Искусство периода буддизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 15:33, реферат

Краткое описание

В 326 году до нашей эры в северо-западную Индию – Пенджаб вторглись
греческие войска под предводительством Александра Македонского. Но
владычество их было недолгим, восстание индийцев возглавил Чандрагупта,
который, захватив власть, основал новую могущественную династию Маурья (322-
185 гг. до н.э.). При правителях этой династии, завладевшей обширными
землями, происходит интенсивная застройка столицы государства –
Паталипутры.

Файлы: 1 файл

ИСКУССТВО ПЕРИОДА БУДДИЗМА.doc

— 37.50 Кб (Скачать)

ИСКУССТВО ПЕРИОДА  БУДДИЗМА 
 

       В 326 году до нашей эры в  северо-западную Индию –  Пенджаб   вторглись

греческие  войска  под   предводительством   Александра   Македонского.   Но

владычество их было  недолгим,  восстание  индийцев  возглавил  Чандрагупта,

который, захватив власть, основал новую могущественную династию Маурья (322-

185 гг. до  н.э.).  При  правителях  этой  династии,  завладевшей  обширными

землями,   происходит   интенсивная   застройка   столицы   государства    –

Паталипутры. Судя по описанию, город Паталипутра, занимавший площадь  в  два

квадратных километра, был обнесен укрепленной, массивной  деревянной  оградой

и окружен широким  рвом, наполненным водой. Его охраняли  семьдесят  дозорных

башен, а войти  в него можно было через одни  из  шестидесятичетырех  ворот..

Дворец властителя был также построен из дерева. Архиологические  раскопки,  к

сожалению,  дают  слишком  мало,  однако  подтверждают,   что   в   качестве

строительного материала в Паталипутре, действительно  использовалось  дерево

(найдены были  только остатки укрепленной стены).

     Особое  развитие получило строительство  при  выдающимся  правителе   этой

династии –  Ашоке, внуке  Чандрагупты  (III  век  до  нашей  эры).  Источники

рассказывают, что  его дворец стоял на высоком стилобате  и  имел  три  зала,

расположенных  один  над  другим.  Главный  из  них  был  украшен  каменными

колоннами. Обвитыми золотыми  виноградными  лозами  и  фигурками  птичек  из

серебра.

    В  эпоху правления Маурьев, впервые  в Индии был использован  камень  и в

строительстве и для создания больших скульптур. Так, например,  в  Кумрахане

когда-то часть  города Паталипутры)  раскопки  обнаружили  остатки  дворцовой

колоннады. Колонны  сделаны из полированного гранита. Это большое  сооружение

– зал со ста колоннами - напоминает  зал  дворца  царя  Дария   из  династии

Ахеменидов в  Персеполе.  Создается  впечатление,  что  властители  династии

Маурьев сознательно  перенимали у Ахеменидов определенную  символику  величия

царской власти, нашедшую своё отражение в искусстве.

   Техника  обработки камня, замечательная  полировка, сохранившаяся до  наших

дней,  характерна  также  и  для  знаменитых  каменных  колонн,  из  которых

высечены эдикты Ашоки. Следы такой полировки  можно распознать, и  на  стенах

искусственных пещер, вырубленных  в  скалах  в  Гайе,  наиболее  древние  из

которых относятся  ко времени правления Маурьев.

  Процветающие  города  эпохи  Маурьев  (4-2  вв.  до  нашей  эры)  оставили

великолепные  образцы культовой архитектуры. Среди них ступы, скальные  храмы

и «стамбха»- мемориальные столбы.Ступы являлись вместилищем  буддийских реликвий. Были случаи, когда  они посвящались отдельному  лицу  из

правителей и  жрецов. Их происхождение ведет  от  погребальных  холмов.  Чаще

всего это сооружение из монолитной массы наподобие полусферы на террасе.  На

вершине  ступы   размещался   реликварий,   предназначенный   для   хранения

буддийских реликвий, оно воздвигалось в честь самого  Будды, а  иногда  лица

или событий, чтимых  буддистами.  Реликвариум  обносился  вокруг  оградой  с

четырьмя воротами «торана»,ориентированный по сторонам света. Внутри  ограды

проходила  дорожка  (называемая  прадакшинапатха),  по  которой  совершалась

церемония  обхода  ступа.  На  воротах  обычно  сосредотачивались   рельефы,

изображающие  отдельные эпизоды из легендарной  жизни Будды.  Ступа  мог  быть

любых  размеров.  Маленькая  ступа,  чаще  цилиндрической  формы,  ставились

внутри храмов – чайтья.Из 84000  ступа,  сооруженной  лишь  Ашокой,  уцелели

немногие. Наиболее известные из низ ступа в Бхархуте, сохранившийся  лишь  в

фрагментах(2-ой век до нашей эры), в Санчи(2-ой век до н.в.) и  в  Амаравати

(2-ой век до  н.э.).  Традиции  первой  ступы   в  Пиправе  продолжили  сотни

памятников этого  типа. Отметим ступу в Санчи (1 век  до  нашей  эры)  .  Это

круглое в плане  сооружение, выложенное снаружи  красным  песчаником.  Высота

ступы вместе с  увенчивающим ее стержнем – 23,6 м, диаметр  основания  –  36,6

м. Четыре торана, объединивших  архитектурно-скульптурные  элементы,  -  это

воспроизведение деревянных ворот. Однако форма торанов  растворена  обильной

пластикой, декорирующей памятник. Каменная конструкция тяжела, но  смотрится

как торжественный  портал.  Рельеф  передает  массивность  группы  слонов  и

дриадой. Среди  круглых скульптур, меньших по размерам, угадываются  крылатые

животные, всадники, духи природы.  По своему содержанию это  целое  сказание

об индийской  жизни того  времени,  причем  буддийские  сюжеты  здесь  богато

расцвечены фольклором, иллюстрированы множеством бытовых сцен. На  одной  из

них изображена осада города, стены которого окружены кольцом пеших воинов  и

лучников, восседающих  на колесницах. По этим рельефам можно  получить  полное

представление об архитектуре древнего укрепления,  изучить вооружение  того

времени. Боковые  кронштейны ворот выполнены в  виде фигур якшини,  качающихся

на ветвях. Весь облик этих здоровых, грациозных и  сильных  девушек,  словно

напоенных соками  земли,  воплощает  изобилие  силы  природы.    На  волютах

архитравов разместились крылатые львы. «Колесо закона»  Будды,  естественно,

в центре композиции. Нашлось место и Леахамайе  – матери  Будды,  сидящей  на

слонах.

       Помимо   ступ,   в   древнеиндийской   культовой   архитектуре   были

распространены пещерные сооружения. По  преданию,  Будда  призывал  учеников

удалиться от суетного мира. После смерти великого учителя  его  последователи

стали основывать  монастыри  в  горных  местностях,  вырубая  в  толще  скал

пещеры. Одни из этих пещер были храмами –  чайтья,  другие  –  монастырскими

кельями –  вихара.  В  пещерных  храмах  во  многом  воспроизводились  формы

наземной деревянной архитектуры. Например, сохранившиеся  под сводами  чайтьи

каменные ребра  – это стволы,  первоначально  образующие  короб,  на  который

накладывались ветви финиковых пальм.

      Первые храмы и монастыри были  созданы при Ашоке в  холмах  Барабара  и

Нагарджуни. И  хотя эти пещеры  еще  не  велики  и  просты  по  отделке,  они

положили начало развитию монолитной скальной архитектуры.  Снаружи  пещерные

храмы выглядели  скромно. Голая  скала  на  каменистой  местности,  маленькая

прорезь с аркой  в виде подковы  ведет  внутрь  –  такова  пещера  в  Барбаре

недалеко от Гайи. Внутри прямоугольный  зал,  в  конце  его  –  помещение  с

закругленными стенами и выступающими карнизами.

   Другим  примером может служить известная   своими  украшениями  над   входом

пещера Ломас  Риши. Она была местом пребывания и  отправления  культа  сектов

аджвиков. Пещерные монастыри, расположенные вблизи  Бхуванешвара  в  Ориссе,

служившие  жилищем  для  джайнских  монахов,  также  относятся  к   наиболее

древним.

   Основное  место расположения скальных  храмов, точнее,  чайтий  и  вихар   –

Западная Индия, где они вырубались в склонах  Западных  Гат  для  буддийских

монахов. 


Информация о работе Искусство периода буддизма