Искусство эпохи Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 18:42, реферат

Краткое описание

"Возрождение" (Ренессанс) - термин, введенный архитектором, живописцем и историком Джорджо Вазари для определения эпохи, в которую культурное движение было призвано возрождать античность и открывать перспективы развития западной культуры. Эпоха Средневековья рассматривалась как перерыв в развитии культур, представляла собой период варварства и невежества. Возрождение зародилось в Италии, и было связано, прежде всего, с появлением в феодальном обществе буржуазных отношений, и как следствие - возникновение нового мировоззрения.

Оглавление

Введение.

Периоды ренессанса.

Человек в эпоху Возрождения.

Литература в эпоху возрождения.

Искусство эпохи Возрождения.

Выдающиеся деятели искусства эпохи Возрождения.

Заключение.

Список литературы.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 63.95 Кб (Скачать)

Для Петрарки studia humanitatis были прежде всего средством самопознания. Современные учёные уточняют толкования: Пауль Кристеллер понимает под ренессансным гуманизмом «профессиональную область» деятельности примерно между 1280—1600 гг., которая заключалась в занятиях и преподавании известного набора дисциплин (грамматика, риторика, поэзия, история и моральная философия, включая политическую философию) на основе классической греко-латинской образованности. Таким образом , подобные границы гуманизма не совпадают со средневековым квадривиумом, отличаются от традиционной номенклатуры свободных искусств и показывают серьезный разрыв между гуманизмом и тогдашним университетским образованием (за рамками раннего гуманизма остаются юриспруденция, медицина, естествознание, логика, теология, философия в понимании натурфилософии).

Э.Гарен толкует  ренессансный гуманизм как новое  миропонимание, которое привело  к всестороннему изменению культуры и явилось важным этапом в истории  и философии, и всего мышления в целом. Центром интересов гуманистов являлась «словесность» — филология  и риторика, в центре философии  было Слово, царил культ прекрасной и чистой классической речи. Слово  отождествлялось с Знанием и  Добродетелью, оно понималось как  воплощение универсальной и божественной человеческой природы, как её гармонический  этос и инструмент практической деятельности человека в кругу друзей, семьи  и родной общины (идеал homo civilis).Гуманистическая «словесность» позволила выработать новое мировоззрение, которое было проникнуто критицизмом, светскостью, противопоставляло себя темам и методам средневековой схоластики и, вдобавок, дало возможность впервые возникнуть пониманию исторической дистанции по отношению к античности.

Главным принципом  всей гуманистической этики Ренессанса было учение о высоком назначении человека, о его достоинстве — dignitas. Он гласил, что человек, наделенный разумом и бессмертной душой, обладающий добродетелью и безграничными  творческими возможностями, свободный  в своих поступках и помыслах, поставлен в центр мироздания самой природой. Это учение основывалось на воззрениях античной философии и  также отчасти на средневековой  теологической доктрине о том, что  человек был сотворен по образу и  подобию божьему. (По сути же оно  было направлено против христианского  аскетизма с его предопределенностью  места человека в иерархии). Одним  из античных источников этой идеи был  диалог Цицерона «О законах».

  

Леон Баттиста Альберти пишет:

«Природа, т. е. Бог, вложила  в человека элемент  небесный и божественный, несравненно более  прекрасный и благородный, чем что-либо смертное. Она дала ему талант, способность к  обучению, разум —  свойства божественные, благодаря которым  он может исследовать, различать и познавать, чего должно избегать и чему следовать  для того, чтобы  сохранить самого себя. К этим великим  и бесценным дарам  Бог вложил еще  в душу человека умеренность, сдержку против страстей и чрезмерных желаний, а также стыд, скромность и стремление заслужить  похвалу. Кроме того, Бог внедрил в  людей потребность  в твердой взаимной связи, которая поддерживает общежитие, правосудие, справедливость, щедрость и любовь, а всем этим человек может  заслужить у людей  благодарность и  похвалу, а у своего творца — благоволение и милосердие. Бог  вложил еще в грудь  человека способность  выдерживать всякий труд, всякое несчастье, всякий удар судьбы, преодолевать всяческие  затруднения, побеждать  скорбь, не бояться  смерти. Он дал человеку крепость, стойкость, твердость, силу, презрение  к ничтожным мелочам... Поэтому будь убежден, что человек рождается  не для того, чтобы  влачить печальное  существование в  бездействии, но чтобы  работать над великим  и грандиозным  делом. Этим он может, во-первых, угодить  Богу и почтить  его и, во-вторых, приобрести для самого себя наисовершеннейшие  добродетели и  полное счастье».

Рассуждения на эту тему были любимым предметом  гуманистов (Петрарка; Альберти, трактат  «О семье», 1433-43, 41; Манетти, трактат  «О достоинстве и превосходстве  человека», 1451-52; Фичино; Пико делла  Мирандола, «Речь о достоинстве  человека», 1486).Все их рассуждения были проникнуты одной главной идеей — преклонением перед разумом и его творческой мощью. Разум — это бесценный дар природы, который отличает человека от всего сущего, делает его богоподобным. Для гуманиста мудрость являлась высшим благом, доступным людям, и поэтому своей важнейшей задачей они считали пропаганду классической литературы. В мудрости и познании, верили они, человек обретает настоящее счастье — и в этом состояло его подлинное благородство.В отличие от средневекового и феодального идеала личности (религиозного и сословного), новый идеал, гуманистический имел четко выраженную светскую и социальную ориентацию. Гуманисты, опираясь на древних, отвергают значение происхождения в оценке достоинства человека, которое теперь зависит от его индивидуальных качеств. 
 

Литература  в эпоху возрождения.

Литература эпохи  Возрождения — крупное направление  в литературе, составная часть  всей культуры эпохи Возрождения. Занимает период с XIV по XVI век. От средневековой  литературы отличается тем, что базируется на новых, прогрессивных идеях гуманизма. Для литературы Возрождения характерны уже вышеизложенные гуманистические  идеалы. Эта эпоха связана с  появлением новых жанров и с формированием  раннего реализма, который так  и назван, «реализм Возрождения» (или  ренессансный), в отличие от более  поздних этапов, просветительского, критического, социалистического.

В творчестве таких  авторов, как Петрарка, Рабле, Шекспир, Сервантес выражено новое понимание  жизни человеком, отвергающим рабскую  покорность, которую проповедует  церковь. Человека они представляют, как высшее создание природы, стараясь раскрыть красоту его физического  облика и богатство души и ума. Для реализма Возрождения характерна масштабность образов (Гамлет, король Лир), поэтизация образа, способность  к большому чувству и одновременно высокий накал трагического конфликта («Ромео и Джульетта»), отражающего  столкновение человека с враждебными  ему силами.

Для литературы Возрождения характерны различные  жанры. Но определенные литературные формы  преобладали. Наиболее популярным был  жанр новеллы, который так и именуется  новеллой Возрождения. В поэзии становится наиболее характерной формой сонет (строфа из 14 строк с определенной рифмовкой). Большое развитие получает драматургия. Наиболее выдающимися  драматургами Возрождения являются Лопе де Вега в Испании и Шекспир  в Англии. Широко распространена публицистика и философская проза. В Италии Джордано Бруно в своих работах обличает церковь, создает свои новые философские концепции. В Англии Томас Мор высказывает идеи утопического коммунизма в книге «Утопия». Широко известны и такие авторы, как Мишель де Монтень («Опыты») и Эразм Роттердамский («Похвала глупости»). В числе писателей того времени оказываются и коронованные особы. Стихи пишет герцог Лоренцо Медичи, а Маргарита Наваррская, сестра короля Франции Франциска I, известна как автор сборника «Гептамерон».

История литературы Возрождения, как и всей культуры Ренессанса, начинается в Италии. В  начале XVI в. провозвестником ее стал великий поэт Данте Алигьери (1265-1321). В своих философских сочинениях и величайшей поэме "Божественная комедия" он отразил все сложности  миросозерцания человека переходного  периода, который уже ясно видит  будущее новой культуры.

Подлинным зачинателем  Ренессанса является Франческо Петрарка (1304-1374), в творчестве которого определился  поворот к новой культуре и  иным духовным ценностям. Именно с его  деятельности началось воссоздание  античной культуры, изучение литературных памятников, поиск античных рукописей. Петрарка был не только ученым, но и  видным философом, политическим деятелем, фактически первым в истории Европы интеллектуалом. Он поставил знание на такую высоту, что в 1349 г. был торжественно увенчан лавровым венком на Капитолии  в Риме, подобно античным героям.Петрарка создал новую систему мышления, определил  все представления о человеке Ренессанса, был видным филологом, совершенствовал  латинский язык. В своих латинских  произведениях он опирался на античную традицию, в духе Вергилия писал  эклоги, в духе Горация - стихотворные послания. Младший современник и друг Петрарки, Джованни Боккаччо (1313-1375), был его продолжателем. Его литературное наследие достаточно разнообразно: писатель обращался и к традиционному жанру куртуазного романа и классическому эпосу. Боккаччо создал ряд произведений в новых жанрах: ему принадлежит роман в прозе и стихах "Комедия флорентийских нимф", положившая начало жанру пасторали. В истории литературы он остался, прежде всего, создателем жанра ренессансной новеллы, знаменитого сборника "Декамерон". В новеллах автор дает широчайшую панораму жизненных ситуаций и явлений. Герои представляют все слои европейского общества, и все они высоко ценят земную жизнь. Человек Боккаччо бесстрашен, он стремится покорить и изменить мир, настаивает на своей свободе чувств и действий и праве выбора. Его сочинения способствовали развитию итальянского литературного языка. Литература XV в. связана была с развитием лирики в творчестве Анджело Полициано (1454-1494) и Лоренцо Медичи (1449-1492), для творчества которого характерны карнавальные песни, воспевающие радость жизни. Полициано принадлежит первая гуманистическая поэма, написанная для театра, "Сказание об Орфее".Жанр новеллы получил в XV в. дальнейшее развитие. Поджо Браччолини (1380-1459) оставил сборник фацетий (анекдотов, по жанру близких к новеллам). В конце века жанр новеллы оказался связан с творчеством Томмазо (Мазуччо) Гвардато (ок. 1420-1476).

Значительное  место в литературе итальянского Ренессанса занимает эпическая поэзия, питавшаяся сюжетами, почерпнутыми из рыцарских романов, и, прежде всего  каролингского цикла. Лучшими образцами  этой поэзии были "Большой Морганте" Луиджи Пульчи (1432-1484) и "Влюбленный Орландо" (1483-1494) Маттео Боярдо (1441-1494).Высокое  Возрождение в литературе Италии характеризовалось преобладанием  классического ренессансного стиля, монументально-возвышенного, воплощающего гуманистические идеалы красоты  и гармонии, откуда вытекала идеализация  действительности. Оно связано, прежде всего, с именем Лудовико Ариосто (1474-1533), оставившего грандиозную поэму "Неистовый Роланд", ставшей одной из величайших вершин итальянского Ренессанса. Ариосто обратился к сюжетам рыцарских романов, посвященных паладинам Карла Великого и рыцарям Круглого Стола. Средневековые образы и ситуации обретают новый облик и получают новую трактовку: герои наделены чертами ренессансной личности, сильными чувствами, твердой волей и способностью наслаждаться жизнью. Поражает изобретательность и свобода автора в композиционном построении романа при общем гармоническом равновесии всего текста.Для литературы Позднего Возрождения характерно сохранение сложившейся системы жанров, но в ней меняется многое (сюжеты, образы и т.д.), в том числе и идейная направленность. Крупнейшими мастерами новеллы этого периода стали М.Банделло (1485-1565) и Дж. Чинтио (1504-1573). И Новеллам Банделло и ста рассказам Чинтио присущи предельный драматизм ситуаций, повышенный динамизм, неприукрашенное изображение изнанки жизни и роковых страстей. Новелла приобретает пессимистический и трагический характер.

Лирическая поэзия позднего Возрождения в Италии во многом связана с творчеством  женщин. В стихах В. Колонны (1490-1547) и  Г. Стампы (ок. 1520-1554) отразились драматические  переживания и страсть. Совершенно особое место в литературе Италии Позднего Возрождения занимают стихотворные произведения великого художника Микеланджело, поэзия которого пронизана предельно трагическими мотивами.Итальянские поэты и писатели эпохи Возрождения не только внесли исключительный, поистине эпохальный вклад в процесс формирования национальных литературных языков, но стали основоположниками современной лирики, романа и драмы как таковых. Несомненно, эпоха Возрождения останется одной из величайших эпох человечества, без которых невозможно было бы представить полноценное развитие общества. А величайшие произведения искусства никого не оставят равнодушным. Чтобы представить Возрождение полностью, нужно рассмотреть еще один институт культуры - библиотеку, которая открывается для читателей. Также она становится хранилищем уникальных памятников письменности прошлого.  
 
 
 

Искусство эпохи Возрождения.

Для эпохи Возрождения  характерен культ красоты, прежде всего  красоты человека. Итальянская живопись изображает прекрасных, совершенных  людей.Художники и скульпторы стремились в своем творчестве к естественности, к реалистичному воссозданию  мира и человека. Перестало использоваться плоскостное изображение, живопись обогатилась линейной и воздушной  перспективой, знанием анатомии и  пропорций человеческого те-ла, решались проблемы точного рисунка, естественного  движения.Объектами искусства стали  человеческое тело, современные и  религиозные сюжеты. Внимание, интерес  художников все больше сосредотачивались  на человеке и на всем том, что его  окружает. Однако искусство Раннего  Возрождения было сложным, противоречивым и эта противоречивость вела его  вперед. В искусстве Раннего Возрождения, наряду с мелочной детализацией, намечается сознание обобщенного, монументального  и героического образа совершенного человека. Человек в эпоху Ренессанса снова становится главной темой  искусства, а человеческое тело считается  самой совершенной формой в природе. Гуманистическая культура Возрождения  пронизана мечтой о новом человеке и его новом духовном развитии. Главным достоинством личности стали  считаться гражданские добродетели. Теоцентрическое сознание стало  вытесняться антропоцентрическим. Идеи гуманизма наиболее ярко и полно  воплотились в искусстве, главной  темой которого стал прекрасный, гармонически развитый человек, обладающий неограниченными  духовными и творческими возможностями. Искусство Возрождения пронизано  гуманизмом, верой в творческие силы человека, в неограниченность его  возможностей, в торжество прогресса. Фигуры в живописи обретают объем  и заметно стремление, верно, передать анатомию человеческого тела.Признаки буржуазной культуры и зарождение нового мировоззрения особенно ярко проявились в XV веке. Но, именно потому, что формирование новой культуры, и нового мировоззрения  не был завершен, XV век полон творческой свободы, смелых дерзаний, преклонения  перед человеческой индивидуальностью. Это век гуманизма, веры в безграничную силу разума, эпоха интеллектуализма. Восприятие реальности проверяется  опытом, контролируется разумом. Поэтому  дух порядка столь характерен для искусства Ренессанса. Анатомия, учение о пропорциях человеческого  тела имеют для художников огромное значение.

Античность приобретает  значение самостоятельной ценности и играет большую роль в формировании светской культуры. Для искусства  становятся характерными в архитектуре  черты античной простоты, гармонии. В библиотеках содержится богатое  собрание античных рукописей. Появляются музеи, наполненные статуями, обломками античной архитектуры. Восстанавливается античный Рим. Но влияние античности наслаивается на традиции средневековья и христианское искусство, что придает сложный характер культуре возрождения.

Информация о работе Искусство эпохи Возрождения