Искусство эпохи Возрождения в Италии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 14:39, реферат

Краткое описание

Искусство Возрождения возникло на основе гуманизма (от лат. humanus – «человечный») – течения общественной мысли, которое зародилось в XIV в. В Италии, а затем на протяжении второй половины XV-XVI вв. распространилось в других европейских странах. Гуманизм провозгласил высшей ценностью человека и его благо. Гуманисты считали, что каждый человек имеет право свободно развиваться как личность, реализуя свои способности.

Оглавление

Введение
1. Периодизация
2. Проторенессанс
3. Раннее Возрождение
3.1. Скульптура
3.2. Живопись
4. Высокое Возрождение
4.1. В Средней Италии
4.2. В Венеции
5. Позднее Возрождение
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат по культурологии.doc

— 172.00 Кб (Скачать)
ign="justify">другую  эпоху. И, тем не менее,  его  личность  выходила  за  пределы  своего

времени, поднималась над ним. Творчество Леонардо до Винчи  неисчерпаемо.  О масштабе и уникальности его  дарования  позволяют  судить  рисунки  мастера, занимающие в истории мирового искусства одно из почётных мест.  С  рисунками Леонардо да Винчи, зарисовками, набросками, схемами  неразрывно  связаны  не только  рукописи,  посвящённые  точным  наукам,  но  и  работы   по   теории искусства. В знаменитом  «Трактате  о  живописи»  (1498  г.)  и  других  его записях большое внимание уделено изучению человеческого тела,  сведениям  по анатомии, пропорциям, зависимости между движениями, мимикой и  эмоциональным состоянием  человека.  Много  места  отдано  проблемам  светотени,  объёмной моделировке, линейной и воздушной перспективе.

   Искусство Леонардо да Винчи,  его научные и  теоретические  исследования, уникальность  его  личности  прошли  через  всю  историю  мировой  культуры, оказали на неё огромное влияние.

   С  творчеством  Рафаэля  (1483-1520)  в   истории   мирового   искусства связывается  представление  о  возвышенной красоте и   гармонии.   Принято считать,  что  в  созвездии  гениальных  мастеров  Высокого  Возрождения,  в котором Леонардо  олицетворял  интеллект,  а  Микеланджело  —  мощь,  именно Рафаэль был главным носителем гармонии. Конечно,  в  той  или  иной степени каждый из них  обладал  всеми  этими  качествами.  Несомненно,  однако,  что неустанное  стремление  к  светлому  совершенному  началу  пронизывает   всё творчество Рафаэля, составляет его внутренний смысл.

   Рафаэль первоначально учился  в Урбино у своего отца,  затем у местного живописца Тимотео Вите. В 1500 г. он  переехал  в  столицу  Умбрии  Перуджу, чтобы  продолжить  образование  в  мастерской  известного  живописца,  главы умбрийской школы Пьетро Перуджино. Молодой мастер  быстро  превзошёл  своего учителя.

   Рафаэля называли  Мастером  Мадонн.  Настроение  душевной  чистоты,  ещё несколько наивное  в  одной  из  его  первых  небольших  картин  —  «Мадонна Конестабиле»   (1502 —1503 гг.), — приобрело  возвышенный  характер  раннего периода Рафаэля  —   «Обручение  Марии»  (1504  г.).  Происходящая  на  фоне чудесной архитектуры сцена  обручения  Марии  и  Иосифа  представляет  собой образ высокой красоты.   Эта   небольшая  картина  уже  целиком  принадлежит искусству Высокого Возрождения. Главные действующие лица, группы  девушек и юношей покоряют своим  естественным изяществом. Выразительны, певучи,  метки и пластичны их движения, позы и жесты: например, сближающиеся руки  Марии  и Иосифа, надевающего ей на  палец  кольцо.  В  картине  нет  ничего  лишнего, второстепенного. Золотистые,  красные  и  тёмно-зелёные  тона,  созвучные  с

мягкой  голубизной неба, создают праздничное  настроение.

   В 1504 г. Рафаэль переехал во  Флоренцию.  Здесь  его  творчество  обрело

зрелость  и спокойное величие.  В  цикле  Мадонн  он  варьировал  изображение молодой матери с Младенцем  Христом и маленьким Иоанном Крестителем на  фоне пейзажа.  Особенно  хороша  «мадонна   в   зелени»   (1505г.).   В   картине использована пирамидальная композиция Леонардо, а  колориту  присуща  тонкая гармония красок.

   Успехи Рафаэля были настолько  значительны, что в 1508 г. его   пригласили

к  папскому  двору  в  Рим.  Художник  получил  заказ  на  роспись  парадных

апартаментов  Папы, так  называемых  станц  (комнат)  в  Ватиканском  дворце. Росписи  ватиканских  станц  (1509  –  1517гг.)  принесли   Рафаэлю   славу, выдвинули его в ведущие мастера не только Рима, но и Италии.

   Как и прежде, Рафаэль вновь  обратился к излюбленному  образу  Мадонны  с Младенцем.  Мастер  готовился  к  созданию   своего   великого   шедевра   – «Сикстинской  Мадонны»  (1515  –  1519гг.)  для  церкви  Святого  Сикста   в Пьяченце. В истории искусства  «Сикстинская  Мадонна»  -  образ  совершенной красоты.

   Рафаэль был замечательным мастером  рисунка. Здесь  ярко  проявилось  его безупречное, легкое, свободное чувство линии. Значительный вклад он  внес  и в архитектуру. Само имя Рафаэля – Божественного Санцио – в дальнейшем  стало олицетворением идеального, наделенного божественным даром художника.

   С великими почестями он был  погребен в римском Пантеоне,  где  его  прах

покоится  и поныне. Микеланджело Буонарроти (1475-1564) – величайший мастер Высокого Возрождения, создавший выдающиеся произведения скульптуры, живописи и архитектуры. Детство Микеланджело прошло в маленьком тосканском городке Капрезе близ Флоренции. Юность и годы учения он провел во Флоренции. В художественной школе при дворе герцога Лоренцо Медичи ему открылась красота античного искусства, он общался с великими представителями гуманистической культуры.

Флоренции принадлежат почти все скульптурные работы Микеланджело. Однако в равной мере и Рим может быть назван городом Микеланджело.

В 1469 г. он приехал в Рим, где к нему вскоре пришла слава. Самое известное

произведение  первого римского периода – «Пьета» («Оплакивание Христа»)

(1498 –  1501 гг.) в капелле собора Святого  Петра. На коленях слишком юной

для такого взрослого сына Марии распростерто безжизненной тело Христа. Горе матери светло и возвышенно, лишь в жесте левой руки словно выплескивается наружу душевное страдание. Белый мрамор отполирован до блеска. В игре света и тени его поверхность кажется драгоценной. Вернувшись во Флоренцию в 1501г., Микеланджело взялся исполнить колоссальную мраморную статую Давида (1501 – 1504гг.). Статуя достигает пяти с половиной метров высоты. Она олицетворяет безграничную мощь человека. Давид только готовится нанести противнику удар камнем, пущенным из пращи, но уже ощущается, что это будущий победитель, полный сознания своей физической и духовной силы. Лицо героя выражает несокрушимую волю. Микеланджело считал себя только скульптором, что, однако, не помешало ему, истинному сыну Возрождения, быть и великим живописцем, и архитектором. Самое грандиозное произведение монументальной живописи Высокого Возрождения - роспись потолка Сикстинской капеллы в Ватикане, выполненная Микеланджело в 1508 – 1512гг. Гробница папы Юлия II могла бы стать вершиной в области скульптуры, если бы Микеланджело удалось воплотить в жизнь свой первоначальный замысел: сорок мраморных статуй должны были украсить мавзолей. До нас дошли «Скованный раб» – сильный, коренастый юноша, который тщетно стремится освободиться от оков, и «Умирающий раб» – прекрасный юноша, который ожидает смерти как избавления от мук (около 1513г.).

После падения республики во Флоренции Микеланджело не чувствовал себя в безопасности. В 1534г. он покинул родной город и переехал в Рим, где по заказу папы Павла III написал на торцевой стене Сикстинской капеллы знаменитую фреску «Страшный суд» (1536 – 1541 гг.). На фоне холодного сине-пепельного неба множество фигур охвачено вихревым движением. Господствует трагическое чувство мировой катастрофы. Близится час возмездия, ангелы возвещают о наступлении Страшного суда.

В последние  десятилетия жизни мастер занимался  только архитектурой и

поэзией. Творчество великого Микеланджело составило  целую эпоху и далеко опередило свое время, оно сыграло грандиозную роль в мировом искусстве, а также оказало влияние на формирование принципов барокко. 

                                   4.2. Высокий Ренессанс в Венеции  

      Если творчество Микеланджело  во второй своей  половине  уже  несет  на

себе  черты новой эпохи, то для Венеции  весь XVI век проходит еще под  знаком чинквеченто. Венеция, сумевшая сохранить свою независимость,  дольше  хранит и верность традициям Ренессанса.

   Из  мастерской  Джанбеллино   вышло  два   великих   художника   Высокого венецианского Возрождения: Джорджоне и Тициан.

   Джорджо Барбарелли да Кастельфранко,  по прозванию Джорджоне (1477-1510), - прямой последователь своего учителя  и  типичный  художник  поры  Высокого Возрождения.  Он  первый   на   венецианской   почве   обратился   к   темам литературным, к сюжетам мифологическим. Пейзаж, природа и  прекрасное  нагое человеческое тело стали для него предметом искусства и объектом  поклонения.

Чувством  гармонии,  совершенством  пропорций,   линейным   ритмом,   мягкой светописью,  одухотворенностью  и  психологической  выразительностью   своих образов  и  вместе  с  тем  логичностью,  рационализмом   Джорджоне   близок Леонардо, который, несомненно, оказал на него  и  непосредственное  влияние, когда проездом из Милана в  1500  г.  был  в  Венеции.  Но  Джорджоне  более эмоционален, чем великий миланский мастер, и как типичный  художник  Венеции интересуется не столько линейной перспективой, сколько воздушной  и  главным образом проблемами колорита.

   Уже в первом известном произведении "Мадонна Кастельфранко" (около  1505) Джорджоне предстает  вполне  сложившимся  художником;  образ  мадонны  полон поэтичности, задумчивой мечтательности,  пронизан  тем  настроением  печали, которое свойственно всем женским образам Джорджоне. За  последние  пять  лет своей жизни (Джорджоне умер  от  чумы,  бывшей  особенно  частой  гостьей  в Венеции) художник создал свои лучшие произведения,  исполненные в масляной технике, основной в венецианской школе в тот период, когда мозаика отошла  в прошлое вместе со  всей  средневековой  художественной  системой,  а  фреска оказалась нестойкой во влажном  венецианском  климате.  В картине 1506  г. "Гроза" Джорджоне изображает человека как часть природы.  Кормящая  ребенка женщина, юноша с посохом (которого можно принять за воина  с  алебардой)  не объединены  каким-либо  действием,  но  соединены  в   этом   величественном ландшафте общим настроением, общим душевным  состоянием.  Джорджоне  владеет тончайшей и необычайно богатой палитрой. Приглушенные тона  оранжево-красной одежды  юноши,  его  зеленовато-белой  рубашки,  перекликающейся   с   белой накидкой женщины,  как  бы окутаны тем полусумеречным  воздухом,  который свойствен  предгрозовому  освещению.  Зеленый  цвет  имеет  массу  оттенков: оливковый в деревьях, почти черный в глубине воды, свинцовый в тучах. И  все это объединено одним  светящимся  тоном,  сообщающим  впечатление зыбкости, беспокойства, тревоги, радости, как само состояние человека  в  предчувствии надвигающейся грозы.

   Тициан  Вечеллио  (1477-1576)  -   величайший   художник   венецианского

Возрождения. Он создал произведения и на мифологические, и  на  христианские сюжеты,  работал   в   жанре   портрета,   его   колористическое   дарование исключительно,  композиционная   изобретательность   неисчерпаема,   а   его счастливое  долголетие  позволило  ему  оставить   после   себя   богатейшее творческое наследие, оказавшее огромное влияние на потомков. Тициан  родился в Кадоре, маленьком городке у подножия Альп, в семье военного,  учился,  как и Джорджоне, у Джанбеллино, и первой его работой (1508)  была  совместная  с Джорджоне  роспись  амбаров  Немецкого  подворья  в  Венеции.  После  смерти Джорджоне, в 1511 г., Тициан расписал в Падуе  несколько  помещений  scuolo, филантропических братств, в которых  несомненно  ощущается  влияние  Джотто, работавшего  некогда  в  Падуе,  и  Мазаччо.  Жизнь  в   Падуе   познакомила художника, конечно,  и  с  произведениями  Мантеньи  и  Донателло.  Слава  к Тициану приходит рано.  Уже  в  1516  г.  он  становится  первым  живописцем республики, с 20-х годов - самым прославленным художником Венеции,  и  успех не оставляет его до конца дней. Около 1520 г. герцог  Феррарский  заказывает ему цикл картин, в которых  Тициан  предстает  певцом  античности,  сумевшим почувствовать и, главное, воплотить дух язычества  ("Вакханалия",  "Праздник Венеры", "Вакх и Ариадна"). 

                                      5. Позднее Возрождение 

   Во второй половине XVI в в Италии  нарастал упадок экономики и  торгов ли, католицизм  вступил  в  борьбу   с   гуманистической   культурой   искусство переживало  глубокий  кризис.  В  нём  укреплялись  антиренессансные   антиклассические тенденции, воплотившиеся в маньеризме.

   Маньеризм почти не затронул  Венецию,  которая  во  второй  половине  XVI столетия стала главным очагом позднеренессансного искусства.  Хотя  торговое и политическое значение Венецианской республики неуклонно падало, как и ее могущество, Город Лагун по-прежнему был сведен и от власти Папы римского,  и от иноземного владычества, а накопленные им богатства были огромны.  В  этот период уклад жизни Венеции и характер её культуры отличались таким  размахом и  великолепием,  что,  казалось,  ничто  не  свидетельствовало   о   закате слабеющего  Венецианского  государства.  В  русле  высокой   гуманистической ренессансной традиции в новых исторических условиях  в  Венеции развивалось обогащенное новыми формами творчества великих мастеров позднего  Возрождения — Палладио, Веронезе, Тинторетто

Информация о работе Искусство эпохи Возрождения в Италии