История развития образовния

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 18:51, реферат

Краткое описание

Нынешнее состояние образования в России, ставшее результатом экономических и социальных потрясений, вызванных перестройкой и распадом СССР, и нескольких лет кризисного упадка во всех сферах жизни, вызывает тревогу. Это даже при том, если оставить пока в стороне бедственное материальное и финансовое положение школы и учителей, проблемы, связанные с детской безнадзорностью, наркоманией и здоровьем детей - вообще проблемы, для решения которых необходимы серьезные финансовые вливания со стороны государства в систему образования и значительные структурные перестройки в финансово-экономической модели российской школы.

Оглавление

Введение
Глава I. Сущность образования как социального института, источники и факторы его развития
Глава II. . Образование как способ вхождения человека в культуру современного ему общества
Глава III. Современные противоречия образования, пути их преодоления
Глава IV. Тенденции развития образования в современном обществе
Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат история развития образования.docx

— 71.51 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

Глава I. Сущность образования как социального института, источники и факторы его развития

Глава II. . Образование как способ вхождения человека в культуру современного ему общества

Глава III. Современные противоречия образования, пути их преодоления

 Глава IV.  Тенденции развития образования в современном обществе

Список литературы

 

Введение

 

Нынешнее  состояние образования в России, ставшее результатом экономических  и социальных потрясений, вызванных  перестройкой и распадом СССР, и  нескольких лет кризисного упадка во всех сферах жизни, вызывает тревогу. Это даже при том, если оставить пока в стороне бедственное материальное и финансовое положение школы и учителей, проблемы, связанные с детской безнадзорностью, наркоманией и здоровьем детей - вообще проблемы, для решения которых необходимы серьезные финансовые вливания со стороны государства в систему образования и значительные структурные перестройки в финансово-экономической модели российской школы. Вот некоторые из наиболее тревожных моментов:

Во-первых, указанные выше причины привели  к тому, что школа и система  образования в целом утратили ту стабильность, без которой образование  вообще не может существовать и развиваться. Систему образования все время  лихорадит. Министры постоянно меняются, и с каждым новым министром  корректируется политика Министерства образования.

Во-вторых, образование стало ареной политических и коммерческих «разборок», а допускать  это нельзя ни в коем случае. Нет и не может быть таких политических или коммерческих выгод, которые могли бы оправдать игры с судьбами детей.

В-третьих, в России утеряны даже те немногочисленные формы организации и консолидации педагогической общественности, которые  существовали ранее. Вопросы образования  практически исчезли из телепрограмм. Кроме "Учительской газеты", газеты "Первое сентября" и нескольких профессиональных объединений, не имеющих  реального влияния, назвать нечего. Что касается объединений родителей, играющих весьма важную роль в развитии образования во многих странах Европы, то в нашей стране их как не было, так и нет.

В-четвертых, хотя образование было объявлено  приоритетной ценностью для России уже в знаменитом Указе №21 Президента Российской Федерации (и эта формулировка вошла в Закон РФ "Об образовании"), в действительности государство, исполнительная и законодательная власть не занимаются всерьез ни судьбой образования, ни детской и молодежной политикой. Постоянно говоря о будущих судьбах  страны и общества, государство забывает, что будущее страны - это ее дети. Если сейчас не позаботиться об их здоровье, образованности, культурности, о воспитании их в духе активности, человечности, приобщенности к национальным и общемировым ценностям, то через 15-20 лет нас ждет деградация сельского хозяйства, науки, культуры, да и самого образования.

Однако  состояние Российского образования  не так трагично, как кажется. Вслед  за периодом спада всегда идет период, пусть медленного, но подъема, что  мы и можем наблюдать сейчас. В  нашем образовании имеются социокультурные программы для детей групп риска, авторские школы, личностно ориентированная концепция воспитания, вариативность программ и учебников и официальное признание инновационных психолого-дидактических систем. Есть готовые результаты исследовательской деятельности видных российских педагогов и психологов. В их числе Л.Н. Толстой, П.Ф. Каптерев, К.Н. Вензель, А.В. Луначарский ("Основные принципы единой трудовой школы"), П.Л. Блонский ("Задачи и методы новой народной школы"), Л.С. Выготский ("Педагогическая психология"), С.Т. Шацкий и многие другие; выдающиеся психологи Б.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, А.Н Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин. В последние десятилетия огромный вклад в теорию и практику школьного образования внесли В.В. Давыдов, Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолов, Е.А. Ямбург и др.: все они объединены общим подходом к процессу образования, который известен под названием развивающего, вариативного, гуманистического, личностно ориентированного образования.

Ведется обучение по прогрессивным системам: система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова, система Л. В. Занкова. Активно внедряется в школьную практику программа «Школа 2100».

Все три  эти модели созданы в рамках вышеуказанного подхода. Системы, возможно, позволят предотвратить  «выдавливание» России на задворки мировой  политики и экономики, что неизбежно  без постоянного совершенствования  содержания образования и постоянного  отслеживания того, как эта задача реализуется.

 

Глава I. Сущность образования как социального института, источники и факторы его развития

 

Образование как социальный институт имеет невероятное  значение в судьбах общества. В  процессе образования передается весь тот культурно-исторический опыт, накопленный  за долгие годы человеческой истории, в процессе образования развивается  личность, устанавливается ее позиция  к миру, ее идеалы, образ мысли  и формируется собственная система  ценностей. Через образовательный  процесс проходит каждый из нас, наше мироощущение во многом зависит от него.

От построения образования зависит, насколько  подрастающее поколение сможет осознать свою роль в жизни общества, как  хорошо оно сможет проявить себя, улучшить мир вокруг себя и во всем обществе. Образование решает, будет человечество двигаться вперед, стоять на месте  или двигаться в обратном направлении  развитию. В процессе образования  развиваются и впоследствии появляются либо великие личности, либо деградирующие биологические виды. Образование решает ход развития жизни страны, всего мира и каждого человека в отдельности. Недооценивать мощнейшую силу этого педагогического процесса было бы большой ошибкой.

У образования  наличествует содержание, объединяющееся с содержанием воспитания: научные  знания, умения и навыки, отношения  и опыт творческой деятельности, овладение  которыми обеспечивает разностороннее развитие умственных и физических способностей обучающихся, формирование их мировоззрения, морали, поведения, подготовку к общественной жизни и труду. Содержание образования  и воспитания – это система, сложная  и многоуровневая, источником которой  служит все многообразие культуры.

У образования  существуют разные формы осуществления, называющиеся моделями образования. Модель образования - образовательная система, включающая в себя общие цели и содержание образования, проектирование учебных планов и программ, частные цели руководства деятельностью обучаемых, модели группирования учеников, методы контроля и отчетность, способы оценки процесса обучения.

У образования  есть своя история, которая и служит фактором его развития, так как  смена основных понятий о мире, о людях, новые знания, открывающиеся  в историческом процессе, неизбежно  влекли изменения в том, как их донести до учеников. Изучение истории русской культуры является чрезвычайно важным компонентом современного гуманитарного образования. История культуры обрела статус самостоятельной учебной дисциплины, ее содержание воспринимается не как некое «дополнение» или «украшение» социально-экономической истории, но как самостоятельная область гуманитарного знания. Закономерно, что одной из важных  тем в изучении истории русской культуры, является тема истории российского образования.

 

Глава II. Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры

 

Латинский термин «культура» означает взращивание, совершенствование чего-либо. Соответственно, и применительно к человеку это  взращивание, совершенствование, формирование его образа.

Принимая  во внимание данную трактовку, культура выступает предпосылкой и результатом  образования человека.

В процессе образования человек осваивает  культурные ценности (историческое наследие искусства, архитектуры). Поскольку  достижения познавательного характера  представляют собой совокупность материального  и духовного достояния человечества, постольку освоение исходных научных  положений также является обретением культурных ценностей. В итоге было сформулировано дидактическое понятие культуры — обучение и воспитание молодого поколения средствами культуры.

«Теперь "образование" теснейшим образом  связано с понятием культуры и  обозначает в конечном итоге специфический  человеческий способ преобразования природных  задатков и возможностей».

Х.-Г. Гадамер. «Истина и метод»

Процесс взаимодействия, как присвоение и  создание человеком новых культурных ценностей, в рамках образовательной  системы является созиданием. То есть связан с культурой в ее динамическом аспекте.

Процесс общения педагога с представителями  разных наций и народностей, обучающимися в многонациональной России, выступает  как опыт межкультурного общения  и межнациональной коммуникации. В современном образовательном  учреждении реализуется принцип  диалога культур (русской, европейской, американской, западной и восточной). Данный принцип осуществляется в  рамках новых учебных курсов: «Мировая художественная культура», «Этика и  эстетика», «История науки».

Как известно, язык является способом познания окружающего  мира и средством коммуникации. Одновременно он выступает в качестве хранителя  и выразителя духовной культуры, которая  передается как от поколения к  поколению, так и в условиях образовательных  учреждений. Не случайно уровень культуры эпохи (и отдельного человека) определяется отношением к языку как отдельной  представляющей целостной культуры. Поэтому миссия образования состоит  в том, чтобы сформировать у молодого поколения ответственное отношение  к родному и иностранному языку, к сохранению и обогащению исторических, научных и культурных ценностей. Образование — это процесс  передачи накопленных поколениями  знаний и культурных ценностей. Содержание образования черпается и пополняется  из следствия культуры и науки, а  также из жизни и практики человека. То есть образование является социокультурным феноменом и выполняет социокультурные функции.

Поэтому образование становится необходимым  и важным фактором развития как отдельных  сфер (экономики, политики, культуры), так  и всего общества.

Рассмотрим  основные социокультурные функции и развивающийся потенциал современного образования.

1. Образование  — это один из оптимальных  и интенсивных способов вхождения  человека в мир науки и культуры. Именно в процессе образования  человек осваивает культурные  ценности. Содержание образования  черпается и непрерывно пополняется  из культурного наследия различных  стран и народов, из разных  отраслей постоянно развивающейся  науки, а также из жизни и  практики человека. Мир сегодня  объединяет усилия в сфере  образования, стремясь воспитать  гражданина мира и всей планеты.  Интенсивно развивается мировое  образовательное пространство. Поэтому  в мировом сообществе высказываются  требования формирования глобальной  стратегии образования человека (независимо от места и страны  его проживания, типа и уровня  получения образования)

Образование - это процесс передачи накопленных  поколениями знаний и культурных ценностей.

Велика  миссия образования в развитии у  молодого поколения ответственного отношения к культуре родного  языка и языков международного общения. Этому способствуют диалогические  формы обучения. Диалог — это  форма субъект- субъектного познания окружающего мира. Он имеет особое значение на стадии распознавания сущностного, эвристического и креативного в предлагаемой учебной информации. Образовательная среда, сформированная в школе или вузе, влияет на выбор правил общения и способов поведения человека в социальной группе. Данный выбор определяет манеру общения и стиль поведения, которые в дальнейшем проявятся в межличностных и деловых контактах взрослого человека.

Одновременно  образование представляет собой  процесс трансляции культурно-оформленных  образцов поведения и деятельности, а также устоявшихся форм общественной жизни. В связи с этим все отчетливее видна зависимость развитых отдельных  стран от уровня и качества образования, культуры и квалификации граждан.

Духовное  в человеке самопроявляется благодаря его «врастанию» в культуру. Носителем культуры выступает семья, и первая осваивается в процессе обучения и самообразования, воспитания и самовоспитания, профессиональной деятельности и общения с окружающими людьми. Однако именно в процессе обучения воспитания человек обретает социокультурные нормы, имеющие историческое значение для развития цивилизации, общества и человека. Поэтому при определении целей и задач образовательных систем уточняют социальный заказ. В свою очередь содержание образования может быть ограничено стандартами peгиона, страны, всего мира, которые учитывают характер взаимодействия человека с культурными ценностями, меру и степень их присвоения и созидания.

Информация о работе История развития образовния