Искусство эпохи Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 18:42, реферат

Краткое описание

"Возрождение" (Ренессанс) - термин, введенный архитектором, живописцем и историком Джорджо Вазари для определения эпохи, в которую культурное движение было призвано возрождать античность и открывать перспективы развития западной культуры. Эпоха Средневековья рассматривалась как перерыв в развитии культур, представляла собой период варварства и невежества. Возрождение зародилось в Италии, и было связано, прежде всего, с появлением в феодальном обществе буржуазных отношений, и как следствие - возникновение нового мировоззрения.

Оглавление

Введение.

Периоды ренессанса.

Человек в эпоху Возрождения.

Литература в эпоху возрождения.

Искусство эпохи Возрождения.

Выдающиеся деятели искусства эпохи Возрождения.

Заключение.

Список литературы.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 63.95 Кб (Скачать)

Донато  ди Никколо ди Бетто  Барди.

Донателло (Donatello, полное имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди, итал. Donato di Niccolò di Betto Bardi, ок. 1386 — 13 декабря 1466, Флоренция) —  один из самых замечательных итальянских  скульпторов эпохи Возрождения, основоположник индивидуализированного скульптурного портрета. Донателло  придерживался реалистических принципов, иногда кажется, что он нарочно отыскивал  некрасивые стороны природы.Донателло  родился во Флоренции или близ неё между 1382 и 1387 г., учился в мастерской живописца и скульптора Биччи  ди Лоренцо, пользуясь покровительством богатого флорентийского банкира Мартелли. Для окончания своего художественного  образования ездил на два или  на три года в Рим, вместе с известным  архитектором Брунеллески. Одна из его  первых работ — горельеф из мелкозернистого  камня, изображающий Благовещение.Изучение памятников греко-римской пластики несколько умерило его реалистические стремления. Поэтому у него можно  выделить два стиля: реалистический и классический.К первому относится  его статуя Магдалины (около 1434, находится  во флорентийской Крестильнице). Это  исхудалая старуха с длинными волосами. То же направление видно  и в его статуе царя Давида, известной  под названием Zuccone («головастый») и  помещенной в фасадной стороне башни  Джотто, во Флоренции. Статуя эта —  портрет современника, с большой  лысой головой. Плоский рельеф, изображающий голову в профиль св. Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит  к классическому стилю Донателло (находится теперь в Англии). Подражание античному искусству мы находим  и в бронзовом барельефе музея  Барджелло, во Флоренции, изображающем триумф Вакха, равно как и в  полуфигурах Силена и вакханки, на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее, в Лондоне). Барельефы Донателло, заключенные в восемь медальонов и заказанные Козимо Медичи для внутреннего  портика его дворца, где они  находятся и поныне — быть может, просто копии с антиков.Но лучшие работы — те, в которых он, не увлекаясь  излишним реализмом и не подражая произведениям древности, искал  своих идеалов в самом себе. Это, например, можно сказать о  мраморной статуе св. Георгия и  о статуях Давида и апостола Марка. Первая вылита из бронзы, вторая мраморная, обе во Флоренции. Менее удачна бронзовая  статуя Юдифи, в Loggia del Lanzi, во Флоренции. Несколько статуй вырублено Донателло  для фасада флорентийского собора; между сохранившимися замечательна статуя евангелиста Иоанна.

В 1444г. был призван  в Падую для отлития из бронзы конной статуи кондотьера Венецианской республики Гаттамелаты (Erasmo Marzi da Narni). Она стоит теперь перед церковью Св. Антония. Со времен древних римлян не было вылито в Италии ни одной подобной колоссальной статуи.Художник остался в Падуе до 1456. и произвёл там, при помощи своих учеников, несколько работ для украшения церкви св. Антония. Самые замечательные из них — бронз. барельефы, представляющие эпизоды из жизни названного святого, покровителя Падуи. В 1457 работает (опять во Флоренции) Св. Иоанна Крестителя, патрона Флоренции, тип которого он создал. Он представлял Предтечу во всех возрастах, отдельными статуями, горельефом и барельефом.Замечательна его мраморная статуя Иоанна в музее Барджелло. Худощавый, как скелет, он имеет выражение как бы ни на чём не остановившейся мысли и идет вперед, как бы не зная сам куда; его полуоткрытые уста готовы произнести пророческие слова. Отличительная черта Донателло состоит в том, что он с таким же искусством воображал силу, энергию, как и грацию, миловидность. Его барельеф мраморного балкончика собора г. Прато, вырубленный в 1434, изображает полунагих детей или гениев, пляшущих хороводом, или играющих на различных инструментах, с венками цветов. Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы. То же самое можно сказать и о других мраморных барельефах, предназначавшихся для флоентийского собора и находящихся теперь в Opera del Duorno.Портретные бюсты — отрасль пластики, любимая греками и римлянами и совершенно оставленная в средние века — была воскрешена Донателло.Некоторые детские бюсты Донателло в высокой степени верно воспроизводят действительность и чрезвычайно миловидны. Донателло с необыкновенной верностью угадывал впечатление, которое его работы будут производить на известном расстоянии, и умел определять степень их законченности.Некоторые из его бюстов замечательны по своей индивидуальности и как нельзя более характеристичны. Вообще Донателло с необыкновенным умением передавал духовную жизнь представляемого им лица. Таков, например, бюст из обожженной глины, раскрашенный Никколо да Уццано и красующийся ныне в музее Барджелло. 

Тициан  Вечеллио.

Тициан Вечеллио (1477-1576) создал произведения и на мифологические и на христианские сюжеты, работал с портретом. Около 1520 года герцог Феррарский заказывает ему цикл картин, в которых Тициан воспевает античность, воплощает дух язычества: «Вакханалия», «Праздник Венеры».Тициан много пишет на мифологические сюжеты. В 1545 году появляется его первый вариант «Данаи». Даная соответствует античным идеалам красоты. Толкование образа несет в себе плотское, земное начало, выражение простой радости бытия.К концу жизни Тициана его творчество претерпевает изменения. Он ещё много пишет на античные сюжеты, но всё чаще обращается к христианским темам мучинечств, в которых языческая жизнерадостность сменяется трагическим мироощущением («Бичевание Христа», «Оплакивание»).Многие работы Тициана пронизаны ощущением одиночества, поглощенности человека пространством, чувством ничтожности человека перед величием природы, что глубоко чуждо гуманистическому искусству Высокого Возрождения. 

Джованни  Пизано.

Джованни Пизано (1245 или 1250 - после 1314). Ученик и помощник Никколо Пизано, он стал гораздо  более известным мастером, чем  его знаменитый отец. В произведениях  Джованни было много нового и необычного. Почти ровесник Джотто, он являл  собой полную противоположность  мудрой сдержанности своего флорентийского современника. В науке сложилась  давняя традиция характеризовать Джованни Пизано как ревностного почитателя готического искусства Франции. Предполагают, что он посетил эту  страну и был потрясён великолепием и выразительностью её архитектуры  и скульптуры. Однако эмоциональность, неистощимую фантазию, страстность  произведений Джованни Пизано невозможно объяснить только подражанием прекрасным образцам. Эти качества свидетельствуют  о его богатой, пылкой натуре, об особенностях его мировосприятия. Творчество Джованни Пизано - редкий пример искусства, которое опережало своё время  и протягивало нити в будущее. Неслучайно его искания имеют  сходство с опытами прославленного скульптора Микеланджело.  Наиболее известны созданные Джованни Пизано кафедры в Пизан-ском соборе и  церкви Сант-Андреа в Пистойе, а также  статуи святых, пророков, Мадонн.  Сложные  многофигурные рельефы, украшающие кафедры в соборе Пизы и церкви Сант-Андреа в Пистойе, охвачены порывистым движением. Фигуры, утратив спокойствие  образов Никколо Пизано, словно стремятся  вырваться из камня. Их жесты естественны, лица выразительны. Особенно экспрессивны такие драматические сцены, как  «Распятие» и «Избиение младенцев».  Переплелись между собой многочисленные фигуры; матери, пытаясь спасти своих  детей, вступают в схватку с солдатами; даже львы, поддерживающие пизанскую  кафедру, кажется, рычат от ярости. Статуям  Джованни Пизано присущи резкие повороты, угловатые очертания. Вслед за французскими мастерами он обратился к образу Мадонны с Младенцем на руках. Но его Небесные Царицы почти суровы, полны сильного внутреннего чувства; их лица с резким прямым профилем обращены к Спасителю. Мать обменивается с  Ним долгим пристальным взглядом. 

Сандро  Ботичелли.

Сандро Ботичелли (итал. Sandro Botticelli, 1 марта 1445 — 17 мая 1510) — прозвание флорентийского художника  Алесса́ндро ди Мариа́но ди Ва́нни Филипе́пи (итал. Alessandro di Mariano di Vanni Filipepi), который привёл искусство кватроченто  на порог Высокого Возрождения.Глубоко  религиозный человек, Боттичелли работал  во всех крупных храмах Флоренции  и в Сикстинской капелле Ватикана, однако в истории искусства остался  в первую очередь как автор  крупноформатных поэтичных полотен  на сюжеты, вдохновлённые классической античностью, — «Весна» и «Рождение  Венеры».Долгое время Боттичелли находился  в тени работавших после него гигантов Возрождения, пока не был в середине XIX века переоткрыт британскими прерафаэлитами, которые почитали хрупкую линеарность  и весеннюю свежесть его зрелых полотен  за высшую точку в развитии мирового искусства.Родился в семье зажиточного  горожанина Мариано ди Ванни Филипепи. Получил хорошее образование. Прозвище Botticelli («бочонок») перешло к Сандро от его брата-маклера, который был  толстяком. Учился живописи у монаха Филиппо Липпи и перенял у  него ту страстность в изображении  трогательных мотивов, которой отличаются исторические картины Липпи. Потом  работал у известного скульптора Верроккьо. В 1470 г. организует собственную  мастерскую.Тонкость и точность линий  он перенял у второго своего брата, который был ювелиром. Некоторое  время учился вместе с Леонардо да Винчи в мастерской Вероккьо. Оригинальная же черта собственного таланта Боттичелли состоит в наклонности к фантастическому. Он один из первых внес в искусство  своего времени античный миф и  аллегорию, и с особенной любовью  работал над мифологическими  сюжетами. Особенно эффектна его Венера, которая нагая плывет по морю в  раковине, и боги ветров осыпают  её дождем из роз, и гонят раковину к берегу.Лучшим творением Боттичелли считают начатые им в 1474 году фрески в Сикстинской капелле Ватикана. Предположительно Боттичелли был приверженцем Савонаролы. Согласно преданию, уже  в старческом возрасте он сжёг свою юношескую картину на костре тщеславия. «Рождение Венеры» стало последней  такой картиной. Усердно изучал Данте; плодом этого изучения явились гравюры  на меди, приложенные к вышедшему  в свет во Флоренции в 1481 году изданию  дантова «Ада» (издание Магны).Выполнил множество картин по заказам Медичи. В частности, расписал знамя Джулиано Медичи, брата Лоренцо Великолепного. В 1470-1480-х гг портрет становится самостоятельным  жанром в творчестве Боттичелли («Человек с медалью», ок. 1474; «Юноша», 1480-е гг). Боттичелли прославился своим тонким эстетическим вкусом и такими произведениями, как «Благовещение» (1489—1490), «Покинутая» (1495—1500) и т. д. В последние годы своей жизни Боттичелли, по всей видимости, оставил живопись.   В 1504 году художник участвовал в комиссии, определявшей место для установки статуи Давида работы Микеланджело, однако его предложение не было принято. Известно, что у семьи художника был дом в квартале Санта Мария Новелла и доход от виллы в Бельсгуардо. Сандро Боттичелли похоронен в фамильной гробнице в церкви Оньисанти (Chiesa di Ognissanti) во Флоренции. Согласно завещанию, его похоронили вблизи могилы Симонетты Веспуччи, вдохновившей самые прекрасные образы мастера. 

Заключение.

Произведения искусства эпохи Возрождения, созданные столь давно, до сих пор трогают нашу душу и вызывают у нас такой интерес. Причиной этого является совершенство исполнения, красота,   но главное - глубочайшая человечность этого искусства, пронизывающий его гуманизм. Гуманистическое мировоззрение стало одним из крупнейших прогрессивных завоеваний эпохи Возрождения, оказавшим сильное влияние на все последующее развитие европейской культуры. Художники стали видеть мир иначе: плоскостные, как бы бестелесные изображения средневекового искусства уступили место трехмерному, рельефному, выпуклому пространству. Они воспевали своим творчеством совершенную личность, в которой физическая и духовная красота сливаются воедино в соответствии с требованиями античной эстетики. Ренессанс - эпоха стихийного и буйного самоутверждения человеческой личности. Это было время титанизма, который проявился и в искусстве, и в жизни. Достаточно вспомнить героические образы, созданные Микеланджело, и самого их творца поэта, художника, скульптора. Люди, подобные Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэлю являли собой реальные образцы безграничных возможностей человека.Эпоха от Возрождения до Реформации противоречива. Гуманисты, формулируя идеал свободной личности, провозглашали идеалы новой буржуазной культуры, но оказалось, что жизнь далека от этих идеалов. Они, оглядываясь в Античность, оставались христианами. Они соединили два мира - Античность и Христианское средневековье и лишь старались прояснить главный замысел Бога относительно человека.Однако реформаторы-протестанты в другом конце Европы продолжили этот процесс не на почве идей гуманизма, а на религиозной.

 Каждый человек,  считали реформаторы, причастен  Христу, он его «современник»,  ибо актом личной веры человек  живет в Новой истории.Всё это  способствовало кризису художественных  идеалов эпохи Ренессанса, как  и то, что Италия, родина Возрождения,  стала и первой страной, где  началась католическая реакция. Здесь была реорганизована и усилена инквизиция, преследующая деятелей гуманистического движения. Запрещенные книги сжигались, такая же участь могла постигнуть и их авторов. Многие передовые мыслители и ученые погибли на костре.Многие живописцы, поэты, скульпторы, архитекторы отказались от идей гуманизма, стремясь усвоить лишь «манеру» великих деятелей Возрождения. Так, черты кризиса художественных идеалов Возрождения проявились в маньеризме (вычурность, манерничанье), который сложился на излете эпохи Ренессанса - явная подражательность, вторичность стиля, гиперболизация отдельных деталей, иногда даже выраженная в названии произведения («Мадонна с длинной шеей»), нарушение пропорций, дисгармония, деформация, что само по себе чуждо природе искусства итальянского Возрождения.Тема Возрождения богата и неисчерпаема. Это мощное движение определило развитие всей европейской цивилизации на многие годы. Мы лишь пытаемся проникнуть в суть происходивших процессов. Чтобы понять, нам необходимо более детально восстановить психологический настрой человека Возрождения, прочитать книги того времени, посетить художественные галереи.Идеи гуманизма - духовная основа расцвета искусства эпохи Возрождения. Искусство Возрождения проникнуто идеалами гуманизма, оно создало образ прекрасного, гармонически развитого человека. Искусство этой эпохи бесконечно долго будет восхищать человечество, поражать своей живучестью и способностью покорять умы и сердца. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы. 

  1. Боткин  Л.М. Итальянское Возрождение: Проблемы и люди. М.: Изд-во «Российский государственный  гуманитарный университет», 1995.
 
  1. Гриненко  Г.В.  Хрестоматия по истории мировой  культуры: Учебное пособие. — 3-е  изд., перераб. и доп. — М: Высшее образование, 2005. — 940 с.
 
  1. Левит С.Я., Гордон А.В. и др. - Культурология. Энциклопедия. В 2-х томах .
 
  1. Д.Ю.Столяров, В.В.Кортунов - Культурология. Учебное  пособие для студентов 1998 год.
 
  1. Шишова  Н.В. - История и культурология. Учебное  пособие. 2000 год.

Информация о работе Искусство эпохи Возрождения