Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 18:42, реферат
"Возрождение" (Ренессанс) - термин, введенный архитектором, живописцем и историком Джорджо Вазари для определения эпохи, в которую культурное движение было призвано возрождать античность и открывать перспективы развития западной культуры. Эпоха Средневековья рассматривалась как перерыв в развитии культур, представляла собой период варварства и невежества. Возрождение зародилось в Италии, и было связано, прежде всего, с появлением в феодальном обществе буржуазных отношений, и как следствие - возникновение нового мировоззрения.
Введение.
Периоды ренессанса.
Человек в эпоху Возрождения.
Литература в эпоху возрождения.
Искусство эпохи Возрождения.
Выдающиеся деятели искусства эпохи Возрождения.
Заключение.
Список литературы.
В искусстве на первый план выдвинулись проблемы гражданского долга, высоких моральных качеств, подвига, образ гармонично развитого, сильного духом и телом человека-героя, сумевшего подняться над уровнем повседневности. Искусство Высокого Ренессанса отрешается от незначительных подробностей во имя общего образа, стремления к гармонии прекрасных сторон жизни. Развивается портретная живопись и становится одним из важных достижений Возрождения. Самым престижным видом искусства была скульптура, расцвет её произошел с утверждением барокко. В позднем ренессансе было меньше иллюзий и больше реализма в понимании действительности. Идеалы красоты и гармонии всесторонне осмыслялись и даже становились нормой, которая воздействовала на разные виды творческой деятельности.
По обилию талантливых мастеров, размаху художественного творчества Италия опередила в XV веке все другие страны Европы. Изменения в искусстве, прежде всего, сказались в скульптуре. В работах мастера Никколо Пизано прослеживается явное влияние античности. Но начало новой эпохи связано с именем живописца Джотто ди Бондоне (1266-1337). Из его работ лучше всего сохранились фрески Капеллы дель Арена в Падуе на евангельские сюжеты, где уже прослеживается желание верно передать анатомию человеческого тела.
В
изобразительном
искусстве сформировались
несколько школ со
своими неповторимыми
стилистическими
особенностями.
Флорентийская школа XV век.
В архитектуре Италии только в XV веке начинают проявляться черты нового стиля. Филиппо Брунеллески (1377-1446) завершил в 1434 году Флорентийский собор гигантским куполом, готическое здание, заложенное в 1295 году. В светской архитектуре палаццо характерно соединение внешней крепостной неприступности с внутренней атмосферой уюта.В церковном зодчестве появляется облицовка фасадов церквей разноцветным мрамором, отчего фасад становится «полосатым» - характерная черта итальянского Возрождения.Новая скульптура родилась в 1401 году, когда был организован конкурс на оформление дверей крещальни Флорентийского собора. Скульптором, которому выпало решить проблемы европейской пластики - круглой скульптуры, монумента, - был Донато ди Никколо ди Бетто Барди (1386-1466). В его искусстве наблюдаются и готические реминисценции. Донателло решает проблему постановки человеческой фигуры в рост по законам пластики, разработанным ещё в античные времена, но забытые в средневековье. Статуя святого Георгия, исполненная Донателло воплощает идеал раннего Возрождения: чувство самосознания и уверенности в этом образе подчеркнуто свободной, спокойной позой фигуры, напоминающей колонну. Донателло принадлежит и честь создания первого конного монумента в эпоху Возрождения. Это конная статуя кондотьера Эразмо ди Нарни в Падуе.
Использовав лучшие
традиции искусства средневековья,
изучив античную пластику, Донателло
пришел к своим собственным решениям,
к образам глубокой человечности
и подлинного реализма, что объясняет
его огромное влияние на всю последующую
европейскую скульптуру.
Во второй половине
XV века в искусстве ещё более
приобретают значение изящество
и роскошь. Евангельские сюжеты на стенах
церкви Санта Мария Новелла, по сути,
представляют собой трактовку сцен
быта высших слоев флорентийского общества.
Особой изысканности флорентийское искусство
достигает в конце века, в правление Лоренцо
Медичи (1449-1492). Жестокий политик, тиран,
Лоренцо был вместе с тем одним из образованнейших
людей своего времени. Поэт, философ, гуманист,
язычник по мироощущению, он превратил
свой двор в центр художественной культуры
того времени. Но в культуре двора Лоренцо
много противоречивого, она слишком изнежена,
замкнута узкой социальной средой. Типичным
художником конца флорентийского раннего
Возрождения, выразителем эстетических
идеалов двора Лоренцо Медичи был Сандро
Боттичелли (1445-1510). Две его знаменитые
картины: «Рождение Венеры» (ок. 1483-1484)
и «Весна» (ок. 1477-1478). Для Боттичелли характерно
изображать лица с трагичным выражением,
он создает определенный тип лиц, особенно
женских: пухлые губы, кажущиеся заплаканными
глаза.К концу XV века Флоренция вступила
в полосу экономического и социально-политического
кризиса и перестает быть центром художественной
жизни. Но флорентийская школа раннего
Возрождения оставила след во всем искусстве
эпохи Возрождения. Она была первой, где
решались проблемы линейной и воздушной
перспективы, анатомии человеческого
тела, но цвет, всё же не был сильной стороной
творчества флорентийских мастеров.
Умбрийская школа XV век.
В Умбрии в XV веке
не было крупных городов, много пространства
занимали помещичьи угодья, поэтому
и в искусстве дольше жили и
были ярче феодальные, средневековые
традиции.Искусство Умбрии декоративно,
лирично, мечтательно и религиозно.
Главную роль в нем играет колорит.Самым
крупным мастером здесь в XV был
Пьеро делла Франческа (1420?-1492). Он
интересовался проблемами перспективы.
Был одним из самых великих
колористов, умел передавать разную светосилу
цвета и объединять цвета световоздушной
средой. Франческа был мастером преимущественно
монументально-декоративной живописи.
Он как истинный художник раннего
Возрождения верил в высокую
миссию человека, в его способность
к совершенствованию.
Падуанская школа XV век.
Падуанские мастера
преклонялись перед античным искусством.
Падуя расположена на севере Италии,
её связи с Германией и Францией
были тесными в XV веке, поэтому готические
черты в искусстве раннего
Возрождения вполне естественны. Крупнейший
художник падуанской школы Андреа Мантенья
(1431-1506). Он вводил в свои композиции
изображение античных памятников, был,
преимущественно
Венецианская школа XV век.
В эпоху Возрождения
Венеция развивалась немного
иначе, чем другие города Италии. Её
выгодное географическое положение, флот
и пути торговли с Востоком сделали
её богатой. С конца XIII века началась
аристократизация её политического
строя. Патрицианство задерживало
развитие новой культуры, поэтому
Ренессанс в Венеции запоздал
почти на 50 лет.Наиболее ярко пути развития
раннего возрождения видны в
творчестве семейства Беллини: Якопо
Беллини и его сыновей - Джентиле
и Джованни. Наиболее знаменит Джованни,
именуемый чаще Джанбеллино (1430-1516).
Он начал с сурового стиля в
духе падуанцев, позднее перешел
к мягкой живописности, богатому золотистому
колориту. Его аллегорические картины
полны философско-
Выдающиеся деятели искусства эпохи Возрождения.
Леонардо Да Винчи.
В конце XV века северные города Европы организуют ряд военных походов на Италию. Высокий Ренессанс совпал с периодом борьбы итальянских городов за независимость. Это наивысшая точка расцвета искусства Италии. Оно пронизано гуманизмом, стремлением к гармонии прекрасных сторон жизни. Искусство Высокого Ренессанса во имя общего образа отрешается от мелких деталей. Леонардо да Винчи (1452-1519) первый художник, воплотивший эту особенность. Работа Леонардо «Благовещение» ещё обнаруживает связи с ранним Возрождением, но совершенная красота фигур Марии и архангела, цветовой строй картины говорят о мировоззрении художника Высокого Ренессанса. Леонардо обладал как логическим, так и художественным мышлением, связывал научное и художественное познание мира. Он всю жизнь занимался учеными изысканиями наравне с изобразительным искусством: отвлекаясь, он казался медлительным и оставил немного произведений искусства.Украшение миланской крепости, оформление празднеств и свадеб, научные занятия отрывали Леонардо от искусства. Но он становится ведущим художником Италии. Каждое из его творений было открытием в искусстве.Первым большим произведением в Милане была «Мадонна в скалах». Это первая монументальная алтарная композиция Высокого Ренессанса.Самой большой его работой была роспись стены трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие на сюжет «Тайной вечери» (1495-1498). Леонардо изобразил момент реакции всех двенадцати учеников на слова учителя. В основу композиции положен точный математический расчет.Для Леонардо искусство и наука существовали нераздельно. Занимаясь искусством, он делал научные изыскания, опыты, наблюдения, он выходил через перспективу в область оптики и физики, через проблемы пропорций - в анатомию и математику и т.д.
В росписи Леонардо
нет иллюзионистических приемов, позволяющих
реальному пространству переходить
в изображаемое. Но расположенная
вдоль стены трапезной роспись
подчинила себе весь интерьер. И
это его умение подчинить себе
пространство положило путь Рафаэлю
и Микеланджело. Судьба стенописи Леонардо
трагична: он сам способствовал её быстрому
осыпанию, делая опыты смешения темперы
и масла, экспериментируя над красками
и грунтом.Во Флоренции, родном городе
художника, была начата ещё одна работа:
портрет жены купца дель Джокондо Моны
Лизы, ставший одной из самых знаменитых
картин в мире. Это был решающий шаг на
пути развития ренессансного искусства.
Особое внимание Леонардо уделял светотени,
добиваясь неповторимой мягкости лиц
и фигур, словно окутанных едва уловимой
дымкой («сфумато»). В портрете Моны Лизы
достигнута та степень обобщения, которая,
сохраняя неповторимость изображенной
индивидуальности, позволяет рассматривать
образ как типичный для эпохи Высокого
Ренессанса.
Рафаэль Санти.
Идеи монументального
искусства Возрождения, в которых
слились традиции античности и дух
христианства, нашли наиболее яркое
выражение в творчестве Рафаэля
(1483-1520). В его искусстве обрели
решение две основные задачи: пластическое
совершенство человеческого тела, выражающее
внутреннюю гармонию всесторонне развитой
личности, в чем Рафаэль следовал
античности, и сложная композиция,
передающая многообразие мира.Никто
из мастеров Возрождения не воспринял
так глубоко и естественно
языческую сущность античности, как
Рафаэль. Его считают художником,
наиболее полно связавшим античные
традиции с западноевропейским искусством
новой поры. Он искал совершенный
гармоничный образ. На протяжении всей
жизни он ищет этот образ в мадонне.
Вершина его мастерства «Сикстинская
мадонна». Тип лица мадонны соединяет
античный идеал красоты с духовностью
христианского идеала, что характерно
для мировоззрения Высокого Возрождения.
Искусство достигает наивысшего расцвета
в Риме, где работают одновременно такие
художники как Браманте, Микеланджело
и Рафаэль и развивается под знаком национального
единства, питается античными традициями,
выражает идеологию гуманизма. Идейная
программа росписи папских комнат - служить
прославлению авторитета католической
церкви и её главы- папы. В комнате печатей
Рафаэль написал четыре фрески-аллегории
духовной деятельности человека: философии,
поэзии, богословия, юриспруденции в виде
многофигурных композиций и групповых
портретов. В них Рафаэль воплотил гуманистический
идеал совершенного интеллектуального
человека. Во второй комнате он написал
фрески на исторические и легендарные
сюжеты, прославляющие Римских пап: «Изгнание
Элиодора». Рафаэль, работающий по заказу
Юлия II, не случайно берет эту тему: французы
готовятся к походу в Италию и папа напоминает
о Божьем наказании всех, кто посягнет
на Рим.Рафаэль был величайшим портретистом
своей эпохи. В его портретах помимо определенных
конкретных черт выступает образ человека
эпохи, что позволяет видеть в портретах
Рафаэля исторические портреты-типы («Папа
Юлий II», «Лев X» и др.)
Микеланджело Буонаротти.
Третий величайший
мастер - Микеланджело (1475-1564). Он превзошел
всех насыщенностью образов
В прекрасном образе
Давида, в его лице скульптор передал
титаническую силу страсти, непреклонную
волю, гражданское мужество, мощь свободного
человека. Флорентийцы видели в Давиде
близкого им героя, гражданина республики
и её защитника.В Риме Микеланджело
занялся грандиозной работой - росписью
потолка Сикстинской капеллы
при Ватиканском дворце. В центральной
части потолка он изобразил события
первых дней сотворения мира, историю
Адама и Евы, всемирный потоп,
и эти сцены, по сути, являются гимном
человеку, его силе и красоте. Бог - это
творец, не знающий преград на пути к созиданию,
образ, близкий представлению гуманистической
эпохи о творце.Вскоре после окончания
работ в Сикстине умер Юлий II. Микеланджело
занимается созданием памятника-мавзолея
для его гробницы. Микеланджело исполняет
фигуру Моисея для надгробия. Образ Моисея-
один из самых сильных в творчестве мастера.
Он вложил в него мечту о вожде мудром,
смелом, полном сил, воли - качеств так
необходимых тогда для объединения его
родины.С 1520 по 1534 годы Микеланджело работает
над одним из самых значительных и трагичных
скульптурных произведений - над гробницей
Медичи - выражающей переживания, выпавшие
на долю мастера и его родного города и
всей страны. Италия тогда раздиралась
внешними и внутренними врагами, протестанты
разграбили католические святыни Рима.
Флорентийская буржуазия свергает Медичи.
Папа идет на Флоренцию походом. Она разгромлена,
многие друзья Микеланджело погибают.
В настроении тяжелого пессимизма работает
Микеланджело над гробницей Медичи. Одну
стену он украшает фигурой Лоренцо, а другую
Джулиано. Но оба изображения не имеют
портретного сходства, что не соответствует
традициям XV века. Он считает не обязательным
точную передачу черт в лицах моделей.
Для него важнее философская идея противопоставления
жизни и смерти. Чувство беспокойства
и тревоги исходит от образов Лоренцо
и Джулиано. Это беспокойство усиливается
позами фигур времени суток, расположенных
у их ног: изогнутые тела как бы скатываются
с крышек саркофагов, не находя опоры,
их головы пересекают карнизы. Этот диссонанс
нарушает архитектоническую гармонию
Ренессанса и является предвестием новой
эпохи в искусстве.