Искусство эпохи Возрождения в Италии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 14:39, реферат

Краткое описание

Искусство Возрождения возникло на основе гуманизма (от лат. humanus – «человечный») – течения общественной мысли, которое зародилось в XIV в. В Италии, а затем на протяжении второй половины XV-XVI вв. распространилось в других европейских странах. Гуманизм провозгласил высшей ценностью человека и его благо. Гуманисты считали, что каждый человек имеет право свободно развиваться как личность, реализуя свои способности.

Оглавление

Введение
1. Периодизация
2. Проторенессанс
3. Раннее Возрождение
3.1. Скульптура
3.2. Живопись
4. Высокое Возрождение
4.1. В Средней Италии
4.2. В Венеции
5. Позднее Возрождение
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат по культурологии.doc

— 172.00 Кб (Скачать)

единственным  художником своего  времени,  ставшим  на  путь  реформ,  однако целеустремленность, решительность, смелый разрыв с существенными  принципами средневековой  традиции  делают  его родоначальником нового искусства.

     Еще одним  важным центром  искусства Италии конца  XIII  века  -  первой

половины  XIV  века  была  Сиена.  Формирование  его  художественной   школы происходило  в  одно  время  с  флорентийской,   но  искусство   этих   двух крупнейших тосканских городов  различно,  как  различны  были  их  жизненный уклад и их культура.

     Сиена была давней соперницей  Флоренции.  Это  привело  к  ряду  военных столкновений,  оканчивавшихся с переменным  успехом,  однако  к  концу  XIII столетия перевес оказался на  стороне  Флоренции, пользовавшейся  поддержкой Папы.

      Искусство   Сиены   отмечено   чертами   утонченной   изысканности   и

декоративизма.  В  Сиене  ценили  французские  иллюстрированные  рукописи  и произведения  художественных  ремесел.  В  XIII-XIV  столетиях   здесь   был воздвигнут один из  изящнейших  соборов  итальянской  готики,   над  фасадом которого работал в 1284-1297 годах Джованни Пизано. 

3. Раннее Возрождение 

   В первых десятилетиях XV века  в искусстве Италии происходит  решительный перелом.  Возникновение мощного очага Ренессанса во  Флоренции  повлекло  за собой  обновление  всей  итальянской  художественной  культуры.   Творчество Донателло,   Мазаччо  и  их  сподвижников  знаменует  победу   ренессансного реализма,  существенно отличавшегося от  того  "реализма  деталей",  который был  характерен  для  искусства   позднего  треченто.   Произведения    этих мастеров   проникнуты  идеалами  гуманизма.  Они   возвеличивают   человека, поднимают его  над  уровнем обыденности.

     В своей борьбе  с  традицией   готики  художники   раннего   Возрождения

искали  опору в античности  и  искусстве  Проторенессанса.   То,  что  только

интуитивно, на ощупь искали мастера  Проторенессанса,   теперь  основывается на точных знаниях.

     Итальянское искусство XV века  отличается большой  пестротой.   Различие условий,  в  которых  формируются  местные  школы,  порождает   разнообразие художественных течений.  Новое искусство, победившее  в  начале  XV  века  в передовой Флоренции, далеко не сразу получило признание и распространение  в других областях страны.

   В то время как во Флоренции  работали Брунелесски, Мазаччо, Донателло,  в северной  Италии  еще  были  живы  традиции  византийского   и   готического искусства, лишь постепенно вытесняемые Ренессансом.

             Кватроченто.

   С конца XIV в. власть во Флоренции  переходит к дому банкиров  Медичи. Его глава, Козимо Медичи, стал негласным правителем Флоренции. Ко  двору  Козимо Медичи (а затем и его внука  Лоренцо,  прозванного  Великолепным)  стекаются писатели,  поэты,  ученые,   архитекторы   и   художники.   Начинается   век медицейской  культуры.  Первые  признаки  новой,   буржуазной   культуры   и зарождение нового, буржуазного мировоззрения особенно ярко проявились  в  XV в., в период кватроченто. Но  именно  потому,  что  процесс  сложения  новой культуры  и  нового  мировоззрения  не  был  завершен в этот  период  (это произошло позже, в эпоху  окончательного  разложения  и  распада  феодальных отношений), XV век полон творческой свободы,  смелых  дерзаний,  преклонения перед человеческой индивидуальностью.  Это  поистине  век  гуманизма.  Кроме того,  это  эпоха,  полная  веры   в   безграничную   силу   разума,   эпоха интеллектуализма.   Восприятие    действительности    проверяется    опытом,

экспериментом, контролируется  разумом.  Отсюда  тот  дух  порядка  и  меры, который столь характерен для искусства  Ренессанса.  Геометрия,  математика, анатомия, учение  о  пропорциях  человеческого  тела  имеют  для  художников огромное  значение;  именно  тогда  начинают  тщательно   изучать   строение человека; в XV в. итальянские  художники  решили  и проблему  прямолинейной перспективы, которая уже назрела в искусстве треченто.

   В формировании  светской  культуры  кватроченто  огромную  роль  сыграла античность.  XV  столетие  демонстрирует  прямые  связи   с   ней   культуры Возрождения. С 1439 года, со времени состоявшегося во Флоренции  вселенского церковного  собора,   на  который  прибыли  в  сопровождении  пышной   свиты византийский император Иоанн  Палеолог  и  константинопольский  патриарх,  и особенно после падения  Византии  в  1453  году,  когда многие  бежавшие  с Востока ученые нашли прибежище во Флоренции,  город этот  становится   одним из главных в Италии центров изучения греческого языка, а также литературы  и философии Древней Греции.  Во Флоренции основывается Платоновская  академия, библиотека Лауренциана содержит богатейшее собрание  античных  рукописей.  И все же  ведущая  роль  в  культурной   жизни  Флоренции  первой  половины  и середины XV века,   бесспорно,  принадлежала  искусству.  Появляются  первые художественные музеи, наполненные статуями, обломками античной  архитектуры, мраморами,  монетами,  керамикой.  Восстанавливается  античный  Рим.   Перед изумленной  Европой  предстает  красота  страдающего  Лаокоона,   прекрасных Аполлона (Бельведерского) и Венеры (Медицейской). 

                                                    3.1. Скульптура

   В  XV  в.  итальянская  скульптура  переживала  расцвет.  Она  приобрела самостоятельное, независимое от архитектуры значение, в ней появились  новые жанры. В практику  художественной  жизни  начинали  входить  заказы  богатых купеческих  и  ремесленных  кругов   на   украшение   общественных   зданий; художественные   конкурсы   приобретали   характер   широких    общественных мероприятий.  Событием,  которое   открывает   новый   период   в   развитии итальянской  ренессансной  скульптуры,  считается  состоявшийся  в  1401  г. конкурс на изготовление из  бронзы  вторых  северных  дверей  флорентийского баптистерия. Среди  участников  конкурса  были  молодые  мастера  —  Филиппо Брунеллески и Лоренцо Гиберти (около 1381-1455).

   Победил  на  конкурсе  блестящий   рисовальщик  Гиберти.  Один  из  самых

образованных  людей своего времени, первый  историк  итальянского  искусства, Гиберти, в творчестве которого  главным  были  равновесие  и гармония  всех элементов изображения, посвятил жизнь одному виду скульптуры — рельефу.  Его искания достигли вершины  в  изготовлении  восточных  дверей  флорентийского баптистерия (1425—1452 гг.),  которые  Микеланджело  назвал  «Вратами  рая».

Составляющие  их  десять  квадратных  композиций  из   позолоченной   бронзы передают  глубину  пространства,  в  которой  сливаются   фигуры,   природа, архитектура. Они напоминают выразительностью живописные картины.  Мастерская Гиберти стала настоящей  школой  для  целого  поколения  художников.  В  его мастерской  в  качестве  помощника  работал  молодой  Донателло,  в  будущем великий реформатор итальянской скульптуры.

   Донато ди Никколо ди Бетто  Барди,  которого  называли  Донателло  (около

1386—1466), родился во Флоренции в семье чесальщика шерсти.  Он  работал во Флоренции, Сиене,  Риме,  Падуе.  Однако  огромная  слава  не  изменила  его простого  образа  жизни.  Рассказывали,  что  бескорыстный  Донателло  вешал кошелёк с деньгами у двери своей мастерской, и его друзья  и  ученики  брали из кошелька столько, сколько им было нужно.

   С одной стороны,  Донателло   жаждал  в  искусстве  жизненной   правды.  С

другой, он придавал своим работам черты  возвышенной  героики.  Эти  качества проявились уже в ранних работах мастера — статуях святых,  предназначенных для наружных ниш фасадов церкви Ор Сан-Микеле во Флоренции, и  ветхозаветных пророков флорентийской кампанилы. Статуи находились в нишах,  но  они  сразу привлекали внимание суровой выразительностью  и  внутренней  силой  образов.

Особенно  известен «Святой Георгий» (1416 г.) —  юноша-воин со щитом  в  руке.

У него сосредоточенный, глубокий взгляд; он прочно стоит  на  земле,  широко расставив  ноги.  В  статуях  пророков  Донателло  особенно  подчёркивал  их характерные черты, подчас грубоватые,  неприкрашенные,  даже  уродливые,  но живые и естественные. У Донателло пророки Иеремия  и  Аввакум  —  цельные  и духовно богатые натуры. Их крепкие фигуры скрыты тяжёлыми складками  плащей.

Жизнь избороздила глубокими морщинами поблёкшее  лицо  Аввакума,  он  совсем облысел, за что его во Флоренции и прозвали Цукконе (Тыква).

   В 1430 г.  Донателло  создал  «Давида»  —  первую  обнажённую  статую  в

итальянской скульптуре Возрождения. Статуя предназначалась  для  фонтана  во внутреннем дворе палаццо Медичи.  Библейский  пастух,  победитель   великана Голиафа,  — один из излюбленных образов Ренессанса. Изображая его  юношеское тело, Донателло, несомненно, исходил из античных  образцов,  но  переработал их в духе своего времени. Задумчивый и спокойный Давид в пастушьей шляпе, затеняющей его лицо, попирает ногой голову Голиафа и словно не  сознаёт  ещё совершённого им подвига.

   Поездка в Рим вместе с Брунеллески  чрезвычайно расширила  художественные возможности  Донателло,  его  творчество  обогатилось  новыми   образами   и приёмами, в которых  сказалось  влияние  античности.  В  творчестве  мастера наступил  новый  период.  В  1433   г.   он   завершил   мраморную   кафедру флорентийского собора. Всё поле кафедры занимает ликующий  хоровод  пляшущих путти — нечто вроде античных амуров и одновременно средневековых  ангелов  в виде обнажённых мальчиков, иногда крылатых,  изображённых  в  движении.  Это излюбленный мотив в скульптуре итальянского Возрождения,  распространившийся затем в искусстве XVII—XVIII вв.

   Почти десять лет  Донателло   работал  в  Падуе,  старом  университетском

городе,  одном  из  центров   гуманистической   культуры,   родине   глубоко

почитаемого  в  Католической  Церкви  Святого   Антония   Падуанского.   Для городского  собора,  посвящённого  Святому  Антонию,  Донателло  выполнил  в 1446—1450 гг. огромный скульптурный алтарь со множеством статуй и рельефов.

Центральное место под балдахином занимала статуя  Мадонны  с  Младенцем,  но обеим сторонам которой располагалось шесть статуй святых.  В  конце  XVI  в. алтарь был разобран. До наших дней сохранилась только его  часть,  и  сейчас трудно себе представить, как он выглядел первоначально.

   Четыре дошедших до нас алтарных  рельефа,  изображающие  чудесные  деяния Святого  Антония,  позволяют  оценить   необычные   приёмы,   использованные мастером. Это тип плоского, как бы сплющенного  рельефа.  Многолюдные  сцены представлены в едином движении в реальной  жизненной  обстановке.  Фоном  им служат  огромные  городские   постройки   и   аркады.   Благодаря   передаче перспективы возникает впечатление глубины  пространства,  как  в  живописных произведениях.

   Одновременно Донателло выполнил  в Падуе конную статую кондотьера  Эразмо де  Нарни,  уроженца  Падуи,  находившегося   на   службе   у   Венецианской республики. Итальянцы прозвали его Гаттамелатой (Хитрой  Кошкой).  Это  один из первых ренессансных конных монументов. Спокойное достоинство  разлито  во всём облике Гаттамелаты, одетого в римские доспехи, с обнажённой на  римский манер  головой,   которая   является   великолепным   образцом   портретного искусства. Почти  восьмиметровая  статуя  на  высоком  пьедестале  одинаково выразительна со всех сторон. Монумент поставлен  параллельно  фасаду  собора Сант-Антонио, что позволяет видеть его либо на фоне голубого  неба,  либо  в эффектном сопоставлении с мощными формами куполов.

   В последние проведённые во  Флоренции годы Донателло   переживал  душевный кризис, его образы становились всё более драматичными. Он создал  сложную и выразительную  группу  «Юдифь  и  Олоферн»  (1456-1457гг.);  статую   «Мария Магдалина» (1454-1455 гг.) в виде дряхлой старухи, измождённой отшельницы  в звериной шкуре - трагические по настроению рельефы для церкви  Сан-Лоренцо, завершенные уже его учениками.

   Среди  крупнейших  скульпторов   первой  половины  XV  в.  нельзя  обойти

вниманием Якопо делла Кверча (1374—1438) —  старшего современника  Гиберти  и Донателло. Его творчество, богатое  многими  открытиями,  стояло  как  бы  в стороне от  общего  пути,  по  которому  развивалось  искусство  Ренессанса.

Уроженец  города Сиены, Кверча  работал  в  Лукке.  Там  в  городском  соборе находится выполненное этим мастером редкое по красоте надгробие юной  Иларии дель Карето. В 1408 — 1419 гг. Кверча создал скульптуры для  монументального фонтана Фонте Гайя на площади Кампо в Сиене. Затем  мастер  жил  в  Болонье, где его главным произведением стали рельефы для  портала  церкви  Сан-Петро-нио (1425—1438 гг.). Выполненные из тёмно-серого  твёрдого  местного  камня, они отличаются мощной монументальностью, предвосхищая образы Микеланджело.

Информация о работе Искусство эпохи Возрождения в Италии