Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 18:42, реферат
"Возрождение" (Ренессанс) - термин, введенный архитектором, живописцем и историком Джорджо Вазари для определения эпохи, в которую культурное движение было призвано возрождать античность и открывать перспективы развития западной культуры. Эпоха Средневековья рассматривалась как перерыв в развитии культур, представляла собой период варварства и невежества. Возрождение зародилось в Италии, и было связано, прежде всего, с появлением в феодальном обществе буржуазных отношений, и как следствие - возникновение нового мировоззрения.
Введение.
Периоды ренессанса.
Человек в эпоху Возрождения.
Литература в эпоху возрождения.
Искусство эпохи Возрождения.
Выдающиеся деятели искусства эпохи Возрождения.
Заключение.
Список литературы.
Оглавление.
Введение.
"Возрождение"
(Ренессанс) - термин, введенный архитектором,
живописцем и историком
Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе. Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.
Начало Возрождения
обычно связывается с творчеством Петрарки
и Боккаччо, т.е. с деятельностью поэтов
и писателей. Уже в творчестве Данте (в
период проторенессанса) сквозит неприкрытый
интерес к античной культуре, который
становится ведущим в культуре Возрождения.
Неудивительно, что такой интерес античность
вызвала первоначально в Италии — стране,
где уцелело множество памятников древней
культуры. И если Петрарка собирал в основном
древние рукописи, то позднее объектом
внимания коллекционеров становятся статуи,
мозаики, ювелирные изделия, монеты и любые
другие предметы старины. Античностью
увлекаются настолько, что многие гуманисты
даже свой быт пытаются уподобить античному.
Возрождение античной культуры становится
девизом эпохи, откуда и ее название —
данное, правда, уже позднее. Общим для
культуры Ренессанса во всех странах является
не только интерес к античности, но и появление
особого мировоззрения и образа жизни,
получившего название гуманизма; формирование
нового типа личности — так называемый
«ренессансный человек»; выдающиеся личности
Ренессанса отличаются титанизмом (каждый
совершает за свою жизнь столько, что не
под силу многим) и универсализмом (практически
все творцы этой эпохи реализуют себя
сразу в нескольких областях, так, Леонардо
да Винчи — художник, скульптор, ученый,
инженер; Микеланджело — художник, скульптор,
архитектор, поэт и т.д.). Меняется само
представление о человеке: он теперь не
просто «сосуд греха», как считалось в
Средневековье, но прежде всего — «венец
творения», созданный по образу и подобию
Бога. Акцент делается на то, что все существующее
— и природа, и человек — есть создания
Божьи, и как таковые обладают красотой
и совершенством, достойным восхищения
и любви. Чтобы приблизиться к Богу, надо
теперь не уходить в пустыню, не предаваться
подвигам аскезы, а быть художником, уподобляясь
Богу в творчестве. В эту эпоху культура
выходит из-под опеки церкви, начинается
триумфальное развитие светского искусства
(живописи, архитектуры, музыки, театра,
литературы).
Периоды ренессанса.
Итальянское Возрождение делят на 5 этапов:
Проторенессанс
тесно связан со средневековьем, с
романскими, готическими традициями,
этот период явился подготовкой Возрождения.
Этот период делится на два подпериода:
до смерти Джотто ди Бондоне и после
(1337 год). Важнейшие открытия, ярчайшие
мастера живут и работают в
первый период. Второй отрезок связан
с эпидемией чумы, обрушившейся на
Италию. Все открытия совершались
на интуитивном уровне. В конце XIII века
во Флоренции возводится главное храмовое
сооружение — собор Санта Мария дель Фьоре,
автором был Арнольфо ди Камбио, затем
работу продолжил Джотто, спроектировавший
кампанилу Флорентийского собора.
Ранее всего искусство проторенессанса
проявилось в скульптуре (Никколо и Джованни
Пизано, Арнольфо ди Камбио, Андреа Пизано).
Живопись представлена двумя художественными
школами: Флоренции (Чимабуэ, Джотто) и
Сиены (Дуччо, Симоне Мартини). Центральной
фигурой живописи стал Джотто. Художники
Возрождения считали его реформатором
живописи. Джотто наметил путь, по которому
пошло ее развитие: наполнение религиозных
форм светским содержанием, постепенный
переход от плоскостных изображений к
объемным и рельефным, нарастание реалистичности,
ввёл в живописи пластический объём фигур,
изобразил в живописи интерьер.
Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Лишь впоследствии, и только мало-помалу, под влиянием все сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства, как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях.
Тогда как искусство
в Италии уже решительно шло по
пути подражания классической древности,
в других странах оно долго
держалось традиций готического
стиля. К северу от Альп, а также
в Испании, Возрождение наступает
только в конце XV столетия, и его
ранний период длится, приблизительно,
до середины следующего века.
Третий период
Возрождения — время самого пышного
развития его стиля — принято
называть «Высоким Возрождением». Он простирается
в Италии приблизительно с 1500 по 1527
год. В это время центр влияния
итальянского искусства из Флоренции
перемещается в Рим, благодаря вступлению
на папский престол Юлия II — человека
честолюбивого, смелого и предприимчивого,
привлёкшего к своему двору лучших
художников Италии, занимавшего их
многочисленными и важными
Позднее
Возрождение в Италии
Итальянский Ренессанс практически не имел влияния на другие страны до 1450 г. После 1500 г. стиль распространился по континенту, но многие позднеготические влияния сохранялись даже до наступления эпохи барокко.Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в отдельное стилевое направление, имеющее некоторые различия с Возрождением в Италии, и называть «Северное Возрождение».
Наиболее заметны стилевые различия в живописи: в отличие от Италии, в живописи долго сохранялись традиции и навыки готического искусства, меньшее внимание уделялось исследованиям античного наследия и познанию анатомии человека.
Выдающиеся представители
— Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн Младший,
Лукас Кранах Старший, Питер Брейгель
Старший. Предренессансным духом проникнуты
и некоторые произведения мастеров
поздней готики, таких, как Ян ван
Эйк и Ганс Мемлинг.
Человек в эпоху Возрождения.
Ренессансный гуманизм, классический гуманизм — европейское интеллектуальное движение, являющееся важным компонентом Ренессанса. Возникло во Флоренции в середине XIV века, существовало до середины XVI века; с конца XV века перешло в Германию, Францию, отчасти в Англию и другие страны. Ренессансный гуманизм является первой стадией развития гуманизма, движением, в котором гуманизм впервые выступил как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли, вызвав подлинный переворот в культуре и мировоззрении людей того времени. Основной идеей ренессансных гуманистов было улучшение человеческой природы через изучение античной литературы.
Первоначальная
латинская форма этого понятия
— studia humanitatis. В таком виде оно
было введено собственно ренессансными
гуманистами, перетолковавшими Цицерона,
который в свое время стремился
подчеркнуть, что понятие «человечность»
как важнейший результат
Слово «гуманист» появилось в конце XV века. Собственно термин «гуманизм» в сегодняшнем виде, по указанию Баткина, впервые применил в 1808 году педагог Ф.Нитхаммер; после труда Г. Фойгта «Возрождение классической древности и первый век гуманизма» (1859) в науке началось обсуждение исторического содержания и пределов данного понятия. Сами гуманисты XV века называли себя обычно «ораторами», реже «риторами», тем самым подчеркивая свое отличие от университетских ученых, а также связь с древними традициями античных ораторов.
Сами гуманисты рассказывали о себе следующим образом: Леонардо Бруни определял studia humanitatis так — «познание тех вещей, которые относятся к жизни и нравам, и которые совершенствуют и украшают человека». Салютати полагал, что в этом слове соединились «добродетель и учёность» (virtus atque doctrina), причем «ученость» предполагала универсальность знаний на основе владения «словесностью» (litterae), а «добродетель» включала душевную кроткость и благожелательность (benignitas), означающая способность правильно себя вести. Эта добродетель, по мнению гуманистов, была неотторжима от классической образованности, и таким образом, оказывалась не врожденным качествам, а чем-то индивидуально достигнутым благодаря бдениям над классиками. В Ренессанс царила идея окультуривания, «возделывания» души путем изучения античных авторов, способность через гуманистические занятия осуществить и выявить все возможности, заложенные природой в индивидууме. Гуарино Веронезе писал: «нет ничего более пригодного и подобающего для приобретения добродетелей и благонравия, чем усердное чтение ученых античных писателей». Гуманисты верили, что через гуманистические занятия человек сможет реализовать все возможности, заложенные в индивидууме, культивировать свои «достоинства».