Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 12:02, доклад
Буддизм - самая древняя из трех мировых религий. Он "старше"
христианства на пять веков, а ислам "моложе" его на целых двенадцать
столетий. В общественной жизни, культуре, искусстве многих азиатских стран
буддизм сыграл роль не меньшую, чем христианство в странах Европы и
Америки.
Буддизм
Буддизм - самая древняя из трех мировых религий. Он "старше"
христианства на пять веков, а ислам "моложе" его на целых двенадцать
столетий. В общественной жизни, культуре, искусстве многих азиатских стран
буддизм сыграл роль не меньшую, чем христианство в странах Европы и
Америки.
Спросите буддиста о том, как возникла религия, которой он следует, и вы
получите ответ, что более двух с половиной тысяч лет назад ее возвестил
людям Шакьямуни (отшельник из племени шакьев). В любой посвященной буддизму
книге вы найдете основанный на религиозной традиции рассказ о жизни
странствующего проповедника Сиддхартхи, прозванного Шакьямуни и назвавшего
себя Буддой (санскр.buddha), что означает "просветленный высшим знанием",
"осененный истиной".
После
бесконечного множества
добродетели, Будда явился на землю, для того чтобы выполнить
спасительную миссию
указать живым существам
избрал для своего воплощения образ царевича Сиддхартхи из знатного
родаГотама (отсюда его родовое имя - Гаутама). Род этот входил в племя
шакьев, жившее за 500 - 600 лет до н. э.в долине Ганга, в среднем его
течении.
Как и боги других религий, Будда не мог появиться на земле, подобно
другим людям. Мать Сиддхархи - жена правителя шакьев Майя - увидела однажды
во сне, что к ней в бок вошел белый слон. Через положенное время она
родила младенца, покинувшего ее тело также необычным путем - через
подмышку. Немедленно изданный им клич услышали все боги Вселенной и
возрадовались приходу того,кому удастся пресечь страдания бытия. Мудрец
Асита предрек
новорожденному свершение
Младенца назвали Сиддхартхой, что значит "выполнивший свое назначение".
Повелитель шакьев Шуддходана не желал сыну религиозной карьеры. Он
окружил ребенка роскошью, скрывая от неговсе теневые стороны жизни, дал
ему блестящее светское воспитание, женил на прелестной девушке, которая
вскоре подарила ему сына. Но однажды во время прогулки по городу Гаутама
встретил покрытого язвами больного, сгорбленного годами дряхлого
старика, погребальную процессию и погруженного в раздумья аскета. Так он
узнал о неизбежных для живых существ страданиях. И в ту же ночь он
тайком покинул
дворец, чтобы в отшельничестве искать путь, ведущий к избавлению от
страданий.
В течение семи лет он безрезультатно предавал истязаниям свою плоть и
размышлял над текстами священных книг жрецов є брахманов. И лишь перестав
голодать и отказавшись от ложных премудростей, ГАутама путем внезапного
озарения, достигнутого долгим глубоким созерцанием, открыл путь к
спасению. Это случилось на берегу речка Наиранджаны, в местечке Урувилва,
в теперешней БодхГае (штат Бихар). Сидя под священным деревом бодхи он
познал "четыре благородные истины".
Демон зла, бог смерти Мара пытался заставить "просветленного"
отказаться от возвещения людям пути спасения.Он запугивал его страшными
бурями, своим грозным воинством, посылал своих прекрасных дочерей, чтобы
соблазнить его радостями жизни. Но Будда победил все, в том числе и свои
сомнения, и вскоре произнес в "Оленьем парке", недалеко от Варанаси первую
проповедь, ставшую основой вероучения буддизма. Ее слушали окруженный все
умножающимися учениками - последователями, Будда ходил сорок
лет по городам и деревням долины Ганга, творя чудеса и проповедуя свое
учение.
Умер Будда, согласно легенде, в 80 лет в Кушинагаре, который, как
полагают, соответствует нынешней Касие, расположенной в восточной части
штата Уттар Прадеш. Он лег под деревом бодхи в "позу льва"(на правом
боку, правая рука под головой, левая вытянута вдоль выпрямленных ног)и
обратился к собравшимся около него монахам и мирянам со следующими словами:
"Теперь, о монахи, мне нечего больше сказать вам, кроме того, сто все
созданное обречено на разрушение! Стремитесь всеми силами к спасению".
Уход Будды их жизни буддисты называют
"mahaparinirvana" - великим переходом в нирвану. Эта дата почитается
так же, как и момент рождения Будды и момент "прозрения", поэтому ее
называют "трижды святым днем".
Современная наука не дает однозначного ответа на вопрос об
историчности Будды. Однако многие исследователи считают Шакьямуни
исторической личностью. Но следовать при этом буддийской традиции,
которая считает его единоличным "основателем буддизма", нет оснований.
"Современное состояние изученности вопроса, - пишет известный советский
ученый Г.Ф.Ильин, - позволяет считать, что
Будда
как единоличный создатель
неисторическая, ибо буддизм складывался в течение многих веков, но
Шакьямуни - основатель буддийской монашеской общины (или один из первых ее
основателей), проповедник, взгляды и практическая деятельность которого
имели большое значение при возникновении буддийского вероучения, вполне
мог существовать реально".
Задолго
до возникновения буддизма
религиозные учения, культуры и традиции. Сложные общественные отношения и
высокая городская культура, включавшая в себя и письменность и развитые
формы
искусства, существовали здесь одновременно с такими древними
очагами мировой культуры, как Месопотамия и древний Египет, в ряде
отношений превосходя последние. Если уже в религии энохи харрапской
культуры (середина 3 тысячелетия до н.э.) обнаружены элементы, вошедшие в
более поздние религиозные представления, то в 2 тысячелетии начали
складываться те важные религиозные традиции, которые к началу 1
тысячелетия получили литературное оформление, именуемое в истории
индийского мировоззрения и ритуальной практики ведами. Ведизм, или
ведийская религия, уже содержал черты, характерные для более поздних
индийских религий, в том числе и буддизма.
К ним можно отнести представление о том, что все существующее живое
связано между собой во времени постоянными переходами из одного телесного
состояния в другое
(переселение душ или
как о силе , определяющей форму этих переходов.
Устойчивы
оказались состав пантеона
более поздних религиях были развиты многие элементы ведийской символики,
почитание некоторых растений и животных , большинство бытовых и семейных
обрядов.
В
ведийской религии уже
Она освящала неравенство людей, объявляя, что деление людей на варны
(касты в древней
Индии) установлено высшим
несправедливость оправдывалась учением о карме - тем, что во всех
несчастиях человека виноваты грехи, совершенные им в прежних
перерождениях. Она
объявляла государство
приравнивала покорность властителям к выполнению религиозного долга.
Даже обильные жертво-приношения, доступные лишь богатым и знатным,
свидетельствовали якобы о большей близости последних к мору богов, а для
низших варн многие обряды были вообще запрещены.
Ведизм
отражал сравнительную
противоречий в индийской общине, сохранение значительных элементов
племенной раздробленности и исключительности. К середине 1 тысячелетия до
н.э. эти черты патриархальности приходят во все более резко выраженное
противоречие с теми крупными сдвигами в общественных отношениях, которые
и являлись основной причиной возникновения буддизма.
В 6-5 вв до н.э. делаются попытки укрупнить рабовладельческое
хозяйство, использовать труд рабов более рационально. Законодательные меры,
несколько ограничивающие произвол хозяина по отношению к рабу,
показывают начало изживания существующей системы и отражают страх перед
острыми классовыми столкновениями.
Высшей
фазой развития рабовладения
в Индии был период
империей Маурья. "Именно в маурийскую эпоху возникли и оформились многие
основные черты социальной структуры, сословно - кастовой организации,
важнейшие институты древнеиндийского общества и государства. Получил
развитие ряд религиозно – философских течений, в том числе буддизм,
который постепенно из
сектанского монашеского учения превратился в одну из трех мировых
религий.
"Появление буддизма на исторической арене, - пишет К.К.Жоль, -
совпадает по времени со значительными изменениями в социально -
политической и экономической жизни древнеиндийского общества. Весьма
активно начинают о
себе заявлять
периферийные районы
более выдвигаются на первое место кшатрии, притязающие на руководящую
роль в жизни общества.
Именно
в этих районах на базе
и Аванта) намечаются и происходят существенные сдвиги в области
экономики, политики, вылившиеся в конечном итоге в образование одной из
могущественных империй в древней Индии - империи Магадхи, основателями и
руководителями которой явились представители династии Маурьев. Таким
образом на территории современного южного Бихара (Северная Индия) примерно
в середине первого тысячелетия до н.э. концентрируются значительные
социальные силы, нуждающиеся в новых принципах социального взаимодействия
и в новой идеологии
Христианство
Христианство (от греческого Christos-помазаник) одна из мировых религий
(наряду с буддизмом и исламом). Христианство распространено в странах