  социальной функции требует прогнозирования  и планирования развития образовании. Последнее становится значимым компонентом  в процессе формирования государственной  образовательной политики страны. Государственную  норму того или иного типа образования  определяет государственный образовательный  стандарт. Одним из главных направлений  такой политики является разработка государственных образовательных  стандартов для школы и вуза.

Государственные образовательные стандарты определяют обязательную учебную программу  каждой школы или вуза. Такой стандарт состоит из двух частей. Первая часть  — это набор обязательных для  всех школ или вузов дисциплин, вторая часть—дисциплины по выбору. На уровне Российской Федерации первую часть называют федеральным, а вторую — региональным компонентом. На уровне конкретного учебного заведения первая часть — обязательные дисциплины учебного плана для всех учащихся, вторая часть — предметы по выбору. Стандарт включает обязательный набор требований к подготовке выпускника школы или вуза.

 

 

 

Глава III. Современные противоречия образования, пути их преодоления.

Большая часть активно работавших в системе  образования в 20-х гг. творчески  мыслящих педагогов и психологов была отстранена, многие из них были репрессированы. Главным официальным  педагогом страны был объявлен А.С. Макаренко, действительно бывший выдающимся практиком воспитания и образования  в целом, но во многом развивавший  как раз идеи прогрессивной российской педагогики и педагогической психологии 20-х гг.

В течение 11 лет, с 1943 по 1954 г., обучение в школах было раздельным (мужские и женские  школы). Была введена обязательная школьная форма, скопированная с гимназической.

В 50-60-х  гг. продолжался процесс увеличения числа средних школ за счет начальных  и неполных средних (в это время  они уже были не семилетними, а  восьмилетними). Появились школы  с углубленным изучением ряда предметов (так называемые спецшколы). В школах появились первые факультативные курсы.

Многие  народы России и других республик  СССР были лишены уже существовавших письменностей, на их языках перестали  выходить учебники, книги, газеты и  журналы. Так в России произошло, например, с карелами (вместо карельского в качестве письменно-литературного языка стал использоваться финский, а потом и он был заменен русским), вепсами, ижорцами, греками, саамами, татами, цыганами, в республиках Закавказья - с удинами, курдами, ассирийцами, талышами, в Таджикистане с шугнанцами и т.д. Все письменности народов России (кроме еврейской на языке идиш) были переведены на русскую графическую основу.

Негативные  тенденции в российском образовании, проявлявшиеся уже в 30-х гг., к  началу 80-х все больше укреплялись. Стало падать качество обучения, особенно в маленьких городах и сельских местностях. Еще больше стало в  школах унификации и уравниловки, - дошло до того, что во всей России от Калининграда до Чукотки все уроки  того или иного предмета в том  или ином классе были одинаковыми. Ведь учебник был один, стабильный, программа  была одна, общеобязательная, учебный  план тоже один.

Фактически  игнорировались индивидуальные особенности  детей и подростков, весь учебный  процесс был ориентирован на несуществующего "среднего" ученика. И отстающие (независимо от действительных причин такого отставания), и одаренные  дети оказались в маргинальной позиции, в зоне риска. Резко ухудшилось физическое и психическое здоровье учащихся, закрытость школы, ее изолированность  от общества привели, в частности, к  росту инфантилизма, потере школой ответственности перед обществом  и государством за судьбу подрастающего  поколения. Упал даже сам социальный престиж образования.

На всех уровнях системы образования  не было права выбора и самостоятельного решения. Директор школы превратился  в госчиновника, он мог лишь реализовать  указания свыше, и главным критерием  его хорошей работы стал уровень  формальной успеваемости (что, естественно, приводило сплошь да рядом к прямому  мошенничеству) и "воспитательной работы".

Была  сделана попытка ввести всеобщее начальное образование с 6 лет, что  не имело никаких последствий, кроме негативных.

В то же время в российской педагогике и  педагогической психологии появлялись и укреплялись прогрессивные  тенденции. В 60-70-х гг. огромное влияние  на школу оказали идеи директора  сельской школы на Украине Василия  Александровича Сухомлинского, призывавшего к формированию "мыслящих личностей" и к утверждению в школе  гуманистической педагогики. Для  Сухомлинского главной целью  воспитания было свободное развитие ребенка как активной личности. В 70-80-х гг. широко известными стали имена Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталова, С.Н. Лысенковой, Е.Н. Ильина, В.А. Караковского и др. - педагогов-экспериментаторов, противопоставивших свои педагогические убеждения, свои методы и находки догмам официальной педагогики.

Рассмотрение  прогрессивных идей выдающихся педагогов  и психологов целесообразно, ведь не секрет, что творческие коллективы разрабатывали системы не на пустом месте – этап разработки всегда следует за этапом изучения и обобщения  имеющейся информации по проблеме. В результате некоторый опыт выдающихся педагогов и психологов был заложен  в основу моделей и, следовательно, должен быть рассмотрен в рамках данной работы.

К.Д.Ушинский. Его имя по праву следует назвать  первым в череде выдающихся педагогов  прошлого, чьи идеи положены в основу идеологии современной российской школы. Его главные мысли сводятся к следующему: антропологической  основой умственного и нравственного  развития детей является самодеятельность ребенка, его собственная деятельность. При этом важны не столько количество знаний и степень развития ума (мы бы сейчас сказали - интеллектуальное развитие), сколько то, в какие  взгляды и убеждения они сложатся и какое окажут влияние на образ  мыслей, чувств и поведение учащихся - мы бы сказали, на развитие личности ребенка. Главная цель начального и среднего образования - не наука, а сам человек. Отсюда и название его главного труда - "Человек как предмет воспитания".

Информация о работе История развития образовния