Искусство эпохи Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 18:42, реферат

Краткое описание

"Возрождение" (Ренессанс) - термин, введенный архитектором, живописцем и историком Джорджо Вазари для определения эпохи, в которую культурное движение было призвано возрождать античность и открывать перспективы развития западной культуры. Эпоха Средневековья рассматривалась как перерыв в развитии культур, представляла собой период варварства и невежества. Возрождение зародилось в Италии, и было связано, прежде всего, с появлением в феодальном обществе буржуазных отношений, и как следствие - возникновение нового мировоззрения.

Оглавление

Введение.

Периоды ренессанса.

Человек в эпоху Возрождения.

Литература в эпоху возрождения.

Искусство эпохи Возрождения.

Выдающиеся деятели искусства эпохи Возрождения.

Заключение.

Список литературы.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 63.95 Кб (Скачать)

Оглавление. 

  • Введение.
 
  • Периоды ренессанса.
 
  • Человек в  эпоху Возрождения.
 
  • Литература  в эпоху возрождения.
 
  • Искусство эпохи Возрождения.
 
  • Выдающиеся  деятели искусства эпохи Возрождения.
 
  • Заключение.
 
  • Список  литературы.
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

"Возрождение" (Ренессанс) - термин, введенный архитектором, живописцем и историком Джорджо  Вазари для определения эпохи,  в которую культурное движение  было призвано возрождать античность  и открывать перспективы развития  западной культуры. Эпоха Средневековья  рассматривалась как перерыв  в развитии культур, представляла  собой период варварства и  невежества. Возрождение зародилось  в Италии, и было связано, прежде  всего, с появлением в феодальном  обществе буржуазных отношений,  и как следствие - возникновение  нового мировоззрения. Началось  возвращение к забытым достижениям  античной культуры. Все перемены  в наибольшей степени проявилось  в творчестве людей искусства.  Первые признаки возрождения в Италии были заметны ещё в XIII и XIV веках (в деятельности семейства Пизано, Джотто, Орканья и др.), но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета.

Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений  в Европе. Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.

Начало Возрождения  обычно связывается с творчеством Петрарки и Боккаччо, т.е. с деятельностью поэтов и писателей. Уже в творчестве Данте (в период проторенессанса) сквозит неприкрытый интерес к античной культуре, который становится ведущим в культуре Возрождения. Неудивительно, что такой интерес античность вызвала первоначально в Италии — стране, где уцелело множество памятников древней культуры. И если Петрарка собирал в основном древние рукописи, то позднее объектом внимания коллекционеров становятся статуи, мозаики, ювелирные изделия, монеты и любые другие предметы старины. Античностью увлекаются настолько, что многие гуманисты даже свой быт пытаются уподобить античному. Возрождение античной культуры  становится девизом эпохи, откуда и ее название — данное, правда, уже позднее. Общим для культуры Ренессанса во всех странах является не только интерес к античности, но и появление особого мировоззрения и образа жизни, получившего название гуманизма; формирование нового типа личности — так называемый «ренессансный человек»; выдающиеся личности Ренессанса отличаются титанизмом (каждый совершает за свою жизнь столько, что не под силу многим) и универсализмом (практически все творцы этой эпохи реализуют себя сразу в нескольких областях, так, Леонардо да Винчи — художник, скульптор, ученый, инженер; Микеланджело — художник, скульптор, архитектор, поэт и т.д.). Меняется само представление о человеке: он теперь не просто «сосуд греха», как считалось в Средневековье, но прежде всего — «венец творения», созданный по образу и подобию Бога. Акцент делается на то, что все существующее — и природа, и человек — есть создания Божьи, и как таковые обладают красотой и совершенством, достойным восхищения и любви. Чтобы приблизиться к Богу, надо теперь не уходить в пустыню, не предаваться подвигам аскезы, а быть художником, уподобляясь Богу в творчестве. В эту эпоху культура выходит из-под опеки церкви, начинается триумфальное развитие светского искусства (живописи, архитектуры, музыки, театра, литературы). 

Периоды ренессанса.

Итальянское Возрождение  делят на 5 этапов:

  • Проторенессанс (2-ая половина 13 века — начало 15 века)
  • Раннее Возрождение (15 век)
  • Высокое Возрождение (первые 20 лет 16 века)
  • Позднее Возрождение (30-ые — 90-ые годы 16 века)
  • Северное Возрождение
 
  1. Проторенессанс.

Проторенессанс  тесно связан со средневековьем, с  романскими, готическими традициями, этот период явился подготовкой Возрождения. Этот период делится на два подпериода: до смерти Джотто ди Бондоне и после (1337 год). Важнейшие открытия, ярчайшие мастера живут и работают в  первый период. Второй отрезок связан с эпидемией чумы, обрушившейся на Италию. Все открытия совершались  на интуитивном уровне. В конце XIII века во Флоренции возводится главное храмовое сооружение — собор Санта Мария дель Фьоре, автором был Арнольфо ди Камбио, затем работу продолжил Джотто, спроектировавший кампанилу Флорентийского собора.  Ранее всего искусство проторенессанса проявилось в скульптуре (Никколо и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио, Андреа Пизано). Живопись представлена двумя художественными школами: Флоренции (Чимабуэ, Джотто) и Сиены (Дуччо, Симоне Мартини). Центральной фигурой живописи стал Джотто. Художники Возрождения считали его реформатором живописи. Джотто наметил путь, по которому пошло ее развитие: наполнение религиозных форм светским содержанием, постепенный переход от плоскостных изображений к объемным и рельефным, нарастание реалистичности, ввёл в живописи пластический объём фигур, изобразил в живописи интерьер. 

  1. Раннее  Возрождение.

Период так  называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время  с 1420 по 1500 года. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним  элементы, заимствованные из классической древности. Лишь впоследствии, и только мало-помалу, под влиянием все сильнее  и сильнее изменяющихся условий  жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы и  смело пользуются образцами античного  искусства, как в общей концепции  своих произведений, так и в  их деталях.

Тогда как искусство  в Италии уже решительно шло по пути подражания классической древности, в других странах оно долго  держалось традиций готического  стиля. К северу от Альп, а также  в Испании, Возрождение наступает  только в конце XV столетия, и его  ранний период длится, приблизительно, до середины следующего века. 

  1. Высокое Возрождение.

Третий период Возрождения — время самого пышного  развития его стиля — принято  называть «Высоким Возрождением». Он простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1527 год. В это время центр влияния  итальянского искусства из Флоренции  перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II — человека честолюбивого, смелого и предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших художников Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой другим пример любви к художеству. При этом Папе и при его ближайших преемниках Рим становится как бы новыми Афинами времён Перикла: в нём строится множество монументальных зданий, создаются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи; при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга. Античное изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью; спокойствие и достоинство заменяют собой игривую красоту, которая составляла стремление предшествовавшего периода; припоминания средневекового совершенно исчезают, и вполне классический отпечаток ложится на все создания искусства. Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности, и они, с большой находчивостью и живостью фантазии, свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для себя из античного греко-римского искусства. 

  1. Позднее Возрождение.

  Позднее  Возрождение в Италии охватывает  период с 1530-х по 1590—1620-е годы. Некоторые исследователи причисляют  к Позднему Возрождению и 1630-е,  но эта позиция вызывает споры  среди искусствоведов и историков.  Искусство и культура этого  времени настолько разнообразны  по своим проявлениям, что сводить  их к одному знаменателю можно  только с большой долей условности. Например, Британская энциклопедия  пишет, что «Возрождение как  целостный исторический период  закончилось с падением Рима  в 1527 году». В Южной Европе  восторжествовала Контрреформация,  которая с опаской смотрела  на всякое свободомыслие, включая  воспевание человеческого тела  и воскрешение идеалов античности  как краеугольные камни ренессансной  идеологии. Мировоззренческие противоречия  и общее ощущение кризиса вылились  во Флоренции в «нервное» искусство  надуманных цветов и изломанных  линий — маньеризм. В Парму,  где работал Корреджо, маньеризм  добрался только после смерти  художника в 1534 году. У художественных  традиций Венеции была собственная  логика развития; до конца 1570-х  гг. там работали Тициан и Палладио, чьё творчество имело мало  общего с кризисными явлениями  в искусстве Флоренции и Рима. 
 
 

  1. Северное  Возрождение

Итальянский Ренессанс  практически не имел влияния на другие страны до 1450 г. После 1500 г. стиль распространился  по континенту, но многие позднеготические влияния сохранялись даже до наступления  эпохи барокко.Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и  Франции принято выделять в отдельное  стилевое направление, имеющее некоторые  различия с Возрождением в Италии, и называть «Северное Возрождение».

  Наиболее заметны стилевые различия в живописи: в отличие от Италии, в живописи долго сохранялись традиции и навыки готического искусства, меньшее внимание уделялось исследованиям античного наследия и познанию анатомии человека.

Выдающиеся представители  — Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн Младший, Лукас Кранах Старший, Питер Брейгель Старший. Предренессансным духом проникнуты и некоторые произведения мастеров поздней готики, таких, как Ян ван  Эйк и Ганс Мемлинг. 

Человек в эпоху Возрождения.

Ренессансный гуманизм, классический гуманизм — европейское интеллектуальное движение, являющееся важным компонентом Ренессанса. Возникло во Флоренции в середине XIV века, существовало до середины XVI века; с конца XV века перешло в Германию, Францию, отчасти в Англию и другие страны. Ренессансный гуманизм является первой стадией развития гуманизма, движением, в котором гуманизм впервые выступил как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли, вызвав подлинный переворот в культуре и мировоззрении людей того времени. Основной идеей ренессансных гуманистов было улучшение человеческой природы через изучение античной литературы.

Первоначальная  латинская форма этого понятия  — studia humanitatis. В таком виде оно  было введено собственно ренессансными  гуманистами, перетолковавшими Цицерона, который в свое время стремился  подчеркнуть, что понятие «человечность» как важнейший результат культуры, выработанной в древнегреческих  полисах, привилось и на римской почве.Значение термина «гуманизм» в эпоху Возрождения (в отличие от сегодняшнего значения слова) было: «ревностное изучение всего, что составляет целостность человеческого духа», поскольку humanitas означало «полноту и разделённость природы человека». Также это понятие противопоставлялось «схоластическому» изучению «божественного» (studia divina). Такое понимание studia humanitatis впервые получило свое обоснование в качестве идейной программы нового умственного движения в сочинениях Петрарки.Ренессансный «гуманизм» — это не защита прав человека, а исследования человека таким, каков он есть. Гуманизм, с точки зрения Петрарки и других философов, означал перенесение человека в центр мира, изучение человека в первую очередь. Термин „гуманизм“ в этом плане является в чем-то синонимом слова „антропоцентризм“ и противостоит термину „теоцентризм“. В противовес религиозной философии Западной Европы гуманистическая философия ставит своей задачей изучение человека со всеми его земными и не-земными нуждами. Взамен онтологических вопросов на первый план выдвигаются вопросы этические».

Слово «гуманист» появилось в конце XV века. Собственно термин «гуманизм» в сегодняшнем  виде, по указанию Баткина, впервые  применил в 1808 году педагог Ф.Нитхаммер; после труда Г. Фойгта «Возрождение классической древности и первый век гуманизма» (1859) в науке началось обсуждение исторического содержания и пределов данного понятия. Сами гуманисты XV века называли себя обычно «ораторами», реже «риторами», тем самым подчеркивая свое отличие от университетских ученых, а также связь с древними традициями античных ораторов.

Сами гуманисты  рассказывали о себе следующим образом: Леонардо Бруни определял studia humanitatis так — «познание тех вещей, которые относятся к жизни  и нравам, и которые совершенствуют и украшают человека». Салютати полагал, что в этом слове соединились «добродетель и учёность» (virtus atque doctrina), причем «ученость» предполагала универсальность знаний на основе владения «словесностью» (litterae), а «добродетель» включала душевную кроткость и благожелательность (benignitas), означающая способность правильно себя вести. Эта добродетель, по мнению гуманистов, была неотторжима от классической образованности, и таким образом, оказывалась не врожденным качествам, а чем-то индивидуально достигнутым благодаря бдениям над классиками. В Ренессанс царила идея окультуривания, «возделывания» души путем изучения античных авторов, способность через гуманистические занятия осуществить и выявить все возможности, заложенные природой в индивидууме. Гуарино Веронезе писал: «нет ничего более пригодного и подобающего для приобретения добродетелей и благонравия, чем усердное чтение ученых античных писателей». Гуманисты верили, что через гуманистические занятия человек сможет реализовать все возможности, заложенные в индивидууме, культивировать свои «достоинства».

Информация о работе Искусство эпохи Возрождения