Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 18:42, реферат
"Возрождение" (Ренессанс) - термин, введенный архитектором, живописцем и историком Джорджо Вазари для определения эпохи, в которую культурное движение было призвано возрождать античность и открывать перспективы развития западной культуры. Эпоха Средневековья рассматривалась как перерыв в развитии культур, представляла собой период варварства и невежества. Возрождение зародилось в Италии, и было связано, прежде всего, с появлением в феодальном обществе буржуазных отношений, и как следствие - возникновение нового мировоззрения.
Введение.
Периоды ренессанса.
Человек в эпоху Возрождения.
Литература в эпоху возрождения.
Искусство эпохи Возрождения.
Выдающиеся деятели искусства эпохи Возрождения.
Заключение.
Список литературы.
Для Петрарки studia humanitatis были прежде всего средством самопознания. Современные учёные уточняют толкования: Пауль Кристеллер понимает под ренессансным гуманизмом «профессиональную область» деятельности примерно между 1280—1600 гг., которая заключалась в занятиях и преподавании известного набора дисциплин (грамматика, риторика, поэзия, история и моральная философия, включая политическую философию) на основе классической греко-латинской образованности. Таким образом , подобные границы гуманизма не совпадают со средневековым квадривиумом, отличаются от традиционной номенклатуры свободных искусств и показывают серьезный разрыв между гуманизмом и тогдашним университетским образованием (за рамками раннего гуманизма остаются юриспруденция, медицина, естествознание, логика, теология, философия в понимании натурфилософии).
Э.Гарен толкует
ренессансный гуманизм как новое
миропонимание, которое привело
к всестороннему изменению
Главным принципом
всей гуманистической этики
Леон Баттиста Альберти пишет:
«Природа, т. е. Бог, вложила в человека элемент небесный и божественный, несравненно более прекрасный и благородный, чем что-либо смертное. Она дала ему талант, способность к обучению, разум — свойства божественные, благодаря которым он может исследовать, различать и познавать, чего должно избегать и чему следовать для того, чтобы сохранить самого себя. К этим великим и бесценным дарам Бог вложил еще в душу человека умеренность, сдержку против страстей и чрезмерных желаний, а также стыд, скромность и стремление заслужить похвалу. Кроме того, Бог внедрил в людей потребность в твердой взаимной связи, которая поддерживает общежитие, правосудие, справедливость, щедрость и любовь, а всем этим человек может заслужить у людей благодарность и похвалу, а у своего творца — благоволение и милосердие. Бог вложил еще в грудь человека способность выдерживать всякий труд, всякое несчастье, всякий удар судьбы, преодолевать всяческие затруднения, побеждать скорбь, не бояться смерти. Он дал человеку крепость, стойкость, твердость, силу, презрение к ничтожным мелочам... Поэтому будь убежден, что человек рождается не для того, чтобы влачить печальное существование в бездействии, но чтобы работать над великим и грандиозным делом. Этим он может, во-первых, угодить Богу и почтить его и, во-вторых, приобрести для самого себя наисовершеннейшие добродетели и полное счастье».
Рассуждения на
эту тему были любимым предметом
гуманистов (Петрарка; Альберти, трактат
«О семье», 1433-43, 41; Манетти, трактат
«О достоинстве и превосходстве
человека», 1451-52; Фичино; Пико делла
Мирандола, «Речь о достоинстве
человека», 1486).Все их рассуждения были
проникнуты одной главной идеей — преклонением
перед разумом и его творческой мощью.
Разум — это бесценный дар природы, который
отличает человека от всего сущего, делает
его богоподобным. Для гуманиста мудрость
являлась высшим благом, доступным людям,
и поэтому своей важнейшей задачей они
считали пропаганду классической литературы.
В мудрости и познании, верили они, человек
обретает настоящее счастье — и в этом
состояло его подлинное благородство.В
отличие от средневекового и феодального
идеала личности (религиозного и сословного),
новый идеал, гуманистический имел четко
выраженную светскую и социальную ориентацию.
Гуманисты, опираясь на древних, отвергают
значение происхождения в оценке достоинства
человека, которое теперь зависит от его
индивидуальных качеств.
Литература в эпоху возрождения.
Литература эпохи
Возрождения — крупное
В творчестве таких авторов, как Петрарка, Рабле, Шекспир, Сервантес выражено новое понимание жизни человеком, отвергающим рабскую покорность, которую проповедует церковь. Человека они представляют, как высшее создание природы, стараясь раскрыть красоту его физического облика и богатство души и ума. Для реализма Возрождения характерна масштабность образов (Гамлет, король Лир), поэтизация образа, способность к большому чувству и одновременно высокий накал трагического конфликта («Ромео и Джульетта»), отражающего столкновение человека с враждебными ему силами.
Для литературы Возрождения характерны различные жанры. Но определенные литературные формы преобладали. Наиболее популярным был жанр новеллы, который так и именуется новеллой Возрождения. В поэзии становится наиболее характерной формой сонет (строфа из 14 строк с определенной рифмовкой). Большое развитие получает драматургия. Наиболее выдающимися драматургами Возрождения являются Лопе де Вега в Испании и Шекспир в Англии. Широко распространена публицистика и философская проза. В Италии Джордано Бруно в своих работах обличает церковь, создает свои новые философские концепции. В Англии Томас Мор высказывает идеи утопического коммунизма в книге «Утопия». Широко известны и такие авторы, как Мишель де Монтень («Опыты») и Эразм Роттердамский («Похвала глупости»). В числе писателей того времени оказываются и коронованные особы. Стихи пишет герцог Лоренцо Медичи, а Маргарита Наваррская, сестра короля Франции Франциска I, известна как автор сборника «Гептамерон».
История литературы Возрождения, как и всей культуры Ренессанса, начинается в Италии. В начале XVI в. провозвестником ее стал великий поэт Данте Алигьери (1265-1321). В своих философских сочинениях и величайшей поэме "Божественная комедия" он отразил все сложности миросозерцания человека переходного периода, который уже ясно видит будущее новой культуры.
Подлинным зачинателем Ренессанса является Франческо Петрарка (1304-1374), в творчестве которого определился поворот к новой культуре и иным духовным ценностям. Именно с его деятельности началось воссоздание античной культуры, изучение литературных памятников, поиск античных рукописей. Петрарка был не только ученым, но и видным философом, политическим деятелем, фактически первым в истории Европы интеллектуалом. Он поставил знание на такую высоту, что в 1349 г. был торжественно увенчан лавровым венком на Капитолии в Риме, подобно античным героям.Петрарка создал новую систему мышления, определил все представления о человеке Ренессанса, был видным филологом, совершенствовал латинский язык. В своих латинских произведениях он опирался на античную традицию, в духе Вергилия писал эклоги, в духе Горация - стихотворные послания. Младший современник и друг Петрарки, Джованни Боккаччо (1313-1375), был его продолжателем. Его литературное наследие достаточно разнообразно: писатель обращался и к традиционному жанру куртуазного романа и классическому эпосу. Боккаччо создал ряд произведений в новых жанрах: ему принадлежит роман в прозе и стихах "Комедия флорентийских нимф", положившая начало жанру пасторали. В истории литературы он остался, прежде всего, создателем жанра ренессансной новеллы, знаменитого сборника "Декамерон". В новеллах автор дает широчайшую панораму жизненных ситуаций и явлений. Герои представляют все слои европейского общества, и все они высоко ценят земную жизнь. Человек Боккаччо бесстрашен, он стремится покорить и изменить мир, настаивает на своей свободе чувств и действий и праве выбора. Его сочинения способствовали развитию итальянского литературного языка. Литература XV в. связана была с развитием лирики в творчестве Анджело Полициано (1454-1494) и Лоренцо Медичи (1449-1492), для творчества которого характерны карнавальные песни, воспевающие радость жизни. Полициано принадлежит первая гуманистическая поэма, написанная для театра, "Сказание об Орфее".Жанр новеллы получил в XV в. дальнейшее развитие. Поджо Браччолини (1380-1459) оставил сборник фацетий (анекдотов, по жанру близких к новеллам). В конце века жанр новеллы оказался связан с творчеством Томмазо (Мазуччо) Гвардато (ок. 1420-1476).
Значительное
место в литературе итальянского
Ренессанса занимает эпическая поэзия,
питавшаяся сюжетами, почерпнутыми из
рыцарских романов, и, прежде всего
каролингского цикла. Лучшими образцами
этой поэзии были "Большой Морганте"
Луиджи Пульчи (1432-1484) и "Влюбленный
Орландо" (1483-1494) Маттео Боярдо (1441-1494).Высокое
Возрождение в литературе Италии
характеризовалось
Лирическая поэзия
позднего Возрождения в Италии во
многом связана с творчеством
женщин. В стихах В. Колонны (1490-1547) и
Г. Стампы (ок. 1520-1554) отразились драматические
переживания и страсть. Совершенно
особое место в литературе Италии
Позднего Возрождения занимают стихотворные
произведения великого художника Микеланджело,
поэзия которого пронизана предельно
трагическими мотивами.Итальянские поэты
и писатели эпохи Возрождения не только
внесли исключительный, поистине эпохальный
вклад в процесс формирования национальных
литературных языков, но стали основоположниками
современной лирики, романа и драмы как
таковых. Несомненно, эпоха Возрождения
останется одной из величайших эпох человечества,
без которых невозможно было бы представить
полноценное развитие общества. А величайшие
произведения искусства никого не оставят
равнодушным. Чтобы представить Возрождение
полностью, нужно рассмотреть еще один
институт культуры - библиотеку, которая
открывается для читателей. Также она
становится хранилищем уникальных памятников
письменности прошлого.
Искусство эпохи Возрождения.
Для эпохи Возрождения
характерен культ красоты, прежде всего
красоты человека. Итальянская живопись
изображает прекрасных, совершенных
людей.Художники и скульпторы стремились
в своем творчестве к естественности,
к реалистичному воссозданию
мира и человека. Перестало использоваться
плоскостное изображение, живопись
обогатилась линейной и воздушной
перспективой, знанием анатомии и
пропорций человеческого те-ла, решались
проблемы точного рисунка, естественного
движения.Объектами искусства
Античность приобретает значение самостоятельной ценности и играет большую роль в формировании светской культуры. Для искусства становятся характерными в архитектуре черты античной простоты, гармонии. В библиотеках содержится богатое собрание античных рукописей. Появляются музеи, наполненные статуями, обломками античной архитектуры. Восстанавливается античный Рим. Но влияние античности наслаивается на традиции средневековья и христианское искусство, что придает сложный характер культуре возрождения.